Решение №ВК/6186/20 Жалоба признана обоснованной в части. от 13 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 021/07/3-834/2020

г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 августа 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 13 августа  2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 21.03.2016 № 38 в составе:

<…> <…> <…>;

при участии от:

заказчика – Автономного учреждения Чувашской Республики «Городская стоматологическая поликлиника» Министерства здравоохранения Чувашской Республики,  <…>,

в отсутствие заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Каскад», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Каскад» (далее – ООО «Каскад», Заявитель)  на документацию  Заказчика – Автономного учреждения Чувашской Республики «Городская стоматологическая поликлиника» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее – АУ «Городская стоматологическая поликлиника» Минздрава Чувашии, Заказчик) при проведении запроса котировок на респираторы (маски) медицинские   (изв. № 32009353442), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 31.07.2020 обратилось ООО «Каскад» с жалобой на  документацию  Заказчика –АУ «Городская стоматологическая поликлиника» Минздрава Чувашии при проведении запроса котировок  в электронной форме на респираторы (маски) медицинские   (изв. № 32009353442).

В жалобе ООО «Каскад» указывает на нарушения Заказчиком Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а именно:

- Заказчик неправомерно в наименовании товара указал фирменное наименование (товарный знак);

- Заказчик в требованиях к функциональным, количественным, качественным и техническим характеристикам указал  требования, не имеющие подтверждение в действующем государственном стандарте.

Заявитель просит провести проверку действий Заказчика и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

ООО «Каскад» надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы, в заседании Комиссии  не участвовало, явку полномочных представителей не обеспечило.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, просил оставить жалобу без удовлетворения.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право любого участника закупки обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закона о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на  официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт)  размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг автономного учреждения Чувашской Республики «Городская стоматологическая поликлиника» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, утвержденное решением Наблюдательного совета АУ «Городская стоматологическая поликлиника» Минздрава Чувашии   (протокол № 9 от 25.12.2018) (далее - Положение).

Осуществление закупки товаров, работ, услуг путем проведения запросов котировок регламентируется Главой 11 Положения.

В части 20 статьи 3.2 Закона о закупках указано, что под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Согласно пункту 1.2 Главы 11 Положения под запросом котировок в электронной форме  понимается  запрос котировок в электронной форме, при котором информация о закупке сообщается Заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения  в единой информационной системе  извещения о проведении  запроса котировок в электронной форме.

В соответствии с пунктом 3.2 Раздела 3 Главы 11 Положения Извещение о проведении запроса котировок  в электронной форме Заказчик  разрабатывает  и утверждает в соответствии с главой 7 настоящего Положения о закупке.

Пунктом 4.1. Раздела 3 Главы 11 Положения  приложения  к извещению  о закупке Заказчик  разрабатывает и утверждает в соответствии с настоящим Положением о закупке.

На основании пункта 4.2. Раздела 3 Главы 11 Положения в приложениях  к извещению  о закупке должны быть указаны сведения, предусмотренные  разделом 3, 4 главы 7 настоящего Положения о закупке.

Заказчиком – АУ «Городская стоматологическая поликлиника» Минздрава Чувашии 27.07.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 32009353442 о проведении запроса котировок  в электронной форме на респираторы (маски) медицинские. Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 825 700 руб.

По доводу Заявителя о том, что Заказчик неправомерно в наименовании товара указал фирменное наименование (товарный знак), Комиссией установлено следующее.

Пункт 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В силу пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Аналогичные требования к описанию предмета закупки прописаны в пункте 3.1 раздела 3 Главы 7 Положения.

Согласно пункту 3  Извещения № 154 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку респираторов (масок) медицинских (далее –Извещение) предметом договора является поставка респираторов (масок) медицинских (приложение № 2 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме).

Приложение № 2 к Извещению о проведении запроса котировок в электронной форме содержит техническое задание, согласно которому к поставке необходимы:

  1. Маска –респиратор фильтрующая KN95, со степенью защиты FFP2 NR (с клапаном выдоха);
  2. Маска –респиратор фильтрующая KN95, со степенью защиты FFP3 NR (с клапаном выдоха).

При этом, в Техническому задании указано, что в случае наличия в документации указания на товарный знак, считать, что они сопровождаются словами «или эквивалент».

Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии пояснил, что при изучении сайта Росздравнадзора ими выявлено, что Маска-респиратор фильтрующая KN 95 указана в регистрационных удостоверениях как минимум  9 производителей. Среди них производители:

 ООО «РусГлавСнаб», наименование респиратора по Регистрационному удостоверению «Маска респиратор медицинская KN 95» со степенью защиты FFP2, номер регистрационного удостоверения 2020/11146 от 06.07.2020

ООО «Медицинские маски, наименование респиратора по Регистрационному удостоверению «Маска респиратор медицинская KN 95» со степенью защиты FFP2, FFP3, номер регистрационного удостоверения РЗН 2020/10668 от 05.06.2020;

ООО Акпласт», наименование респиратора по Регистрационному удостоверению «Маска медицинская KN 95» со степенью защиты FFP3, номер регистрационного удостоверения 2020/10424 от 21.05.2020.

Таким образом, по мнению представителя Заказчика, маска-респиратор фильтрующая KN95, со степенью защиты FFP2, FFP3 не является товарным знаком, а представляет собой наименование товара.

Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что было подано пять заявок на участие в запросе котировок. Все пять заявок соответствовали Техническому заданию. При этом, Заявитель, участником запроса котировок не являлся, запрос о даче разъяснения положений извещения о закупке не подавал.

Комиссия Чувашского УФАС России, изучив представленные регистрационные удостоверения на медицинские изделия (маска –респиратор фильтрующая KN95), пришла к выводу о наличии на рынке медицинских масок большого числа хозяйствующих субъектов производящих  маски –респираторы фильтрующие KN95.

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, доказательств по заявленному доводу не  представил

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает данный довод Заявителя необоснованным.

По доводу заявителя о том, что Заказчик в требованиях к функциональным, количественным, качественным и техническим характеристикам указал  требования, не имеющие подтверждение в действующем государственном стандарте, Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

Пунктом 1 части 10 статьи 4  Закона о закупках  установлено, что  в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Аналогичные положения содержит пункт 4.1 Раздела 4 Главы 7 Положения.

Согласно пункту 2 Технического задания товар должен отвечать требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (ГОСтам, СанПиНам и другим нормам и правилам, действующим на данном товарном рынке, установленным законодательством Российской Федерации).

Установлено, что Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 июня 2015 г. N 744-ст введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2016 г. межгосударственный стандарт ГОСТ 12.4.294-2015 (EN 149:2001+А1:2009)  (далее – ГОСТ 12.4.294-2015).

Данный стандарт распространяется на фильтрующие полумаски, предназначенные для защиты от аэрозолей, и устанавливает общие технические условия.

Согласно Главе 5 ГОСТ 12.4.294-2015 Фильтрующие полумаски для защиты от аэрозолей подразделяют на три класса в зависимости от их фильтрующей эффективности и обозначают:

-FFP1-низкая эффективность;

-FFP2-средняя эффективность;

-FFP3-высокая эффективность.

Степень защиты, предусматриваемая изделием FFP2 или FFP3, включает степень защиты, предусматриваемую изделием более низкого класса или классов.

В соответствии с пунктом 7.5 Главы 7 ГОСТ 12.4.294-2015 Используемые в фильтрующей полумаске материалы должны обладать износостойкостью в течение всего периода, установленного для использования данной полумаски.

Пунктом 7.10 Главы 7 ГОСТ 12.4.294-2015 установлено, что для изготовления фильтрующих полумасок применяют материалы, разрешенные органами здравоохранения для использования в контакте с кожей и вдыхаемым воздухом.

На основании Технических характеристик Технического задания  Маска –респиратор фильтрующая KN95, со степенью защиты FFP2 NR (с клапаном выдоха) фильтрует до 94 %  загрязнений, так как способна задерживать частицы диаметром от 2 до 5 мкм, состоит из 5 фильтрующих слоев, изготовленных из высококачественного хлопка, спанбонда и нетканного материала, который не раздражает кожу и не вызывает аллергии; маска –респиратор фильтрующая KN95, со степенью защиты FFP3 NR (с клапаном выдоха) фильтрует более 99 %  загрязнений, так как способна задерживать частицы диаметром менее 2 , состоит из 5 фильтрующих слоев, изготовленных из высококачественного хлопка, спанбондат и нетканного материала, который не раздражает кожу и не вызывает аллергии.

Проанализировав ГОСТ 12.4.294-2015, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в стандарте вышеуказанных характеристик, что является нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, следовательно, довод заявителя является обоснованным.

Таким образом, Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО «Каскад» обоснованной в части неправомерно установленных характеристик к товару не  имеющих  подтверждения в действующем государственном стандарте, а в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

При этом, поскольку на участие в запросе котировок в электронной форме на поставку респираторов (масок) медицинских подано 5 заявок, Комиссия полагает об отсутствии необходимым выдать организатору закупки предписание об устранении допущенных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Каскад» на  документацию  Заказчика –АУ «Городская стоматологическая поликлиника» Минздрава Чувашии, при проведении запроса котировок  в электронной форме на респираторы (маски) медицинские   (изв. № 32009353442) обоснованной в части неправомерно установленных характеристик к товару не  имеющих  подтверждения в действующем государственном стандарте;

2. Признать в действиях  Заказчика - АУ «Городская стоматологическая поликлиника» Минздрава Чувашии нарушение  пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

Председатель Комиссии                                                                   <…>

 

Члены Комиссии                                                                    <…>

 

          <…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны