Решение №НВ/2445/21 Жалоба признана обоснованной. от 14 апреля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы
ООО Специализированный Застройщик «Стройгарант»
Дело № 021/06/54.7-327/2021 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 09 апреля 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 14 апреля 2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 28.01.2021 № 3 в составе:
в присутствии от:
Заказчика – Казенное учреждение Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики –
Уполномоченного органа - Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам –
Заявителя ООО Специализированный Застройщик «Стройгарант» -
рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью Специализированный Застройщик «Стройгарант» (далее — ООО СЗ «Стройгарант» на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме на реконструкцию стадиона "Волга" города Чебоксары, ул. Коллективная, д. 3 (изв. №0115200001121000306) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 02.04.2021 обратилось ООО СЗ «Стройгарант» с жалобой на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме на реконструкцию стадиона "Волга" города Чебоксары, ул. Коллективная, д. 3 (изв. №0115200001121000306).
В жалобе ООО СЗ «Стройгарант» указывает, что Обществом подана заявка на участие в электронном конкурсе. По итогам рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе от 30.03.2021, конкурсной комиссией принято решение отклонить заявку участника №4 (ООО СЗ «Стройгарант») в связи с представлением банковской гарантии, не соответствующей требованиям аукционной документации.
Заявитель считает такой отказ неправомерным, поскольку в составе вторых частей заявок участником закупки представлена банковская гарантия которая соответствует требованиям статьи 45 Закона о контактной системе.
На основании заявленного, Заявитель просит внести изменения в протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе от 30.03.2021, признать действия конкурсной комиссии нарушающими требования Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения (исх.3448-ЭП/21 от 08.04.2021, № 3502-ЭП/21 от 09.04.2021), просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком объявленной закупки является Казенное учреждение Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Уполномоченным органом выступила Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам .
26.02.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115200001121000306 о проведении открытого конкурса в электронной форме на реконструкцию стадиона "Волга" города Чебоксары, ул. Коллективная, д. 3, с начальной (максимальной) ценой контракта 740 982 200,00 руб. Одновременно размещена конкурсная документация.
На основании части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу пункта 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с частью 3 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 54.7 Закона о контрактной системе.
В силу части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией:
1) в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 части 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией;
2) в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе;
3) в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
5) в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 5 части 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в электронном конкурсе от 30.03.2021 ООО СЗ «Стройгарант» отказано в допуске к участию в открытом конкурсе.
Основанием для отклонения заявки ООО СЗ «Стройгарант» послужило следующее:
- «Банковская Гарантия №21777-0001871 от 22.03.2021, предоставленная Обществом в качестве обеспечения заявки, противоречит статье 45 Закона о контрактной системе и документации об открытом конкурсе в электронной форме. А именно, в пункте 2.10 Гарантии установлено: «Ответственность Гаранта перед Бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательства по Гарантии ограничена суммой, на которую выдана Гарантия и суммой неустойки, предусмотренной Гарантией и уменьшается по мере выполнения Гарантом всех своих обязательств». Указанное положение банковской гарантии фактически лишают Заказчика права на получение неустойки, в случае, если такая неустойка в совокупности с иными выплатами превысит сумму, на которую выдана гарантия. В соответствии со статьей 377 ч.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (Пределы обязательства гаранта), обязательство Гаранта перед Бенефициаром ограничено уплатой суммы, на которую выдана гарантия, а ответственность гаранта перед Бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательства по гарантии не ограничена суммой, на которую выдана гарантия, если в гарантии не предусмотрено иное. Таким образом, вышеуказанные положения банковской гарантии об ограничении ответственности гаранта не соответствует законодательству о контрактной системе в сфере закупок».
Частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которая должна содержать банковская гарантия.
На заседании Комиссии установлено, что в Банковской гарантии, представленной Обществом в качестве обеспечения заявки, определены в частности следующие положения:
- пунктом 2.10 установлена «Ответственность Гаранта перед Бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательства по Гарантии ограничена суммой, на которую выдана Гарантия и суммой неустойки, предусмотренной Гарантией, и уменьшается по мере выполнения Гарантом своих обязательств по Гарантии";
- пунктом 2.11 определено, что "В случае неисполнения Требования по гарантии в установленный срок Гарант обязуется уплатить неустойку Бенефициару в размере 0,1% (Ноль целых одной десятой процента) от суммы, подлежащей уплате за каждый день просрочки".
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 13, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №14 от 08.10.1998 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами", обязательство гаранта по банковской гарантии выплатить сумму бенефициару при соблюдении условий гарантии является денежным.
В соответствии с частью 2 статьи 377 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность гаранта перед бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательства по гарантии не ограничена суммой, на которую выдана гарантия, если в гарантии не предусмотрено иное.
Вместе с тем в представленной Обществом в качестве обеспечения заявки Банковской гарантии установлено условие о выплате банком-гарантом бенефициару неустойки в размере 0,1 процента от суммы, подлежащей уплате за каждый календарный день просрочки, в случае нарушения им сроков выплат по гарантии.
При этом из пункта 2.10 Банковской Гарантии следует, что при возникновении наступления одновременно гарантийных обязательств, требующих выплаты всей суммы обеспечения и неустойки, гарантом будет соблюдено данное условие. То есть, бенефициар оставляет за собой право получения вышеуказанной неустойки.
Таким образом, положения Банковской гарантии, представленной Заявителем в качестве обеспечения заявки, не нарушают положения Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о контрактной системе и не ограничивают ответственность Гаранта суммой, на которую выдана гарантия, поскольку прямо предусматривают увеличение размера ответственности на размер неустойки, что не противоречит требованиям аукционной документации и статье 45 Закона о контрактной системе, поскольку фактически Заказчик не лишен права на получение неустойки, предусмотренной пунктом 3 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе в случае, если такая неустойка в совокупности с иными выплатами превысит сумму, на которую выдана гарантия.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что конкурсная комиссия необоснованно отклонила участника №4 (ООО СЗ «Стройгарант») по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие конкурсе от 30.03.2021, что является нарушением пункта 3 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к итоговому заключению о том, что жалоба ООО СЗ «Стройгарант» является обоснованной, а в действиях конкурсной комиссии признает нарушение пункта 3 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
В целях устранения выявленного нарушения Комиссия считает необходимым выдать конкурсной комиссии предписание.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Специализированный Застройщик «Стройгарант» на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме на реконструкцию стадиона "Волга" города Чебоксары, ул. Коллективная, д. 3 (изв. №0115200001121000306), обоснованной;
2. Признать в действиях конкурсной комиссии нарушение пункта 3 части 4 статьи 54.7 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
3. Выдать конкурсной комиссии предписание об устранении выявленного нарушения.
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.