Решение №НВ/6312/23 Решение № 021/07/3-834/2023 от 20 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

Дело № 021/07/3-834/2023

г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 октября 2023 года

Решение изготовлено в полном объеме 20 октября 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 № 10 в составе:

"..."

при участии представителей:

от заказчика – Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Тарханский психоневрологический интернат» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее – Заказчик) – "..."

от уполномоченного учреждения - казенного учреждения Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" – "..."

от заявителя – открытого акционерного общества «Шумерлинский хлебозавод» (далее – ОАО «Шумерлинский хлебозавод», Заявитель) – "..."

рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ОАО «Шумерлинский хлебозавод» на действия комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку продуктов питания "Хлеб" для нужд БУ "Тарханский ПНИ" Минтруда Чувашии (№ 32312798807), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 06.10.2023 обратилось ОАО «Шумерлинский хлебозавод» с жалобой на действия комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку продуктов питания "Хлеб" для нужд БУ "Тарханский ПНИ" Минтруда Чувашии (№ 32312798807).

Из жалобы следует, что комиссия необоснованно отклонила заявку Заявителя на участие в запросе котировок. Заявитель в своей жалобе указал, что заявка оформлена в соответствии с требованиями, установленными Заказчиком в документации.

Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились и просили признать жалобу необоснованной.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Организация закупочной деятельности заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц для нужд бюджетного учреждения Чувашской Республики «Тарханский психоневрологический интернат» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, утвержденным заместителем министра труда и социальной защиты Чувашской Республики А.В. Григорьевым 24.07.2023 (далее - Положение о закупке).

Заказчиком 26.09.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку продуктов питания "Хлеб" для нужд БУ "Тарханский ПНИ" Минтруда Чувашии (№ 32312798807), с начальной (максимальной) ценой договора 423 795,20 рублей.

Частью 1 статьи 3.2. Закона о закупках установлено, что конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

Частью 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика (часть 10 статьи 3.2. Закона о закупках).

На основании ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке)

Также в силу пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации подлежат указанию требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Подпунктом б) пункта 5 части 14 статьи 3.2. Закона о закупках установлено, что протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе основания отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение.

Согласно итоговому протоколу №32312798807-01 от 06.10.2023 заявка участника 3 (ОАО «Шумерлинский хлебозавод») отклонена комиссией заказчика по следующему основанию:

«На основании ч. 10 ст. 3.2 Федерального закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соо соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ и Положением о закупке заказчика.

На основании п. п. 2 п. 1.10.l Положения о закупке заказчика и п.п 2 п. 4.12 подраздела 4 раздела 1 «Информационная карта» Общей части Извещения о проведении запроса котировок, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, в нарушение п. 6.2 подраздела 6 раздела 1 «Информационной карты» документации о проведении запроса котировок, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям извещения о запросе котировок в электронной форме или Положения, а именно участник закупки в своей заявке в п.1 «хлеб ржано-пшеничный» и в п.2 «хлеб пшеничный» указал вес 1 булки 650 гр., требуемое значение «в диапазоне от 500 гр до 700 гр».

В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки па участие в закупке (приложение 1 к Разделу 1 «Техническое задание» Технической части при формировании заявки предложение участника закупки в отношении товаров, в том числе поставляемых заказчику при выполнении закупаемых работ, оказания закупаемых услуг, - диапазонное значение, сопровождаемое словами «не менее от…- до», или «не более от…- до…» необходимо указать значения верхней и нижней границ диапазона показателя, соответствующие заявленным требованиям, но без сопровождения словами «не менее», «не более», допускается использование знака «-»».

Комиссия Чувашского УФАС России установила, что согласно Разделу 2 «Техническое задание» документации к поставке требуются товары со следующими параметрами:

 

п/п

Наименование товара

Ед. изм.

Общее количество

Характеристика товара

  1.  

Хлеб ржано-пшеничный

 

кг

3387,6

Из ржано-пшеничной муки 1 сорта.

Внешний вид, форма: формовой в упаковке соответствующая хлебной форме, в которой производилась выпечка, без боковых выплывов. Поверхность: без крупных трещин и подрывов. Без отслоения корки от мякиша. Вкус: свойственный данному виду изделия, без постороннего привкуса. Запах: свойственный данному виду изделия, без постороннего запаха. Вес 1 булки в диапазоне от 500 гр до 700 гр.

  1.  

Хлеб пшеничный

кг

3316,2

Из пшеничной муки высшего сорта.
Внешний вид, форма: формовой в упаковке соответствующая хлебной форме, в которой производилась выпечка, без боковых выплывов. Поверхность: без крупных трещин и подрывов. Без отслоения корки от мякиша. Вкус: свойственный данному виду изделия, без постороннего привкуса. Запах: свойственный данному виду изделия, без постороннего запаха. Вес 1 булки в диапазоне от 500 гр до 700 гр.

 

ОАО «Шумерлинский хлебозавод» в своей заявке указал следующие параметры по данным товарам, подлежащих к поставке:

 

Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что в инструкции по заполнению заявки на участие в запросе котировок в электронной форме (Приложение № 1 к «Техническое задание» (стр. 29 документации) указано следующее:

«В случае указания значения показателя сопровождается «диапазон», «в диапазоне», необходимом указать диапазонное значение в указанных границах.

В случае применения при описании диапазона:

«не менее», «не уже» необходимо указать значение диапазона, равного или поглощающего установленный, но без сопровождения фразой «не менее», «не уже»;

- «не более», «не шире» необходимо указать значение диапазона, равного или входящего в установленный, но без сопровождения фразой «не более», «не шире»;

- «более» необходимо указать значение диапазона, поглощающего (шире) установленный, но без сопровождения фразой «более»;

- «менее» необходимо указать значение диапазона, входящего (уже) в установленный, но без сопровождения фразой «менее»;

- диапазонное значение, сопровождаемое словами «не менее от…- до», или «не более от…- до…» необходимо указать значения верхней и нижней границ диапазона показателя, соответствующие заявленным требованиям, но без сопровождения словами «не менее», «не более», допускается использование знака «-»;

- при использовании в описании диапазона предлогов «от» и «до» предельные значения входят в диапазон, допускается использование знака «-»».

Согласно пункту 6.2. Раздела 1. «Информационная карта» участник закупки формирует описание поставляемого товара, который является предметом запроса котировок в электронной форме в соответствии с Приложением №1 к техническому заданию «Инструкция по заполнению заявки» Раздела 2 «Техническое задание» извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.

Пунктом 4.18. Раздела 1. «Информационная карта» установлено, что Комиссия по закупкам рассматривает заявки на участие в запросе котировок в электронной форме на предмет их соответствия требованиям законодательства, Положения о закупке и извещения о проведении запроса котировок в электронной форме. Заявки на участие в закупке, подлежат отклонению по основаниям, предусмотренным пунктом 4.12 подраздела 4 раздела 1 «Информационная карта» извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.

Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона о закупках Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Изучив заявку Заявителя, а также документы и сведения, представленные на заседании Комиссии Чувашского УФАС России, Комиссия приходит к выводу, что заявка Заявителя не соответствует требованиям документации запроса котировок в электронной форме по основаниям, указанным в итоговом протоколе №32312798807-01 от 06.10.2023.

Комиссия не обладает полномочиями допускать к участию в запросе котировок участника, заявка которого полностью или частично не соответствует требованиям документации.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного, Комиссия Чувашского УФАС России принимает решение о признании жалобы ОАО «Шумерлинский хлебозавод» необоснованной, а действия комиссии Заказчика соответствующими законодательству о закупках.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ОАО «Шумерлинский хлебозавод» на действия комиссии при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку продуктов питания "Хлеб" для нужд БУ "Тарханский ПНИ" Минтруда Чувашии (№ 32312798807) необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

2023-7278

 

 

Связанные организации

АО "ТЭК-ТОРГ"
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368
ОАО "Шумерлинский хлебозавод"
ИНН 2125002536, ОГРН 1022103028573
Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики»
ИНН 2130225986, ОГРН 1212100004490
Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Тарханский психоневрологический интернат» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики
ИНН 2103003328, ОГРН 1022100006301