Решение №НВ/4783/24 Решение № 021/06/33-728/2024 от 30 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по результатам рассмотрения жалобы

ООО «МЕДПОСТАВЩИК»

 

Дело № 021/06/33-550/2024 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 июля 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме 19 июля 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 №9 в составе:

"..."

в присутствии представителей от:

заказчика – Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики"..."

уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» - "..."

в отсутствие представителя от заявителя — общества с ограниченной ответственностью «МЕДПОСТАВЩИК», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения,

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью «МЕДПОСТАВЩИК» (далее — Заявитель, ООО «МЕДПОСТАВЩИК», Общество) на действия заказчика - Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку перчаток хирургических (изв. № 0815500000524008787), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 23.08.2024 поступила жалоба ООО «МЕДПОСТАВЩИК» на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку перчаток хирургических (изв. № 0815500000524008787) (далее – аукцион).

Заявитель считает, что включение Заказчиком в описание объекта закупки требований, превышающих требования ГОСТ Р 52238-2004 регламентирующих минимальные требования по уровню качества AQL, которые являются критерием прохождения испытаний при регистрации медицинских перчаток и получения регистрационных удостоверений, при том, что эти избыточные требования не влияют на клинический эффект применения медицинского изделия, в совокупности ограничивают доступ зарегистрированным в установленном порядке перчаткам доступ на рынок, приводит к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, что является признаком ограничения конкуренции и является прямым нарушением части 1 статьи 17 135-ФЗ "О защите конкуренции" и части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.

Представители заказчика и уполномоченного учреждения считают действия Заказчика законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

14.08.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815500000524008787 о проведении электронного аукциона на поставку перчаток хирургических, с начальной (максимальной) ценой контракта 399 088,00 рублей.

Одновременно на официальном сайте размещено извещение об электронном аукционе с описанием объекта закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона.

В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Минздрав России в письме от 08.02.2023 25-3/1152 «О порядке осуществления закупок медицинской продукции» указывает, что «...в соответствии с подпунктом «г» пункта 10 Правил формирования Каталога, в позицию Каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 Правил формирования Каталога.

Указанное описание товара, работы, услуги размещается во вкладке «Описание товара, работы, услуги» позиции Каталога единой информационной системы в сфере закупок и в силу пункта 4 Правил использования Каталога, подлежит обязательному применению заказчиками при осуществлении закупки с указанной в позиции Каталога даты начала обязательного применения.

Предметом закупки является поставка перчаток хирургических (КТРУ 22.19.60.113-00000001 - «Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные»).

При этом, Комиссия Чувашского УФАС России установила, что в указанной позиции КТРУ 2 22.19.60.113-00000001 в разделе «Описание товара, работы, услуги» отсутствуют сведения о характеристиках товара.

В соответствии с позицией Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме N 24-03-08/4090 от 24.01.2022, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога:

- заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги);

- предусмотренные п. 5 Правил запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.

Следовательно, заказчик вправе самостоятельно сформировать описание объекта закупки в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе.

Согласно ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки... Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемым товарам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

По смыслу данной нормы, Заказчик самостоятельно принимает решение при формировании предмета размещенного заказа и его характеристик, имеющих принципиальное значение для закупки данного оборудования. В каждом конкретном случае Заказчик формирует требования технического задания исходя из особенностей его использования и имеющихся у него потребностей.

Ни Законом о контрактной системе, ни Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.

В п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом ВС РФ от 28.06.2017, разъяснено, что по общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Действующее законодательство не ограничивает право Заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик не имеет возможности установить требования к объекту закупки, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. При этом закон не обязывает Заказчика при формировании описания объекта закупки устанавливать такие требования к товару, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.

Согласно правовой позиции АС УО в Постановлении от 16.10.2019 по делу N А50-30399/2018, поддержанной ВС РФ в Определении от 12.12.2019 N 309-ЭС19-22675: "положения Федерального закона о контрактной системе не предусматривают определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только при условии наличия более чем одного производителя (подрядчика, исполнителя) товара, работы, услуги, необходимых заказчику, и не допускают определение участниками закупки и контрольными органами в сфере закупок потребностей заказчика в тех или иных товарах, работах, услугах и их характеристик (потребительских свойств)".

Иной подход к данному вопросу означал бы невозможность закупки уникального товара, производимого ограниченным кругом производителей, но требуемого Заказчику для осуществления своих функций.

Из материалов дела следует, что в извещении об осуществлении закупки содержится описание объекта закупки, в котором установлены характеристики к товару.

В Приложение № 1 к Извещению («Описание объекта закупки») указано: "

AQL (коэффициент по герметичности)

< 1,0

 

Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что Заказчиком в описании объекта закупки указана обоснованность применения данной характеристики: «для подтверждения качества перчатки».

На заседании Комиссии Чувашского УФАС России представители Заказчика пояснили, что значение AQL 1.5, указанное в ГОСТ 52238-2004, является не значением, которое Заказчики должны устанавливать при описании объекта закупки, а является максимально допустимым пороговым значением, после которого перчатки уже не допускаются к использованию из-за высокого процента брака.

То есть, чем ниже значение AQL, тем ниже процент брака, следовательно, ниже вероятность того, что при проведении операций в условиях повышенного риска инфицирования медицинский персонал будет работать с перчаткой ненадлежащего качества, а также, что во время продолжительной операции перчатка повредится.

При выполнении операций, как у хирургов, так и у пациентов существует вероятность заражения инфекционными заболеваниями путем попадания биологических материалов через поврежденные участки кожи. Установленное требование к уровню AQL обосновывается обеспечением персонала и пациентов надлежащей защитой от инфицирования, так как при данном показателе AQL возможен минимальный процент брака перчаток (проколы, микроповреждения и т.п.).

Данный показатель важен с учётом основной деятельности заказчика, для применения в продолжительных медицинских манипуляциях, связанных с повышенным риском для персонала.

Учитывая, что перчатки используются продолжительное время в условиях повышенного риска инфицирования, как для медицинского персонала, так и для пациентов, Заказчиком обоснованно устанавливается соответствующее требование к показателю AQL.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя результаты тестирования, требования в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации.

Так как AQL - это определенный уровень качества, определяемый путем проведения испытаний, возможность установления данной характеристики прямо предусмотрено действующим законодательством.

Также, при анализе реестра медицинских изделий можно установить, что перчатки даже с уровнем AQL 0,65 производятся разными производителями, и в свою очередь могут быть поставлены неограниченным кругом поставщиков.

Перчатки хирургические с РУ РЗН 2022/16297, имеют уровень AQL 0,65.

Перчатки хирургические с РУ ФСЗ 2012/12749, имеют уровень AQL 0,65.

Технические параметры, такие, как длина, толщина, AQI, обработка поверхности и др. параметры, имеющие место в ГОСТе, задаются производителем медицинских изделий. Заказчик в свою очередь, с учетом специфики применения, правомочен устанавливать значение этих характеристик в описании объекта закупки с учетом требуемых ему параметров, закупая перчатки с повышенной длиной толщиной или с повышенным уровнем качества по параметру AQL.

Согласно ГОСТ Р 52238-2004 установлены следующие показатели AQL:

 

Характеристика

Уровень контроля

AQL

Размеры (длина, толщина, ширина)

S-2

4,0

Герметичность

G-1

1,5

Усилие и удлинение в момент разрыва (до и после ускоренного старения), усилие при удлинении на 300% (до ускоренного старения)

S-2

4,0

 

Значение AQL 1,5, указанное в ГОСТ Р 52238-2004, является не строго определенным значением, которое заказчики должны устанавливать при описании объекта закупки, а является максимально допустимым пороговым значением, после которого перчатки уже не допускаются к использованию из-за высокого процента брака.

То есть, чем ниже показатель AQL, тем продукция отвечает более высоким стандартам качества.

При этом в ГОСТ Р 52238-2004 указаны допустимые уровни качества, а не оптимальные. Положения ГОСТ Р 52238-2004 не ограничивают заказчика по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для него и необходимыми для реализации потребностей заказчика, в том числе к предъявлению требований в отношении качества выпущенной партии товара.

Следовательно, в зависимости от своих потребностей Заказчик вправе установить требуемые ему значения AQL. Требование к AQL связано с тем, что данные перчатки планируется использовать в медицинских манипуляциях, связанных с повышенным риском для медицинского персонала. Учитывая особенность применения данных перчаток, Заказчику важно максимально снизить уровень опасности для персонала, в том числе, закупая для этого перчатки с указанным в Приложении № 1 к Извещению уровнем AQL.

Из-за большого числа забракованной продукции Заказчик несет значительные убытки, поскольку в процессе использования вместо одной пары перчаток он должен будет использовать как минимум две и более, что приведет к перерасходу количества использованных перчаток.

Доказательств обратного Заявителем не представлено, равно как не представлено доказательств того обстоятельства, что установленное требование является неисполнимым, вводит участников закупки в заблуждение или каким-либо иным образом ведет к ограничению количества участников, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.

При этом предъявленные Заказчиком требования к необходимому к поставке товару в равной степени распространялись на всех участников аукциона.

Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что данный довод не обоснован, в действиях Заказчика не выявлено нарушений Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «МЕДПОСТАВЩИК» необоснованной.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «МЕДПОСТАВЩИК» на действия заказчика - Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения» Министерства здравоохранения Чувашской Республики при проведении электронного аукциона на поставку перчаток хирургических (изв. № 0815500000524008787) необоснованной.

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

2024-5419

 

 

Связанные организации

ООО "МЕДПОСТАВЩИК"
ИНН 2465330252, ОГРН 1202400004509
Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики»
ИНН 2130225986, ОГРН 1212100004490
Бюджетное учреждение «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики
ИНН 2100003471, ОГРН 1222100009933