Решение №АШ/3066/24 Решение № 021/06/48-440/2024 от 10 июня 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы
ООО СТК «ПРОФСТРОЙМАСТЕР»
Дело № 021/06/48-440/2024 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 05 июня 2024 года
Решение изготовлено в полном объеме 10 июня 2024 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 №9 в составе:
"..."
при участии представителей от:
заказчика – Муниципального бюджетного учреждения «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары Чувашской Республики (далее — Заказчик) – "..."
уполномоченного учреждения – казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» (далее — Уполномоченное учреждение) – "..."
заявителя — общества с ограниченной ответственностью строительно-торговой компании «ПРОФСТРОЙМАСТЕР» — "..."
рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью строительно-торговой компании «ПРОФСТРОЙМАСТЕР» (далее — Заявитель, ООО СТК «ПРОФСТРОЙМАСТЕР») на действия комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству (проезды, тротуары, ограждение, наружное освещение, озеленение) на объекте: «МБУ «СШ «Спартак» по ул. Гагарина, д.40 в г. Чебоксары Чувашской Республики» (изв. № 0815500000524005308) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 30.05.2024 поступила жалоба ООО СТК «ПРОФСТРОЙМАСТЕР» на действия комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству (проезды, тротуары, ограждение, наружное освещение, озеленение) на объекте: «МБУ «СШ «Спартак» по ул. Гагарина, д.40 в г. Чебоксары Чувашской Республики» (изв. № 0815500000524005308) (далее - аукцион).
Из жалобы следует, что заявка ООО СТК «ПРОФСТРОЙМАСТЕР» отклонена комиссией неправомерно.
Заявитель не согласен с таким отклонением, поскольку в составе заявки приложены документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям в соответствии с позицией 9 раздела 2 приложения ПП РФ № 2571, а именно договор подряда № 20-0126/3 от 24.08.2020, приложения к договору подряда № 20-0126/3 от 24.08.2020, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 и акты о приемке выполненных работ по форме № КС-2 на сумму контракта.
Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
15.05.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815500000524005308 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству (проезды, тротуары, ограждение, наружное освещение, озеленение) на объекте: «МБУ «СШ «Спартак» по ул. Гагарина, д.40 в г. Чебоксары Чувашской Республики», с начальной (максимальной) ценой контракта, равной 15 190 700,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещены электронные документы, в т.ч. «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта», «Проект государственного контракта», «Описание объекта закупки», «Требования к содержанию и составу заявки на участие», «Локально-сметный расчет», а также проектно-сметная документация.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.05.2024 №ИЭА1 заявка с идентификационным номером № 116611224 (ООО СТК «ПРОФСТРОЙМАСТЕР») признана не соответствующей установленным требованиям, а именно «Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона 44-ФЗ, в нарушение пп. н п. 1 Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и п. 9 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации», а именно в составе заявки участник закупки не предоставил копии документов, подтверждающих наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Приложенный в составе заявки договор от 24.08.2020 г. не является подтверждением наличия у участника закупки вышеуказанного опыта (является договором субподряда, отсутствует акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора, отсутствует акт приемки объекта капитального строительства)».
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 данной статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 данной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона.
Согласно части 7 статьи 31 Закона о контрактной системе указанные в данной статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.
Согласно части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) данной статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 данной статьи установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 данной статьи, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 данной статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 данной статьи.
Дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 2571).
В соответствии с Извещением объектом закупки является выполнение работ по благоустройству (проезды, тротуары, ограждение, наружное освещение, озеленение) на объекте: «МБУ «СШ «Спартак» по ул. Гагарина, д.40 в г. Чебоксары Чувашской Республики» .
Также согласно Извещению Заказчиком установлены требования к участникам закупки в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к Постановлению № 2571.
В соответствии с пунктом 1 Постановления № 2571 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к данному постановлению.
Абзацем шестым подпункта "б" пункта 3 Постановления № 2571 установлено, что опытом исполнения договора, представляемым в соответствии с пунктом 1 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» позиции 9 приложения к Постановлению N 2571, является опыт исполнения контракта, заключенного и исполненного в соответствии с Законом о контрактной системе, либо опыт исполнения договора, заключенного и исполненного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Пунктом 9 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 предусмотрено, что для выполнения работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории необходимо наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы «Дополнительные требования к участникам закупки» позиции 9 приложения к Постановлению № 2571, указанный опыт подтверждается следующими документами:
1. исполненный договор;
2. акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3. разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что Заявителем в качестве наличия опыта, предусмотренного позицией 9 приложения к Постановлению N 2571, представлены следующие документы:
- договор подряда № 20-0126/3 от 24.08.2020г., заключенный между Государственным унитарным предприятием «Территориальное производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики» (Генподрядчик) и ООО СТК «ПРОФСТРОЙМАСТЕР» (Подрядчик) на выполнение строительных работ по объекту «Очистные сооружения канализации с полной биологической очисткой сточных вод в г. Можге Удмуртской Республики» на сумму "..." рублей;
- приложения к договору подряда № 20-0126/3 от 24.08.2020;
- справка о стоимости выполненных работ и затрат № 1 от 17.12.2020 (форма № КС-3) на сумму "..." рублей;
- акт о приемке выполненных работ за декабрь 2020г. № 1 от 17.12.2020 (форма № КС - 2);
- справка о стоимости выполненных работ и затрат № 2 от 21.12.2020 (форма № КС-3) на сумму "..." рублей;
- акт о приемке выполненных работ за декабрь 2020г. № 2 от 21.12.2020 (форма № КС — 2);
- акт № 1 приема-передачи оборудования в эксплуатацию на объекте;
- справка о стоимости выполненных работ и затрат № 3 от 26.04.2021 (форма № КС-3) на сумму "..." рублей;
- акт о приемке выполненных работ № 3 от 26.04.2021 (форма № КС — 2);
- акт о приемке выполненных работ № 4 от 26.04.2021 (форма № КС - 2);
- справка о стоимости выполненных работ и затрат № 4 от 27.04.2021 (форма № КС-3) на сумму "..." рублей;
- акт о приемке выполненных работ № 5 от 27.04.2021 (форма № КС — 2);
- акт приема-передачи оборудования № 2;
- справка о стоимости выполненных работ и затрат № 5 от 23.07.2021 (форма № КС-3) на сумму "..." рублей;
- акт о приемке выполненных работ № 6 от 23.07.2021 (форма № КС — 2);
- справка о стоимости выполненных работ и затрат № 6 от 30.07.2021 (форма № КС-3) на сумму "..." рублей;
- акт о приемке выполненных работ № 7 от 30.07.2021 (форма № КС — 2).
Комиссия, изучив исполненный подателем жалобы договор, установила, что данный договор является договором субподряда.
В силу пункта 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда. Кроме того, субподрядчик не имеет опыта по сдаче и вводу объекта капитального строительства в эксплуатацию, а также не несет гарантийных обязательств по объекту в целом. Учитывая изложенное, договор (контракт), подтверждающий наличие опыта по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства, должен быть заключен с участником закупки и исполнен участником закупки в полном объеме.
Таким образом, участник закупки предоставил документы об опыте субподряда вместо опыта генерального подряда, что не соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки, Постановления № 2571, ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 11.01.2024 № МШ/875/24 «По вопросам применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации», решении ФАС России от 08.05.2020 по делу № 20/44/105/805, от 05.03.2020 по делу № 20/44/105/382).
Ввиду изложенного Комиссия признает довод жалобы, касающийся неправомерного рассмотрения заявки подателя жалобы, как необоснованный.
Дополнительно, Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что в соответствии с частью 1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе регистрация участников закупок в единой информационной системе осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в единой информационной системе, вносятся в единый реестр участников закупок.
В соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона.
В соответствии с пунктом 2 правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.09.2019 № 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (далее - Постановление № 1202) в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке, специализированной электронной площадке закупках, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки после идентификации и аутентификации на электронной площадке, специализированной электронной площадке направляет оператору соответствующей площадки информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, путем формирования и подписания электронной подписью, вид которой предусмотрен Законом о контрактной системе, информации и документов, предусмотренных пунктом 4 Постановления №2571, а также указанных в графе «Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям» приложения к указанному постановлению.
П.4 Правил установлено, что оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки рассматривают информацию и документы, предусмотренные п. 2 и 3 Правил, на предмет:
а) наличия информации и документов, предусмотренных настоящими Правилами;
б) наличия информации об участнике закупки (с учетом информации и документов, предусмотренных пп."в" п. 2 Правил) в таких информации и документах, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указание такой информации не предусмотрено;
в) непревышения ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренной абзацем третьим подпункта "б" п. 2 Правил, цены такого договора (контракта);
г) соответствие информации и документов, сформированных и предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", положениям абзацев шестого, восьмого и одиннадцатого пп."б" п. 3 Постановления № 2571.
В пункте 8 правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утвержденным Постановлением № 1202 установлено, что ответственность за недостоверность информации и (или) документов, включенных в реестр участников закупки, аккредитованных на электронной площадке, направленных оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки в соответствии с данными правилами, за несоответствие указанных информации и (или) документов требованиям, установленным законодательством РФ, за действия, совершенные на основании указанных информации и (или) документов, несет участник закупки.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, представляется возможным прийти к выводу, что оператор электронной площадки, в полном объеме, не наделен полномочиями по проверке представляемых контрактов, договоров, документов на предмет соответствия таких контрактов и договоров требованиям Постановления № 2571. Оператор электронной площадки в силу положений Закона о контрактной системе обеспечивает исключительно проверку "комплектности" документов при их размещении в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке. Ответственность за содержание документов и их перечень несет сам участник закупки.
При этом Комиссия Управлении отмечает, что ч. 5 ст. 49 и ч .12 ст. 48 Закона о контрактной системе однозначно установлена обязанность комиссии Заказчика осуществить проверку представленных в составе заявки Заявителем, а также направленных оператором электронной площадки, документов и сведений, при этом решение оператора электронной площадки о принятии документов, не свидетельствует об отсутствии у комиссии по осуществлению закупки обязанности по осуществлению действий, предусмотренных ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России, на основании представленных документов и сведений приходит к выводу о том, что решение комиссии по осуществлению закупок заказчика и уполномоченного учреждения об отклонении заявки ООО СТК «ПРОФСТРОЙМАСТЕР» по основанию, отраженному в протоколе, является правомерным и принято в соответствии с Законом о контрактной системе.
Следовательно, жалоба ООО СТК «ПРОФСТРОЙМАСТЕР» является необоснованной.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью строительно-торговой компании «ПРОФСТРОЙМАСТЕР» на действия комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству (проезды, тротуары, ограждение, наружное освещение, озеленение) на объекте: «МБУ «СШ «Спартак» по ул. Гагарина, д.40 в г. Чебоксары Чувашской Республики» (изв. № 0815500000524005308) необоснованной.
Председатель Комиссии "..."
Члены Комиссии "..."
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
2024-3448