Решение №06-04/2514 Жалоба по делу № 16-ЗП-2019 признана необоснованной. от 9 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Чебоксары                                                                      Дело № 16-ЗП-2019

 

09 апреля 2019 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 04 апреля 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме 09 апреля 2019 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 21.03.2016
№ 38 в составе:

<…>;

в присутствии от заказчика –   муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Красночетайская средняя общеобразовательная школа» Красночетайского района Чувашской Республики – <…>,

в отсутствие заявителя – общества с ограниченной ответственностью «ВолгаРемСтрой», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВолгаРемСтрой» на положения аукционной документации заказчика – муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Красночетайская средняя общеобразовательная школа» Красночетайского района Чувашской Республики при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (изв. № 31907651958), на капитальный ремонт здания МАОУ «Красночетайская СОШ» по адресу: 429040, Чувашская Республика, Красночетайский район, с. Красные Четаи, пл. Победы, д.3, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 28.03.2019 обратилось общество с ограниченной ответственностью «ВолгаРемСтрой» (далее – ООО «ВолгаРемСтрой») с жалобой на положения аукционной документации заказчика – муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Красночетайская средняя общеобразовательная школа» Красночетайского района Чувашской Республики (далее – МАОУ «Красночетайская СОШ» Красночетайского района Чувашской Республики) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (изв. № 31907651958), на капитальный ремонт здания МАОУ «Красночетайская СОШ» по адресу: 429040, Чувашская Республика, Красночетайский район, с. Красные Четаи, пл. Победы, д.3 (далее – Электронный аукцион).

В жалобе указывается, что аукционная документация Заказчика не соответствует установленным требованиям по следующим основаниям:

- по позициям 13,16 технического задания аукционной документации установлены недействующие ГОСТы;

- по позиции 20 «Доски обрезные (КОБЫЛКА)» технического задания аукционной документации установлено требование, противоречащее действующему стандарту;

- в разделе 6 «Требования к виду, форме и порядку обеспечения заявки участника закупки» установлено требование о предоставлении оригинала и заверенной копии банковской гарантии;

- Заказчик установил дополнительные требования к участникам закупки, противоречащие Закону о закупках.

На основании изложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, указал, что на момент рассмотрения, нарушения, изложенные в жалобе, устранены. Просил признать жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право участников закупки на обжалование в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки.

Организация закупочной деятельности заказчика регламентируется  Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАОУ «Красночетайская СОШ», утвержденным главой администрации Красночетайского района Чувашской Республики (далее – Положение о закупке).

Требования к участникам закупки регламентированы разделом ХIV Положения о закупке.

Согласно пункту 14.3 раздела ХIV Положения о закупке при осуществлении закупок путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений заказчик вправе установить дополнительные требования к участникам закупок, такие как:

1) наличие финансовых ресурсов для исполнения договора;

2) наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения договора;

3) наличие опыта работы, связанного с предметом договора и (или) деловой репутации;

4) наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора;

5) иные требования, связанные с предметом закупки.

Проведение процедуры закупки путем проведения аукциона в электронной форме (электронного аукциона) регламентировано пунктами 24.1-24.7 Положения о закупке.

В соответствии с пунктом 24.1 Положения о закупке под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - «шаг аукциона»). Аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, может включать в себя этап проведения квалификационного отбора участников аукциона, предусмотренный частью 6 статьи 3.4. Федерального закона № 223- ФЗ.

Заказчиком – МАОУ «Красночетайская СОШ» Красночетайского района Чувашской Республики 18.03.2019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (изв. № 31907651958), на капитальный ремонт здания МАОУ «Красночетайская СОШ» по адресу: 429040, Чувашская Республика, Красночетайский район, с. Красные Четаи, пл. Победы, д.3 и документация о закупке, с начальной (максимальной) ценой договора 19 465 710, 00 руб.

Показатели качества, технические и функциональные характеристики продукции установлены Заказчиком в пункте 9 раздела 5 «Техническое задание» аукционной документации.

По доводу Заявителя о том, что в пунктах 13, 16 технического задания аукционной документации установлены недействующие ГОСТы, Комиссия установила следующее.

Позицией 13, 16 технического задания документации электронного аукциона в редакции от 18.03.2019 заказчиком установлены следующие требования к материалу:

13

Кран шаровой

… герметичность крана по классу А ГОСТ 9544-93.

16

Писсуары

… ГОСТ 30493-96 Изделия санитарные керамические. Типы и основные размеры

Установлено, что взамен ГОСТ 9544-93 «Арматура трубопроводная запорная. Нормы герметичности затворов» Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.02.2008 № 23-ст введен в действие с 01.04.2008 ГОСТ 9544-2005, следовательно, требование Заказчика о соответствии ГОСТу 9544-93 по вышеуказанной позиции необоснованно.

Вместе с тем, взамен ГОСТ 30493-96 «Изделия санитарные керамические. Типы и основные размеры» Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.10.2017 № 1404-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» введен в действие с 01.03.2018 ГОСТ 30493-2017, следовательно, установленный в аукционной документации ГОСТ является недействующим.

Также по позиции 20 технического задания аукционной документации установлены следующие требования к материалу «Доски обрезные (КОБЫЛКА)»:

20

Доски обрезные (КОБЫЛКА)                                   

Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной 44 мм и более, II сорта. Соответствует ГОСТ 8486-86

В соответствии с пунктом 1.1. ГОСТ 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия» пиломатериалы разделяют на обрезные, необрезные, доски, бруски и брусья Термины и определения - по ГОСТ 18288-87.

Пунктом 2 ГОСТ 24454-80 «Пиломатериалы хвойных пород. Размеры» определены следующие номинальные размеры толщины и ширины обрезных пиломатериалов с параллельными кромками и толщины необрезных и обрезных пиломатериалов с непараллельными кромками.

                   

Толщина

Ширина

16

75

100

125

150

-

-

-

-

-

19

75

100

125

150

175

-

-

-

-

22

75

100

125

150

175

200

225

-

-

25

75

100

125

150

175

200

225

250

275

32

75

100

125

150

175

200

225

250

275

40

75

100

125

150

175

200

225

250

275

44

75

100

125

150

175

200

225

250

275

50

75

100

125

150

175

200

225

250

275

60

75

100

125

150

175

200

225

250

275

75

75

100

125

150

175

200

225

250

275

100

-

100

125

150

175

200

225

250

275

125

-

-

125

150

175

200

225

250

-

150

-

-

-

150

175

200

225

250

-

175

-

-

-

-

175

200

225

250

-

200

-

-

-

-

-

200

225

250

-

250

-

-

-

-

-

-

-

250

-

Согласно пункту 21 таблицы 1 ГОСТ 18288-87 «Производство лесопильное. Термины и определения» доска - пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.

Таким образом, установленные Заказчиком в Техническом задании аукционной документации по позиции 20 «Доски обрезные (КОБЫЛКА)» требования к  значению соотношения ширины и толщины не соответствуют вышеуказанному ГОСТу, так как не относятся к доскам.

По доводу заявителя о том, что в разделе 6 «Требования к виду, форме и порядку обеспечения заявки участника закупки» установлено требование о предоставлении оригинала и заверенной копии банковской гарантии, Комиссия пришла к следующему выводу.

Пунктом 7 раздела 6 «Требования к виду, форме и порядку обеспечения заявки участника закупки» установлено, что в случае, если документацией закупки допускается обеспечение заявки на участие в закупке банковской гарантией, участник должен предоставить (направить) Заказчику оригинал и заверенную копию банковской гарантии.

Из пункта 9 раздела 6 «Требования к виду, форме и порядку обеспечения заявки участника закупки» следует, что  Заказчик рассматривает поступившую от участника банковскую гарантию (ее оригинал и заверенную копию) в срок, не превышающий трех рабочих дней, после чего уведомляет участника в электронной форме о принятии или об отказе в принятии банковской гарантии (с указанием соответствующего основания).

При заключении контракта по результатам закупки товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, Гражданским кодексом Российской Федерации, Положением о закупке.

Согласно подпункту 9 пункта 9.7 Положения о закупке в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны размер обеспечения заявки на участие в закупке, требования к такому обеспечению, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Положением), если заказчиком установлено требование к обеспечению заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Положением.

Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом договора;

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет заказчика, указанный в документации о закупке (извещении о проведении запроса котировок);

5) срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия договора;

6) перечень документов, предоставляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (пункт 17.10 Закона о закупках).

Независимая гарантия выдается в письменной форме, позволяющей достоверно определить условия гарантии и удостовериться в подлинности ее выдачи определенным лицом в порядке, установленном законодательством, обычаями или соглашением гаранта с бенефициаром (часть 2 статьи 368 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Следовательно, банковская гарантия может также быть оформленной в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Таким образом, установленное требование о предоставлении оригинала банковской гарантии не соответствует нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктом 5 раздела 2 «Требования к участникам закупки» установлены следующие иные требования, связанные с предметом закупки:

№ п/п

Требования

Документы, подтверждающие выполнение требований

1.

Наличие справки по СУОТ (Система управления охраной труда) с приложением следующих документов..

Предоставить копию справки по СУОТ (Система управления охраной труда) с приложениями.

2.

Наличие сертификата ISO 14001 или утвержденная руководителем организации программа реализации мероприятий по охране окружающей среды с приложением последнего акта проверки органами государственных надзорных органов (Росприроднадзора, экологического надзора) при наличии.

Предоставить копию сертификата ISO 14001 или программу реализации мероприятий по охране окружающей среды.

3.

Наличие реестра карточек выдачи спецодежды, спецобуви и СИЗ с приложением нескольких примеров таких карточек (2-3 штук); -перечень журналов проведения вводного и первичного (на рабочем месте) инструктажей по охране труда с приложением копий обложки, первого листа с записями, последнего листа с записями и оборотной стороны журнала с опечатыванием.

Предоставить копию реестра карточек выдачи спецодежды, спецобуви и СИЗ с приложением таких карточек.

Комиссия приходит к выводу, что данные требования являются подтверждением реализации мероприятий по охране окружающей среды в организации, подтверждением работы службы охраны труда в организации и установление данных требований в качестве критерия допуска к участию в закупочной процедуре является ограничением числа участников закупки, так как наличие данных требовании не влияет на исполнение обязательств по договору.

Наряду с изложенным, в силу части 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Согласно пункту 5.16 Положения о закупке Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении конкурентной закупки, документацию о закупке не позднее окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке. Изменение объекта закупки при этом не допускается. В течение трех дней с даты принятия указанного решения, но не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке, такие изменения размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке в соответствии с настоящим Положением.

Комиссией установлено, что Заказчиком 29.03.2019 внесены изменения в документацию электронного аукциона.

По позициям 13, 16 технического задания документации электронного аукциона установлены характеристики, соответствующие действующему ГОСТу.

Из технического задания аукционной документации исключена позиция 20 «Доски обрезные (КОБЫЛКА)» (в редакции от 18.03.2019).

Из раздела 6 «Требования к виду, форме и порядку обеспечения заявки участника закупки» исключено требование о предоставлении оригинала и заверенной копии банковской гарантии.

Положения пункта 4 раздела 2 «Требования к участникам закупки» приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, на момент рассмотрения жалобы по существу, нарушений в положениях документации о закупке не установлено.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В силу вышеизложенного, Комиссия признает жалобу ООО «ВолгаРемСтрой» необоснованной.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ВолгаРемСтрой» на положения аукционной документации заказчика – муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Красночетайская средняя общеобразовательная школа» Красночетайского района Чувашской Республики при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (изв. № 31907651958), на капитальный ремонт здания МАОУ «Красночетайская СОШ» по адресу: 429040, Чувашская Республика, Красночетайский район, с. Красные Четаи, пл. Победы, д.3 необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии                                                                 <…>

 

Члены Комиссии                                                                   <…>

 

                                                                                              <…>

 

 

Примечание: решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны