Решение №НВ/2004/24 Решение от 16 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по результатам рассмотрения обращения об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Дело № 021/10/104-227/2024 г. Чебоксары

Резолютивная часть решения оглашена 11 апреля 2024 года. Решение изготовлено в полном объеме 16 апреля 2024 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 №9 в составе:

"..."

в присутствии представителей от:

заказчика – Казенное учреждение Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики"..."

победителя закупки — ООО «Креатив-Строй» - "..."

рассмотрев в режиме ВКС обращение, представленное Казенным учреждением Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее — Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Реестр) сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Креатив-Строй» (далее – ООО «Креатив-Строй».), находящемся по адресу: 299020, Севастополь, Вн.Тер.Г. Гагаринсий Муниципальнй округ, ул. Хрусталева, ОНС 76Г, офис 503(ИНН: 9106013292; ОГРН 1179102007842),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии 04.04.2024 поступило обращение Казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Креатив-Строй»,в связи с односторонним отказом от исполнения контракта. .

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).

В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации факта ненадлежащего исполнения контракта и соблюдения, предусмотренных Законом о контрактной системе, процедуры и сроков для одностороннего отказа от исполнения контракта.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее — Постановление № 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.

В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.

Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.

Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

10.02.2023 на основании результатов протокола заседания Оперативного штаба по повышению эффективности использования бюджетных средств на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (протокол № 50 от 02.02.2023) между Казенным учреждением Чувашской Республики «Служба единого заказчика» и ООО «Креатив-Строй» (далее — Подрядчик) заключен государственный контракт №73 на выполнение работ по строительству объекта «Строительство отделения врача общей практики (семейного врача) бюджетного учреждения Чувашской Республики «Урмарская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, Чувашская Республика, с. Шоркистры, ул. Центральная, д.56а»

Срок выполнения работ по Контракту: с даты заключения контракта по 01.08.2023 г.

07.07.2023 года в связи с ненадлежащим исполнением Подрядчиком условий Контракта Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое впоследствии было отменено.

После этого работы выполнялись подрядчиком с просрочкой, а именно часть работ на общую сумму "..." руб. Была выполнена подрядчиком и принята заказчиком 23.12.2023.

С момента сдачи части работ на указанную выше сумму работы на объекте подрядчиком не ведутся.

29.01.2024 г. Заказчиком направлена претензия, согласно которой Подрядчику указано в срок до 02.02.2024 года ускорить темп производства работ, поставок материалов и оборудования на объект, а также предоставить информацию о реальном состоянии дел на объекте, о детализации графика производства работ, с указанием видов объемов оставшихся работ и конкретных сроков их завершения. Поскольку акты выполненных работ с детализацией объемов до настоящего времени не предоставлены Подрядчиком.

07.02.2024 года комиссией в составе представителей Заказчика, балансодержателя, администрации Урмарского муниципального округа и прокуратуры Урмарского района Чувашской Республики составлен акт осмотра объекта капитального строительства «Строительство отделения врача общей практики (семейного врача) бюджетного учреждения Чувашской Республики, Чувашская Республика,с. Шоркистры, ул. Центральная, д.56» на предмет фиксирования видов и объемов невыполненных работ ООО «Креатив-Строй»

Не выполнены следующие виды работ:

  1. Рама на слуховом окне — отсутствует;

  2. Окна чердачные 2 шт. - отсутствуют;

  3. Дефлекторы на трубах вентиляции 4шт. - не установлены;

  4. Отсутствует отделка цоколя керамогранитом, утепление цоколя из мин.плиты следует заменить в связи с намоканием,

  5. Двери ПВХ в с/у 2 шт. - заменить,

  6. Не установлены малые архитектурные формы (урны, скамейки),

  7. Не выполнены мероприятия раздела МГН,

  8. Частично не установлены ПВХ плинтуса в кабинетах,

  9. Отсутствуют металлические пороги на переходах «плитка-линолеум»,

  10. Не установлены крышки на распределительных коробках,

  11. Не установлен душевой поддон в с/у уборщицы,

  12. Не заделаны щели внизу металлических входных дверей,

  13. Частично не установлен плиточный 2сапожок» в коридоре,

  14. В отдельных местах не установлены ПВХ уголки на оконных откосах,

  15. Не заделаны швы вокруг трапа в помещении котельной,

  16. Не подключены вентиляционные клапаны,

  17. Не установлены сигнализаторы загазованности воздуха,

  18. Не установлены лючки для прочистки канализации,

  19. Не замазаны плиточные швы в местах соприкосновения стен и пола,

  20. Отсутствует обрамление фасада главного входа,

  21. Отсутствует обрамление чердачного окна над главным входом,

  22. Отсутствует обрамление чердачного помещения в местах прохода вентиляционных коробов,

  23. Отсутствует теплоизоляция трубопроводов водоснабжения,

  24. Необходима повторная окраска стен в связи с местами загрязнения в процессе строительства.

Однако, подрядчик не предпринял никаких действий по завершению работ на объекте.

Согласно пункту 9.6. Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннем отказа Стороны Контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ), при этом нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, а также в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее сроков становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков,

Неисполнение обязательств по Контракту является основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Информация о подрядчике, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта, включается в установленном порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В связи с вышеизложенным на основании ч. 9 ст. 95 Закона №44-ФЗ Заказчиком 13.03.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обязательств по контракту.

Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен специальный порядок изменения, расторжения государственного и муниципального контракта.

В соответствии с пунктом 2 части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе), статьей 111 Закона о контрактной системе (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 Закона о контрактной системе особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 Закона о контрактной системе, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

Согласно материалам проверки Решение об одностороннем отказе направлено в адрес ООО «Креатив-Строй» 13.03.2024 посредством почтового направления (с доставкой EMS отправления), а также направлено на официальный адрес электронной почты подрядчика.

При этом согласно сведениям с официального сайта АО "Почта России" Решение об одностороннем отказе 21.03.2024 получено ООО «Креатив-Строй».

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Заказчиком пояснено, что в срок, предусмотренный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, ООО «Креатив-Строй» нарушения не устранены.

Таким образом, датой расторжения Контракта является 02.04.2024.

Подрядчиком в ходе проведения проверки было предоставлено возражение на Решение о расторжении контракта.

В ходе исполнения Контракта Подрядчиком был выявлен ряд препятствий для выполнения строительных работ на объекте, устранение которых должно быть осуществлено Заказчиком, а именно:

  1. Несвоевременное предоставление Заказчиком документации, необходимой для начала выполнения строительных работ.

  2. Наличие препятствий для выполнения работ, устранение которых должно было быть осуществлено Заказчиком, а именно: необходимость получения Распоряжения Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской республики о списании объекта основных средств и последующем его демонтаже и сносе.

Соответственно, установленный срок передачи документации в рассматриваемом случае истек 17.02.2023г., однако к указанному сроку Заказчик свою обязанность не исполнил, проектная документация Подрядчику не предоставлена.

В связи с не предоставлением Заказчиком необходимой документации в добровольном порядке в 5-ти дневный срок с момента заключения Контракта, Подрядчиком в адрес Заказчика были направлены следующие письма:

- письмо №045 от 03.03.2023 года с требованием о предоставлении проектной документации,

- письмо № 056 от 10.03.2023 года с повторным требованием о передаче геодезической разбивочной основы для строительства (Акт ГРО);

- письмо №071 от 22.03.2023 года с повторным требованием о предоставление Акта ГРО, высотного репера и уведомлением о приостановлении выполнения работ на объекте;

- письмо №003 от 22.03.2023 года с повторным требованием о предоставлении Акта ГРО, высотного репера.

Однако, указанные письма были оставлены Заказчиком без ответа, требования Подрядчика были удовлетворены не в полном объеме.

Несмотря на отсутствие указанной обязанности, подрядчиком указанные Акты были изготовлены за собственный счет и направлены Заказчику 24 марта 2023 года (письмо №010 от 24.03.2023 года).

В период с 10.02.2023 по 24.03.2023 г. у Подрядчика отсутствовала проектная документация, необходимая для выполнения работ.

Подрядчиком были направлены Заказчику многочисленные письма с требование об устранении препятствий к выполнению работ по строительству объекта, а также с уведомлениями о приостановке работ до устранения нарушений.

Кроме того, Подрядчик направлял Заказчику уведомление о необходимости согласования увеличения срока выполнения работ минимум на 40 рабочих дней, путем заключения дополнительного соглашения к Контракту. Однако и указанное уведомление было проигнорировано Заказчиком.

В рамках Контракта Подрядчиком были выполнены работы и закуплен материалы на сумму "...",что подтверждается

Актом о приемки выполненных работ №1 от 11.07.2023 (демонтажные работы) на сумму "..." рублей,

Актом о приемке выполненных работ №2 от 11.07.2023 (общестроительные работы) на сумму "..." рублей,

Актом о приемке выполненных работ №3 от 11.07.2023 (пожарный резервуар емк. 55М3 (2шт)) на сумму "..." рублей,

Актом о приемке выполненных работ №4 от 11.07.2023 (сборник стоков емк.20м3) на сумму "..." рублей,

Актом о приемке выполненных работ №5 от 11.07.2023 (общестроительные работы) на сумму "..." рублей.

Сумма авансового платежа, выплаченная Государственным заказчиком, составляет "..." рублей, Подрядчиком выполнены работы на "..." рублей (что составляет 36% от центы Контракта).

ООО «Креатив-Строй» повторно просило заключить дополнительное соглашение об увеличении срока выполненных работ на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении и гарантирует предоставление Графика выполнения работ в соответствии с условиями Дополнительного соглашения.

ООО «Креатив-Строй» было максимально заинтересовано в реализации заключенного Государственного контракта, направленного на реализацию национального проекта в области здравоохранения, гарантировало исполнение принятых на себя обязательств при условии надлежащего выполнения своих обязательств со стороны Заказчика, а также при условии оказания Заказчиком содействия и создания необходимых условий для выполнения работ.

На настоящий момент действие Контракта прекращено исполнением Контракта. Подрядчиком исполнены все принятые на себя обязательства по выполнению работ на Объекте, что подтверждается Актом о приемке выполненных работ №1 от 08.12.2023г. (исправление №1 от 23.12.2023 г.) по форме КС-2 и Справкой о стоимости по форме КС-3, подписанными Заказчиком 23.12.2023 г. и 26.12.2023г. на сумму "..." рублей. Заказчику Подрядчиком также были направлены уведомление о факте завершения работ и акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-14). Соответственно, Работы на объекте являются выполненными. Выполненные и принятые работы частично оплачены Заказчиком платежными поручениями № 60564 от 13.03.2023г. и № 391231 от 26.12.2023г. в общей сумме "..." рублей. Выполненные работы оплачены в сумме за вычетом начисленной Заказчиком пени в размере "..." рублей. Что также является фактом, подтверждающим прекращение действия Контракта вследствие его исполнения и выполнение Подрядчиком всех предусмотренных видов работ в полном объеме.

Согласно п. 5.8. Контракта первичным учетным документом, являющимся основанием для оплаты работ, выполненных в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ и (или) графиком оплаты выполненных работ, по завершении выполнения соответствующих конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, в том числе работ, выполняемых поэтапно, является акт о приемке выполненных работ, оформленный в и подписанный в единой информационной системе в сфере закупок в установленном Контрактом порядке.

При этом, несмотря на наличие фактов, очевидно указывающих на прекращение Контракта ввиду его исполнения, 13.03.2024 года ООО «Креатив-Строй» было получено Повторное решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения государственного контракта №73 от 10.02.2023 г. (исх. № 01-06/978 от 13.03.2024г.).

Не согласившись с данным Решением ООО «Креатив-Строй» направило Заказчику Возражения на Повторное решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения государственного контракта №73 от 10.02.2023 г., по основаниям, указанным выше, а также по нижеследующим доводам:

Относительно указания Заказчика на выполнение работ на сумму меньшую, чем указано в тексте Контракта пояснили следующее: В соответствии с положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ и условиями п. 5.1. Контракта оплата выполненных работ осуществляется на основании первичных учетных документов. Согласно условиями п. 5.8. Контракта первичным учетным документом, являющимся основанием для оплаты работ, является акт о приемке выполненных работ.

В настоящем случае такими учетными документами являются акт по форме КС-2 и справка по форме КС-3. Соответственно, выполненные работы подлежат оплате в сумме, указанной в данной приемосдаточной документации, то есть в сумме "..." рублей.

При этом, выполнение работ на меньшую сумму не сказалось на качестве и результате работ.

Согласно итоговому акту приемки выполненных работ на объекте фактическое качество и объем выполненных работ соответствуют требованиям контракта, недостатки выполненных работ не выявлены, акт подтверждает, что подрядчиком выполнены все принятые на себя в соответствии с Контрактом обязательства (за исключением гарантийных).

Стоимость работ, отраженная в КС-2 и КС-3, является меньшей, относительно стоимости работ указанной непосредственно в тексте Контракта, ввиду того, что в контракте отражена стоимость работ, рассчитанная в соответствии со сметой. При этом, при расчете сметной стоимости работ, были учтены и включены в общую стоимость непредвиденные расходы, рассчитанные в коэффициентном соотношении, в соответствии с нормами расчета строительных работ. При этом, фактически, при выполнении ООО «Креатив-Строй» работ на объекте, никакие непредвиденные расходы не возникли и дополнительные затраты понесены не были, и, соответственно, в Акте выполненных работ (КС-2) данная статья расходов не должна быть отражена и не подлежит оплате.

Относительно перечисленных в повторном решении видов работ, якобы не выполненных Подрядчиком, ООО «Креатив-Строй» сообщило следующее.

Все перечисленные виды работ были выполнены Подрядчиком, что отражено в Акте выполненных работ. При этом, все указанные виды работ были приняты Заказчиком 23.12.2023 г. и 26.12.2023г., путем подписания указанных актов, что в свою очередь является подтверждением доводов Подрядчика о выполнении указанных видов работ на дату составления актов и сдачи-приемки работ

В силу части 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее – Правила № 1078).

В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком

(подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и

документы, подтверждающие:

  • принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

  • надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельствнепреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

На основании представленных доказательств, учитывая фактические обстоятельства дела, следует, что ООО «Креатив-Строй» осуществлялись действия, направленные на фактическое исполнение контракта и свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от исполнения принятых на себя обязательств по контракту.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.

С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.

В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139О, от 2024-1777 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.

Ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий Реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.

По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.

Исследовав представленные сторонами доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия установила, что ООО «Креатив-Строй» осуществлялись действия, направленные на фактическое исполнение контракта и свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от исполнения принятых на себя обязательств по контракту.

ООО «Креатив-Строй» были предприняты действия по выполнению работ, предусмотренных контрактом, а именно ООО «Креатив-Строй» выполнены работы на общую сумму "..." руб., и были приняты Заказчиком 23.12.2023.

Комиссия Чувашского УФАС России принимает доводы Подрядчика о том, что стоимость работ, отраженная в КС-2 и КС-3, является меньшей, относительно стоимости работ указанной непосредственно в тексте Контракта, ввиду того, что в контракте отражена стоимость работ, рассчитанная в соответствии со сметой. При этом, при расчете сметной стоимости работ, были учтены и включены в общую стоимость непредвиденные расходы, рассчитанные в коэффициентном соотношении, в соответствии с нормами расчета строительных работ. При этом, фактически, при выполнении ООО «Креатив-Строй» работ на объекте, никакие непредвиденные расходы не возникли и дополнительные затраты понесены не были, и, соответственно, в Акте выполненных работ (КС-2) данная статья расходов не должна быть отражена и не подлежит оплате.

На основании вышеизложенного Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ООО «Креатив-Строй» не являются намеренными и целенаправленными на уклонение от исполнения Контракта в соответствии с определенным предметом закупки, включение в реестр недобросовестных поставщиков будет носить чрезмерную, несоразмерную произведенным ООО «Креатив-Строй» действиям санкцию.

Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок. Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения о преднамеренном уклонении ООО «Креатив-Строй» от исполнения контракта.

Реализация положений статьи 104 Закона о контрактной системе, требует комплексной оценки действиям (бездействию) заказчика и его контрагента ввиду критерия добросовестного стремления того и другого к надлежащему (скорому и качественному) исполнению условий Контракта.

Учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия антимонопольного органа, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Исполнителя на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда. Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

Исследовав представленные сторонами доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия установила, что ООО «Креатив-Строй» осуществлялись действия, направленные на фактическое исполнение контракта и свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от исполнения принятых на себя обязательств по контракту.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078 “О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации” статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

РЕШИЛА:

Сведения, представленные Казенным учреждением Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики об ООО «Креатив-Строй», находящемся по адресу: 299020, Севастополь, Вн.Тер.Г. Гагаринсий Муниципальнй округ, ул. Хрусталева, ОНС 76Г, офис 503(ИНН: 9106013292; ОГРН 1179102007842) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

"..."

 

Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

2024-2258

 

 

Связанные организации

Казенное учреждение Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
ИНН 2130135250, ОГРН 1142130004433
ООО "Креатив-Строй"
ИНН 9106013292, ОГРН 1179102007842