Решение №ВК/7982/22 Решение по делу №021/01/16-347/2022 от 28 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

Дело № 021/01/16-347/2022 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 14 ноября 2022 года.

Решение изготовлено в полном объеме 28 ноября 2022 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 021/01/16-347/2022 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

"..."

Члены Комиссии:

"..."

рассмотрев дело № 021/01/16-347/2022, возбужденное по признакам нарушения Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и Государственным унитарным предприятием Чувашской Республики «Чувашгаз» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое привело к ограничению доступа на рынок технического обслуживания объектов тепло- и водоснабжения, находящихся в муниципальной и государственной собственности Чувашской Республики, и устранение с него хозяйствующих субъектов,

в присутствии:

представителя заявителя ООО «Промавтоматик» - "..."

представителя ответчика:

Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики – "..."

в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела иных лиц, участвующих в деле,

 

УСТАНОВИЛА:

Из прокуратуры Чувашской Республики, из ФАС России, от Главного Федерального инспектора по Чувашской Республики поступило обращение ООО «Промавтоматик» о незаконных действиях Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее — Минстрой Чувашии) и ГУП ЧР «Чувашгаз» Минстроя Чувашии, выразившихся в необоснованном требовании от бюджетных и муниципальных организаций республики расторжения существующих государственных контрактов по обслуживанию и эксплуатации котельных и одновременного заключения договоров с ГУП ЧР «Чувашгаз» Минстроя Чувашии.

В рамках рассмотрения обращения в целях установления правовых оснований требования Минстроя Чувашии о необходимости заключения договоров на обслуживание котельных с ГУП ЧР «Чувашгаз» Минстроя Чувашии, в министерстве затребованы письменные пояснения относительно передачи ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии функций обслуживания муниципальных котельных в рамках реализации мероприятий по созданию единой теплоснабжающей организации Чувашской Республики с указанием правовых оснований такой передачи, в том числе, без конкурентных процедур.

Минстрой Чувашии в ответ на запрос Чувашского УФАС России письмом от 21.02.2022 сообщил, что Законом Чувашской Республики от 11.12.2020 N 108 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" в 2021 году предусмотрены финансовые средства в виде субсидии на реализацию мероприятий, предусмотренных на создание, развитие и обеспечение функционирования информационной системы «Диспетчерская служба теплоснабжения Чувашской Республики» в сумме "..." рублей.

В соответствии с Правилами предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на осуществление деятельности государственных унитарных предприятий Чувашской Республики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2021 N 665, и в целях реализации мероприятий Минстроем Чувашии с ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии заключено соглашение о предоставлении и расходовании субсидии от 29.12.2021, в соответствии с которым предприятию перечислено "..." рублей.

Целью создания единой диспетчерской службы теплоснабжения является повышение бесперебойности, безопасности и устойчивого обеспечения поставки энергетических ресурсов для потребителей, которые обеспечиваются теплоснабжением и горячим водоснабжением от котельных, находящихся в государственной собственности, а это порядка 130 котельных.

По результатам изучения полученной в ходе рассмотрения обращения информации и документов в действиях Минстроя Чувашии по направлению органам исполнительной власти Чувашской Республики и органам местного самоуправления Чувашской Республики письма от 22.12.2021 №19/07-14607 об обеспечении заключения договоров обслуживания муниципальных котельных с ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии установлены признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далееЗакон о защите конкуренции).

В этой связи Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдало 15.03.2022 Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики предупреждение №ВК/1720/22 о необходимости прекращения в срок до 31 марта 2022 года действий по установлению для органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления Чувашской Республики ограничения выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке технического обслуживания объектов теплоснабжения и водоснабжения путем отзыва письма от 22.12.2021 №19/07-14607 о необходимости заключения в первоочередном порядке договора на обслуживание котельных Чувашской Республики с ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии и письменного разъяснения органам исполнительной власти Чувашской Республики и органам местного самоуправления Чувашской Республики о возможности и необходимости заключения договоров на техническое обслуживание объектов теплоснабжения и водоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Письмом от 25.03.2022 №19/07-3501 Минстрой Чувашии сообщил об исполнении указанного предупреждения путем направления органам исполнительной власти Чувашской Республики, органам местного самоуправления Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии письма от 22.03.2022 №19/08-3329 об отзыве письма от 22.12.2021 №19/07-14607 о необходимости заключения в первоочередном порядке договора на обслуживание котельных Чувашской Республики с ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии, где письменно разъяснено о возможности и необходимости заключения договоров на техническое обслуживание объектов теплоснабжения и водоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Однако, как следует из отозванного Минстроем Чувашии письма, поводом для направления письма послужило совместное подписание предприятием и министерством «Дорожной карты по передаче ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии функций обслуживания муниципальных и государственных котельных в рамках реализации мероприятий по созданию единой теплоснабжающей организации Чувашской Республики», реализация которой приводит к заключению договоров технического обслуживания объектов тепло- и водоснабжения исключительно с предприятием и отказ от заключения, расторжение договоров с иными хозяйствующими субъектами.

Усмотрев в поведении Минстроя Чувашии и ГУП ЧР «Чувашгаз» Минстроя Чувашии признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое привело к ограничению доступа на рынок технического обслуживания объектов тепло- и водоснабжения, находящихся в муниципальной и государственной собственности Чувашской Республики, и устранение с него хозяйствующих субъектов, Чувашское УФАС России приказом от 13.04.2022 №40 возбудило настоящее дело и создало Комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Изучив материалы и документы, представленные лицами, участвующими в деле, а также выслушав их доводы, Комиссия установила следующее.

10.12.2021 Минстрой Чувашии в рамках мероприятий по созданию единой диспетчерской службы системы теплоснабжения Чувашской Республики направило в Минздрав Чувашии, Минобразования Чувашии, Минтруд Чувашии, Минспорт Чувашии и Минкультуры Чувашии письмо №19/07-14022 с просьбой уведомить ответственных лиц по курируемому направлению о начале выездного обследования тепловых сетей представителями ГУП ЧР «Чувашгаз» Минстроя Чувашии и о необходимости представить доступ в котельные, находящиеся в ведении министерства.

В то же время Минстроем Чувашии совместно с ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии 14.12.2021 согласована и утверждена «Дорожная карта по передаче ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии функций обслуживания муниципальных котельных в рамках реализации мероприятий по созданию единой теплоснабжающей организации Чувашской Республики» (далее также - Дорожная карта), в соответствии с которой сторонами согласована информация о действующих на момент подписания дорожной карты организациях, обслуживающих 321 котельную, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, и о планируемых сроках передачи функций обслуживания каждой котельной ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии.

В последующем письмом от 17.12.2021 №3381 ГУП ЧР «Чувашгаз» Минстроя Чувашии просило вышеперечисленные министерства и администрации муниципальных образований обеспечить передачу функций обслуживания муниципальных котельных предприятию, а также обеспечить заключение договоров обслуживания в соответствии с указанной Дорожной картой в рамках реализации мероприятий по созданию единой теплоснабжающей организации Чувашской Республики.

Письмом от 22.12.2021 №19/07-14607 Минстрой Чувашии сообщил органам исполнительной власти Чувашской Республики и главам администраций муниципальных образований о том, что по поручению заместителя председателя Кабинета Министров Чувашской Республики — министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики реализуются мероприятия по созданию единой теплоснабжающей организации на территории Чувашской Республики. Во исполнение требований подпрограммы по созданию, развитию и обеспечению функционирования информационной системы «Диспетчерская служба теплоснабжения Чувашской Республики» и Правил предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на осуществление деятельности государственных унитарных предприятий Чувашской Республики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2021 №665, предприятием формируется перечень 111 объектов теплоснабжения (котельных), в которых должны быть установлены приборы удаленного контроля оборудования для подключения к диспетчерской службе теплоснабжения Чувашской Республики. В этой связи в письме Минстрой Чувашии просит в соответствии с прилагаемой Дорожной картой обеспечить с 01.01.2022 передачу функций обслуживания муниципальных котельных ГУП ЧР «Чувашгаз» Минстроя Чувашии в количестве 83 котельные, расположенные на территории 15 муниципальных образований.

На основании изложенного, Минстрой Чувашии в своем письме от 22.12.2021 требует обеспечить заключение договоров обслуживания в соответствии с Дорожной картой, руководствуясь распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.06.2020 №562-р, приказом Госслужбы по тарифам от 15.07.2020 №01/06-493 "Об утверждении Порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Чувашской Республики, предусмотренных пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с использованием электронного ресурса". При этом орган власти обращает внимание адресатов письма на то, что вопрос качества содействия должностными лицами исполнительной власти/муниципальных образований предприятию при исполнении поручения находится на личном контроле "...".

Между тем постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.12.2018 N 588 в редакции от 02.12.2021 утверждена Государственная программа Чувашской Республики "Модернизация и развитие сферы жилищно- коммунального хозяйства", в рамках которой ответственным исполнителем Государственной программы назначено Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.

При этом Государственной программой Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проекта республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период поручено предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию Государственной программы исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.

В рамках указанной Государственной программы установлены следующие подпрограммы:

  1. "Модернизация коммунальной инфраструктуры на территории Чувашской Республики";

  2. "Развитие систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для очистки сточных вод";

  3. "Строительство и реконструкция (модернизация) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки с учетом оценки качества и безопасности питьевой воды";

  4. "Газификация Чувашской Республики";

  5. "Обеспечение реализации государственной программы Чувашской Республики «Модернизация и развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства».

Задачами Государственной программы являются:

- повышение эффективности работы коммунальных котельных, снижение потерь при транспортировке тепловой энергии;

-строительство и модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в рамках реализации инвестиционных проектов;-внедрение новых технологий обработки воды на водоочистных станциях;

-повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на территории Чувашской Республики;

-содействие развитию конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры.

Одним из мероприятий подпрограммы "Модернизация коммунальной инфраструктуры на территории Чувашской Республики" является создание, развитие и обеспечение функционирования системы автоматического сбора данных (абзац введен Постановлением Кабинета Министров ЧР от 02.12.2021 N 612).

Как указано в пунктах 4, 4.1 мероприятий подпрограммы их реализация позволит повысить качество предоставления жилищно-коммунальных услуг за счет автоматизации мониторинга и управления теплоэнергетическим комплексом, в связи с чем предусмотрено «Создание, развитие и обеспечение функционирования информационной системы "Диспетчерская служба теплоснабжения Чувашской Республики"».

При этом задачами подпрограммы являются: модернизация коммунальной инфраструктуры для сокращения будущих расходов на текущий ремонт и экономии энергоресурсов; привлечение частных инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры; оказание государственной поддержки собственникам помещений (гражданам) в многоквартирных домах при переводе с централизованного на индивидуальное отопление.

В связи с необходимостью реализации Государственной программы и ее подпрограмм Законом Чувашской Республики от 11.12.2020 N 108 "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" в 2021 году предусмотрены финансовые средства в виде субсидии на реализацию мероприятий, предусмотренных на создание, развитие и обеспечение функционирования информационной системы «Диспетчерская служба теплоснабжения Чувашской Республики» в сумме "..." рублей.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2021 N 665 утверждены Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на осуществление деятельности государственных унитарных предприятий Чувашской Республики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые регламентируют условия и порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики государственным унитарным предприятиям Чувашской Республики в сфере жилищно-коммунального хозяйства в целях реализации мероприятий подпрограммы "Модернизация коммунальной инфраструктуры на территории Чувашской Республики" государственной программы Чувашской Республики "Модернизация и развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2018 г. N 588 по созданию, развитию и обеспечению функционирования информационной системы "Диспетчерская служба теплоснабжения Чувашской Республики".

В соответствии с вышеуказанными Правилами предоставления субсидий 29.12.2021 ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии направило в Минстрой Чувашии заявку на получение вышеуказанной субсидии, после чего в тот же день между органом власти и предприятием заключено соглашение о предоставлении и расходовании субсидии ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии в целях реализации мероприятий подпрограммы.

В соответствии с соглашением его предметом является порядок и условия предоставления министерством предприятию субсидии на реализацию мероприятий, предусмотренных Правилами, по созданию, развитию и обеспечению функционирования информационной системы "Диспетчерская служба теплоснабжения Чувашской Республики". Согласно представленным Минстроем Чувашии заявке на получение субсидии от 29.12.2021 №3479 и платежному поручению от 30.12.2021 ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии перечислена субсидия в размере "..." рублей.

При этом услуга по созданию, развитию и обеспечению функционирования информационной системы «Диспетчерская служба теплоснабжения Чувашской Республики» являлась объектом закупки в соответствии с открытым конкурсом (извещение от 12.11.2021 № 0515500000321000003), заказчиком которого выступило ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии.

Между тем реализация вышеназванной подпрограммы предусматривает лишь модернизацию коммунальной инфраструктуры путем осуществления мероприятия по созданию и функционированию информационной системы «Диспетчерская служба теплоснабжения Чувашской Республики», а не созданию единой организации, единолично осуществляющей техническое обслуживание всех объектов теплоснабжения на территории Чувашской Республики.

Иное толкование смысла подпрограммы противоречит задачам самой Государственной программы по содействию развитию конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства и коммунальной инфраструктуры.

Кроме того, Дорожная карта о передаче предприятию функций обслуживания 321 муниципальных котельных Чувашской Республики утверждена еще до заключения между Минстроем Чувашии и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии соглашения о предоставлении и расходовании субсидии.

Таким образом, согласованная и утвержденная Минстроем Чувашии и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии 14.12.2021 «Дорожная карта по передаче ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии функций обслуживания муниципальных котельных в рамках реализации мероприятий по созданию единой теплоснабжающей организации Чувашской Республики» направлена на передачу функций обслуживания 321 муниципальных котельных конкретному хозяйствующему субъекту - ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии и заключения с ним в планируемые сроки соответствующего договора обслуживания при отсутствии правовых оснований такого, поскольку техническое обслуживание объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Вышеуказанное обстоятельство свидетельствует о создании органом государственной власти и предприятием ограничения доступа иных хозяйствующих субъектов на рынок оказания услуг по техническому обслуживанию объектов водо- и теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также устранению хозяйствующих субъектов с данного товарного рынка.

Вышеуказанные одновременные и совместные действия Минстроя Чувашии и предприятия свидетельствуют о заключении ими соглашения, нашедшего отражение в Дорожной карте, которое направлено на установление единственного хозяйствующего субъекта, обслуживающего на территории Чувашской Республики объекты тепло- и водоснабжения, находящиеся в республиканской и муниципальной собственности.

Как следует из самой Дорожной карты, организациями, обслуживающими котельные, находящиеся в государственной и муниципальной собственности на территории Чувашской Республики, являются МУП «АПОК», ООО «Теплоснаб», ООО «Промавтоматик», ООО «Энергия», ООО «Коммунальный сервис», МУП «ЖКХ Козловское», МУП ЖКХ Красноармейского района, ООО «ЭК «Котельная», МУП ЖКХ «Моргаушское», МУП УР «Урмарытеплосеть», ООО «Аверс», ОАО «Коммунальник» и другие хозяйствующие субъекты.

В марте т.г. после выдачи Министерству соответствующего предупреждения письмами Минстроя Чувашии и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии в адрес органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Чувашской Республики направлена информация об отзыве подписей представителей Минстроя Чувашии и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии, проставленных в «Дорожная карта по передаче ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии функций обслуживания муниципальных котельных в рамках реализации мероприятий по созданию единой теплоснабжающей организации Чувашской Республики».

Между тем реализация данной Дорожной карты привела к заключению:

10.01.2022 договора №3 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Большешигаевская ООШ» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «Энергетическая компания «Котельная»);

10.01.2022 договора №4 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Гимназия № 1» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «ЭК «Котельная»);

10.01.2022 договора №5 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Бичуринская начальная школа — детский сад» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «ЭК «Котельная»);

10.01.2022 договора №6 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБДОУ «Детский сад «Светлячок» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «ЭК «Котельная»);

10.01.2022 договора №7 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Сутчевсая СОШ» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «ЭК «Котельная»);

10.01.2022 договора №8 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Эльбарусовская СОШ» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «ЭК «Котельная»);

10.01.2022 договора №9 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Приволжская ООШ» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «ЭК «Котельная»);

10.01.2022 договора № 10 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Перво-Чурашевская СОШ» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «ЭК «Котельная»);

10.01.2022 договора №11 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Кугеевская ООШ» Мариинско-Посадского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «ЭК «Котельная»);

10.01.2022 договора №12 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МАОУ «Козловская СОШ №2» г.Козловка Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Козловского района»);

10.01.2022 договора №13 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Андреево-Базарская СОШ» Козловского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Козловского района»);

01.01.2022 договора №14 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Карамышевская СОШ» Козловского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Козловского района»);

01.01.2022 договора №17 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Тюрлеминская СОШ» Козловского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Козловского района»);

30.12.2021 договора №18 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Солдыбаевская ООШ им. А.Г. Журавлева» Козловского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Козловского района»);

01.01.2022 договора №19 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Еметкинская СОШ» Козловского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Козловского района»);

10.01.2022 договора №20 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Абашевская СОШ» Чебоксарского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «Теплоснаб»);

10.01.2022 договора №21 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Синьяльская ООШ» Чебоксарского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «Теплоснаб»);

24.01.2022 договора №22 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Синьял-Покровская СОШ» Чебоксарского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «Теплоснаб»);

10.01.2022 договора №23 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Тренькасинская СОШ» Чебоксарского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «Теплоснаб»);

01.01.2022 договора №24 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Туруновская ООШ» Чебоксарского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «Теплоснаб»);

01.01.2022 договора №25 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБДОУ «Сятра-Хочехматский детский сад «Дружба» Чебоксарского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «Теплоснаб»);

10.01.2022 договора №26 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Чиршкасинская ООШ имени Л.В. Пучкова» Чебоксарского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «Теплоснаб»);

24.01.2022 договора №27 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Янгильдинская СОШ» Чебоксарского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «Теплоснаб»);

01.01.2022 договора №28 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Акулевская НОШ» Чебоксарского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «Теплоснаб»);

24.01.2022 договора №29 на выполнение работ по техническому обслуживанию котельного оборудования между МБОУ «Икковская ООШ» Чебоксарского района Чувашской Республики и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии (до реализации дорожной карты договор был заключен с ООО «Теплоснаб»);

и других договоров с учреждениями Чувашской Республики.

При этом Комиссия отмечает, что согласно информации ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии, представленной письмом от 28.04.2022 №1200, предприятием в 2021 году договоры на техническое обслуживание котельных с государственными и муниципальными заказчиками не заключались.

Между тем в соответствии с письмами ООО «Энергетическая компания «Котельная» от 11.04.2022 и от 10.10.2022 после утверждения и согласования предприятием и Минстроем Чувашии Дорожной карты обществу директорами образовательных учреждений Мариинско-Посадского района было отказано в заключении договоров на комплексное техническое обслуживание котельных с 01 января 2022 года. При этом общество указывает, что имеет желание и возможность технического обслуживания котельных, находящихся в муниципальной собственности Мариинско-Посадского муниципального округа, в отношении которых было отказано в заключении договоров технического обслуживания на 2022 год.

Согласно письму МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Козловского района» от 12.04.2022 с государственными (муниципальными) учреждениями были заключены договоры технического обслуживания котельных на 2021 год, а на 2022 год - не заключались.

Письмом от 13.04.2022 ООО «Теплоснаб» представило информацию с перечнем котельных, в отношении которых ранее обществом были заключены 13 договоров технического обслуживания, и в отношении которых с 2022 года на основании Дорожной карты договоры заключены с ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии.

В соответствии с пояснениями, данными представителями МУП ЖКУ Цивильского городского поселения Цивильского района и МУП «Урмарского района «Урмарытеплосеть» на заседании Комиссии от 28.07.2022, утвержденная и согласованная ответчиками «Дорожная карта по передаче функций обслуживания муниципальных котельных в рамках реализации мероприятий по созданию единой теплоснабжающей организации Чувашской Республики» создает для предприятий положение, влекущее устранение с рынка технического обслуживания объектов тепло- и водоснабжения, находящихся в муниципальной и государственной собственности Чувашской Республики.

Кроме того, в материалах дела имеются пояснения ООО «Теплоснаб» о созданий препятствий доступу на указанный рынок путем отказа государственными и муниципальными учреждениями Чувашской Республики в возобновлении договорных отношений по техническому обслуживанию котельных и одновременному заключению договоров с ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии.

На основании изложенного, в совокупных действиях Минстроя Чувашии и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии по утверждению Дорожной карты о передаче предприятию функций обслуживания 321 муниципальных котельных Чувашской Республики, по ее реализации, по направлению Минстроем Чувашии и ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии до выявления получателя субсидии администрациям муниципальных образований и министерствам Чувашской Республики письма от 22.12.2021 №19/07-14607 и письма от 17.12.2021 №3381 соответственно об обеспечении передачи функций обслуживания муниципальных котельных предприятию и заключении договоров обслуживания в соответствии с Дорожной картой, которое в последующем повлекло заключение заказчиками таких договоров, Комиссия усматривает наличие между органом власти и хозяйствующим субъектом соглашения, которое привело к ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок и устранению с него хозяйствующих субъектов.

О конкретных фактах ограничения конкуренции свидетельствуют заявления ООО «Промавтоматик», ООО «Теплоснаб», пояснения ООО «ЭК «Котельная» и других участников рынка, связанные с отказом государственных и муниципальных учреждений Чувашской Республики от заключения с ними договоров обслуживания котельных со ссылкой на Дорожную карту.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В силу пункта 7 статьи Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции при квалификации тех или иных действий в качестве соглашения обязательным является наличие и доказанность волеизъявления всех сторон соглашения - органа власти и хозяйствующего субъекта.

В рассматриваемом случае наблюдается двустороннее волеизъявление сторон, поскольку обе стороны предпринимали активные действия, направленные на заключение договоров обслуживания муниципальных и государственных котельных исключительно с ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии.

Согласно аналитическому отчету (обзору) по анализу состояния конкуренции на рынке технического обслуживания объектов тепло- и водоснабжения, находящихся в муниципальной и государственной собственности, рассматриваемое соглашение оказало негативное влияние на указанный рынок в пределах географических границ - Чувашская Республика.

Доводы ответчиков об осуществлении действий по утверждению и согласованию Дорожной карты в соответствии с положениями части 3 статьи 23 Федерального закона «О государственных и муниципальных предприятиях», устанавливающими возможность совершения крупной сделки с согласия собственника имущества унитарного предприятия, не свидетельствуют о возможности заключения соглашения, которое может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов, так как в любом случае ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии является участником рынка технического обслуживания объектов тепло- и водоснабжения, находящихся в муниципальной и государственной собственности Чувашской Республики, независимо от его организационно-правовой формы осуществления деятельности.

В рассматриваемом случае в поведении органа государственной власти Чувашской Республики и хозяйствующего субъекта Комиссией выявлено осуществление единой стратегии, направленной на создание преимущественных условий деятельности для своего подведомственного предприятия путем устранения конкурентов на рынке технического обслуживания объектов тепло- и водоснабжения, находящихся в муниципальной и государственной собственности Чувашской Республики. Комиссией не установлены и ответчиками не представлены доказательства наличия объективных причин для избранного ими поведения при подписания обеими сторонами Дорожной карты.

Таким образом, Комиссия, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к окончательному выводу о заключении Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и Государственным унитарным предприятием Чувашской Республики «Чувашгаз» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики соглашения, которое привело к ограничению доступа на рынок технического обслуживания объектов тепло- и водоснабжения, находящихся в муниципальной и государственной собственности Чувашской Республики, и устранение с него хозяйствующих субъектов, что нарушает пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Исходя из информации, предоставленной ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии письмом от 28.04.2022 №1200 (приложение №1) предположительный совокупный доход от реализации антиконкурентного соглашения составляет "...".

До окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела, однако, каких-либо письменных возражений относительно изложенных в нем обстоятельств и выводов Комиссии лицами, участвующими в деле, не представлено.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Соглашение было подписано и реализовывалось в период с 14 декабря 2021 года по 28 марта 2022 года.

Письмами №908 от 28.03.2022 и №19/08-3256 от 21.03.2022 предприятие и министерство соответственно отозвали подписи, проставленные на Дорожной карте от 14.12.2021 по передаче ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии функций обслуживания муниципальных котельных в рамках реализации мероприятий по созданию единой теплоснабжающей организации Чувашской Республики.

Таким образом, в связи с завершением действия и реализации Дорожной карты, Комиссия приходит к выводу о том, что основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Чувашгаз» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении и участии (реализации) соглашения, которое привело к ограничению конкуренции на рынке технического обслуживания объектов тепло- и водоснабжения, находящихся в муниципальной и государственной собственности Чувашской Республики, в частности к ограничению доступа на данный рынок и устранению с него хозяйствующих субъектов.

2. Предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту заключения и реализации антиконкурентного соглашения Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и Государственному унитарному предприятию Чувашской Республики «Чувашгаз» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики не выдавать.

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

2022-9383

 

 

Связанные организации

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
ИНН 2128016103, ОГРН 1022101141765
ГУП "ЧУВАШГАЗ" МИНСТРОЯ ЧУВАШИИ
ИНН 2128017682, ОГРН 1032128003720
ООО "Теплоснаб"
ИНН 2130126544, ОГРН 1132130013344
ООО "Промавтоматик"
ИНН 2130195690, ОГРН 1172130016850