Решение №НВ/5326/20 Жалоба признана обоснованной. от 15 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Чебоксары                                                           Дело № 021/07/3-735/2020

 

15 июля 2020 года

 

Резолютивная часть решения оглашена 13 июля 2020 года.

Решение изготовлено в полном объеме 15 июля 2020 года.

                                                                                                                

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 21.03.2016 № 38 в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

в присутствии представителей от:

заказчика – ООО «Международный аэропорт  Чебоксары» –  <…>, представителя по доверенности,

заявителя – ЗАО   РХЗ   «Нордикс», <…>, представителя по доверенности,

рассмотрев посредством видео-конференцсвязи жалобу ЗАО   РХЗ   «Нордикс» на действия заказчика – ООО «Международный аэропорт  Чебоксары»  при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку антигололедного (противогололедного) жидкого реагента (изв. № 32009267481),  в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 06.07.2020 ЗАО   РХЗ   «Нордикс» (далее – Заявитель, Общество) с жалобой на действия заказчика – ООО «Международный аэропорт  Чебоксары»  при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку антигололедного (противогололедного) жидкого реагента (изв. № 32009267481) (далее – Запрос предложений в электронной форме).

В жалобе Заявитель сообщает, что Заказчиком не установлено требование о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на техническую документацию предлагаемого к поставке товара по предмету закупки.

Кроме того, в приложении № 1 к документации «Порядок оценки и сопоставления заявок» заказчиком установлены противоречивые условия расчета рейтинга, которые не раскрывают порядок определения итогового рейтинга.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право участников закупки на обжалование в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Требования к составу документации установлены частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупках ООО «Международный Аэропорт Чебоксары», утвержденным Решением Единственного участника ООО «Международный Аэропорт Чебоксары» № 2 от 10.02.2017 (далее – Положение).

Под запросом предложений понимается конкурентный способ закупки без проведения торгов, победителем которого признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора и заявке которого присвоен первый номер (Раздел 2 Главы 1 Положения).

Проведение процедуры закупки путем проведения запроса предложений регламентировано Главой 6 Положения о закупке.

Заказчиком – ООО «Международный Аэропорт Чебоксары» 25.06.2020 11 час. 56  мин. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение  № 32009267481 о проведении запроса предложений в электронной форме на поставку антигололедного (противогололедного) жидкого реагента (изв. № 32009267481), с начальной (максимальной) ценой 500 000,00 руб.

Относительно довода Заявителя об отсутствии в документации требования о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы на техническую документацию предлагаемого к поставке товара по предмету закупки, Комиссия установила следующее.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" любая хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы федерального уровня проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

При этом согласно части 5 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду, подлежат государственной экологической экспертизе федерального уровня.

Таким образом, в случае, если объектом закупки является поставка сертифицированного гранулированного противогололедного реагента, то Заказчик должен установить в документации требование к товару о предоставлении положительного заключения государственной экологической экспертизы при поставке товара, поскольку указанные противогололедные реагенты могут оказать воздействие на окружающую среду.

Комиссией установлено, что документация Заказчика не содержит требования о предоставлении положительного заключения государственной экологической экспертизы при поставке товара,  следовательно, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Довод Заявителя о том, что в приложении № 1 к документации «Порядок оценки и сопоставления заявок» заказчиком установлены противоречивые условия расчета рейтинга, которые не раскрывают порядок определения итогового рейтинга, Комиссия признает обоснованным в силу следующего.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 стати 3 Закона о закупках).

Комиссией установлено, что в соответствии с Приложением № 1 к документации в целях выявления лучших условий исполнения договора, заказчик оценивает два критерия: цена – значимость 50%, срок поставки – значимость 50%.

В приложении представлена формула расчета рейтинга для определения рейтинга по критерию «Цена»:

;

 

 

 

 

Формула расчета рейтинга для определения рейтинга по критерию «Срок поставки»:

 

 

Rв

i

=

max

В

-

i

В

max

В

-

min

В

 х

100

 

 

Представителем заказчика пояснено, что при формировании документации о проведении запроса предложений в электронной форме допущена техническая опечатка.

Таким образом, действия Заказчика нарушают требования пункта 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В силу вышеизложенного, Комиссия признает жалобу ЗАО   РХЗ   «Нордикс» обоснованной, а в действиях Заказчика нарушение   пунктов 1, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Комиссия считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ЗАО   РХЗ   «Нордикс»  на действия заказчика – ООО «Международный аэропорт  Чебоксары»  при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку антигололедного (противогололедного) жидкого реагента (изв. № 32009267481) обоснованной;
  2. Признать в действиях Заказчика – ООО «Международный аэропорт  Чебоксары»  нарушение пунктов 1, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать Заказчику – ООО «Международный аэропорт  Чебоксары» предписание об устранении выявленных нарушений.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                      <…>

 

Члены Комиссии                                                                  <…>

 

                                                                                              <….>

 

 

 

 

Примечание: решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны