Решение №НВ/1119/23 Решение от 28 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

Дело № 021/07/3.2-86/2023 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 февраля 2023 года

Решение изготовлено в полном объеме 28 февраля 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.202310 в составе:

"..."

при участии представителей от:

заказчика – автономного учреждения Чувашской Республики «Городская стоматологическая поликлиника» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее – Заказчик) – "..."

заявителя — индивидуального предпринимателя Мерзляковой Елены Сергеевны (далее — ИП Мерзлякова Е.С.) - "..."

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) посредством видео-конференц-связи жалобу ИП Мерзляковой Е.С., на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение № 32312066946),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 09.11.2022 поступила жалоба ИП Мерзляковой Е.С., на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку расходных стоматологических материалов (извещение № 32312066946).

В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия заказчика, при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ИП Мерзляковой Е.С. от участия в процедуре Закупки.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать комиссии заказчика предписание для устранения допущенного нарушения.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

Согласно доводам жалобы, заявка Заявителя неправомерно отклонена от дальнейшего участия в процедуре, поскольку его заявка полностью соответствовала требованиям документации.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

При этом в силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

 

АУ «Городская стоматологическая поликлиника» Минздрава Чувашии осуществляет свою закупочную деятельность на основании Положения о закупке товаров, работ, услуг автономного учреждения Чувашской Республики «Городская стоматологическая поликлиника» Министерства здравоохранения Чувашской Республики в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении запроса котировок, утверждено протоколом на заседании решением Наблюдательного совета автономного учреждения Чувашской Республики «Городская стоматологическая поликлиника» Министерства здравоохранения Чувашской Республики Протокол заседания наблюдательного совета от 29 сентября 2022 г. № 5 (далее - Положение о закупке).

Как следует из материалов дела, Заказчиком 27.01.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 32312066946 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставка расходных стоматологических материалов, с начальной (максимальной) ценой договора 1 565 758,51 рублей.

Закупочная комиссия отклонила заявку ИП Мерзлякова Елена Сергеевна в
соответствии с подпунктом 2 пункта 1.10.1, раздела 1.10 Положения о закупке товаров, работ, услуг АУ «Городская стоматологическая поликлиника» Минздрава Чувашии. По мнению членов Закупочной комиссии, Заявка заявителя жалобы « -участник закупки и (или) его заявка не соответствует иным требованиям документации закупки (извещению о проведении запроса котировок) или Положения», а именно участник закупки в пунктах 29-32 не указал цвет материала.

ИП Мерзлякова Елена Сергеевна в заявке на участие в запросе котировок в
электронной форме в сведениях о функциональных характеристиках (потребительских свойствах), количественных и качественных характеристиках товара с указанием товарного знака (при наличии), производителя и страны происхождения, о качестве работ, услуг в пунктах 29-32 предложила Комплект пломбировочного композитного микрогибридного материала светового отверждения «ДентЛайт» по ТУ 9391-111-45814830-2007 АО «ОЭЗ»ВладМиВа» Российская Федерация NoФСР 2008/02197.

В столбце 2 (Наименование товара, товарный знак, производитель, страна
происхождения, РУ) не указан цвет пломбировочного материала. В столбце 3
(Технические характеристики) цвет пломбировочного материала по шкале VITA так же
не указан. В свою очередь Заказчиком не было прописано в документации «цвет по
согласованию с Заказчиком».

В связи с невозможностью определения цвета при поставке данная заявка была
отклонена.

В соответствии частью 1 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

Частью 2 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

На основании п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.

В свою очередь, как следует из ч. 19.7 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, заявка на участие в запросе котировок в электронной форме должна содержать информацию и документы, предусмотренные частью 19.1 настоящей статьи, в случае установления заказчиком обязанности их представления.

Как следует из Формы заявки (раздел 4 Извещения), подавая заявку, участник подтверждает, что ознакомился с условиями документации о закупке, согласен с ними и возражений не имеет.

В соответствии с п 2 Информационной карты извещения Предложение участника закупки о поставке товара, выполняемой работе, оказываемой услуги, являющихся предметом закупки, описание их количественных, качественных, технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара должно быть представлено по форме, установленной Разделом 4. ФОРМА ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАПРОСЕ КОТИРОВОК В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ. П.п. 10 ч.2 Информационной карты определено, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки, содержащее конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным извещением о запросе котировок;

Пунктом 3 Информационной карты установлено, что участник закупки должен указать конкретное торговое наименование (товарный знак – при наличии) предлагаемого к поставке Товара, его производителя. Описание поставляемого товара должно содержать конкретные характеристики, соответствующие значениям, установленным в разделе 3 «Техническая часть». Участник закупки в заявке на участие в запросе котировок и в приложениях к ней обязан предоставить конкретные существенные условия исполнения договора (т.е. не допускающее двусмысленного толкования и сослагательного наклонения в отсутствии слов «должен», «обязан», «типа», «эквивалент», «аналог», «превышать», «как минимум», «не позднее», «не менее», «не более» и т.п.).

Разделом 3 извещения установлены «Требования к функциональным, количественным, качественным и техническим характеристикам товара», в том числе:

- «Эстелайт Сигма Квик / ESTELITE Σ, QUICK шприц ОPA2 не менее 3,8гр или эквивалент», где показатель ОPA2 определяет цвет, необходимый заказчику

- «Эстелайт Сигма Квик / ESTELITE Σ, QUICK шприц ОА1 не менее 3,8гр или эквивалент», где показатель ОА1 определяет цвет, необходимый заказчику

- «Эстелайт Сигма Квик / ESTELITE Σ, QUICK шприц ОА2 не менее 3,8гр или эквивалент», где показатель ОА2 определяет цвет, необходимый заказчику

-«Эстелайт Сигма Квик / ESTELITE Σ, QUICK шприц ОА3 не менее 3,8гр или эквивалент», где показатель ОА3 определяет цвет, необходимый заказчику.

Согласно пунктам 16, 17 Информационной карты извещения котировочные заявки в электронной форме рассматриваются и оцениваются на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме. Комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:

  1. выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в пункте 1.9.1 Положения;

  2. участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или Положения;

  3. участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;

  4. в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;

  5. участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.

Представители Организатора торгов отметили, что в характеристиках предлагаемых товаров по указанным позициям отсутствует сведения о цвете, предлагаемого материала. Представители Организатора торгов пояснили, что указанное обстоятельство свидетельствует о несоответствии предполагаемого к поставке товара требованиям извещения о закупке, в связи с чем заявка Заявителя подлежала отклонению на основании пункта п.п.2 п.16,17 Информационной карты закупки в связи с несоответствием технического предложения требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок.

Комиссия Чувашского УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, установила, что по указанным 4 позициям заявителем действительно не отражен показатель, характеризующий цвет предлагаемого материала.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о том, что в данном случае заявка Заявителя не соответствовала требованиям Закупочной документации, а равно у Заказчика имелись основания для отклонения заявки Заявителя.

В свою очередь, Заявитель на момент подачи заявки положения Закупочной документации не оспаривал, с запросом разъяснений в адрес Заказчика не обращался, тем самым согласился с установленными требованиями.

На основании изложенного, Комиссия считает решение Закупочной комиссии Заказчика об отклонении заявки Заявителя правомерным, принятым в соответствии с требованиями Закупочной документации и требований Закона о закупках.

Комиссия также отмечает, что Заявитель конклюдентно согласился (п. 1 ст. 8 ГК РФ) на все условия документации в момент подачи им заявки на участие в Закупке, а равно принял на себя риски по отклонению заявки в случае несоблюдения таких условий. В этой связи у Комиссии отсутствуют правовые основания к выявлению в действиях Заказчика нарушения требований действующего законодательства о закупках, поскольку последний действовал в соответствии с требованиями собственной документации, которая не была оспорена Заявителем ни в административном, ни в судебном порядке.

Вместе с тем, Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.

Исходя из изложенного, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что аукционная комиссия заказчика правомерно отклонила заявку Общества, а действия заказчика не нарушают требования законодательства о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП Мерзляковой Е.С. на действия заказчика - автономного учреждения Чувашской Республики «Городская стоматологическая поликлиника» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку расходных стоматологических материалов (извещение № 32312066946) необоснованной.

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

2023-1322

 

 

Связанные организации

АУ "ГОРОДСКАЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА" МИНЗДРАВА ЧУВАШИИ
ИНН 2129056042, ОГРН 1042129024080