Решение №ВК/607/23 Решение по делу № 021/01/17-589/2022 от 3 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 021/01/17-589/2022

 

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть оглашена 20 января 2023 года

Изготовлено в полном объеме 03 февраля 2023 года

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 021/01/17- 589/2022 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

"..."

в присутствии:

представителя заявителя ООО «Автолайн» - "..."

в отсутствие:

представителя ответчика Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, надлежащим образом уведомленного о рассмотрении дела;

представителя заинтересованного лица ООО «Авто Лидер», надлежащим образом уведомленного о рассмотрении дела,

рассмотрев дело №021/01/17-589/2022, возбужденное по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка определения победителя открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту № 101 «Чебоксары (пос. Чандрово)Новочебоксарск (Иваново)», проведенного в соответствии с приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 27.10.2021 № 02-03/17, комиссия Чувашского УФАС России,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступило обращение ООО «Автолайн» (вх. № 2704-ЭП/22 от 18.03.2022, 2928-ЭП/22 от 23.03.2022, 3586/22 от 04.04.2022) на действия организатора открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, объявленного приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее -Минтранс Чувашии) от 27.10.2021 №02- 03/177.

Из поступившего обращения следует что, приказом Минтранса Чувашии от 27.10.2021 №02-03/177 был объявлен открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту № 101 «Чебоксары (пос. Чандрово)-Новочебоксарск (Иваново)». Победителем конкурса признано ООО «Авто Лидер». При этом, по мнению ООО «Автолайн», конкурсная комиссия заказчика неправильно определила победителя открытого конкурса, необоснованно присвоив его заявке 20 баллов по критерию «максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течении срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок». Кроме того, ООО «Авто Лидер» в заявке заявило к использованию автобусы на газомоторном топливе, при этом, по факту эксплуатируются автобусы, заводские характеристики которых не предполагают использование газового топлива. Несмотря на это, Минтранс Чувашии выдал обществу свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту № 101 «Чебоксары (пос. Чандрово)-Новочебоксарск (Иваново)».

Усмотрев при проведении указанных торгов признаки нарушения порядка определения победителя конкурса, Чувашским УФАС России издан приказ от 20.06.2022 № 64 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В заседании Комиссии представитель ООО «Автолайн» поддержал доводы, изложенные в обращении.

Представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики на заседание комиссии не явился, ранее направив письменные пояснения, из которых следует, что с доводами, изложенными в жалобах ООО «Автолайн» не согласен.

Представитель ООО «Авто Лидер» на заседание Комиссии не явился, направив заблаговременно письменные пояснения, из которых следует, что жалобы ООО «Автолайн» не подлежат рассмотрению, так как поданы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции». Довод о о расчете комиссией максимального срока эксплуатации раннее был предметом рассмотрения комиссией Чувашского УФАС России по делу № 021/10/18.1-277/2022 и признан необоснованным. Решение не обжаловано и вступило в законную силу. Кроме того, нарушение порядка оформления внесенных изменений в конструкцию автотранспортного средства, образует состав административного правонарушения по части 1 статьи 19.22 КоАП РФ и не свидетельствует о нарушении, допущенном ООО «Авто Лидер», так как обязанность по наличию оборудования для использования газомоторного топлива в каждом автобусе Обществом исполнена.

Изучив материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

Федеральный закон от 13.07.2015 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон 220-ФЗ) регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений данного закона.

В части 1 статьи 21 Закона 220-ФЗ предусмотрено, что открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.

Форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений настоящего Федерального закона. Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются (часть 2 статьи 24 Закона 220-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 24 Закона 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:

1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;

2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником;

3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок;

4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2016 534 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике" Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Федеральным законом "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее — Минтранс Чувашии) от 27.10.2021 № 02-03/177 объявлен открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту № 101 «Чебоксары (пос. Чандрово)-Новочебоксарск (Иваново)».

Конкурсная документация размещена на официальном сайте Минтранса Чувашии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http://www.mintrans.cap.ru/action/activity/transportnij-kompleks-chuvashskoj-respubliki/avtomobiljnij-transport-chuvashskoj-respubliki/otkritij-konkurs-na-pravo-osuschestvleniya-regulya/2021-god/27_10_2021_-objyavlenie-o-provedenii-otkritogo-kon.

Согласно пункту 9.1 Документации о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, объявленного приказом Минтранса Чувашии от 27.10.2021 № 02-03/177 (далее — Документация) конкурсная комиссия оценивает конкурсные Заявки по бальной системе и принимает решение о победителе на основании установленных Организатором показателей оценки открытого конкурса.

В соответствии с пунктом 9.2.4 Документации оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляется по следующим критериям: максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участником договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

На основании пункта 9.3. Документации Шкала для оценки критериев, предусмотренных пунктами 9.2.1. - 9.2.4. конкурсной документации определена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 г. № 534 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике» (приложение № 7 к конкурсной документации).

Приложения № 7 к конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике, утвержденной приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 27 октября 2021 г. № 02-03/177 содержит шкалу для оценки критериев, применяемых при оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе (далее — Шкала оценки).

Пункт 4 Данной шкалы включает в себя критерии оценки максимального срока эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участником договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок:

пп

Критерии

Количество баллов

4.

Максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участником договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (присваивается соответствующий балл по каждому транспортному средству, сумма полученных баллов по всем автобусам делится на количество транспортных средств)

 

до 3 лет включительно

20

более 3 лет до 5 лет включительно

10

более 5 лет до 10 лет включительно

5

Согласно Протоколу заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике № 3 от 10.12.2021 (далее — Протокол от 10.12.20.21) победителем открытого конкурса по лоту № 1 пригородный автобусный маршрут № 101 «Чебоксарсы (пос. Чандрово)- Новочебоксарск (Иванкино) признано ООО«Авто Лидер», заявка которого получила высшую оценку с присвоением первого номера.

По критерию «Максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участником договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (присваивается соответствующий балл по каждому транспортному средству, сумма полученных баллов по всем автобусам делится на количество транспортных средств)» ООО «Авто Лидер» присвоено 20 баллов.

Исходя из заявки ООО «Авто Лидер», транспортные средства, предлагаемые Обществом для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, 2015 года выпуска. Общество обязуется до 3 лет включительно произвести замену указанных транспортных средств на транспортные средства с характеристиками, влияющими на качество перевозок, предусмотренных заявкой на участие в открытом конкурсе, не хуже, чем на момент получения свидетельства на осуществление регулярных перевозок.

Из пояснений Минтранса Чувашии следует, что максимальный срок эксплуатации транспортных средств рассчитан исходя из обязанности произвести замену транспортного средства (ООО «Автолайн — 5 лет, ООО «Авто Лидер» - 3 года).

Согласно пункту 6 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее - TP ТС 018/2011), эксплуатация - стадия жизненного цикла транспортного средства, на которой осуществляется его использование по назначению, с момента его государственной регистрации до утилизации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Исходя из Правил Дорожного Движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, под пассажиром понимается лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Из указанного следует, что к участникам дорожного движения относятся, в том числе и пассажиры, следовательно, на них в равной мере, как и на других участников дорожного движения, распространяются основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения и при определении победителя конкурса на право получения свидетельств об осуществлении перевозок необходимо в первую очередь руководствоваться данными принципами, так как перевозчик должен иметь условия для бесперебойного и комфортного перемещения граждан на соответствующей территории и обеспечить безопасность граждан в процессе перевозок. Такая безопасность может быть достигнута, в том числе, при осуществлении перевозок на более новых транспортных средствах.

Основной целью проведения конкурса по Закону №220-ФЗ является выявление перевозчика, предложившего лучшие условия осуществления перевозок, к которым, в том числе, относится и организация безопасных перевозок пассажиров, зависящая, и от срока эксплуатации транспортного средства, исходя из года его первоначальной государственной регистрации.

Учитывая вышеизложенные законоположения и принципы, на которых должны быть основаны пассажирские перевозки, Комиссия приходит к выводу о том, что расчет по критерию «Максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участником договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (присваивается соответствующий балл по каждому транспортному средству, сумма полученных баллов по всем автобусам делится на количество транспортных средств)» следует осуществлять исходя из первоначальной регистрации транспортного средства, а не срока, в течении которого перевозчик обязуется заменить транспортное средство.

Максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых ООО «Авто Лидер» для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок составляет 10 лет. Исходя из пункта 4 Шкалы оценки по указанному критерию Обществу надлежало присвоить количество баллов - 5.

ООО «Автолайн» предложены транспортные средства, согласно поданной им заявке, 23 автобуса не ранее 2021 года выпуска, 2 автобуса 2018 года выпуска, при этом, общество обязуется в течении 5 лет произвести замену указанных транспортных средств на транспортные средства с характеристиками, влияющими на качество перевозок, предусмотренных заявкой на участие в открытом конкурсе, не хуже, чем на момент получения свидетельства на осуществление регулярных перевозок.

Таким образом, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых ООО «Автолайн», для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок составляет 5 лет -23 автобуса, 10 лет — 2 автобуса. Исходя из пункта 4 Шкалы оценки по указанному критерию Обществу надлежало присвоить количество баллов - 9,6. При подсчете количества баллов с учетом вышеуказанного, ООО «Авто Лидер» могло набрать 2123 балла, ООО Автолайн — 2127,6 баллов.

Наряду с изложенным, согласно пункту 3 Шкалы оценки по критерию «наличие оборудования для использования газомоторного топлива» за каждое транспортное средство, имеющее в наличие оборудование для использования газомоторного топлива, присваивается 10 баллов.

В соответствии с заявкой ООО «Авто Лидер» им предложены транспортные средства с наличием оборудования для использования газомоторного топлива. По указанному критерию в соответствии с Протоколом от 10.12.2021 Обществу присвоено 230 баллов (по 10 баллов на каждое транспортное средство).

В соответствии с пунктом 11.1 Конкурсной документации организатором не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подписания протокола оценки и сопоставления заявок, в адрес Победителя открытого конкурса направляется уведомление о необходимости в течение 60 календарных дней с момента получения уведомления предъявления на осмотр транспортных средств, предусмотренных его Заявкой на участие в открытом конкурсе (далее – заявленное транспортное средство), а также представления заверенных копий документов, подтверждающих наличие этих транспортных средств в собственности или на ином законном основании (приложение № 8 к конкурсной документации).

Согласно пункту 11.4. Результаты осмотра оформляются в течение 2 рабочих дней, следующих за днем проведения осмотра, актом осмотра транспортных средств, который подписывается членами Конкурсной комиссии присутствующими на осмотре транспортного средства. Заседание конкурсной комиссии считается правомочным при присутствии на нем более 50 % от общего числа членов конкурсной комиссии. Акт осмотра должен содержать сведения о дате, месте проведения осмотра, о транспортных средствах и документах, представленных для осмотра, о соответствии или несоответствии заявленным транспортным средствам, о Победителе открытого конкурса, присутствующем при осмотре.

Если по результатам проверки представленных документов и осмотра транспортных средств установлено, что осмотренные транспортные средства полностью или частично не соответствуют сведениям, указанным Победителем открытого конкурса в Заявке и (или) приложенных к ней документах, и (или) им не подтверждена принадлежность ему указанных в Заявке транспортных средств на праве собственности или ином законном основании, Организатором конкурса в акте осмотра транспортных средств отражаются выявленные несоответствия.

В целях исполнения взятых на себя обязательств по конкурсу, 15.02.2022 ООО «Авто Лидер» заключен договор аренды (с последующим правом выкупа) с ООО «Трансавтолиз».

Согласно пункту 1.1 Договора, арендодатель обязуется предоставить, а Арендатор принять в аренду транспортные средства в количестве «25» (единиц).

В соответствии с Приложением № 2 к Договору аренды в аренду передаются следующие транспортные средства: "..."

В соответствии с Актом осмотра заявленных транспортных средств на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Чувашской Республике от 25.02.2022 ООО «Авто Лидер» к осмотру представлены транспортные средства: автобусы марки VSN 700 в количестве 23 ед., год выпуска 2015-2016 гг, класс автобуса — средний, экологические характеристики: Евро-5. В ходе осмотра установлено наличие оборудования для использования газомоторного топлива. Соответствующие документы на транспортные средства представлены. По результатам осмотра вышеуказанных транспортных средств Конкурсной комиссией принято решение о соответствии представленных к осмотру транспортных средств ООО «Авто Лидер» заявленным для участия в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту № 101 «Чебоксары (пос. Чандрово)-Новочебоксарск (Иваново)» транспортным средствам, указанным в заявке на участие в открытом конкурсе.

Однако Комиссией установлено, что в конструкцию транспортных средств с регистрационными номерами в "..." в феврале 2022 года внесены изменения, а именно установлено газовое оборудование для питания двигателя газомоторным топливом.

При этом, свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства по изменениям, внесенным в конструкцию транспортных средств, выданы собственнику и зарегистрированы в УГИБДД МВД по Чувашской Республики лишь в августе — сентябре 2022 года, указанное подтверждается сведениями, отмеченными в Таблице в соответствии с представленными ООО «Авто Лидер» и Министерством документами.

 

Таблица

"..."

 

Правила оформления внесения изменений в конструкцию транспортных средств утверждены Постановлением Правительства №413 от 6 апреля 2019 года «Об утверждении Правил внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Согласно указанному Постановлению предусмотрен следующий порядок регистрации внесения изменений в конструкцию автомобиля, в том числе газовое оборудование для питания двигателя газомоторным топливом:

1. Получение заключения предварительной технической экспертизы.

2. Получение разрешения на внесение изменений в конструкцию от ГИБДД.

3.Установка ГБО.

4.Получение протокола проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в нее изменений.

5.Прохождение техосмотра после установки ГБО.

6. Получение свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства.

7. Регистрация автомобиля в ГИБДД.

Следовательно, последним действием, подтверждающим установку газового оборудования для питания двигателя газомоторным топливом, является получение свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства и регистрация автомобиля в ГИБДД, а само по себе фактическое наличие в транспортном средстве газового оборудования не может являться основанием считать его установленным.

Указанный вывод подтверждается Письмом № 13/4-11648 от 14.12.2022 Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, из которого следует, что процедура внесения изменения в конструкцию транспортного средства, завершается выдачей соответствующего свидетельства.

Таким образом, представленные на осмотр ООО «Авто Лидер» транспортные средства не соответствовали заявке Общества на участите в открытом конкурсе, поскольку содержали недостоверные сведения о наличии в транспортных средствах оборудования для использования газомоторного топлива, установленного в соответствии с Правилами оформления внесения изменений в конструкцию транспортных средств.

Иное толкование понятия «наличие оборудования для использования газомоторного топлива» нивелирует основополагающие принципы безопасности осуществления пассажирских перевозок.

В соответствии с пунктом 10.6 Конкурсной документации, в случае если после подведения итогов открытого конкурса будет выявлена недостоверная информация, содержащаяся в Заявках, конкурсная комиссия обязана пересмотреть Заявки (в случае если свидетельство об осуществлении регулярных перевозок не выдано).

Из указанного следует, что в связи с наличием недостоверных сведений в заявке ООО «Авто Лидер» комиссии Министерства необходимо было пересмотреть заявки участников с учетом выявленных несоответствий.

Не осуществление Министерством указанных действий привело к созданию преимущественных условий ООО «Авто Лидер» перед другими участниками конкурса, так как неправомерное завышение количества баллов по критерию "наличие оборудования для использования газомоторного топлива" повлияло на результат торгов и привело к неправильному определению победителя торгов, то есть к последствиям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции - ограничению конкуренции.

При этом, в случае пересмотра количества баллов с учетом установленных обстоятельств победителем торгов могло быть признано ООО «Автолайн».

Довод ООО «Авто Лидер» о том, что жалобы ООО «Автолайн» не подлежат рассмотрению, так как поданы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции», Комиссия Чувашского УФАС России считает необоснованным ввиду того, что в порядке указанной статьи антимонопольным органом рассматриваются жалобы на нарушение процедуры проведения торгов. Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства, в частности, статьи 17 Закона о защите конкуренции, осуществляется в соответствии с главой 9 Закона о защите конкуренции, регламентирующей процедуру рассмотрения обращений и дел о нарушении антимонопольного законодательства. При этом в жалобе ООО «Автолайн» от 23.03.2022 (вх. № 2928-ЭП/22 от 23.03.2022) указано о нарушении Минтрансом Чувашии части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Чувашским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220 (далее – Порядок № 220), проведен анализ состояния конкуренции на рынке осуществления перевозок по маршруту № 101 «Чебоксары (пос. Чандрово)-Новочебоксарск (Иваново), в соответствии с которым временной интервал исследования определен периодом с 27.10.2021 (дата издания Приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 27.10.2021 № 02-03/177 о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту № 101 «Чебоксары (пос. Чандрово)-Новочебоксарск (Иваново)») по 14.12.2022 (дата на момент исследования). Предмет торгов определен как право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту № 101 «Чебоксары (пос. Чандрово)- Новочебоксарск (Иваново)». Состав хозяйствующих субъектов: ИП Салмин А.П. (ИНН 212884661802), ООО «Автолайн» (ИНН 2128041607), ООО «Авто Лидер»(ИНН 2130165078).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, непредусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 37 и 40 постановления от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами или заказчиками процедур определения поставщика деятельности их участников, создание участнику (участникам) преимущественных условий участия, нарушение порядка определения победителя, участие организаторов и (или) заказчиков, их работников в процедурах определения поставщика.

Таким образом, в рассматриваемом случае доказыванию подлежит недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо угроза наступления таких последствий в результате деятельности лица, которому вменено нарушение антимонопольного законодательства.

Неверное присвоение Минтрансом Чувашии количества баллов по критерию «Максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участником договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок» и отсутствие на транспортных средствах установленного в надлежащем порядке оборудования для использования газомоторного топлива, привело к нарушению порядка определения победителя конкурса и созданию преимущественных условий ООО «Авто Лидер» перед иными участниками открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту №101 «Чебоксары (пос. Чандрово)-Новочебоксарск (Иваново)» и ограничению конкуренции на рынке оказания услуг пассажирских перевозок по регулярным маршрутам.

Таким образом, в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, выразившихся в нарушении порядка определения победителя торгов, Комиссия усматривает нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные действия привели к созданию преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности одному хозяйствующему субъекту по сравнению с его конкурентами.

До вынесения настоящего решения Комиссия в соответствии со статьей 48.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 21.12.2022 лицам, участвующим в деле, направила заключение об обстоятельствах дела №ВК/8545/2022, между тем на момент вынесения решения по настоящему делу, какие-либо возражения и документы, опровергающие выводы Комиссии в материалы дела не представлены.

С учетом установленных выше обстоятельств, а также представленных лицами, участвующими в деле, сведений и документов, Комиссия по рассмотрению дела №021/01/17-589/2022 приходит к выводу, что действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, выразившиеся в нарушении порядка определения победителя торгов образуют нарушение пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Как следует из положений части 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции, нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

В связи с тем, что по результатам рассматриваемого конкурса Минтрансом Чувашии ООО «Авто Лидер» выданы соответствующие свидетельства на право осуществления пассажирских перевозок, Комиссия считает возможным устранение нарушения антимонопольного законодательства путем обращения в суд с иском о признании торгов недействительными и применении последствий их недействительности.

Руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (ИНН 2130104830, юридический адрес: 428003, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, пл. Республики, д. 2 ), выразившиеся в нарушении порядка определения победителя торгов на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту № 101 «Чебоксары (пос. Чандрово)-Новочебоксарск (Иваново)», нарушением пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

3. Обратиться в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании торгов на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту № 101 «Чебоксары (пос. Чандрово)-Новочебоксарск (Иваново)» недействительными.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

2023-578

 

 

Связанные организации

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
ИНН 2130104830, ОГРН 1122130007438
ООО "Авто Лидер"
ИНН 2130165078, ОГРН 1152130016610
ООО "Автолайн"
ИНН 2130029163, ОГРН 1072130017167