Письмо №НВ/3787/24 Решение № 021/06/33-518/2024 от 15 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Доступная среда»

 

Дело № 021/06/33-518/2024 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 июля 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме 15 июля 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.20239 в составе:

"..." ;

в присутствии представителей от:

заказчика – Бюджетного образовательного учреждения высшего образования Чувашский Республики «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики"...", представителей по доверенностям,

уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» –"...", представителя по доверенности,

третьего лица — индивидуального предпринимателя Евсина Ю.Д. - "...", представителя по доверенности,

в отсутствие представителей от:

заявителя - ООО «Доступная среда», надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения,

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу ООО «Доступная среда» (далее - заявитель) на действия заказчика – Бюджетного образовательного учреждения высшего образования Чувашский Республики «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 04.07.2024 поступила жалоба ООО «Доступная среда» на положения извещения по электронному аукциону на приобретение универсального рабочего места для лиц с ограниченными возможностями здоровья, оснащенные компьютерной техникой и специальным программным обеспечением, адаптированным для инвалидов (изв. № 0815500000524006913) (далее – электронный аукцион).

В своей жалобе Заявитель указал, что Заказчиком ограничивается конкуренция, т.к. по совокупности технических характеристик соответствует товар только одного единственного производителя по следующим позициям:

- «Вычислительный комплекс для обработки данных, Программа экранного доступа с увеличением, речью и поддержкой Брайля» - ООО «Новые Информационные технологии», Россия;

- «Портативная информационная индукционная система» - ООО «Исток Аудио», Россия.

Представители уполномоченного учреждения и заказчика считают действия Заказчика законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

21.06.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815500000524006913 о проведении электронного аукциона на приобретение универсального рабочего места для лиц с ограниченными возможностями здоровья, оснащенные компьютерной техникой и специальным программным обеспечением, адаптированным для инвалидов, с начальной (максимальной) ценой контракта 993 900,00 руб.

Одновременно на официальном сайте размещено извещение о проведении электронного аукциона с описанием объекта закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются, в том числе:

- функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Каталог, Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.

В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

При рассмотрении представитель Заказчика пояснил, что вычислительный комплекс закупается для лиц с ограниченными возможностями здоровья, оснащенные компьютерной техникой и специальным программным обеспечением, адаптированным для инвалидов, в связи с чем установленные Заказчиком требования к товару позволяют сберечь и продлить срок службы оборудования в целом, тем самым позволив эффективно использовать целевые средства Заказчиком.

Также заказчик указал, что указанному Заявителем позиции «Вычислительный комплекс для обработки данных, Программа экранного доступа с увеличением, речью и поддержкой Брайля» аналогичными характеристиками также обладают ПО от компании Элита Групп и от компании РИАГРАНД.

Относительно довода Заявителя о том, что описанию портативной информационной системы подходит только одна конкретная модель определенного производителя, Заказчик в своем пояснении указал следующее:

«При формировании заявки нами отражены характеристики оборудования, которые приемлемы для образовательного процесса».

Комиссия Чувашского УФАС России установила, что согласно извещению предметом закупки является приобретение универсального рабочего места для лиц с ограниченными возможностями здоровья, оснащенные компьютерной техникой и специальным программным обеспечением, адаптированным для инвалидов, с установленным кодом ОКПД 2 26.20.15.150 - «Автоматизированное рабочее место».

Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 18.04.2016 г. № Д28и- 1033, заказчик вправе самостоятельно определять код ОКПД 2, максимально объективно описывающий объект закупки.

Исходя из положений Правил, если описание закупки (содержащее характеристики) не сформировано и не включено в позицию каталога, заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги). Предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.

При этом под отсутствием товара в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд следует понимать не только отсутствие соответствующего наименования товара, но и отсутствие в каталоге товара с необходимыми для Заказчика характеристиками.

Вышеуказанная позиция нашла свое отражение в письме Минфина России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090 "О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Заказчик вправе включать в техническое задание требования, отражающие специфику применения специализированного стационарного рабочего места с учетом конкретных потребностей и особенностей Получателя.

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 № 306-ЭС21-25954 по делу № А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.

Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 № 11017/10, от 29.01.2013 № 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.07.2024 №ИЭА1 на участие в закупке было подано две заявки. Обе заявки признаны комиссией по осуществлению закупки соответствующими требованиям.

Изучив представленные электронной торговой площадкой заявки участников по закупке № 0815500000524006913, Комиссия Чувашского УФАС России установила следующее:

- участником закупки с идентификационным № 116903673 к поставке предложен товар страной с происхождения которого указана: Российская Федерация; Китайская Народная Республика; Федеративная Республика Германия; ПО: Российская Федерация; Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии;

- участником закупки с идентификационным № 116908135 к поставке предложен товар страной с происхождения которого указана: Товар: Китайская Народная Республика; ПО: Соединенные Штаты Америки.

Таким образом, учитывая представленные от Заказчика пояснения, материалы дела, пояснения представителя Уполномоченного учреждения, Комиссия приходит к выводу, что потребность заказчика в оборудовании, является объективной и обусловленной целями деятельности, а также что установленным характеристикам соответствует товар как минимум двух производителей.

Ввиду изложенного в рассматриваемом случае в описании объекта закупки установлены требования к закупаемому товару с учетом собственной потребности заказчика, исходя из специфики осуществляемого им вида деятельности, что не противоречит требованиям действующего законодательства.

Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что в силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.

Учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов, не представил, указанные доводы Комиссия считает необоснованными.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «Доступная среда» необоснованной.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Доступная среда» на положения извещения Бюджетного образовательного учреждения высшего образования Чувашский Республики «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики по электронному аукциону на приобретение универсального рабочего места для лиц с ограниченными возможностями здоровья, оснащенные компьютерной техникой и специальным программным обеспечением, адаптированным для инвалидов (изв. № 0815500000524006913) необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Бюджетное образовательное учреждение высшего образования Чувашский Республики «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Министерства культуры
ИНН 2129038318, ОГРН 1022101268970
Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики»
ИНН 2130225986, ОГРН 1212100004490
ООО "Доступная среда"
ИНН 7717620032, ОГРН 1087746656469