Предупреждение №НВ/2836/21 Срок до 28 мая. от 27 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат

признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

В Чувашское УФАС России поступило заявление ООО «РусАвтоПром» (вх. Управления от 19.04.2021 № 3997/21) на действия Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары о необоснованном предоставлении перевозчику- ООО «ЛидерАвто» возможности использовать транспортные средства в большем количестве, нежели было заявлено на торгах.

По итогам рассмотрения установлено следующее. На электронной площадке ООО «РТС-тендер» (www.rts-tender.ru) Управлением ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары размещено извещение от 29.06.2018 г. № 0815300003218000613 о проведении электронного аукциона на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальному маршруту города Чебоксары № 32 по регулируемым тарифам.

ООО «РусАвтоПром» принимало участие в данном аукционе, победителем аукциона было признано ООО «ЛидерАвто».

28.11.2018 г. по итогам аукциона с ООО «ЛидерАвто» был заключен муниципальный контракт № Ф.2018.542906 на право осуществления регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам по маршруту № 32 г. Чебоксары.

По условиям технического задания аукциона и самого контракта, а также реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок г. Чебоксары, по маршруту № 32 «Машиностроительный техникум - ул. Лукина - Чандрово» на линии предусмотрено 14 автобусов среднего класса, а также допускается 1 резервный автобус.

Однако, на сегодняшний день количество автобусов на линии увеличено до 21 единицы.

Обусловлено тем, что ООО «ЛидерАвто» получило на 180 дней свидетельство об осуществлении перевозок и карты маршрута на пригородный маршрут № 101 «Чебоксары (Маштехникум) - Новочебоксарск (Сокол)», на котором подлежат эксплуатации 21 автобус на линии- подтверждается информацией с официального сайта Минтранса Чувашской Республики, согласно которой, начиная с 12.04.2021 г., изменена схема межмуниципального маршрута № 101, маршрут следует из г. Новочебоксарска до ост. Маштехникум, а далее следует по маршруту 32, при этом количество автобусов по маршруту № 101 увеличено с 4 до 25 (в т.ч. 4 резервных).

Фактически одни и те же автобусы эксплуатируются и на городском маршруте № 32 г. Чебоксары, и на межмуниципальном маршруте № 101: после остановки «Маштехникум» автобус маршрута № 32 следует далее без пересадки по маршруту № 101 в г. Новочебоксарск. Даже на информационном табло с указателем маршрута указано «32 (101)», посадка в Новочебоксарск осуществляется по всей схеме движения маршрута № 32.

Тем не менее, подобная эксплуатация маршрута № 32 осуществляется с нарушением условий, предусмотренных муниципальным контрактом:

- в соответствии с пунктом 4.2.1. муниципального контракта (размещен на сайте РТС-Тендер в информации по закупке) количество транспортных средств (с учетом резерва ТС) для осуществления регулярных перевозок по маршруту соответствует заявленным требованиям технического задания. Согласно техническому заданию к аукционной документации и к муниципальному контракту количество транспортных средств на линии по маршруту N9 32 - не менее 14 и не более 15 единиц (2 резервных). Дополнительным соглашением № 1 от 12.04.2019 количество транспортных средств на маршруте было уменьшено: не менее 13 и не более 14. То есть максимальное количество автобусов на линии составляет 14 ед. Фактически их 21.

- в соответствии с пунктом 4.2.2. муниципального контракта в течение всего срока выполнения работ каждое используемое на маршруте регулярных перевозок транспортное средство должно осуществлять перевозки только по указанному в контракте маршруту. То есть эксплуатация автобусов маршрута № 32 на каких-либо иных маршрутах запрещена. Схема движения маршрута № 32 заканчивается на ост. «Маштехникум».

Какой-либо единый маршрут «32 (101)» не существует, это два отдельных маршрута. Более того, маршрут № 32 относится к муниципальным перевозкам по регулируемым тарифам, а маршрут № 101 относится к межмуниципальным перевозкам по нерегулируемым тарифам. Единственное, что их объединяет на сегодняшний день - это перевозчик ООО «ЛидерАвто».

Пункт 11.1. контракта предусматривает, что изменение существенных условий при его исполнении не допускается, за исключением, если по предложению Заказчика увеличивается или уменьшается объем работы не более чем на 10%. Даже если предположить, что количество пассажиров по маршруту № 32 увеличилось с момента начала осуществления перевозок и текущее количество транспорта с ним не справляется, то увеличить количество автобусов можно было на 1 единицу (10% от 14 ТС). При этом нужно отметить, что количество пассажиров по маршруту № 32 должно вырасти не за счет пассажиров, следующих в г. Новочебоксарск, которые фактически являются пассажирами маршрута № 101, а именно за счет городских пассажиров.

Пункт 11.3. контракта (дополнен дополнительным соглашением № 3 от 31.01.2020) предусматривает, что допускается выполнение работ транспортными средствами большего класса, качество, технические и функциональные характеристики которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими характеристиками, указанными в контракте. То есть, допускается улучшение характеристик ТС, но не увеличение их количества.

Таким образом, ООО «ЛидерАвто» допустило нарушение условий муниципального контракта (п.4.2.1., 4.2.2.)

Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары, как заказчик по муниципальному контракту, не принимает мер к нарушителю контрактных обязательств ООО «ЛидерАвто», незаконно согласовало увеличение количества автобусов по маршруту № 32, выдав дополнительные карты маршрута ООО «ЛидерАвто» (было 14, стало 25 с резервными).

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 (далее- Порядок) процедура выявления товара включает, в том числе предварительное определение товара.

Предварительное определение товара проводится на основе, в том числе условий договора, заключенного в отношении товара; нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.

Рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом является высококонкурентным. Под товаром здесь понимается услуга по перевозке пассажиров на маршрутах регулярного сообщения.

Товарные границы рынка определяются также исходя из характеристики и свойств товара (услуги), в том числе устанавливаемые в соответствии с Общероссийским классификаторам по видам экономической деятельности (ОКВЭД). Определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров потребителем или готовности потребителя заменить один товар другим, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Товар, исследуемый на данном товарном рынке, определен в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007 в разделе I – «Транспорт и связь»; подраздел IА – «транспорт и связь»; класс 60 – «деятельность сухопутного транспорта»; подкласс 60.2 – «деятельность прочего сухопутного транспорта»; группа 60.21 – «деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию»; подгруппа 60.21.1 – «деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию».

Таким образом, продуктовые границы товарного рынка определены как рынок перевозок автомобильным транспортом.

Одним из методов определения географических границ товарного рынка в соответствии с Порядком является метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке.

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", объекты транспортной инфраструктуры - сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.

В соответствии со статьей 1 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 г. № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике», пассажир - физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира; перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира и доставить багаж в пункт назначения и выдать багаж управомоченному на его получение лицу.

Таким образом, за географические границы рынка перевозок автомобильным транспортом были приняты административные границы - город Чебоксары Чувашская Республика.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

По смыслу данной нормы запрещаются любые действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке, соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 N 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).

Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Ограничение конкуренции вызвано предоставлением необоснованного преимущества перевозчику ООО «ЛидерАвто» в части увеличения ранее согласованного количества подвижного состава, разрешения использования данного состава в эксплуатации другого маршрута.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

 

В связи с наличием в действиях Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары Чувашской Республики (428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Маркса д. 36) признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженных в предоставлении необоснованного преимущества перевозчику ООО «ЛидерАвто» в части увеличения ранее согласованного количества подвижного состава, Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рекомендует прекратить указанные действия в срок до 28 мая 2021 года, путем уведомления перевозчика ООО «ЛидерАвто» о необходимости соблюдения условий, заключенного с Управлением ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары Чувашской Республики муниципального контракта от 28.11.2018 г. № Ф.2018.542906 на право осуществления регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам по маршруту № 32 г. Чебоксары, а также надлежащем контроле за перевозочной деятельностью перевозчика.

О выполнении предупреждения, с приложением документов, подтверждающих исполнение, сообщить в Чувашское УФАС России в срок до 31 мая 2021 года.

 

Примечание:

Предупреждение выдается субъекту, в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства, признание же факта нарушения антимонопольного законодательства выносится решением антимонопольного органа после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Предупреждение не устанавливает факта нарушения антимонопольного законодательства и не определяет меру ответственности.

Таким образом, предупреждение не подлежит обязательному исполнению и направлено, в первую очередь, на повторную оценку лицом своих действий (бездействия). Признание факта нарушения антимонопольного законодательства выносится решением антимонопольного органа после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (п. 8 статьи 39.1 Закона).

При этом представление ответа в установленный предупреждением срок обязательно.

За непредставление информации по требованию антимонопольного органа предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со статьей 19.8 Кодекса об административных правонарушениях, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

"..."

 

 

 

 

 

 

 

 

2021-3372

 

 

Связанные организации

Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары
ИНН 2130097477, ОГРН 1112130016745