Решение №НВ/1180/24 Решение № 021/06/23-138/2024 от 6 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по результатам рассмотрения

жалобы ООО «РЕНЕССАНС-МЕД»

 

Дело № 021/06/23-138/2024 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 04 марта 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме 06 марта 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.20239 (приказ о внесении изменений от 20.03.2023 № 23) в составе:

"..."

в присутствии представителей от:

заказчика – Министерства здравоохранения Чувашской Республики "..."

третьего лица - Автономного учреждения Чувашской Республики «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения Чувашской Республики — "..."

уполномоченного учреждения – Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» - "..."

заявителя – общества с ограниченной ответственностью «РЕНЕССАНС-МЕД» - "..."

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью «РЕНЕССАНС-МЕД» (далее — ООО «РЕНЕССАНС-МЕД», Заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия – аппарат наркозно-дыхательный с различными режимами искусственной вентиляции легких (Система анестезиологическая, общего назначения), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. № 0815500000524001166), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 13.03.2023 поступила жалоба ООО «РЕНЕССАНС-МЕД» на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика - Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - Заказчик) на поставку медицинского изделия – аппарат наркозно-дыхательный с различными режимами искусственной вентиляции легких (Система анестезиологическая, общего назначения), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. № 0815500000524001166) (далее – электронный аукцион).

В жалобе Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе, положения Правил № 145, т.к. не установлена соответствующая позиция КТРУ для мониторов. Также Заявитель указал, что Заказчику необходимо выделить мониторы в отдельный лот, указав верную позицию КТРУ, т.к. нарушаются требования части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

На основании вышеизложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

Представители заказчика и уполномоченного учреждения с доводом жалобы не согласились, считают, что извещение о проведении электронного аукциона сформировано в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

13.02.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815500000524001166 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия – аппарат наркозно-дыхательный с различными режимами искусственной вентиляции легких (Система анестезиологическая, общего назначения), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, с начальной (максимальной) ценой контракта 14 700 000,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещено извещение об электронном аукционе с описанием объекта закупки.

Объектом закупки является система анестезиологическая, общего назначения, КТРУ 32.50.21.121-00000102.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик должен при описании объекта закупки использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, оказываемой услуги, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке. Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

В Приложении №1 к извещению, установлены характеристики системы анестезиологической, общего назначения.

Согласно извещению о проведении закупки Заказчиком при планировании и осуществлении закупки, указании наименования объекта закупки и описании закупаемого товара, использован Каталог товаров, работ, услуг.

Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).

Согласно п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.

Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

При этом в пункте 7 Правил установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.

Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а в случае предоставления дополнительной информации, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Таким образом, при формировании объекта закупки заказчик должен указать обоснование дополнительных показателей, то есть раскрыть необходимость их наличия с точки зрения целей, которые намерен достичь заказчик при приобретении соответствующего товара, оказании услуг, выполнении работ.

Используемая Заказчиком позиция КТРУ 32.50.21.121-00000102 не содержит каких-либо характеристик товара.

Приложением № 1 к Извещению установлены требуемые Заказчику характеристики товара.

Представитель Заказчика пояснил, что в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» регионального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями», Министерством запланировано закупка пяти единиц медицинского оборудования. Две из пяти единиц — Аппарат наркозный (полуоткрытый и полузакрытый контуры) с дыхательным автоматом, волюметром, монитором концентрации кислорода, углекислоты и герметичности дыхательного контура (не менее одного испарителя для испаряемых анестетиков), согласно согласованному и утвержденному плану.

В случае отсутствия описания товара, работы, услуги в позиции каталога, предусмотренные пунктом 5 Правил КТРУ запреты на указание дополнительных характеристик не применяются (Письмо Минфина России от 24.01.2022 № 24-03-08/4090).

В выбранном заказчиком КТРУ 32.50.21.121-00000102 "Система анестезиологическая, общего назначения" характеристики товара, работы, услуги отсутствуют, следовательно, условие для применения пункта 4 Правил КТРУ также отсутствует. Заказчик использовал при осуществлении закупки позицию каталога и при этом самостоятельно осуществил описание закупаемого товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

На установленные значения указанных показателей характеристик даны конкретизирующие обоснования.

Система мониторинга пациента может являться как отдельной позицией, так и составной частью единой системы оборудования.

Позиция КТРУ 32.50.21.121-00000102 "Система анестезиологическая, общего назначения" сформирована на основании кода НКМИ 275680, содержащего следующее описание медицинского изделия:

«Комплект электронных изделий, используемых для проведения общей ингаляционной анестезии (т.е., подачи кислорода (О2), закиси азота (N2O), других медицинских газов и анестетиков) и возможно, общей внутривенной анестезии и местной анестезии. Его основными компонентами являются системы подачи газа под высоким, средним и низким давлением, дыхательный контур (как правило, с аппаратом искусственной вентиляции легких) и система выведения анестезиологических газов. В комплект входит встроенное устройство подачи сигналов тревоги, анализаторы, системы контроля/мониторинга и, как правило, интегрированные электронные/с сенсорным экраном дисплеи для проведения целевой контролируемой анестезии любым пациентам (например, новорожденным, взрослым)».

Как следует из описания указанного кода, в комплект оборудования Система анестезиологическая, общего назначения, помимо прочего, могут входить системы контроля/мониторинга. Таким образом, из приведенного описания следует его соответствие оборудованию, являющемуся единой системой, включающей в себя все составляющие компоненты, тогда как в других позициях КТРУ описывается комплект с «системой мониторинга состояния пациентов», как правило, устанавливаемой отдельно (не встроенной в аппарат)».

Между тем, Заказчику необходим именно единый комплект электронных изделий, с максимальной интеграцией всех компонентов в аппарат, в том числе системы мониторинга, что обеспечивает лучший и полноценный контроль за проводимой анестезией в условиях операционного блока, а, следовательно, ее высокое качество и безопасность. Безопасность и высокое качество оказания помощи для всех категорий пациентов является важнейшим принципом оказания медицинской помощи для современной клиники.

При этом предлагаемая заявителем позиция КТРУ 26.60.12.119-00000944 «Монитор у постели больного многопараметрический общего назначения» является самостоятельным аппаратом, более узкого применения, и не подходит Заказчику исходя даже из своего наименования, поскольку, как уже указано, Заказчику требуется монитор в операционный блок к системе анестезиологической для полноценного проведения анестезии, являющийся единым комплектом, а не отдельной позицией.

В целях определения начальной (максимальной) цены контракта был проведен мониторинг цен посредством ЕИС и изучения коммерческих предложений от 3-х поставщиков, которые готовы поставить товар в соответствии с описанием объекта закупки, что уже исключает невозможность поставки подобных систем. Ценовые предложения получены заказчиком от компаний, не зарегистрированных в реестре недобросовестных поставщиков на территории Российской Федерации, а надлежащее выполнение ими государственных контрактов, в том числе и по данным позициям, напротив, свидетельствует о достоверности предоставленной информации.

С целью соблюдения Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135- ФЗ «О защите конкуренции» был проведен мониторинг рынка, который подтвердил наличие необходимых изделий медицинского назначения у различных поставщиков независимо от производителя.

Товар, требуемый заказчику, находится в свободном обороте на территории Российской Федерации, о чем свидетельствуют коммерческие предложения и готовность поставки товаров в полном соответствии с требованиями технического задания от потенциальных участников закупки, полученных заказчиком в целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно данным Росздравнадзора, в настоящее время многие производители оборудования имеют регистрационные удостоверения с включением интегрированных (объединенных) систем мониторинга, как пример, производитель ООО «Хирана+» с регистрационным удостоверением РЗН 2019/9347, производитель «Дэтекс-Охмеда, Инк.» с регистрационным удостоверением РЗН 2017/5617.

Техническое задание, согласно требованиям законодательства, не содержит требования, чтобы системы мониторинга были встроены в аппарат, что обеспечивает участие всех производителей, которые могут обеспечить такую интеграцию.

Необходимо отметить, что Заказчик, формируя требования к характеристикам товара, описание объекта закупки, руководствовался существующей потребностью с учетом собственных нужд, специфики своей деятельности, имеющейся необходимости закупки оборудования для оказания медицинской помощи.

В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

Указанные ограничения установлены Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Заказчиком указанное ограничение установлено в извещении.

Файл "Описание объекта закупки", являющееся неотъемлемой частью Извещения (далее - Описание объекта закупки), содержит таблицу, в которой установлены требования к товару Система анестезиологическая, общего назначения, соответствующему позиции КТРУ 32.50.21.121-00000102.

Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что в позиции КТРУ 32.50.21.121-00000102 отсутствует описание каких-либо характеристик, как обязательных к применению, так и необязательных к применению.

Следовательно, условие для применения пункта 4 Правил КТРУ отсутствует. Заказчик использует при осуществлении закупки позицию каталога и при этом самостоятельно осуществляет описание закупаемого товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 ФЗ "О контрактной системе".

Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 18.04.2016 г. N Д28и-1033, Заказчик вправе самостоятельно определять код ОКПД2, максимально объективно описывающий объект закупки.

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик должен был использовать позицию КТРУ «Монитор у постели больного многопараметрический общего назначения» - 26.60.12.119-00000944.

Между тем, из пояснений заказчика и получателя следует, что позиция КТРУ 26.60.12.119-00000944 не подходит Получателю, т. к. ему требуется монитор в операционный блок к системе анестезиологической для полноценного проведения анестезии, являющийся единым комплектом и гарантировано обеспечивающим оказание медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», профилем Получателя и стандартами его оснащения.

Из буквального толкования положений Закона о контрактной системе следует, что Заказчику при формировании описания объекта закупки предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, возникающей в ходе осуществления деятельности с учетом специфики лечебного учреждения, с целью использования товара в работе с максимальной эффективностью, с учетом необходимости решения медицинским персоналом задач по оказанию своевременной, качественной и безопасной медицинской помощи населению, в том числе, посредством использования товара, являющегося объектом закупки. Следовательно, потребность Заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Характеристики оборудования, указанные Заказчиком в описание объекта закупки, являются клинически значимыми и не являются излишними.

В соответствии с принципами контрактной системы в сфере закупок, заказчик при осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Из этого следует, что выбор позиции КТРУ осуществляется заказчиком с учетом потребности заказчика и наличия обоснованных требований к характеристикам объекта закупки.

Одной из целей контрактной системы, в силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.

Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 № 11017/10, от 29.01.2013 № 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу № А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.

Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, предметом закупки является право на заключение контракта на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки, следовательно, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.

Следовательно, любой участник электронных аукционов имеет возможность приобрести товар по указанным позициям с необходимыми заказчику свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данных электронных аукционов (поставщик, посредник, дистрибьютор, производитель). Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении государственного контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении числа участников закупки.

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.

Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.

В материалы дела Заявителем не было представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности принятия участия в закупке и необоснованном ограничении количества участников закупки.

Согласно позиции, изложенной в письме Минфина России от 24 января 2022 г. 24-03-08/4090 ”О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога:

- заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги);

- предусмотренные п. 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.

Таким образом, поскольку позиция каталога КТРУ 32.50.21.121-00000102 не содержит описания объекта закупки, заказчиком правомерно самостоятельно осуществлено описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Спорные характеристики отражают действительную потребность Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям лечебного учреждения, с учетом специфики деятельности учреждения, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок.

Кроме того, при рассмотрении настоящего дела, установлено, что в свободном доступе на рынке присутствует не менее двух производителей товара, удовлетворяющих описанию объекта закупки.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС признает жалобу ООО «РЕНЕССАНС-МЕД» необоснованной.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «РЕНЕССАНС-МЕД» на положения извещения о проведении электронного аукциона заказчика - Министерства здравоохранения Чувашской Республики на поставку медицинского изделия – аппарат наркозно-дыхательный с различными режимами искусственной вентиляции легких (Система анестезиологическая, общего назначения), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. № 0815500000524001166) необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

 

2024-1348

 

 

Связанные организации

МИНЗДРАВ ЧУВАШИИ
ИНН 2128015420, ОГРН 1022101143624
Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики»
ИНН 2130225986, ОГРН 1212100004490
ООО "РЕНЕССАНС-МЕД"
ИНН 9717091569, ОГРН 1207700169522