Решение №СИ/3643/21 Решение по делу № 021/07/3-506/2021 от 31 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 021/07/3-506/2021

г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 мая 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 31 мая 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 16.11.2020 № 83/20 в составе:

"..."

в присутствии представителей от заказчика – Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Новочебоксарский химико-механический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, "...", по доверенности от 21.05.2021,

в отсутствие заявителя ООО «Галактика», надлежащим образом, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Галактика (далее – ООО «Галактика», Заявитель, Общество) на документацию Заказчика - Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Новочебоксарский химико-механический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее- МГАПОУ «Новочебоксарский химико-механический техникум» Минобразования Чувашии, Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на капитальный ремонт здания учебно-производственного корпуса (литера Б) под размещение ЦОПП (центр опережающей профессиональной подготовки) (изв. № 32110258675), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 17.05.2021 обратилось ООО «Галактика» с жалобой на документацию Заказчика - МГАПОУ «Новочебоксарский химико-механический техникум» Минобразования Чувашии при проведении аукциона в электронной форме на капитальный ремонт здания учебно-производственного корпуса (литера Б) под размещение ЦОПП (центр опережающей профессиональной подготовки) (изв. № 32110258675) (далее – аукцион).

Из жалобы следует, что требования, установленные в документации об открытом аукционе (далее – документации) нарушают действующее законодательство, а именно:

-. Документация содержит излишние показатели, определяющие потребности заявителя способные привести к искусственному сужению количества потенциальных участников закупки.

Представитель Заказчика нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц при проведении аукциона не признал, указав на необоснованность доводов заявителя.

Заявителя, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя на заседание комиссии не обесечил..

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право любого участника закупки обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на  официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт)  размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ и услуг государственного автономного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики «Новочебоксарский химико-механический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Положение).

Проведение процедуры закупки путем проведения открытый аукцион в электронной форме, регламентируется главой 8 Положения.

Согласно пункту 8.2 Положения Аукционная документация разрабатывается и утверждается Заказчиком.

В аукционной документации Заказчик указывает информацию и сведения, предусмотренный подразделом 4.7 раздела IV настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 4.7.1 раздела IV Положения в документации о конкурентной закупке указывается требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика

Аналогичные положения содержит пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Подпунктом 3 пункта 4.7.3 раздела IV Положения предусмотрено, в документации о конкурентной закупке указывается требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристики, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Заказчиком - МГАПОУ «Новочебоксарский химико-механический техникум» Минобразования Чувашии 30.04.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 32110258675 о проведении аукциона в электронной форме на капитальный ремонт здания учебно-производственного корпуса (литера Б) под размещение ЦОПП (центр опережающей профессиональной подготовки) (изв. № 32110258675). Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 31 138 220,00 руб.

В Приложении 1 к Техническому заданию Документации об аукционе в электронной форме на право заключения договора на капитальный ремонт здания учебно-производственного корпуса (литера Б) под размещение ЦОПП (центр опережающей профессиональной подготовки) (изв. № 32110258675) (далее – Приложение 1 к Техническому заданию) указаны требования к качеству материалов, применяемых при производстве работ.

В Разделе 3 Технического задания (далее – Инструкция) указаны Требования к качеству материалов, применяемых при производстве работ.

Так согласно Инструкции в предложение участник указывает конкретные материалы, который используется при выполнении работ, его товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям , установленным в Техническом задании настоящей документации о закупке, наименование страны происхождения. Сходные объекты закупки могут иметь одинаковые показатели, установленных в аукционной документации, но каждый объект индивидуализируется единственным образом только ему присущими параметрами (значениями). Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, позволяющие идентифицировать объект закупки, в том числе при приемке товара. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных модельному ряду закупаемых используемых) товаров.

В пункте 1 таблицы содержащейся в пункте 3 Технического задания указано, что при выполнении работ должны быть использованы материалы в соответствии с Локальной сметой и Техническим заданием. Материалы выбираются с согласованием у Заказчика, при этом все материалы должны соответствовать СНиП, СанПиН, ГОСТ, требованиям безопасности, пожарной безопасности, в случае если к используемым материалам предъявляются такие требования в соответствии с нормативными актами РФ.

Заявителем оспариваются положения Приложения № 1 Техническое задание, так как, по его мнению, положения составлены таким образом, что потенциальным участникам было проблематично надлежащим образом сформировать заявку. Так в жалобе Заявитель указывает, что пункты 13, 18, 30, 34 Приложения 1 к Техническому заданию содержат излишние показатели, а именно:

В пункте 13 «Трубная теплоизоляция толщиной 9мм диаметром не менее 50,40,32,25,20 мм» - Максимальная рабочая температура °С +95. Теплопроводность (λ) Вт/(м·°С) 0,041 при 25 °С. Коэффициент сопротивления диффузии водяного пара (μ) ≥ 3 500. Паропроницаемость мг/(м∙ч∙Па) 0,0007. Структура - Ячеистая, равномерная, замкнутая. Разрушающее напряжение при растяжении Мпа ≥ 0,30;

В пункте 18 «Выключатель автоматический»- Время срабатывания расцепителя в зоне КЗ tm: 0,1 с.;

В пункте 30 «Краска БТ-177» - Состав БТ-177 представляет собой суспензию алюминиевой пудры ПАП-2 по ГОСТ 5494-71 в лаке БТ-577 и приготовляется непосредственно перед нанесением путем смешения 80-85% лака БТ-577 и 15-20 % алюминиевой пудры;

В пункте 34 «Электроды Э-42 ГОСТ 9467-75» - Временное сопротивление разрыву должно быть не более 42 кгс/мм2.»

Комиссия Управления, рассмотрев указанный довод заявителя, соглашается с тем, что требования заказчика сформированы таким образом, что участник Аукциона может ошибиться и предоставить значение иное, отличное от требований Аукционной документации, которая, в свою очередь, вводит участников Аукциона в заблуждение.

К тому же, установленные в некоторых позициях требования не относятся к техническим, качественным характеристикам непосредственно товара, а относятся к требованиям для изготовителя, определяемым стандартами к методам контроля и, соответственно, относятся к нормативным значениям результатов испытаний.

Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что положения инструкции по заполнению заявки Технического задания (далее Инструкция), а также сама документация не должна превращаться в инструмент манипуляции и средством отклонения заявок участников закупки, а также способом проверки потенциальных участников закупки на предмет их внимательности к прочтению инструкции и порядку заполнения заявки.

Комиссия Управления соглашается с доводами заявителя о том, что положения инструкции, которые содержат многочисленные правила предоставления конкретных показателей товаров, а также документация усложняют возможность участия в закупке, поскольку провоцируют участников закупки допускать ошибки при предоставлении конкретных показателей товара, что в последующем может явиться основанием для отклонения заявок участников закупки.

Документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования. Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

В этой связи представляется возможным сделать вывод, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования к участникам закупки.

Способ же изложения требований, допущенный Заказчиком в настоящем деле, не позволяет идентифицировать надлежащую потребность Заказчика и, как следствие, провоцирует допущение участником закупки ошибок при заполнении заявки.

Так, например, из жалобы ООО «Галактика» следует, что пункт 13 «трубная теплоизоляция толщиной 9мм диаметром не менее 50,40,32,25,20мм. Приложения 1 к Техническому заданию требует о необходимости указания следующих показателей: Максимальная рабочая температура °С +95. Теплопроводность (λ) Вт/(м·°С) 0,041 при 25 °С. Коэффициент сопротивления диффузии водяного пара (μ) ≥ 3 500. Паропроницаемость мг/(м∙ч∙Па) 0,0007. Структура - Ячеистая, равномерная, замкнутая. Разрушающее напряжение при растяжении Мпа ≥ 0,30.

Технические требования к Трубной теплоизоляции установлены в Межгосударственном стандарте трубы и фасонные изделия стальные с тепловой изоляцией из пенополиуретана с защитной оболочкой Технические условия ГОСТ 30732— 2020 введенный в действие 01.01.2021 (далее – ГОСТ 30732-2020).

Пи этом, комиссия Чувашского УФАС России изучив ГОСТ 30732-2020, пришла к выводу об отсутствии вышеуказанных характеристик в нем.

Межгосударственный стандарт изделия теплоизоляционные, применяемые для инженерного оборудования зданий и промышленных установок Метод определения характеристик паропроницаемости цилиндров заводского изготовления ГОСТ 32303-2011 введенный в действие 01.01.2015 (далее – ГОСТ 32303-2011) применяются для изделий из однородных материалов и изделий, которые могут иметь слои с переменной плотностью или приклеенные обкладки из различных материалов.

В данном ГОСТе указано, что спорные требования рассчитываются по указанным в ГОСТе формулам, путем испытаний.

При этом, на заседании комиссии, представитель Заказчика указал, на то, что требования к товарам, установлены в соответствии с ГОСТами, указанные в Своде правил. Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа, введенный в действие 02.03.2017. На данный Свод Правил имеется ссылка на странице 4 Подраздела проектной документации № 5.1.

Комиссия Чувашского УФС проанализировав, вышеуказанный Свод, пришла к выводу об отсутствии в нем ГОСТов в которым указываются требования к трубной теплоизоляции.

Кроме того указанное требование «Коэффициент сопротивления диффузии водяного пара (μ) ≥ 3 500» содержит знак «≥», при этом в Инструкции отсутствует данное значение, лишь слова «более, выше», мене, ниже». Таким образом, потенциальному участнику при заполнении пункта 13 Приложения 1 Техническому заданию, будет невозможно указать, вышеуказанное значение, что может повлечь отклонение заявки потенциального участник, та как вводит участников закупки в заблуждение относительно технических характеристик заявленного товара, предоставляя Заказчику возможность манипулировать результатами проводимой закупки в собственных интересах.

Комиссия отмечает, что в настоящем деле объектом закупки явилось оказание услуг по капитальному ремонту, в связи с чем, потребность Заказчика выражается в получении итогового результата - надлежащего оказания услуг и выполнение работ в соответствии с требованиями Технического задания. В свою очередь, материалы, подлежащие использованию при оказании услуг (работ), не являются непосредственным объектом закупки.

На основании изложенного, учитывая то обстоятельство, что Аукционная документация Заказчика в настоящем случае носила необъективный характер и содержала нестандартные показатели, определяющие потребности заявителя, способные привести к искусственному сужению количества потенциальных участников закупки ввиду разрешения вопроса о допуске поданных им заявок исключительно на основании субъективного усмотрения самого заказчика, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Учреждения нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а закупочная документация подлежит корректировке в целях упорядочивания заказчиком требований в соответствии собственной потребностью и обеспечения ясного и четкого отражения требований к содержанию заявок участников закупки.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода заявителя, а в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО «Галактика» обоснованной, а в действиях заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и полагает о необходимости выдать организатору закупки предписание об устранении допущенных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Галактика» на действия закупочной комиссии Заказчика - МГАПОУ «Новочебоксарский химико-механический техникум» Минобразования Чувашии при проведении аукциона в электронной форме на капитальный ремонт здания учебно-производственного корпуса (литера Б) под размещение ЦОПП (центр опережающей профессиональной подготовки) (изв. № 32110258675) обоснованной;

2. Признать в действиях Заказчика - МГАПОУ «Новочебоксарский химико-механический техникум» Минобразования Чувашии нарушившей пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3. Выдать Заказчику - МГАПОУ «Новочебоксарский химико-механический техникум» Минобразования Чувашии предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

 

 

2021-4257

 

 

Связанные организации

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Новочебоксарский химико-механический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
ИНН 2124009874, ОГРН 1022100909710
ООО Галактика
ИНН 7713475994, ОГРН 1207700207890
ООО "РТС-ТЕНДЕР"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666