Постановление №А79-5770/2022 Постановление суда от 20 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082

 http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.aritr.ru

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

 

Нижний Новгород

Дело № А79-5770/2022

20 марта 2023 года

 

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе судьи Забурдаевой И.Л.

 

без вызова сторон

 

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

публичного акционерного общества «Т Плюс»

 

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 25.08.2022 и

на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022

по делу № А79-5770/2022

 

по заявлению публичного акционерного общества «Т Плюс» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 07.06.2022 № 021/04/7.32.3-447/2022,

 

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – акционерное общество «ВО «Безопасность»,

 

и   у с т а н о в и л :

 

публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс») обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии                        (далее – Управление) о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 07.06.2022 № 021/04/7.32.3-447/2022. Указанным постановлением ПАО «Т Плюс» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства, по правилам              главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 25.08.2022, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.

К участию в деле в качестве третьего лица не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено акционерное общество                            «ВО «Безопасность» (далее – АО «ВО «Безопасность»).

Не согласившись с принятыми судебными актами, ПАО «Т Плюс» обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их в связи с несоответствием выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и нарушением норм материального права.

ПАО «Т Плюс» полагает, что в его действиях отсутствуют событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

По мнению заявителя, суды ошибочно постановили, что Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) не предусматривает право заказчика на пересмотр результатов закупки после определения победителя торгов. Кроме того, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущены процессуальные нарушения.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.

Управление в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно доводов заявителя, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.

В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.

Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ПАО «Т Плюс» (заказчик) 12.10.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности оборудования и объектов для нужд Чебоксарской ТЭЦ-2, Йошкар-Олинской ТЭЦ-2 филиала «Марий Эл и Чувашии», с начальной (максимальной) ценой договора 39 858 959,42 рубля.

Протоколом от 19.11.2021 ЗК № 9180772/3 заявка акционерного общества «Промсервис» (далее – АО «Промсервис») признана не соответствующей требованиям документации о закупке и отклонена.

Согласно протоколу подведения итогов по открытому запросу предложений в электронной форме от 19.11.2021 победителем, занявшим первое место в итоговой ранжировке, признано АО «ВО «Безопасность».

На официальном сайте Единой информационной системы заказчиком 09.12.2021 опубликован протокол от 19.11.2021 № 9180772/4-0 об отмене итогов процедуры открытого запроса предложений в электронной форме, утвержденный закупочной комиссией заказчика, в связи с неправомерным отклонением заявки АО «Промсервис».

В соответствии с протоколом подведения итогов открытого запроса предложений                         от 21.12.2021 победителем открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности оборудования и объектов для нужд Чебоксарской ТЭЦ-2, Иошкар-Олинской ТЭЦ-2 филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс» признано АО «Промсервис».

В Управление по подведомственности направлено обращение АО «ВО Безопасность» с жалобой на действия ПАО «Т Плюс» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности оборудования и объектов для нужд Чебоксарской ТЭЦ-2, Йошкар-Олинской ТЭЦ-2 филиала «Марий Эл и Чувашии» ПАО «Т Плюс».

В ходе рассмотрения обращения Управление установило, что документация о проведении открытого запроса предложений и положение о закупках не содержат указания на возможность пересмотра заказчиком заявок участников закупки после публикации протокола подведения итогов. Законом № 223-ФЗ также не предусмотрено право заказчиком на пересмотр результатов закупки после определения победителя торгов. Таким образом, у заказчика отсутствовали правовые основания для отмены итогового протокола и пересмотра итогов закупки. При указанных обстоятельствах Управление пришло к выводу о том, что вышеуказанные действия заказчика не соответствуют принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленному в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

По результатам рассмотрения жалобы Управление приняло решение от 31.01.2022 по делу № 02-07-3-22-2022, которым признало жалобу АО «ВО Безопасность» обоснованной, а действия ПАО «Т Плюс» нарушающими часть 2 статьи 2 и пункт 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Усмотрев в действиях ПАО «Т Плюс» состав административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо Управления составило в отношении заявителя протокол об административном правонарушении от 07.06.2022 № 021/04/7.32.3-447/2022 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Управление вынесло постановление                         № 021/04/7.32.3-447/2022 о привлечении ПАО «Т Плюс» к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ, и назначило наказание в виде административного штрафа в сумме 5000 рублей.

Не согласившись с постановлением Управления, ПАО «Т Плюс» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Руководствуясь АПК РФ, КоАП РФ, положениями Закона № 223-ФЗ, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования и пришел к выводу о доказанности Управлением наличия в действиях ПАО «Т Плюс» состава вмененного правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным и замены штрафа на предупреждение, не установил существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда и оставил решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В части 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип предусмотрен подпунктом 1.2.2.2 пункта 1 положения о закупке.

В силу части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 2 статьи 4 Закона № 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 22 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно части 9 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Как следует из материалов дела и установили суды, протоколом от 19.11.2021                   № 9180772/3 заявка АО «Промсервис» признана не соответствующей требованиям документации о закупке и отклонена от дальнейшего рассмотрения.

Согласно протоколу подведения итогов по открытому запросу предложений в электронной форме от 19.11.2021 победителем, занявшим первое место в итоговой ранжировке, признано АО «ВО «Безопасность».

На официальном сайте Единой информационной системы заказчиком опубликован Протокол от 19.11.2021 № 9180772/4-0 об отмене итогов процедуры открытого запроса предложений в электронной форме, в связи с неправомерным отклонением заявки участника АО «Промсервис».

В соответствии с протоколом подведения итогов открытого запроса предложений от 21.12.2021 победителем открытого запроса предложений на право заключения договора признано АО «Промсервис».

Соблюдение заказчиком основных принципов Закона № 223-ФЗ предполагает неукоснительное соблюдение прав участников в любой сфере правоотношений, в том числе при формировании документации, при допуске заявок, при их оценке, при заключении договора.

Суды установили, что документация о проведении открытого запроса предложений и положение о закупках не содержат указания на возможность пересмотра заказчиком заявок участников закупки после публикации протокола подведения итогов. Законом                 № 223-ФЗ также не предусмотрено право заказчиком на пересмотр результатов закупки после определения победителя торгов.

Таким образом, у ПАО «Т Плюс» отсутствовали правовые основания для отмены итогового протокола и пересмотра итогов закупки.

При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что вышеуказанные действия ПАО «Т Плюс» не соответствуют принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленному в пункте 2 части 1 статьи 3                  Закона № 223-ФЗ.

С учетом изложенного вывод Управления о нарушении заказчиком пункта 2 части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ соответствует законодательству и подтвержден надлежащими доказательствами.

ПАО «Т Плюс» не приняло всех зависящих от него мер при наличии необходимой степени заботливости и осмотрительности, которые требовались от участника правоотношений по соблюдению требований законодательства о закупках. Объективных обстоятельств, препятствовавших исполнению заявителем возложенной на него публичной обязанности, не имеется.

На основании изложенного, суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях ПАО «Т Плюс» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований суды не установили.

Оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) и условий для замены административного штрафа на предупреждение (статьи 3.4, 4.1.1 КоАП РФ) суды не усмотрели.

Доводы заявителя о нарушении статей 25.1, 29.7 КоАП РФ, правомерно отклонены судами как несостоятельные и противоречащие имеющимся в материалах дела доказательствам.

Выводы судов основаны на материалах дела, не противоречат им. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая оценка. Иное толкование ПАО «Т Плюс» положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, не опровергают выводов сделанных судами.

Судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, которые бы повлияли на исход дела, в том числе являющиеся безусловными основаниями для отмены судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кассационная жалоба ПАО «Т Плюс» не подлежит удовлетворению.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Кодекса заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 25.08.2022 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 по делу                           № А79-5770/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества «Т Плюс» – без удовлетворения.

           Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

          

Судья                                                                                            

                                 

                                                                       

 

И.Л. Забурдаева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны