Решение №НВ/6312/23 Решение № 021/07/3-834/2023 от 20 октября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Дело № 021/07/3-834/2023
г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 17 октября 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 20 октября 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 № 10 в составе:
"..."
при участии представителей:
от заказчика – Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Тарханский психоневрологический интернат» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее – Заказчик) – "..."
от уполномоченного учреждения - казенного учреждения Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" – "..."
от заявителя – открытого акционерного общества «Шумерлинский хлебозавод» (далее – ОАО «Шумерлинский хлебозавод», Заявитель) – "..."
рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ОАО «Шумерлинский хлебозавод» на действия комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку продуктов питания "Хлеб" для нужд БУ "Тарханский ПНИ" Минтруда Чувашии (№ 32312798807), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 06.10.2023 обратилось ОАО «Шумерлинский хлебозавод» с жалобой на действия комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку продуктов питания "Хлеб" для нужд БУ "Тарханский ПНИ" Минтруда Чувашии (№ 32312798807).
Из жалобы следует, что комиссия необоснованно отклонила заявку Заявителя на участие в запросе котировок. Заявитель в своей жалобе указал, что заявка оформлена в соответствии с требованиями, установленными Заказчиком в документации.
Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились и просили признать жалобу необоснованной.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Организация закупочной деятельности заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц для нужд бюджетного учреждения Чувашской Республики «Тарханский психоневрологический интернат» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, утвержденным заместителем министра труда и социальной защиты Чувашской Республики А.В. Григорьевым 24.07.2023 (далее - Положение о закупке).
Заказчиком 26.09.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку продуктов питания "Хлеб" для нужд БУ "Тарханский ПНИ" Минтруда Чувашии (№ 32312798807), с начальной (максимальной) ценой договора 423 795,20 рублей.
Частью 1 статьи 3.2. Закона о закупках установлено, что конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.
Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика (часть 10 статьи 3.2. Закона о закупках).
На основании ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке)
Также в силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации подлежат указанию требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Подпунктом б) пункта 5 части 14 статьи 3.2. Закона о закупках установлено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе основания отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение.
Согласно итоговому протоколу №32312798807-01 от 06.10.2023 заявка участника № 3 (ОАО «Шумерлинский хлебозавод») отклонена комиссией заказчика по следующему основанию:
«На основании ч. 10 ст. 3.2 Федерального закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соо соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ и Положением о закупке заказчика.
На основании п. п. 2 п. 1.10.l Положения о закупке заказчика и п.п 2 п. 4.12 подраздела 4 раздела 1 «Информационная карта» Общей части Извещения о проведении запроса котировок, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, в нарушение п. 6.2 подраздела 6 раздела 1 «Информационной карты» документации о проведении запроса котировок, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям извещения о запросе котировок в электронной форме или Положения, а именно участник закупки в своей заявке в п.1 «хлеб ржано-пшеничный» и в п.2 «хлеб пшеничный» указал вес 1 булки 650 гр., требуемое значение «в диапазоне от 500 гр до 700 гр».
В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки па участие в закупке (приложение 1 к Разделу 1 «Техническое задание» Технической части при формировании заявки предложение участника закупки в отношении товаров, в том числе поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ, оказания закупаемых услуг, - диапазонное значение, сопровождаемое словами «не менее от…- до», или «не более от…- до…» необходимо указать значения верхней и нижней границ диапазона показателя, соответствующие заявленным требованиям, но без сопровождения словами «не менее», «не более», допускается использование знака «-»».
Комиссия Чувашского УФАС России установила, что согласно Разделу 2 «Техническое задание» документации к поставке требуются товары со следующими параметрами:
№ п/п |
Наименование товара |
Ед. изм. |
Общее количество |
Характеристика товара |
|
Хлеб ржано-пшеничный
|
кг |
3387,6 |
Из ржано-пшеничной муки 1 сорта. Внешний вид, форма: формовой в упаковке соответствующая хлебной форме, в которой производилась выпечка, без боковых выплывов. Поверхность: без крупных трещин и подрывов. Без отслоения корки от мякиша. Вкус: свойственный данному виду изделия, без постороннего привкуса. Запах: свойственный данному виду изделия, без постороннего запаха. Вес 1 булки в диапазоне от 500 гр до 700 гр. |
|
Хлеб пшеничный |
кг |
3316,2 |
Из пшеничной муки высшего сорта. |
ОАО «Шумерлинский хлебозавод» в своей заявке указал следующие параметры по данным товарам, подлежащих к поставке:
Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что в инструкции по заполнению заявки на участие в запросе котировок в электронной форме (Приложение № 1 к «Техническое задание» (стр. 29 документации) указано следующее:
«В случае указания значения показателя сопровождается «диапазон», «в диапазоне», необходимом указать диапазонное значение в указанных границах.
В случае применения при описании диапазона:
- «не менее», «не уже» необходимо указать значение диапазона, равного или поглощающего установленный, но без сопровождения фразой «не менее», «не уже»;
- «не более», «не шире» необходимо указать значение диапазона, равного или входящего в установленный, но без сопровождения фразой «не более», «не шире»;
- «более» необходимо указать значение диапазона, поглощающего (шире) установленный, но без сопровождения фразой «более»;
- «менее» необходимо указать значение диапазона, входящего (уже) в установленный, но без сопровождения фразой «менее»;
- диапазонное значение, сопровождаемое словами «не менее от…- до», или «не более от…- до…» необходимо указать значения верхней и нижней границ диапазона показателя, соответствующие заявленным требованиям, но без сопровождения словами «не менее», «не более», допускается использование знака «-»;
- при использовании в описании диапазона предлогов «от» и «до» предельные значения входят в диапазон, допускается использование знака «-»».
Согласно пункту 6.2. Раздела 1. «Информационная карта» участник закупки формирует описание поставляемого товара, который является предметом запроса котировок в электронной форме в соответствии с Приложением №1 к техническому заданию «Инструкция по заполнению заявки» Раздела 2 «Техническое задание» извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.
Пунктом 4.18. Раздела 1. «Информационная карта» установлено, что Комиссия по закупкам рассматривает заявки на участие в запросе котировок в электронной форме на предмет их соответствия требованиям законодательства, Положения о закупке и извещения о проведении запроса котировок в электронной форме. Заявки на участие в закупке, подлежат отклонению по основаниям, предусмотренным пунктом 4.12 подраздела 4 раздела 1 «Информационная карта» извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.
Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона о закупках Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Изучив заявку Заявителя, а также документы и сведения, представленные на заседании Комиссии Чувашского УФАС России, Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя не соответствует требованиям документации запроса котировок в электронной форме по основаниям, указанным в итоговом протоколе №32312798807-01 от 06.10.2023.
Комиссия не обладает полномочиями допускать к участию в запросе котировок участника, заявка которого полностью или частично не соответствует требованиям документации.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного, Комиссия Чувашского УФАС России принимает решение о признании жалобы ОАО «Шумерлинский хлебозавод» необоснованной, а действия комиссии Заказчика соответствующими законодательству о закупках.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Чувашского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ОАО «Шумерлинский хлебозавод» на действия комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку продуктов питания "Хлеб" для нужд БУ "Тарханский ПНИ" Минтруда Чувашии (№ 32312798807) необоснованной.
Председатель Комиссии "..."
Члены Комиссии "..."
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
2023-7278