Решение №А79-1558/2022 Постановление суда. от 29 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Владимир

«29» ноября 2022 года                                                     Дело № А79-1558/2022

 

Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 29 ноября 2022 года

 

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,

судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Красноармейского района Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 01 сентября 2022 года  по делу № А79-1558/2022, принятое по заявлению администрации Красноармейского района Чувашской Республики о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии от 17.02.2022 № 021/04/19.5-56/2022, при участии в деле третьих лиц – Кубаева Сергея Абубакаровича, Леженина Михаила Викторовича

 

при участии:

от заявителя -  не явился, извещен;

от ответчика - не явился, извещен;

от третьих лиц - не явились, извещены

 

УСТАНОВИЛ:

 

администрация Красноармейского района Чувашской Республики обратилась в арбитражный суд с заявлением (далее – заявитель, администрация) об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике–Чувашии (далее – ответчик, Чувашское УФАС России) от 17.02.2022 №021/04/19.5-56/2022 о назначении административного наказания по части 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кубаев Сергей Абубакарович, Леженин Михаил Викторович.

Решением от 01 сентября 2022 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, администрация Красноармейского района Чувашской Республики  обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 01 сентября 2022 года № А79-1558/2021 об отказе в удовлетворении заявленных требований, и принять новое решение об удовлетворении жалобы.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

Представители лиц, участвующих в деле,  в судебное заседание не явились, суд располагает сведениями об их надлежащем извещении о дате,  времени и месте судебного заседания в порядке ст. 123 АПК РФ, в том числе путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей  заявителя, ответчика и третьего лица.

Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями  257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 20.08.2021 организатором торгов – Администрацией Красноармейского района Чувашской Республики на официальном сайте https://torgi.gov.ru/ размещено извещение № 200821/1313102/01 о проведении аукциона на право заключения аренды земельных участков. Дата и время начала приема заявок: 23.08.2021 09:00. Дата и время окончания приема заявок: 21.09.2021 15:00. Дата и время проведения аукциона: 27.09.2021 10:00. Место проведения аукциона: 429620, Чувашская Республика, Красноармейский район, с. Красноармейское, ул. Ленина, д. 35, зал заседаний.

Организатор торгов опубликовал информацию о проведении торгов на сайте Администрации Красноармейского района Чувашской Республики (http://kranri.cap.m/action/activity/land_and_estate/torgi/aukciony/2021-god).

05 октября 2021 в Чувашское УФАС России поступила жалоба Леженина Михаила Викторовича на действия организатора торгов – Администрации Красноармейского района Чувашской Республики при проведении аукциона по аренде земельного участка с кадастровым номером 21:14:090901:1096 изв. № 200821/1313102/01, согласно которой организатором торгов нарушен порядок проведения торгов, поскольку участники аукциона под номером 1 и 3 пропустили одну ставку повышения цены, после чего члены комиссии аукциона запретили принимать участие в торгах.

Кроме того, в Чувашское УФАС России 05.10.2021 обратился Кубаев С.А. с жалобой на действия организатора торгов - администрации Красноармейского района Чувашской Республики при проведении аукциона по аренде земельного участка с кадастровым номером 21:14:090901:1096 изв. № 200821/1313102/01.

Решением Чувашского УФАС России от 13.10.2021 по делу № 021/10/18.1-1029/2021 жалоба Леженина Михаила Викторовича на действия организатора торгов – Администрации Красноармейского района Чувашской Республики при проведении аукциона по аренде земельного участка с кадастровым номером 21:14:090901:1096 в соответствии с аукционной документацией изв. 200821/1313102/01 признана обоснованной.

Решением Чувашского УФАС России от 13.10.2021 по делу № 021/10/18.1- 1023/2021 жалоба Кубаева С.А. на действия организатора торгов – Администрации Красноармейского района Чувашской Республики при проведении аукциона по аренде земельного участка с кадастровым номером 21:14:090901:1096 в соответствии с аукционной документацией изв. 200821/1313102/01, признана обоснованной.

В действиях организатора торгов установлены нарушения требований п. 18 и 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, пп. 3, пп. 4 п. 15 ст. 39.12 ЗК РФ.

Организатору торгов – Администрации Красноармейского района Чувашской Республики выданы предписания от 13.10.2021 № 021/10/18.1- 1023/2021 и № 021/10/18.1-1029/2021, в соответствии с которыми до 22.10.2021 ему следует устранить допущенные нарушения при проведении аукциона на право заключения аренды земельных участков (извещение № 200821/1313102/01) путем: - отменить протокол №2 от 27.09.2021 составленные комиссией в ходе проведения вышеуказанного аукциона; - вернуться к процедуре проведения торгов по аукциону в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Определением от  22.10.2021 по делу №  021/10/18.1- 1023/2021 (жалоба Кубаева С.А.) Чувашское УФАС России исправило опечатку, допущенную в предписании в части указания на возвращение к процедуре проведения торгов по аукциону в соответствии с требованиями ЗК РФ.

Определением от 21.03.2022 Чувашское УФАС России  исправило  техническую ошибку в предписании № 021/10/18.1-1029/2021 от 13.10.2021 (жалоба Леженина М.В.) аналогичного харктера.

Посчитав незаконными решение и предписание от 13.10.2021 по делу № 021/10/18.1-1029/2021, заявитель обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии заявлением в рамках дела № А79-9700/2021.

Кроме того, посчитав незаконными решение и предписание от 13.10.2021 по делу № № 021/10/18.1- 1023/2021, заявитель обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии заявлением в рамках дела № А79-9470/2021.

Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 23 марта 2022 года по делу № А79-9700/2021 и от 28 марта 2022 года по делу № А79-9470/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Поскольку в установленный срок (до 22 октября 2021 года) организатор торгов не проинформировал Чувашское УФАС России об исполнении предписания,  Чувашское  УФАС России, пришло  выводу о неисполнении  предписаний Чувашского УФАС России от 13.10.2021 № 021/10/18.1-1023/2021 и № 021/10/18.1-1029/2021.

31 января 2022 начальником отдела контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии Сергеевой К.В. в отношении администрации Красноармейского района Чувашской Республики составлен протокол об административном правонарушении от 31.01.2022 №021/04/19.5-56/2022 по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и иных материалов административного производства постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии Котеевым В.В. от 17.02.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №021/04/19.5-56/2022 администрация Красноармейского района Чувашской Республики признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, администрация Красноармейского района Чувашской Республики обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии.

В обоснование заявленных требований заявитель  указывает, что Чувашское УФАС России не ответило ему на письмо о даче разъяснений о порядке исполнения предписаний, поэтому администрация не могла их исполнить. Также считает, что на момент вынесения  оспариваемого постановления истек двухмесячный срок привлечения его к административной ответственности.

Признавая постановление законным, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом доказано событие административного правонарушения, предусмотренного ч.  2.6 ст. 19.5 КоАП РФ.

Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.

Согласно ст. 36 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.

В силу ч. 1 ст. 51 Закона о защите конкуренции предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.

На основании части 2 статьи 52 Закона о защите конкуренции в случае принятия заявления об обжаловании предписания к производству арбитражного суда исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до дня вступления решения арбитражного суда в законную силу, за исключением предписания антимонопольного органа, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, если иное не предусмотрено судебным актом.

Согласно ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В рассматриваемом случае, законность предписаний Чувашского УФАС России была предметом судебной проверки, решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 23.03.2022 по делу № А79-9700/2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2022, администрации отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными и отмене решения и предписания Чувашского УФАС России от 13.10.2021 по делу № 021/10/18.1- 1029/2021.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 28.03.2022 по делу № А79-9470/2021, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022, администрации отказано в удовлетворении заявления о признании недействительными решения и предписания Чувашского УФАС России от 13.10.2021 по делу № 021/10/18.1- 1023/2021.

В указанных судебных актах судами подтвержден факт правомерности выдачи предписаний от 13.10.2021 № 021/10/18.1-1023/2021 и № 021/10/18.1- 1029/2021.

Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Между тем,  администрация об исполнении предписаний от 13.10.2021 № 021/10/18.1-1023/2021 и № 021/10/18.1-1029/2021 Чувашское УФАС России в срок до 22 октября 2021 года не проинформировала.

Каких-либо доказательств объективной невозможности исполнения предписаний заявителем не было представлено.

Доводы заявителя о том, что 21.10.2021 администрация Красноармейского района обратилась в Чувашское УФАС России с письмами №03/03-02-3157 и №03/03-02-3157 о даче разъяснений о порядке исполнения предписаний в связи с тем, что данные предписания предписывают отменить протокол № 2 от 27.09.2021 года и вернуться к процедуре проведения торгов по аукциону в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, что противоречит Земельному кодексу РФ, однако пояснения от Чувашского УФАС России в адрес администрации Красноармейского района не поступили, в связи с чем, администрация Красноармейского района не могла исполнить предписания виду отсутствия разъяснений по данному поводу, судом первой инстанции рассмотрены и правомерно отклонены.

Как верно установлено судом первой инстанции, 22.10.2021 Чувашским УФАС России вынесено определение об исправлении опечатки (технической ошибки) в предписании от 13.10.2021 № 021/10/18.1-1023/2021 в соответствии с которым исправлена опечатка (техническая ошибка) в предписании от 13.10.2021 № 021/10/18.1-1023/2021 в пункте 1, заменив в предложении «вернуться к процедуре проведения торгов по аукциону в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе» на «вернуться к процедуре проведения торгов по аукциону в соответствии с требованиями ЗК РФ».

21 марта 2022 Чувашским УФАС России вынесено определение об исправлении опечатки (технической ошибки) в предписании от 13.10.2021 № 021/10/18.1- 1029/2021 в соответствии с которым исправлена опечатка (техническая ошибка) в предписании от 13.10.2021 № 021/10/18.1-1029/2021 в пункте 1, заменив в предложении «вернуться к процедуре проведения торгов по аукциону в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе» на «вернуться к процедуре проведения торгов по аукциону в соответствии с требованиями ЗК РФ».

В постановлении от 10.06.2022 по делу № А79-9700/2021 Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что в материалы дела не представлены доказательства, что администрация обращалась в Чувашское УФАС России с заявлением о разъяснении оспариваемого предписания в части его исполнения и получило отрицательное решение по данному вопросу. Апелляционный суд также принял во внимание, что на рассмотрении Чувашского УФАС России одновременно находились жалобы двух участников аукциона на право заключения аренды земельных участков (извещение № 200821/1313102/01) Леженина М.В. и Кубаева С.А., и определением от 22.10.2021 аналогичная опечатка по предписанию, выданному в ходе рассмотрения жалобы Кубаева С.А., была устранена антимонопольным органом.

Кроме того, предписания Чувашского УФАС России заявителем фактически исполнены, участникам аукциона после окончания аукциона в течение трех дней возвращены задатки, которые внесены для участия в аукционе, постановлением администрации Красноармейского района Чувашской Республики от 20 декабря 2021 года № 657 открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка признан недействительным.

Таким образом, учитывая указанные исправления, при необходимой степени осмотрительности и заботливости администрация имела возможность для соблюдения требований законодательства, но не предприняла для соблюдения требования Закона необходимых мер.

При этом указанные обстоятельства не являются чрезвычайными и непреодолимыми, исключающими возможность соблюдения требований законодательства по исполнению предписаний, а также свидетельствующих о том, что администрация приняла все зависящие от нее меры по недопущению правонарушения.

Следовательно, административным органом правомерно установлена вина в бездействии администрации.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах, вывод административного органа о доказанности наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ, является обоснованным и соответствующим материалам дела.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в привлечении администрации к административной ответственности, административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления по делу об административном правонарушении заявитель извещался, копии протокола и постановления заявителю направлялись.

Вопреки доводам заявителя срок давности привлечения к административной ответственности к моменту рассмотрения дела административным органом не истек, так как невыполнение в установленный срок предписания антимонопольного органа в силу прямого указания Закона о защите конкуренции является нарушением антимонопольного законодательства, что в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год (срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства).

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения нарушителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.

Администрацией не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств.

Возможность применения к рассматриваемым нарушениям положений статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствует, поскольку часть 2 указанной нормы предусматривает прямой запрет по замене административного штрафа на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного, в том числе статьей 19.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Заявителю назначено наказание в минимальном размере административного штрафа, предусмотренном санкцией части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Таким образом, при рассмотрении дела административным органом была дана надлежащая оценка обстоятельствам дела.

Оспариваемым постановлением администрации назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб., что согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

С учетом изложенного, апелляционная жалоба администрации Красноармейского района Чувашской Республики по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

По правилам статьи 204 АПК РФ апелляционная жалоба на решение суда о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

В соответствии с пунктом 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии
от 01 сентября 2022 года  по делу № А79-1558/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Красноармейского района Чувашской Республики – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

 

Председательствующий судья                                      

 М.Н. Кастальская

 

 

Судьи 

М.Б. Белышкова

 

 

 

Т.В. Москвичева

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны