Решение №06-04/2271 Жалоба по делу № 37-К-2019 признана обоснованной. от 29 марта 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя <…>
Дело № 37-К-2019 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 26 марта 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме 29 марта 2019 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4, от 26.03.2019 № 30 в составе:
<…>;
<…>;
<…>;
в присутствии от заявителя – индивидуального предпринимателя <…> – <…>, представителя по доверенности от 22.11.2018, <…>, представителя по доверенности от 29.03.2019,
заказчика – бюджетного учреждения Чувашской Республики «Республиканская психиатрическая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики – <…>, представителя по доверенности от 03.09.2018,
заинтересованного лица – государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Комбинат питания Администрации Главы Чувашской Республики» – <…>, представителя по доверенности от 11.07.2018,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>) на действия конкурсной комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по приготовлению лечебного питания больных по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пирогова, дом 6 (изв. № 0115200001118003752), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 19.03.2019 обратилась ИП <…> с жалобой на действия конкурсной комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по приготовлению лечебного питания больных по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пирогова, дом 6 (изв. № 0115200001118003752) (далее – Конкурс).
Из жалобы следует, что ИП <…> подала заявку на участие в Конкурсе. Непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками предприниматель подала изменения в заявку, установив окончательное ценовое предложение в размере 68 408 877,50 руб.
При этом из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 15.03.2019 следует, что ИП <…> предложена иная цена – 72 677 577,21 руб., а также указано, что поданное участником закупки непосредственно на процедуре вскрытия конвертов изменения цены контракта не принимаются конкурсной комиссией, поскольку:
изменения в заявку на участие в конкурсе с ограниченным участием и каждый том изменений такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов;
должны быть скреплены печатью участника конкурса с ограниченным участием при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником конкурса с ограниченным участием или лицом, уполномоченным участником конкурса с ограниченным участием.
ИП <…> не согласна с такими действиями конкурсной комиссии, считает, что поданные ею изменения в заявку сформированы и поданы в соответствии с требованиями конкурсной документации.
В заседании Комиссии ИП <…>, участвующая в заседании 25.03.2019 до объявления перерыва, и ее представители поддержали жалобу по изложенным в ней доводам, предоставили письменные пояснения к жалобе. Просили приостановить процедуру определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу, признать нарушение в действиях конкурсной комиссии, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Представители уполномоченного органа – Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам с доводами жалобы не согласились по основаниям, указанным в возражениях на жалобу от 25.03.2019. Заявили ходатайство об истребовании у ИП <…> оригинала трудовой книжки <…>в целях проверки предоставления предпринимателем достоверной информации в отношении квалифицированных трудовых ресурсов. Указали, что в составе заявки также содержатся противоречивые сведения в отношении почтового, юридического адресов ИП <…> Просили провести внеплановую проверку по обозначенным обстоятельствам.
Представители заказчика – бюджетного учреждения Чувашской Республики «Республиканская психиатрическая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики и заинтересованного лица – государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Комбинат питания Администрации Главы Чувашской Республики» поддержали позицию Уполномоченного органа, просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком объявленного аукциона является бюджетное учреждение Чувашской Республики «Республиканская психиатрическая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, уполномоченным органом – Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.
06.12.2018 Уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115200001118003752 о проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по приготовлению лечебного питания больных по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пирогова, дом 6, с начальной (максимальной) ценой контракта 91 188 930,00 рублей. Одновременно размещена документация о проведении конкурса (далее – Конкурсная документация).
18.02.2019 в извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсную документацию внесены изменения.
На основании части 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием (часть 4 статьи 56 Закон о контрактной системе).
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки (часть 5 статьи 56 Закон о контрактной системе).
Требования к конкурсной документации установлены статьей 50 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 4, 7 части 1 статьи 50 Закона контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
порядок и срок отзыва заявок на участие в открытом конкурсе, порядок возврата заявок на участие в открытом конкурсе (в том числе поступивших после окончания срока подачи этих заявок), порядок внесения изменений в эти заявки.
В соответствии со статьей 43 Закона о контрактной системе участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений настоящего Федерального закона. В этом случае участник конкурса, участник аукциона не утрачивают право на внесенные в качестве обеспечения заявки денежные средства. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.
Таким образом, положения Закона о контрактной системе не содержат конкретных требований к содержанию и оформлению изменений, вносимых в заявку на участие в открытом конкурсе. Заказчик самостоятельно определяет порядок внесения изменений в заявки участников закупки.
В случае принятия решения об изменении заявки на участие в открытом конкурсе участнику закупки необходимо руководствоваться конкурсной документацией.
В пункте 35 Информационной карты конкурса с ограниченным участием установлено, что при принятии решения о внесении изменений в конкурсную заявку участники закупки должны руководствоваться порядком, установленным п.п. 4.2, 4.3 и 4.4 раздела 1 «Общие положения» Общей части конкурсной документации.
Согласно пункту 4.2.3 Конкурсной документации заявки на участие в конкурсе изменяются в следующем порядке:
Изменения заявки на участие в конкурсе подаются в запечатанном конверте. На соответствующем конверте указываются наименование конкурса с ограниченным участием и иная информация по форме, представленной в пункте 4.1.5. настоящего раздела.
Изменения, внесенные в заявку, считаются неотъемлемой частью заявки на участие в конкурсе.
Все листы изменений в заявку на участие в конкурсе с ограниченным участием, все листы тома изменений такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Изменения в заявку на участие в конкурсе с ограниченным участием и каждый том изменений такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника конкурса с ограниченным участием при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником конкурса с ограниченным участием или лицом, уполномоченным участником конкурса с ограниченным участием. Соблюдение участником конкурса с ограниченным участием указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав изменений в заявку на участие в конкурсе с ограниченным участием и тома заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием, поданы от имени участника конкурса с ограниченным участием и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов.
Изменения заявок на участие в конкурсе регистрируются в Журнале регистрации заявок на участие в конкурсе в порядке, установленном в пункте 4.1.3 настоящего раздела (пункт 4.2.5 Конкурсной документации).
Конверты с изменениями заявок вскрываются конкурсной комиссией одновременно с конвертами с заявками на участие в конкурсе.
После вскрытия конвертов с заявками и конвертов с изменениями соответствующих заявок конкурсная комиссия устанавливает, поданы ли изменения заявки на участие в конкурсе надлежащим образом (пункт 4.2.7 Конкурсной документации).
В случае если конверт с изменениями заявки на участие в конкурсе не запечатан и не оформлен в установленном порядке, такие конверты с изменениями заявок на участие в конкурсе не принимаются заказчиком и возвращаются лицу, подавшему такой конверт (пункт 4.2.8 Конкурсной документации).
Частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам перед вскрытием таких конвертов в отношении каждого лота заявкам на участие в открытом конкурсе конкурсная комиссия объявляет участникам конкурса, присутствующим при вскрытии таких конвертов, о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок на участие в открытом конкурсе до вскрытия таких конвертов. При этом конкурсная комиссия объявляет последствия подачи двух и более заявок на участие в открытом конкурсе одним участником конкурса.
Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что ИП <…> в соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе предоставила изменения в конкурсную заявку в отношении своего ценового предложения.
Указанные изменения поданы лично ИП <…> в конверте, содержащем один лист. Согласно предоставленным изменениям ИП <…>просит считать цену контакта в заявке в конкурсе с ограниченным участием на оказание услуг по приготовлению лечебного питания больных по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пирогова, дом 6 (ИКЗ 182212900931721300100100460190000000) 68 408 877,50 (шестьдесят восемь миллионов четыреста восемь тысяч восемьсот семьдесят семь) рублей 50 копеек. Указанные изменения подписаны лично ИП <…> При этом печать на изменениях отсутствует. Кроме того, установлено, что изменения не содержали описи предоставленных документов.
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе с ограниченным участием от 06.03.2019 №ПВК2 заявка ИП <…> №3112 от 06.03.2019 г. содержит опись входящих в состав заявки документов; изменение в заявку №3112 от 06.03.2019 г. поданное непосредственно на вскрытии конвертов не содержит опись. Кроме того, в протоколе указано, что предложение ИП <…> в отношении цены контракта составляет 72 677 577,21 руб.
Из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 15.03.2019 № ПРО2 следует, что в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 50, частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе и на основании пп. 4.2.3 п. 4.2. Общей части конкурсной документации изменение цены контракта в заявку № 3112 от 06.03.2019 в 10 час. 52 мин., поданное участником закупки непосредственно на процедуре вскрытия конвертов не принимаются конкурсной комиссией, а именно:
изменения в заявку на участие в конкурсе с ограниченным участием и каждый том изменений такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов,
быть скреплены печатью участника конкурса с ограниченным участием при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником конкурса с ограниченным участием или лицом, уполномоченным участником конкурса с ограниченным участием.
Из изложенного следует, что конкурсная комиссия на основании пункта 4.2.8 Конкурсной документации не возвратила поданное ИП <…> изменение в заявку, признав оформление конверта соответствующим установленным документацией требованиям.
Однако согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 15.03.2019 № ПРО2 конкурсная комиссия отклонила заявку ИП <…> в части поданных в нее изменений.
Частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе в случае, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, в том числе участник конкурса признан не предоставившим обеспечение такой заявки, а также в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Не подлежит отклонению заявка на участие в конкурсе в связи с отсутствием в ней документов, предусмотренных подпунктами "ж" и "з" пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товара, работы, услуги, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
При этом Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что пункт 4.2.3 Конкурсной документации содержит требование о наличии печати (при ее наличии) на изменениях только в отношении юридических лиц. Требование о скреплении печатью изменений, поданных индивидуальным предпринимателем, Конкурсная документация не содержит, равно как, и не содержит таких требований в отношении самой заявки.
Кроме того, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не обязывает индивидуальных предпринимателей иметь печать. Следовательно, вопрос не только об изготовлении, но и об использовании печати индивидуальный предприниматель вправе решить самостоятельно.
Учитывая, что изменения в заявку были поданы ИП <…> лично, у конкурсной комиссии отсутствовали основания усомниться в волеизъявлении предпринимателя изменить ценовое предложение.
Комиссия также считает необходимым согласиться с доводом заявителя о том, что конверт с изменениями содержит только один документ, в связи с чем необходимость в описи в рассматриваемом случае отсутствует. Опись предполагает наличие более одного документа и представляет собой перечень таких документов.
В связи с изложенным отклонение конкурсной комиссией изменений в заявку, поданных ИП <…>, по основаниям указанным в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 15.03.2019 № ПРО2, противоречит требованиям части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе. Следовательно, Комиссия признает жалобу ИП <…> обоснованной.
Наряду с изложенным, согласно части 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Комиссия Чувашского УФАС России рамках проведения внеплановой проверки удовлетворила ходатайство Уполномоченного органа и запросила у ИП <…> оригинал трудовой книжки <…>.
ИП <…> письмом от 26.03.2019 № 45 сообщила об отсутствии возможности предоставить оригинал трудовой книжки <…>, поскольку в настоящее время <…> не работает у предпринимателя. В соответствии со статьей 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан возвратить трудовую книжку работнику в момент увольнения.
При этом приказ об увольнении <…> ИП <…> не предоставлен, также в письме не указана дата ее увольнения.
В связи с изложенными обстоятельствами на дату рассмотрения жалобы Комиссия Чувашского УФАС России не может сделать однозначные выводы о том, что в составе заявки ИП <…> содержатся недостоверные сведения в отношении <…>
Кроме того, Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что имеющиеся противоречия в составе заявки ИП <…> в отношении почтового адреса не указывают на наличие недостоверной информации в составе заявки предпринимателя.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
В силу вышеизложенного, Комиссия признает жалобу ИП <…> на действия конкурсной комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по приготовлению лечебного питания больных по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пирогова, дом 6 (изв. № 0115200001118003752) обоснованной.
Одновременно Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать жалобу индивидуального предпринимателя <…> обоснованной.
- Признать в действиях конкурсной комиссии заказчика – бюджетного учреждения Чувашской Республики «Республиканская психиатрическая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики и уполномоченного органа – Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам нарушение части 3 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
- Выдать заказчику – бюджетному учреждения Чувашской Республики «Республиканская психиатрическая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, уполномоченному органу – Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, конкурсной комиссии предписание об устранении выявленного нарушения.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>
Примечание: согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.