Решение №НВ/1883/24 Решение по делу № 021/07/3-216/2024 от 10 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

Дело № 021/07/3-216/2024 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 05 апреля 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме 10 апреля 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 № 10 в составе:

"..."

при участии представителей от заказчика – автономного учреждения Чувашской Республики «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее — Заказчик)"..."

в отсутствие представителей заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Конструктив», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) посредством видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Конструктив» (далее — ООО «Конструктив», Заявитель) на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме на поставку штор медицинских антибактериальных (изв. 32413400647),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 27.03.2024 поступила жалоба ООО «Конструктив» (вх. № 2767-ЭП/24) на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме на поставку штор медицинских антибактериальных (изв. 32413400647).

Из жалобы следует, что действующие в Российской Федерации стандарты не содержат требований к применению в качестве штор медицинских изделий (антибактериальные шторы). При этом на российском рынке медицинских изделий представлены только одни антибактериальные шторы, имеющие регистрационное удостоверение № ФСЗ 2009/05457 "Кавасима Селкон Текстайлс Ко., Лтд.", Япония.

В ходе проведенного анализа выяснилось, что установленные Заказчиком требования к товару (наличие антибактериальной и антистатичной пропитки, огнестойкость) не подтверждаются инструкцией производителя, размещенной в открытом доступе на сайте Росздравнадзора.

Требование о «наличии бирки от Поставщика с техническими характеристиками по эксплуатации изделия» необоснованно, т.к. информация о технических характеристиках и инструкция по эксплуатации медицинского изделия должны разрабатываться и предоставляться производителем медицинского изделия.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание для устранения допущенного нарушения.

ООО «Конструктив», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, участие своего представителя не обеспечило.

Представители Заказчика при рассмотрении жалобы с ее доводами не согласились, сообщили, что в положения аукционной документации 29.03.2024 внесены изменения, требуемые к поставке шторы предполагается использовать в местах требующих максимально высокий уровень чистоты, а именно, в отделении реанимации и интенсивной терапии для зонирования койко-мест с пациентами.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд автономного учреждения Чувашской Республики «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, утвержденным решением Наблюдательного совета Автономного учреждения Чувашской Республики «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (протокол заседания Наблюдательного совета от «28» июля 2023 г. № 6) (далее — Положение о закупке).

Заказчиком 19.03.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 32413400647 о проведении аукциона в электронной форме на поставку штор медицинских антибактериальных, с начальной (максимальной) ценой договора 1 069 700,00 рублей.

25.03.2024 и 29.03.2024 Заказчиком внесены изменения в положения аукционной документации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 2 статьи 3 Закона о закупках установлено, что положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Согласно части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Порядок осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме установлен пунктом 3 Положения о закупке.

Аукцион в электронной форме на право заключения договора на закупку товаров, работ, услуг (далее - аукцион) проводится в случае, когда предложения участников закупки можно сравнить только по критерию цены (пункт 3.1.1 Положение о закупке).

Аукционная документация должна содержать сведения, предусмотренные пунктом 1.8.2 Положения (пункт 3.3.1 Положение о закупке).

В документации о закупке обязательно указываются: 1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика (пункт 1.8.2 Положение о закупке).

В соответствии с Техническим заданием в редакции от 25.03.2024 Заказчику к поставке требуются шторы медицинские антибактериальные по 5 товарным позициям. При этом к каждой товарной позиции Заказчиком установлено требование о том, что составом ткани должен являться 100% полиэстер с антибактериальной и антистатичной пропиткой.

Кроме того, Заказчиком установлено требование о наличии бирки от Поставщика с техническими характеристиками по эксплуатации изделия.

При этом Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что 29.03.2024 Заказчиком внесены изменения в Техническое задание и требования о наличии «антибактериальной и антистатичной пропитки» и «бирки от Поставщика с техническими характеристиками по эксплуатации изделия» исключены из описания объекта закупки.

Следовательно, на момент рассмотрения жалобы данные доводы не нашли своего подтверждения.

Наряду с изложенным, из возражений Заказчика на жалобу от 05.04.2024 № 1884 следует, что Заказчику исходя из его нужд, в первую очередь, требуются медицинские антибактериальные шторы для использования в местах требующих максимально высокий уровень чистоты, а именно, в отделении реанимации и интенсивной терапии для зонирования койко-мест с пациентами.

Зонирование койко-мест необходимо для надлежащей изоляции пациентов друг от друга, в том числе по причине их разнополости.

Также Заказчику необходимы такие медицинские изделия, которые будут создавать визуальную изоляцию каждого пациента, с креплением в потолок, а не на колесах или другой напольной опоре, поскольку ширмы на колесах или другой напольной опоре:

а) мешают передвижению медицинского оборудования и персонала;

б) могут из-за неосторожности пациентов упасть на самого пациента, других пациентов или находящееся рядом медицинское оборудование, причинив тем самым вред пациентам или оборудованию;

в) занимают больше места в палатах (поскольку более громоздкие в силу своей конструкции).

Чтобы удостовериться в наличии на рынке товара с требуемыми характеристикам у различных поставщиков, Заказчик провел анализ рынка, и получили, как минимум, 3 (три) коммерческих предложения от разных Поставщиком, которые готовы поставить «Шторы антибактериальные Green days», производителя Kawashima Selkon Textiles Co Ltd. Страна происхождения: Япония., с номером Регистрационного удостоверения ФСЗ 2009/05457 от 17.11.2009.

Следовательно, Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что требование о том, что закупаемые шторы должны являться медицинским изделием не направлено на ограничение количества участников закупки, а обусловлено спецификой предмета закупки.

Законом о закупках не установлено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, равно как и не установлены какие-либо запреты на установление характеристик товара, ни по функциональным качествам, ни по техническим характеристикам. Все функциональные, технические и качественные характеристики указаны в документации об электронном аукционе, и любой участник при желании, мог свободно принять участие в данном аукционе.

Требования к медицинскому изделию как условие участия в аукционе были адресованы неограниченному кругу потенциальных участников, что исключает ограничение конкуренции при проведении аукциона.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО «Конструктив» необоснованной и приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания заказчику.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Конструктив» на действия заказчика — автономного учреждения Чувашской Республики «Республиканский клинический онкологический диспансер» Министерства здравоохранения Чувашской Республики при проведении аукциона в электронной форме на поставку штор медицинских антибактериальных (изв. 32413400647) необоснованной.

 

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

2024-2149

 

 

Связанные организации

ООО "Конструктив"
ИНН 5402531000, ОГРН 1105476071062
ООО "РТС-ТЕНДЕР"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
АУ "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР" МИНЗДРАВА ЧУВАШИИ
ИНН 2128015999, ОГРН 1022101137651