Определение №05-04/5009 Рассмотрение дела приостановления до вступления в силу решен... от 12 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА

№ 24/05-АМЗ-2018

 

 

12 июля 2019 года                                                                                                 г. Чебоксары

 

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела №  24/05-АМЗ-2018 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

при отсутствии на заседании Комиссии ответчика- администрации г. Чебоксары Чувашской Республики,

при присутствии на заседании Комиссии ответчика- ПАО  АКБ «Авангард»:

- «…»

- при отсутствии на заседании Комиссии ответчика- Управление образования администрации г. Чебоксары Чувашской Республики,

при отсутствии на заседании Комиссии лица,  располагающего сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств:

- ООО «Инноват»,

- АО «Банк Русский Стандарт»,

-  АКБ «Чувашкредитпромбанк»,

- ООО «Сталь Банк»;

-  ПАО «САРОВБИЗНЕСБАНК»,

-  ПАО «Промсвязьбанк»,

- ООО «Стимул»;

при присутствии на заседании Комиссии лиц,  располагающих сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств:

-  ООО «Единая транспортная карта»:

«…»

- ПАО «Сбербанк» (Чувашское отделение № 8613):

«…»

 

рассмотрев материалы дела № 24/05-АМЗ-2018, возбужденное в отношении администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, Управления образования администрации г. Чебоксары Чувашской Республики и ПАО  АКБ «Авангард» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Председатель Комиссии «…» сообщила, что Чувашским УФАС России проведена проверка относительно  действий администрации г. Чебоксары  Чувашской Республики о нарушении антимонопольного законодательства, выразившихся в действиях по ограничению конкуренции на рынке по оказанию финансовых услуг  для сопровождения процедуры безналичного расчета школьников, при посещении  учащихся  муниципальных общеобразовательных организаций, муниципальных организаций дополнительного образования, организаций культуры и спорта, социальных учреждений и иных учреждений и организаций на территории муниципального образования города Чебоксары; проезде на общественном пассажирском транспорте города Чебоксары; питания в муниципальных общеобразовательных организациях на территории муниципального образования города Чебоксары (исполнение договора, заключенного между администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики и ПАО АКБ «Авангард» от 22.11.2017).

В связи с наличием в действиях администрации г. Чебоксары Чувашской Республики признаков нарушения  части 1 статьи 15  Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженных в бездействии администрации г. Чебоксары к ПАО АКБ «Авангард» по обязанию к исполнению принятых в рамках конкурса обязательств, а также в отсутствии понуждения к исполнению договорных обязательств,  Чувашским УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение от 26.09.2018 № 05-04/6896 о необходимости прекратить указанные действия в срок до 31 октября 2018 года, путем  принятия мер по обязанию ПАО АКБ «Авангард» к исполнению принятых в рамках конкурса обязательств, либо принятию мер по расторжению договорных обязательств с ПАО АКБ «Авангард», либо иным законным методом.

Учитывая невыполнение администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики предупреждения Управления возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации г. Чебоксары Чувашской Республики по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением об отложении рассмотрения настоящего дела от 31.01.2019 № 05-04/645 дело, возбужденное в отношении администрации г. Чебоксары Чувашской Республики  по признакам нарушения  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» переквалифицировано на дело, возбужденное в отношении администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, Управления образования администрации г. Чебоксары Чувашской Республики и ПАО  АКБ «Авангард» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представитель ПАО  АКБ «Авангард» «…» нарушения антимонопольного законодательства не признала. Поддержала ранее изложенные доводы. Сообщила следующее. Возможность участия в конкурсе по выбору уполномоченного оператора Единой карты учащегося обусловлена соблюдением положений конкурсной документации.

Соответственно, участник рынка принимает решение исходя из собственных технических и финансовых возможностей.

В конкурсе по выбору уполномоченного оператора ЕКУ участвовали три организации: ПАО АКБ «АВАНГАРД», ООО «ИННОВАТ» и ООО «Стимул». Так как все три организации были допущены к участию в конкурсе, конкурсная комиссия пришла к выводу, что они соответствуют требованиям конкурсной документации.

Иные организации, обозначенные в оценке состояния конкурентной среды на рынке по предоставлению финансовых услуг для сопровождения процедуры безналичного расчета школьников, как организации, имеющие потенциальную заинтересованность в реализации проекта ЕКУ:          ПАО БАНК «Югра», АО «Банк Русский Стандарт», АКБ «Чувашкредитпромбанк», ООО «Сталь Банк», ПАО «САРОВБИЗНЕСБАНК», ПАО «Промсвязьбанк» заявок на участие в вышеуказанном конкурсе не подавали. Вывод о заинтересованности данных лиц в участии в конкурсе по выбору уполномоченного оператора ЕКУ противоречит поведению данных лиц на товарном рынке.

Учитывая цели внедрения Единой карты учащегося, обозначенные в постановлении Администрации г. Чебоксары от 11.08.2017г. №1942: «В целях совершенствования предоставления услуг учащимся общеобразовательных организаций в городе Чебоксары, осваивающим основные общеобразовательные программы начального, основного или среднего общего образования, автоматизации процессов расчетов за оказываемые услуги, повышения безопасности объектов общеобразовательных организаций в городе Чебоксары, сокращения оборота наличных денежных средств», реализация полномочий ЕКУ неизбежно связана со взаимодействием с третьими лицами.

Возможность навязывая дополнительных услуг - это субъективный вывод представителя ПАО «Сбербанк», который сделан вне правового поля, так как основан на неизвестных исходных данных и прямо противоречит фактическим условиям, заключаемых в рамках проекта Единая карта учащегося договорам.

Считает, что мнение представителя НЛО «Сбербанк» носит сугубо субъективный характер, основано на предположениях, сделано вне связи с нормативными документами в рамках проекта «Единая карта учащегося». В выступлении представителя ПАО «Сбербанк» на заседании комиссии отсутствовали ссылки на конкретные условия договоров, положения конкурсной документации, которые представитель считает противоречащими ГК РФ.

Дополнительно сообщено, что по состоянию на сегодняшний день ООО «ЕТК» не ответило на запрос Банка от 22.04.2019г. №73/1610/1378 о том, какие действия ПАО АКБ «АВАНГАРД» должен предпринять с чипом Mifare на карте для приема ЕКУ в качестве месячного безлимитного проездного.

Представитель ПАО «Сбербанк» «...» сообщил, что в пояснениях по делу № 24/05-АМЗ-2018 ПАО АКБ «Авангард» указывает на неверное определение границ товарного рынка Чувашским УФАС России и ограничении конкуренции на рынке по оказанию финансовых услуг.

При этом ПАО АКБ «Авангард» сообщает, что функции единой карты учащегося (ЕКУ) заключаются как в доступе в образовательные организации, так и в безналичной оплате проезда в общественном транспорте и питания в общеобразовательных организациях. Поэтому, по мнению ПАО АКБ «Авангард», ограничение товарного рынка границами «финансовых услуг» является необоснованным.

Между тем, функционал ЕКУ установлен п. 1.4 положения, утвержденного постановлением администрации г. Чебоксары от 11.08.2017 № 1942. Аналогичный функционал ЕКУ установлен и в конкурсной документации по проведению открытого конкурса на выбор уполномоченного оператора Единой карты учащегося. Данный функционал не предусматривает, что в рамках использования ЕКУ оператором оказываются банковские услуги.

Кроме того, требования к участникам конкурса на выбор уполномоченного оператора Единой карты учащегося также не предусматривают наличие у оператора лицензии на осуществление банковской деятельности.

Таким образом, изначально внедрение ЕКУ не предполагало оказание оператором банковских услуг по такой карте и соответственно влияния проекта ЕКУ на рынок финансовых услуг.

Однако, внедренный ПАО АКБ «Авангард» способ реализации функционала ЕКУ путем обязательного оформления банковских карт родителями школьников и дополнительной карты для ученика оказывает влияние на конкуренцию на соответствующем финансовом рынке.

В настоящее время ПАО АКБ «Авангард» фактически подменяет оформление ЕКУ оформлением банковских карт (Школьная карта).

Для оформления ЕКУ родителями подается заявление на получение банковской карты ПАО АКБ «Авангард» расчетной или кредитной и дополнительной Школьной карты. Согласно такому заявлению родители соглашаются на списание с картсчета (счет банковской карты родителя) всех расходов, совершенных с использованием дополнительной карты Школьная карта, выпущенной на имя ребенка.

Следовательно, при реализации ЕКУ ПАО АКБ «Авангард» необоснованно обуславливает оформление ЕКУ необходимостью оформления банковской карты, а реализацию функций оплаты питания или проезда с использованием ЕКУ обуславливает необходимостью наличия денежных средств на счете карты в ПАО АКБ «Авангард». Таким образом. ПАО АКБ «Авангард» обладая статусом оператора ЕКУ. привлекает дополнительные денежные средства физических лиц.

Представитель ООО «ЕТК» «…» поддержал изложенное ранее, сообщил, что ООО «ЕТК» был дал ответ на запрос ПАО АКБ «Авангард»  от 22.04.2019г. №73/1610/1378 о том, какие действия ПАО АКБ «АВАНГАРД» должен предпринять с чипом Mifare на карте для приема ЕКУ в качестве месячного безлимитного проездного.

Представитель ПАО  АКБ «Авангард» «…» Сообщила, что в производстве Арбитражного суда Чувашской Республики находится исковое заявление  ПАО АКБ «Авангард» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии о  признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 27.09.2018 № 05-04/6896 (Дело №  А79-1981/2019). В связи с чем, заявила ходатайство о приостановлении рассмотрения настоящего дела.

 

Согласно пункту 1 части 3 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия может приостановить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае и на срок рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

Руководствуясь статьей 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

     Рассмотрение дела № 24/05-АМЗ-2018 приостановить до вступления в законную силу судебного акта по делу №А79-1981/2018.

 

 

 

Примечания:

1. Согласно статье 43 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства с момента возбуждения дела имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки.

С материалами дела можно ознакомиться в Управлении Федеральной антимонопольной службе по Чувашской Республике - Чувашии, контактный телефон 58-42-08, 58-68-18.

2. В соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителей, полномочия которых подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. В соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление в антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации) – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     «…»

 

Члены Комиссии                                                                                                           «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны