Решение №НВ/1263/23 Решение № 021/10/18.1-110/2023 от 3 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 021/10/18.1-110/2023

 

 

г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 февраля 2023 года.

Решение изготовлено в полном объеме 03 марта 2023 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 № 10 в составе:

"..."

в присутствии представителей от организатора торгов — Некоммерческой организации «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» — "..."

в отсутствии представителей от заявителя — региональной общественной организации содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ», надлежащим образом извещенного о дате и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу региональной общественной организации содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ» (далее – Заявитель, РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ») на действия организатора торгов - Некоммерческой организации «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее - Организатор торгов) при проведении электронного аукциона на оказание услуг и (или)выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене) лифтов многоквартирных домов на территории г. Чебоксары Чувашской Республики по адресам: г. Чебоксары, ул. Шумилова, д. 22/18 г. Чебоксары, просп. Максима Горького, д. 31 г. Чебоксары, ул. 139 Стрелковой дивизии, д. 4 г. Чебоксары, ул. Хузангая, д. 36 г. Чебоксары, ул. Хузангая, д. 30 г. Чебоксары, ул. Энтузиастов, д. 1 г. Чебоксары, ул. 139 Стрелковой дивизии, д. 22 г. Чебоксары, ул. Гражданская, д. 48, корп.1 г. Чебоксары, просп. Мира, д. 96 г. Чебоксары, ул. 139 Стрелковой дивизии, д. 20 г. Чебоксары, просп. Максима Горького, д. 28, корп. 1 г. Чебоксары, ул. Цивильская, д. 13, корп. 1 г. Чебоксары, ул. Ахазова, д.1 г. Чебоксары, ул. Космонавта Николаева А.Г., д.18 г. Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола, д.24, корп.2 г. Чебоксары, ул. Чернышевского, д.32 (извещение № 201550000012300005), в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступила жалоба РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ» (вх. от 20.02.20231344/23) на действия организатора торгов – некоммерческой организации «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» при проведении электронного аукциона на оказание услуг и (или)выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене) лифтов многоквартирных домов на территории г. Чебоксары Чувашской Республики по адресам: г. Чебоксары, ул. Шумилова, д. 22/18 г. Чебоксары, просп. Максима Горького, д. 31 г. Чебоксары, ул. 139 Стрелковой дивизии, д. 4 г. Чебоксары, ул. Хузангая, д. 36 г. Чебоксары, ул. Хузангая, д. 30 г. Чебоксары, ул. Энтузиастов, д. 1 г. Чебоксары, ул. 139 Стрелковой дивизии, д. 22 г. Чебоксары, ул. Гражданская, д. 48, корп.1 г. Чебоксары, просп. Мира, д. 96 г. Чебоксары, ул. 139 Стрелковой дивизии, д. 20 г. Чебоксары, просп. Максима Горького, д. 28, корп. 1 г. Чебоксары, ул. Цивильская, д. 13, корп. 1 г. Чебоксары, ул. Ахазова, д.1 г. Чебоксары, ул. Космонавта Николаева А.Г., д.18 г. Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола, д.24, корп.2 г. Чебоксары, ул. Чернышевского, д.32 (извещение № 201550000012300005).

Заявитель в жалобе сообщает, что документация о проведении электронного аукциона нарушает требования установленные Положением о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N 615, а именно:

1. В нарушение действующего законодательства в состав работ включены работы по выполнению работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента Таможенного союза 011/2011 “ Безопасность лифтов“ (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. 824 “О принятии технического регламента Таможенного союза ”Безопасность лифтов“ (далее технический регламент).

2. В техническом задании на оказание услуг и (или) выполнение работ Заказчиком не указаны характеристики типа лифтовой шахты, в том числе конструкция шахты (материал стен и перекрытия), тип двери шахты, заменяемого лифта в соответствии с документом, предназначенным для внесения сведений о лифте в период его эксплуатации и содержащим сведения об изготовителе, дате изготовления лифта и его заводском номере, основных технических данных и характеристиках лифта и его оборудования, устройствах безопасности, назначенном сроке службы лифта.

3. Размещенные в составе документации об электронном аукционе копии паспортов заменяемых лифтов изготовлены таким образом, что участники закупки не имеют возможности ознакомиться с ними, так как они имеют не читаемый вид.

4. Документацией установлено, что Подрядчик должен иметь свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией (при проведении работ, указанных в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденном приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624). Положение о порядке привлечения подрядных организаций не наделяет Заказчика правом в договоре прописывать дополнительные требования, в том числе к компетенции подрядчика и его субподрядчиков, как это делает Некоммерческая организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Владимирской области» в п. 1.2 и 6.4 проекта Договора.

5. Заказчик установил условия, что участник закупки должен быть плательщиком НДС и при этом, установил не действующую налоговую ставку в размере 18%.

6. Заказчик не указал размер источников финансирования.

7. В реестре подрядных квалифицированных организаций содержатся сведения о подрядных организациях которые не могут быть допущены к участию в аукционе.

Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и выдать Организатору торгов предписание об устранении указанных нарушений.

Представители Организатора торгов нарушения действующего законодательства не признали, просили признать жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы, Комиссией установлено следующее.

10.02.2023 некоммерческой организации «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 201550000012300005 о проведении электронного аукциона на оказание услуг и (или)выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене) лифтов многоквартирных домов на территории г. Чебоксары Чувашской Республики по адресам: г. Чебоксары, ул. Шумилова, д. 22/18 г. Чебоксары, просп. Максима Горького, д. 31 г. Чебоксары, ул. 139 Стрелковой дивизии, д. 4 г. Чебоксары, ул. Хузангая, д. 36 г. Чебоксары, ул. Хузангая, д. 30 г. Чебоксары, ул. Энтузиастов, д. 1 г. Чебоксары, ул. 139 Стрелковой дивизии, д. 22 г. Чебоксары, ул. Гражданская, д. 48, корп.1 г. Чебоксары, просп. Мира, д. 96 г. Чебоксары, ул. 139 Стрелковой дивизии, д. 20 г. Чебоксары, просп. Максима Горького, д. 28, корп. 1 г. Чебоксары, ул. Цивильская, д. 13, корп. 1 г. Чебоксары, ул. Ахазова, д.1 г. Чебоксары, ул. Космонавта Николаева А.Г., д.18 г. Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола, д.24, корп.2 г. Чебоксары, ул. Чернышевского, д.32, с начальной (максимальной) ценой контракта 134 448 552,00 руб.

Одновременно на официальном сайте размещено извещение о проведении электронного аукциона с аукционной документацией.

Электронный аукцион проводился в соответствии с Положением о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение), утвержденным Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 (ред. от 05.05.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2022) и документацией об электроном аукционе (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 г. № 615).

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства регламентирован статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ право на обжалование содержания конкурсной документации имеют только лица, подавшие заявку на участие в торгах.

Иные лица вправе обжаловать в антимонопольный орган лишь нарушения, связанные с размещением информации о проведении торгов и порядком подачи заявок, если их права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подававшим заявку на участие в торгах, в случаях, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах. При этом лицо, не подававшее заявку на участие в торгах, должно обосновать нарушение своих прав или законных интересов в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Следовательно, только при соблюдении совокупности указанных условий жалоба лица, не подававшего заявку на участие в торгах, может быть принята к рассмотрению антимонопольным органом.

Заявленный довод РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ» относительно информации о ООО «Честрой», ООО «Трансэнерго», ООО «РУ КМЗ», ООО «ДСК» Комиссия Чувашского УФАС России не рассматривала, т. к. Организатор торгов НО «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» не осуществляет ведение указанного Реестра, и рассмотрение указанных вопросов не относится к объявленным торгам.

Из материалов дела усматривается, что в направленной РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ» жалобе указано, что документация о проведении электронного аукциона нарушает требования законодательства и ограничивает конкуренцию.

При этом, РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ» заявку на участие в торгах не подавал.

Указанные в жалобе обстоятельства (доводы №№ 1, 4, 5, 6) не являются нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах (применительно к части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции); жалоба не содержит обоснований, которые воспрепятствовали бы РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ» подать заявку на участие в торгах в установленном законом порядке, содержание жалобы фактически сводится к обжалованию положений аукционной документации в части содержания извещения как составной ее части.

Заявитель не обращался к организатору торгов с запросом на разъяснения посредством электронной или бумажной почты, не осуществлял телефонных звонков по установленному номеру организатора торгов, т.е. не проявлял себя как потенциальный участник процедуры торгов.

Принимая во внимание изложенное, комиссия Управления приходит к выводу о том, что РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ» не обладал правом обращения в антимонопольный орган с указанными в жалобе доводами под №№ 1,4,5,6, а у комиссии Управления отсутствуют основания для рассмотрения указанных доводов по существу.

Несогласие обратившегося с жалобой лица с содержанием извещения об аукционе не может рассматриваться в качестве нарушения порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах. Предусмотренный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции механизм обжалования не предусматривает возможность лица, не подавшего заявку на участие в торгах, обжаловать условия аукционной документации.

Обжалование таких действий (бездействия) указанными лицами возможно только в судебном порядке.

В соответствии с абзацем 5 пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган во всяком случае не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.

Правомерность антимонопольного вмешательства в разрешение данного вопроса именно в рамках антимонопольного контроля Управлением найдено не было.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 1812/06, антимонопольный орган не вправе вмешиваться в отношения сторон, если они носят гражданско-правовой характер и могут быть разрешены по требованию одной из сторон в судебном порядке.

Указанная правовая позиция соответствует сложившейся судебной практике и подтверждена решениями судов всех инстанций по делам А83-5149/2019, А83-5150/2019, А83-13757/2018, N А83 — 16551/2018.

В отношении доводов Заявителя под №№ 2 и 3 Комиссией установлено следующее.

Относительно довода Заявителя №2 Комиссия Чувашского УФАС России установила, что в силу положений пункта 78(1) Постановления N 615:

- Заказчик при осуществлении закупки и заключении договоров о проведении капитального ремонта может объединять в один предмет закупки (договора о проведении капитального ремонта) оказание услуг и (или) выполнение работ:

по оценке технического состояния многоквартирных домов, разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов;

по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов, за исключением работ, предусмотренных подпунктом "е" пункта 8 настоящего Положения, и при условии, что работы по ремонту (замене, модернизации) лифтов не включают работы по ремонту лифтовых шахт.

- Заказчик не вправе объединить в один предмет закупки и в один предмет договора о проведении капитального ремонта оказание услуг и (или) выполнение работ, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта. При этом в предмете договора о проведении капитального ремонта указывается адресный перечень многоквартирных домов.

Исходя из положений документации о Закупке Заказчиком соблюден запрет на объединение в один предмет закупки и в один предмет договора о проведении капитального ремонта оказание услуг и (или) выполнение работ, указанных в абзацах втором и третьем пункта 78(1) Постановления N 615.

Как пояснили представители Заказчика, Закупка проводится по подпункту "б" пункта 78 (1) Постановления N 615: по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене, модернизации) лифтов, за исключением работ, предусмотренных подпунктом "е" пункта 8 настоящего Положения, и при условии, что работы по ремонту (замене, модернизации) лифтов не включают работы по ремонту лифтовых шахт.

Как следует из пункта 78 (1) Положения, в техническом задании на оказание услуг и (или) выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену, модернизацию) лифтов, ремонту (замене, модернизации) лифтов указываются характеристики типа лифтовой шахты, в том числе конструкция шахты (материал стен и перекрытия), тип двери шахты, заменяемого лифта в соответствии с документом, предназначенным для внесения сведений о лифте в период его эксплуатации и содержащим сведения об изготовителе, дате изготовления лифта и его заводском номере, основных технических данных и характеристиках лифта и его оборудования, устройствах безопасности, назначенном сроке службы лифта (далее - паспорт лифта), требования к новому лифту по параметрам, предусмотренным техническим регламентом, в том числе к назначению лифта, грузоподъемности, скорости, количеству этажей, типу двери кабины, типу системы управления, оснащению главного привода и привода дверей частотным преобразователем. При этом в составе документации об электронном аукционе должна быть размещена копия паспорта заменяемого лифта.

Комиссией установлено, что в техническом задании, указанном в аукционной документации, отсутствуют обязательные к размещению сведения о типе лифтовой шахты, конструкции шахты (материал стен и перекрытий), тип дверей шахты, что нарушает требования пункта 78 (1) Положения.

Таким образом довод заявителя признан обоснованным.

Довод № 3 Комиссия Чувашского УФАС России признала обоснованным на основании следующего.

Согласно пункту 135 Постановления N 615 документация об электронном аукционе разрабатывается и утверждается заказчиком.

Вместе с тем, пунктом 78 (1) Положения установлено, что в составе документации об электронном аукционе должна быть размещена копия паспорта заменяемого лифта.

Как установлено Комиссией Чувашского УФАС России, в ходе рассмотрения жалобы, копии паспортов лифтов, размещенные с извещением о проведении аукциона, содержат не все страницы документа, а также многие листы паспортов нечитаемы.

Представитель Организатора торгов пояснил, что отсутствующие страницы паспортов не содержат никакой информации (пусты).

Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что информация, предусмотренная настоящим Положением и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Предусмотренный постановление № 615 порядок привлечения подрядных организаций направлен на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками торгов. Однако размещение организатором торгов обязательной информации в не читаемом виде, не позволяет потенциальным участником в полном мере ознакомится с условиям торгов и объемом подлежащих выполнению работ и следовательно сформировать предложение на участие в торгах .

В соответствии с пунктом 79 Постановления N 615 заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Таким образом, довод признается обоснованным.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Исходя из установленных обстоятельств дела, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ» обоснованной в части доводов №№ 2, 3.

В связи с тем, что для участия было подано 9 заявок, Комиссия Чувашского УФАС России решила предписание не выдавать.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Чувашского УФАС России

 

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу РОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ» на действия организатора торгов - Некоммерческой организации «Республиканский Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее - Организатор торгов) при проведении электронного аукциона на оказание услуг и (или)выполнение работ по оценке технического состояния конструктивных элементов лифтовой шахты, разработке проектной документации на ремонт (замену) лифтов, выполнению работ по ремонту (замене) лифтов многоквартирных домов на территории г. Чебоксары Чувашской Республики по адресам: г. Чебоксары, ул. Шумилова, д. 22/18 г. Чебоксары, просп. Максима Горького, д. 31 г. Чебоксары, ул. 139 Стрелковой дивизии, д. 4 г. Чебоксары, ул. Хузангая, д. 36 г. Чебоксары, ул. Хузангая, д. 30 г. Чебоксары, ул. Энтузиастов, д. 1 г. Чебоксары, ул. 139 Стрелковой дивизии, д. 22 г. Чебоксары, ул. Гражданская, д. 48, корп.1 г. Чебоксары, просп. Мира, д. 96 г. Чебоксары, ул. 139 Стрелковой дивизии, д. 20 г. Чебоксары, просп. Максима Горького, д. 28, корп. 1 г. Чебоксары, ул. Цивильская, д. 13, корп. 1 г. Чебоксары, ул. Ахазова, д.1 г. Чебоксары, ул. Космонавта Николаева А.Г., д.18 г. Чебоксары, ул. Ленинского Комсомола, д.24, корп.2 г. Чебоксары, ул. Чернышевского, д.32, обоснованной в части доводов о размещении документов (паспортов) в не читаемом виде и не размещении информации о типе лифтовой шахты, в том числе конструкция шахты (материал стен и перекрытия).

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

Примечание: решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

2023-1485

 

 

Связанные организации

Некоммерческая организация "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов"
ИНН 1326961097, ОГРН 1131300000974
Региональная общественная организация Общественный контроль
ИНН 7720491549, ОГРН 1147799011194