Предупреждение №ВК/6364/22 Предупреждение от 15 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF





Предупреждение

Управление физической культуры и спорта администрации города Чебоксары Чувашской Республики 428000 г. Чебоксары, ул. К.Маркса, д. 36 gcheb_fizcult@cap.ru


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства


Чувашское УФАС России в рамках рассмотрения поступившего от Павлова Э.В обращения о признаках нарушения Управлением физической культуры и спорта администрации города Чебоксары антимонопольного законодательства, выразившегося в предоставлении ООО «МИГОУ» права оказывать услуги аренды электросамокатов без конкурентных процедур, установило признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Признаки нарушения антимонопольного законодательства установлены в связи со следующими обстоятельствами.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее — Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно решению Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от 14.06.2012 № 628 «О положении об Управлении физической культуры и спорта администрации города Чебоксары Чувашской Республики» от 14.06.2012 № 628 Управление физической культуры и спорта администрации города Чебоксары Чувашской Республики» (далее – Положение)  является отраслевым органом администрации города Чебоксары, осуществляющим функции в целях обеспечения реализации полномочий администрации города Чебоксары по решению вопросов местного значения в сфере физической культуры и спорта, осуществлению иных функций администрации города Чебоксары, предусмотренные указанным Положением. (пункт 1 Положения).

В соответствии с абзацем 41 раздел III Положения Управления физической культуры и спорта администрации города Чебоксары Чувашской Республики выступает муниципальным заказчиком при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд города Чебоксары в установленной сфере деятельности.

Установлено, Организатором торгов – Управлением физической культуры и спорта администрации города Чебоксары Чувашской Республики 23.04.2021 на электронном ресурсе "Портал закупок малого объема Чувашской Республики", электронной площадке ТЭК-Торг в секции интернет-магазин размещено извещение на оказание услуги краткосрочной аренды (кикшеринг) электросамокатов г. Чебоксары (изв. № 171322), с начальной(максимальной) ценой контракта 990,00 руб.

Победителем ценового запроса признано ООО «МИГОУ», в связи с чем, 30.04.2021 между Обществом и Управлением физической культуры и спорта администрации города Чебоксары Чувашской Республики в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключен муниципальный контракт на оказание услуги краткосрочной аренды (кикшеринг) электросамокатов г. Чебоксары.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.04.2022 по делу № А79-9517/2021 по иску индивидуального предпринимателя Якимова Михаила Игоревича и общества с ограниченной ответственностью "Терраса" к Управлению физической культуры и спорта администрации города Чебоксары Чувашской Республики и обществу с ограниченной ответственностью "МИГОУ" о признании торгов и контракта недействительными торги по закупке №171322 от 29.04.2021 на оказание услуг краткосрочной аренды (кикшеринг) электросамокатов в г. Чебоксары признаны недействительными применены последствия недействительности указанных торгов и признан недействительным муниципальный контракт № 13 от 13.05.2021 на оказание услуг краткосрочной бесстанционной аренды (кикшеринг) электросамокатов в г. Чебоксары, заключенный Управлением физической культуры и спорта администрации города Чебоксары Чувашской Республики и обществом с ограниченной ответственностью "МИГОУ".

По состоянию на 14.09.2022 указанное решение в законную силу не вступило.

В силу части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) данный федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Частью 1 статьи 13 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения муниципальных нужд, а именно для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных муниципальными программами.

Таким образом, по смыслу Закона о контрактной системе, муниципальной нуждой является потребность муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, которые им необходимы для реализации муниципальных программ и выполнения функций муниципальных органов.

Вместе с тем, согласно пункту 17 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закона № 131) к вопросу местного значения городского округа, в том числе относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры.

Понятие «создание условий для организации досуга» преимущественно указывает на осуществление нормативно-правового регулирования и формирование иными способами предпосылок, обстоятельств, благоприятных для данного вида деятельности и в меньшей степени подразумевает непосредственное руководство, осуществление или участие в осуществлении соответствующей деятельности (предоставлении услуги).

Таким образом, исходя из системного толкования понятий «муниципальная нужда» и «создание условий для организации досуга» оказание услуги по организации досуга и отдыха на территории города Чебоксары не может быть признано муниципальной нуждой, следовательно заключение контрактов №№ 1, 2, 3 не могло быть осуществлено в соответствии с Законом о контрактной системе.

При этом, в целях исполнения пункта 17 части 1 статьи 16 Закона № 131 Администрацией города Чебоксары принято Постановление № 2171 от 12.11.2018 «Об организации торгов на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары» (далее – Постановление № 2171 от 12.11.2018).

Согласно указанному Постановлению торги на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары могут быть двух видов:

на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары;

на комплексное развитие по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары.

Согласно пункту 3 Постановления № 2171 от 12.11.2018 Управление физической культуры и спорта администрации города Чебоксары заключает договора на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары и на комплексное развитие по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары по результатам торгов.

При этом, размещение нестационарного объекта на оказание услуг аренды электросамокатов на территории города Чебоксары осуществляются на землях, находящихся в муниципальной собственности города Чебоксары.

При предоставлении мест под нестационарные торговые объекты органы местного самоуправления должны руководствоваться Гражданским Кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона № 381-ФЗ) и Законом 131-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в Законом о торговле

Согласно статье 10 Закона № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Действующим законодательством Российской Федерации не установлено требование к утверждению схемы размещения объектов досуга, в связи с чем, необходимость утверждению такой схемы отсутствует.

При этом, предоставление права на размещение нестационарных объектов осуществляется по аналогии с Законом 381 –ФЗ.

В соответствии с Постановлением администрации г. Чебоксары ЧР от 27.02.2020 № 411 утвержден Временный порядок размещения нестационарных торговых объектов на землях и (или) земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на землях и (или) земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и расположенных на территории города Чебоксары" (вместе с "Методикой расчета размера платы за размещение нестационарных торговых объектов на землях и ( или) земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на землях и (или) земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, и расположенных на территории города Чебоксары (далее - Временный порядок размещения НТО).

Согласно пункту 1.2 Временного порядка размещения НТО временный порядок распространяется на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

На основании пункта 1.4 Временного порядка размещения НТО размещение нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары осуществляется по итогам проведения торгов в форме открытого аукциона (далее аукцион) либо в случаях, установленных настоящим Временным порядком, без проведения аукциона.

По итогам аукциона либо без проведения аукциона в случаях, установленных настоящим Временным порядком, на основании выписки из протокола заседания комиссии по проведению аукциона с лицом, получившим право на размещение нестационарного торгового объекта, заключается договор на право размещения нестационарного торгового объекта (далее - Договор), который является основанием для размещения нестационарного торгового объекта на территории города Чебоксары.

Порядок организации и проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары устанавливается администрацией города Чебоксары (далее по тексту - Порядок).

Без проведения аукциона размещение нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары осуществляется в следующих случаях:

признания аукциона несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям Порядка, установленного администрацией города Чебоксары; признания аукциона несостоявшимся в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе только одна заявка признана соответствующей требованиям Порядка, установленного администрацией города Чебоксары; однократно по истечении срока договора аренды земельного участка, предоставленного для размещения нестационарного торгового объекта и заключенного до 01.03.2015, либо договора на право размещения нестационарного торгового объекта, заключенного до утверждения настоящего Временного порядка, лицам, надлежащим образом исполнившим свои обязанности.

Кроме того, установлено, что на основании протокола итогов открытого аукциона на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары от 25.07.2019 с ИП Закамской Еленой Михайловной заключен договор №1 на право размещения нестационарных объектов для оказания услуг по организации досуга, отдыха и спорта на территории города Чебоксары.

20.05.2022 с ИП Закамской Е.М. заключено дополнительное соглашение к вышеуказанному договору.

Из анализа Приложения 1 к Договору от 25.07.2022 следует, что Закамская Е.М. обязуется оказывать услуги проката электросамокатов и велосипедов.

На основании протокола заседания постоянно действующей комиссии по проведению конкурсов и аукционов №б/н от 17.06.2020 с ООО «Терраса» 17.06.2020 заключен договор №б/н на комплексное развитие организации досуга, отдыха и спорта на территории Московской набережной города Чебоксары.

Из анализа Приложения 1 к Договору от 17.06.2020 следует, что Общество обязуется оказывать услуги проката электросамокатов и велосипедов.

Данные выводы подтверждаются письменными пояснениями ИП Закамской Е.М. и ООО «Терраса» представленные в адрес Управления.

Таким образом, ООО «Терраса» и ИП Закамской Е.М. предоставлено право на осуществление деятельности по предоставлению услуг аренды электросамокатов на торгах и в соответствии в Законом 381 –ФЗ. При этом, как указывалось ранее, ООО «МИГОУ» предоставлено право на оказание услуг аренды электросамокатов в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Суть создания дискриминационных условий в отношении другого хозяйствующего субъекта заключается в том, что такие условия ставят данного хозяйствующего субъекта в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Применительно к рассматриваемым отношениям следует признать, что характер дискриминационных условий относительно определения способа заключения договора с ООО «Мигоу» на товарном рынке оказания услуг по предоставлению права аренды электросамокатов на территории города Чебоксары является иным нежели заключение договоров с ООО «Терраса» и ИП Закамской Е.М. на аналогичном товарном рынке и ничем не обусловленное неравное положение одних хозяйствующих субъектов по сравнению с другим при прочих равных условиях.

На основании всего вышеизложенного Чувашское УФАС России пришло к выводу о том, что Управлением физической культуры и спорта администрации города Чебоксары, при заключении контракта от 30.04.2021 с ООО «МИГОУ» на оказание услуги краткосрочной аренды (кикшеринг) электросамокатов г. Чебоксары созданы дискриминационные условия в отношении ООО «Терраса» и ИП Закамской Е.М., тем самым создав преимущественные условия ООО «МИГОУ» и ограничив конкуренцию.

Нормативное закрепление процедуры торгов обеспечивает соблюдение принципа единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширение возможностей для получения заинтересованными лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечение гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Передача прав на муниципальное имущество хозяйствующим субъектам без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, ущемляет интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на муниципальное имущество.

В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации .

Таким образом, в действиях Управления физической культуры и спорта администрации города Чебоксары, при заключении контракта от 30.04.2021 с ООО «МИГОУ» на оказание услуги краткосрочной аренды (кикшеринг) электросамокатов на территории г. Чебоксары созданы дискриминационные условия в отношении ООО «Терраса» и ИП Закамской Е.М. на товарном рынке оказания услуг аренды электросамокатов на территории города Чебоксары, установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку хозяйствующим субъектам, потенциально имеющим интерес на осуществление предпринимательской деятельности, ограничен доступ к возможности оказания услуги по организации досуга и отдыха на территории города Чебоксары.

В связи с изложенными обстоятельствами, Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Управление физической культуры и спорта администрации города Чебоксары Чувашской Республики о необходимости прекращения в срок до 01 ноября 2022 года действий, выразившихся в предоставлении ООО «МИГОУ» права осуществлять деятельность краткосрочной аренды (кикшеринг) электросамокатов на территории г. Чебоксары без проведения конкурентных процедур, путем принятия мер, направленных на прекращение ООО «МИГОУ» предоставления вышеуказанных услуг.

Чувашское УФАС России информирует, что предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Кроме того, хозяйствующий субъект, которому выдано предупреждение, обязан уведомить антимонопольный орган о его выполнении в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его исполнения. При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.



Руководитель




В.В. Котеев





Исп.Молькова Анастасия Геннадьевна

тел.62-25-88



2022-7485


Связанные организации

Управление физической культуры и спорта администрации города Чебоксары Чувашской Республики
ИНН 2128026817, ОГРН 1022101152061