Решение №ВК/6620/23 Решение № 021/01/15-76/2023 по делу о нарушении антимонопол... от 3 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 021/01/15-76/2023

 

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть оглашена 27 октября 2023 года

Изготовлено в полном объеме 03 ноября 2023 года

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 021/01/15-76/2023 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

"..."

в присутствии заявителя Главы КФХ Турхан Р. А.,

в присутствии представителя заявителя ООО «Клевер», "..."

в отсутствие представителя ответчика, администрации Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики, надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, причины неявки Комиссии неизвестны,

в отсутствие заинтересованного лица "...", надлежащим образом уведомленого о месте и времени рассмотрения дела, причины неявки Комиссии неизвестны,

рассмотрев дело №021/01/15-76/2023, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в не проведении аукциона на заключение договоров аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с условными номерами: 21:25:110401:ЗУ1 площадью 112564 кв.м., 21:25:160501:ЗУ1 площадью 90324 кв.м., 21:25:000000:ЗУ1 площадью 152872 кв.м., 21:25:110401:ЗУ1 площадью 470981 кв.м.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике поступили жалобы Главы КФХ Турхан Р.А. (регистрационный номер 12253-ИП/22), ООО «Клевер» от 28.11.2022 № 37 (регистрационный номер 12320-ИП/22) о наличии в действиях (бездействии) администрации Яльчикского района Чувашской Республики признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Из обращений следует, что администрацией Яльчикского района Чувашской Республики нарушен срок, установленный земельным законодательством, для подачи заявления о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельных участков с кадастровыми №№ 21:25:110401:ЗУ, 21:25:160501:ЗУ1, 21:25:000000:ЗУ1, 21:25:110401:ЗУ1 .

По результатам рассмотрения обращения в порядке части 1 статьи 39.1 Федерального закона №135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) в связи с выявлением признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» администрации Яльчикского района Чувашской Республики выдано предупреждение об устранении признаков нарушения, путем отмены постановлений администрации Яльчикского района Чувашской Республики от 17.10.2022 № 687; № 686; № 690; № 685; 2) возврата в казну администрации Яльчикского района Чувашской Республики земельные участки с условными номерами: 21:25:110401:ЗУ1 площадью 112564 кв.м., 21:25:160501:ЗУ1 площадью 90324 кв.м., 21:25:000000:ЗУ1 площадью 152872 кв.м., 21:25:110401:ЗУ1 площадью 470981 кв.м., расположенных по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, Новошимкусское сельское поселение, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства»

Срок исполнения предупреждения установлен до 31.01.2023.

Письмом от 30.01.2023 администрация Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики сообщила о несогласии с выводами Чувашского УФАС России в части толкования внесенных постановлением Правительства Российской Федерации изменений, в связи с чем просила пересмотреть и отменить предупреждение от 21.12.2022 № ВК/8549/22. Также письмом от 25.01.2023 № 01-01-16/216 администрация сообщила о принятии решения от 06.12.2022 № 5/4-с «О ликвидации администрации Яльчикского района Чувашской Республики» и об утверждении Положения об администрации Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики.

Между тем, при рассмотрении указанных писем Чувашским УФАС России было установлено, что в соответствии со статьей 5 Закона Чувашской Республики от 29.03.2022 N 31 «О преобразовании муниципальных образований Яльчикского района Чувашской Республики и о внесении изменений в Закон Чувашской Республики «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального округа и городского округа», органы местного самоуправления Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Таким образом, правопреемником администрации Яльчикского района Чувашской Республики является администрация Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики.

01.02.2023 Чувашским УФАС России дан ответ администрации Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики (ВК/555/23 от 01.02.2023) относительно доводов, указанных в письме от 25.01.2023 № 01-01- 16/216, в котором указано, что принятие решения от 06.12.2022 № 5/4-с «О ликвидации администрации Яльчикского района Чувашской Республики» не является препятствием для исполнения предупреждения от 21.12.2022 № ВК/8549/22, и в соответствии с приказом ФАС России от 22.01.2016 N 57/16 «Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства»,порядок отзыва и /или аннулирования предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства не предусмотрен.

В последующем, от администрации ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения от 21.12.2022 № ВК/8549/22 в адрес Чувашского УФАС России не поступало.

Таким образом, из предоставленного следует о неисполнении администрацией Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики Предупреждения от 21.12.2022 № ВК/8549/22.

На основании изложенного, издан приказ Чувашского УФАС России от 10.02.202315 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН 2120001419, ОГРН 1022101832521, юридический адрес: 429380, Чувашская Республика - Чувашия, р-н Яльчикский, с. Яльчики, ул. Иванова, д.16) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Изучив материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее – ЗК РФ).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

Случаи предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности в аренду без проведения торгов указаны в части 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Пунктом 15 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В силу пункта 2 части 2 статьи 39.18 ЗК РФ в извещении указывается информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка.

Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (часть 4 статьи 39.18 ЗК РФ).

Согласно части 7 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 909 «Об определении официального сайта российской федерации в информационно-телекоммуникационной сети "интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» адрес сайта www.torgi.gov.ru определен в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Данная процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2015 N 18-КГ15-173). При поступлении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка органу местного самоуправления необходимо обеспечить публичность и открытость данной информации для предоставления возможности в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок иным заинтересованным лицам, при этом срок подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе должен составлять не менее 30 дней с момента размещения извещения на сайте www.torgi.gov.ru.

Вместе с тем установлено, 28.09.2023 "...", обратился в администрацию Яльчикского района Чувашской Республики с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с условными номерами: 21:25:110401:ЗУ1 площадь 112564 кв.м., 21:25:160501:ЗУ1 площадью 90324 кв.м., 21:25:000000:ЗУ1 площадью 152872 кв.м., 21:25:110401:ЗУ1 площадью 470981 кв.м.

29.09.2022 администрацией Яльчикского района Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте https://old.torgi.gov.ru/restricted/notification/notificationView.html? notificationId=61572375&lotId=61572416&prevPageN=1 опубликовано извещение № 290922/0421868/01 о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе:

Лот № 1: на право заключение договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения условным номером 21:25:110401:ЗУ1 площадью 112564 кв.м., расположенного по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, Новошимкусское сельское поселение, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства»;

Лот № 2: на право заключение договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения условным номером 21:25:160501:ЗУ1 площадью 90324 кв.м., расположенного по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, Новошимкусское сельское поселение, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства»;

Лот № 3: на право заключение договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения условным номером 21:25:000000:ЗУ1 площадью 152872 кв.м., расположенного по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, Новошимкусское сельское поселение, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства»;

Лот № 4: на право заключение договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назнгачения условным номером 21:25:110401:ЗУ1 площадью 470981 кв.м., расположенноо по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, Новошимкусское сельское поселение, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства».

Согласно извещению, заявления от заинтересованных лиц принимаются в письменной форме с 29 сентября 2022 года по 07 октября 2022 года по рабочим дням с 8 до 17 часов по московскому времени (перерыв с 12 до 13 часов) по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, с. Яльчики, ул. Иванова, д.16, 3 этаж, каб.7.

Таким образом, исходя из информации, размещенной на сайте www.torgi.gov.ru, срок подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе на право аренды вышеуказанных земельных участков составил 9 дней.

В указанный срок заявления от иных лиц о намерении принять участие в аукционе в адрес администрации не поступило.

По результатам рассмотрения заявления "..." на право заключения договора аренды земельных участков администрацией Яльчикского района Чувашской Республики были вынесены следующие постановления о предварительном согласовании предоставления земельных участков, как единственному участнику, подавшему заявления:

1) постановление от 17.10.2022 № 687 на право заключение договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения условным номером 21:25:110401:ЗУ1 площадью 470981 кв.м., расположенного по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, Новошимкусское сельское поселение, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства»;

2) постановление от 17.10.2022 № 686 на право заключение договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения условным номером 21:25:110401:ЗУ1 площадью 112564 кв.м., расположенного по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, Новошимкусское сельское поселение, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства»;

3) постановление от 17.10.2022 № 690 на право заключение договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения условным номером 21:25:000000:ЗУ1 площадью 152872 кв.м., расположенного по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, Новошимкусское сельское поселение, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства»;

4) постановление от 17.10.2022 № 685 на право заключение договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения условным номером 21:25:160501:ЗУ1 площадью 90324 кв.м., расположенного по адресу: Чувашская Республика, Яльчикский район, Новошимкусское сельское поселение, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства».

08.10.2022 Заявителями были поданы заявления о заключении договора аренды вышеуказанных земельных участков, однако, письмом от 11.11.2022 администрация Яльчикского района Чувашской Республики отказала в заключении договора аренды вышеуказанных земельных участков, ввиду подачи заявления после истечения срока приема заявлений.

Из письменных пояснений администрации Яльчикского муниципального округа следует, что срок подачи заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе установлен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации», где процедура, предусмотренная абзацем 1 пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ устанавливает срок приема заявлений не более 10 календарных дней.

Вместе с тем, Комиссия считает данный довод администрации ошибочным ввиду следующего.

12.04.2022 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году» (далее – Постановление № 629).

Подпунктом «в» пункта 1 Постановления № 629 (в редакции, действовавшей в 2022 году) установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учётом особенностей: процедуры, предусмотренные пунктом 7 статьи 11.4, подпунктом 3 пункта 4 статьи 39.11, пунктом 7 статьи 39.15, пунктом 5 статьи 39.17, пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляются в срок не более 14 календарных дней.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 1 Постановления № 629 процедура, предусмотренная абзацем первым пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется в срок не более 10 календарных дней.

В абзаце первом пункта 5 статьи 39.18 Кодекса дословно было указано следующее (в редакции 2022 года): «Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:». Далее перечислены действия уполномоченного распоряжаться земельным участком органа власти в зависимости от того, определены ли границы земельного участка и его образование или уточнение границ не требуется, либо необходимо уточнение границ или земельный участок только предстоит образовать – соответственно либо осуществляется подготовка проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю, либо принимается решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Однако редакция Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшая в 2022 году, не содержала сроков осуществления этих процедур.

Постановлением Правительства № 629 этот пробел устранён; срок для подготовки проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка, их подписание и направление заявителю ограничен 10 календарными днями; срок для принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка – 20 календарными днями.

Кроме того, как указывалось выше, в пункте 2 статьи 39.18 Кодекса перечислены сведения, которые должны быть опубликованы администрацией в публичном извещении о предоставлении земельного участка.

В частности, согласно подпункту 2 пункта 2 названной статьи в извещении указывается информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка. Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 39.18 Кодекса в извещении также указывается дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта.

Часть 7 статьи 39.18 ЗК РФ также предусматривает срок направления заявлений в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе.

Следовательно, законодательно установленный срок для подачи заинтересованными лицами заявлений о намерении участвовать в аукционе составляет 30 дней. Постановление № 629 не касалось сокращения этого срока, соответствующих норм об изменении 30-дневного срока, установленного подпунктами 2,4 пункта 2, пунктом 7 статьи 39.18 Кодекса Постановление не содержит.

Аналогичный вывод содержится и в решении Арбитражного суда Чувашской Республики от 18.05.2023 по делу № А79-1361/2023.

На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что администрация Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики, сократив срок подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельных участков, создала преимущественные условия "...", что привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и отсутствию возможности в приобретении прав на испрашиваемые земельные участки иным заинтересованным лицам. Вместе с тем создание равных условий и установление сроков подачи заявления о намерении участвовать в аукционе в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ дало бы возможность иным заинтересованным лицам подать указанное заявление, а в последующем и принять участие в торгах на право аренды земельных участков и получить данное право на основании добросовестной конкуренции без ущемления прав иных лиц, в том числе и ООО «Клевер, КФХ Турхан Р.А.

Чувашским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220 (далее – Порядок № 220), проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке по результатам которого установлено следующее: 1. временной интервал настоящего исследования определен с 28.09.2022 по 28.10.2022; 2. продуктовые границы определены как аренда земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с условными номерами: 21:25:110401:ЗУ1 площадь 112564 кв.м., 21:25:160501:ЗУ1 площадью 90324 кв.м., 21:25:000000:ЗУ1 площадью 152872 кв.м., 21:25:110401:ЗУ1 площадью 470981 кв.м; 3. географическими границами исследуемого рынка является территория Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики; 4. оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие осуществления действий: сокращение срока подачи заявления о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельных участков приводит к отсутствию возможности в приобретении прав на испрашиваемые земельные участки иным заинтересованным лицам, поскольку создание равных условий и установление сроков подачи заявления о намерении участвовать в аукционе в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ дало бы возможность иным заинтересованным лицам подать указанное заявление, а в последующем и принять участие в торгах на право аренды земельных участков.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 N 8799/11, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Сокращение срока подачи заявления о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельных участков с кадастровыми №№ 21:25:110401:ЗУ, 21:25:160501:ЗУ1, 21:25:000000:ЗУ1, 21:25:110401:ЗУ1 администрацией Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики привело к созданию преимущественных условий "..." по отношению к иным участникам данного товарного рынка и получение права аренды земельных участков без проведения торгов.

Таким образом, в действиях администрацией Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики, выразившихся в сокращении срока подачи заявления о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельных участков с кадастровыми №№ 21:25:110401:ЗУ, 21:25:160501:ЗУ1, 21:25:000000:ЗУ1, 21:25:110401:ЗУ1, Комиссия усматривает нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные действия привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и отсутствию возможности в приобретении прав на испрашиваемые земельные участки иным заинтересованным лицам, что в свою очередь привело созданию преимущественных условий "..." по отношению к иным участникам данного товарного рынка и получение права аренды земельных участков без проведения торгов.

В соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции администрации Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики направлено заключение об обстоятельствах дела от 11.10.2023 ВК/6248/23, однако письменные пояснения на заключение об обстоятельствах дела не представлены.

В связи с изложенным, Комиссия считает, что действия администрации Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики нарушают часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Однако учитывая, что в соответствии с Постановлениями администрации Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики от 04.10.2023 № 911, 912, 913, 914 «О признании утратившими силу постановления администрации Яльчиского района Чувашской Республики» Постановления администрации Яльчикского района Чувашской Республик от 17.10.2022 №№ 685, 686, 687, 690 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» признаны утратившими силу, Комиссия Чувашского УФАС России считает, что необходимость выдачи предписания об устранении выявленных нарушений отсутствует.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьями 45, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия администрации Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики, выразившиеся в сокращении срока подачи заявления о намерении участвовать в аукционе на право аренды земельных участков с кадастровыми №№ 21:25:110401:ЗУ, 21:25:160501:ЗУ1, 21:25:000000:ЗУ1, 21:25:110401:ЗУ, нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

1

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "Клевер"
ИНН 2120003575, ОГРН 1072132000258
Администрация Яльчикского муниципального округа Чувашской Республики
ИНН 2100002904, ОГРН 1222100009361