Определение №ВК/3484/22 Определение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного ... от 16 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF





Определение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 021/01/17-468/2022

ИП Ващенко Виталий Александрович 119634, г. Москва, Лукинская ул., д.1, кв.92 967364@mail.ru АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ИНСТИТУТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" 428003, ЧУВАШИЯ ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА -, Г. ЧЕБОКСАРЫ, УЛ. ГАГАРИНА Ю., Д. 2 ООО СМУ "Прогресс" 127591, г.Москва, Керамический проезд, д.53, корп.3, комн.18 smu.progress-2015@yandex.ru


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 021/01/17-468/2022 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

16 мая 2022 года г. Чебоксары

Председатель Комиссии Чувашского УФАС России по рассмотрению дела №021/01/17-468/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Автономной некоммерческой организации «Институт территориального развития» по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в действиях, которые могли привести к ограничению конкуренции при проведении торгов с реестровым номером №32211109077,

УСТАНОВИЛ:

В Чувашское УФАС России поступило обращение ИП Ващенко В.А. (вх. № 1461-ЭП/22 от 14.02.2022) о признаках ограничения конкуренции при проведении торгов с реестровым номером 32211109077 Автономной некоммерческой организацией «Институт территориального развития».

При рассмотрении обращения установлено следующее.

Осуществление закупки товаров, работ, услуг путем проведения конкурса регламентируется Федеральным законом 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

На основании части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на  официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт)  размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд Автономной некоммерческой организации «Институт территориального развития Чувашской Республики», утвержденный председателем наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Институт территориального развития Чувашской Республики» (далее - Положение).

Из представленной информации следует, что Заказчиком – АНО «Институт территориального развития Чувашской Республики» 07.02.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 32211109077 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по поставке комплексного оборудования. Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 364 050 882,84 руб. Одновременно размещена Документация на проведение открытого конкурса на право заключения договора на поставку комплексного оборудования (далее – Документация).

Согласно Разделу 5 Документации проводится закупка комплексного оборудования (малые архитектурные формы в виде игрового оборудования, качалок на пружине, каруселей, гимнастических комплексов, спортивных комплексов, батутов, гибких элементов для лазания, головоломок, канатных полусфер и т.д.).

В соответствии с пунктом 1 раздела 5 Документации в целях комплексного решения задач и достижения цели реализации Государственной программы поставки товара будет осуществляться силами Поставщика в следующие места поставки:

Чувашская Республика, Аликовский р-он, с. Аликово;

Чувашская Республика, Чебоксарский р-он, с. Кугеси;

Чувашская Республика, Мариинско-Посадский район, с. Мариинско-Посадский;

Чувашская Республика, Шумерлинский р-н, г. Шумерля;

Чувашская Республика, Алатырьский р-н, г. Алатырь;

Чувашская Республика, Батыревский р-н, с. Шыгырдан;

Чувашская Республика, г. Чебоксары 2 (м);

Чувашская Республика, г. Новочебоксарск 1;

Чувашская Республика, Яльчикский район, с. Яльчики;

Чувашская Республика, Комсомольский район, с. Комсомольское;

Чувашская Республика, Урмарский р-н, с. Урмары;

Чувашская Республика, Козловского р-на, с. Козловка;

Чувашская Республика, Моргаушского р-на, с. Большой Сундырь;

Чувашская Республика, Канашского р-н, г. Канаш;

Чувашская Республика, Вурнарский р-н, с. Вурнары;

Чувашская Республика, Красночетайский р-н, Красные Четаи;

Чувашская Республика, Ибресинский р-н, с. Ибреси;

Чувашская Республика, г. Чебоксары 1 (б);

Чувашская Республика, Ядринский р-н, г. Ядрин;

Чувашская Республика, Алатырский р-н, д. Стемасы;

Чувашская Республика, Янтиковский р-н, с. Янтиково;

Чувашская Республика, Красноармейский р-н, с. Красноармейское;

Чувашская Республика, Порецкий р-н, с. Порецкое;

Чувашская Республика, Цивильский р-н, г. Цивильск;

Чувашская Республика, Шемуршинского р-на, с. Шемурша;

Чувашская Республика, г. Новочебоксарск 2;

Чувашская Республика, г. Новочебоксарск 3;

Чувашская Республика, г. Чебоксары 3 (м);

Чувашская Республика, г. Чебоксары 4 (б);

Чувашская Республика, г. Чебоксары 5 (б)

Из анализа данного пункта следует, что закупка осуществляется для нужд 18 муниципальных районов и 5 городов республиканского значения Чувашской Республики.

Таким образом, в один предмет закупки на поставку комплексного оборудования заказчик объединил различные места поставки, находящиеся в территориальной удаленности друг от друга, чем укрупнил предмет закупки, что в свою очередь привело к увеличению начальной (максимальной) цены договора.

В соответствии с частью 25 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

Обеспечение заявки - одна из гарантий добросовестности участника. Предъявить соответствующее требование можно не всегда: вы вправе предусмотреть требование об обеспечении участником заявки, только когда начальная (максимальная) цена договора превышает 5 млн руб. При этом способ и форма закупки значения не имеют (часть 27 статьи 3.2 Закона о закупках).

Глава 9 Положения содержит положения регламентирующие обеспечение заявки и исполнение договора.

Согласно пункту 9.1. Положения заказчик вправе установить требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии. Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. Выбор способа обеспечения заявки на участие в закупке из числа предусмотренных Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

Пунктом 9.2 установлено, что в случае если начальная (максимальная) цена договора превышает пять миллионов рублей, Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более пяти процентов начальной (максимальной) цены договора.

Пунктом 14 Раздела II Документации установлено требование к размеру обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, в размере 1 % от начальной (максимальной) цены договора, что составляет 3 640 508,83 руб.

Таким образом, размер обеспечения заявок составляет 3 640 508,83 руб.

Согласно пункту 9.5 Положения в извещении и (или) документации о конкурентной закупке Заказчик вправе установить требование об обеспечении исполнения договора, заключаемого по результатам проведения закупки. Обеспечение исполнения договора может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 Закона о закупках. Способ обеспечения исполнения договора определяется участником закупки, с которым заключается договор, самостоятельно. В случае предоставления участником закупки обеспечения исполнения договора путем предоставления безотзывной банковской гарантии, выданной банком, срок ее действия должен превышать срок действия договора не менее чем на один месяц.

В соответствии с пунктом 9.6 Положения размер обеспечения исполнения договора определяется Заказчиком самостоятельно с учетом требований действующего законодательства о закупках и устанавливается в документации о закупке в размере не более 5 процентов от цены заключаемого договора.

Пунктом 15.1 Раздела II Документации предусмотрен размер обеспечения исполнения договора: 5% от начальной (максимальной) цены договора, что составляет 18 202 544, 14 руб. (восемнадцать миллионов двести две тысячи пятьсот сорок четыре рубля четырнадцать копеек).

Однако, стоит отметить, что проведение торгов укрупненным лотом могло нарушить принцип равнодоступности, исключить возможность участия в торгах субъектов малого и среднего предпринимательства, ограничить возможность соперничества на конкурсе за право заключения договора и выполнения работ по предмету договора .

Так, согласно Протоколу № 32211109077/1 от 25.02.2022 допуска участников закупки, оценки и сопоставления заявок, подведения итогов открытого конкурса на поставку комплексного оборудования № 32211109077 на участие в открытом конкурсе подано две заявки:

1. Заявка № 1 ООО «ПаркСервис» (ИНН 7100000085), дата и время поступления заявки 22.02.2022 в 14 час. 25 мин.

2. Заявка № 2 ООО «Некст Стейдж» (ИНН 1660339384), дата и время поступления заявки 22.02.2022 в 15 час. 52 мин.

При этом, снижение начальной (максимальной) цены договора составило 0%.

Таким образом, действия заказчика могли повлечь заключение договора без снижения начальной (максимальной) цены и фактически привести к поддержанию цен на торгах, в результате чего не достигнуты цели экономии средств государственного бюджета и развития добросовестной конкуренции.

Объединение в один лот различных мест поставки, находящихся в территориальной удаленности друг от друга с соответствующим установлением значительной максимальной цены договора, а также суммы обеспечения заявки, оказывает негативное влияние на количество потенциальных участников торгов, поскольку прослеживаемый приоритет в сторону обладающих значительными финансовыми возможностями организаций ставит в неравное с ними положение.

Таким образом, указанное укрупнение лота привело к увеличению начальной максимальной цены контракта и, как следствие, к увеличению размера обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта.

Кроме того, пунктом 1.9 Проекта Договора Документации установлено, что Поставщик обязан уведомить Заказчика о готовности к поставке в полном объеме товара, согласно Техническому заданию (Приложение № 1 к настоящему Договору), в течение 1 (одного) рабочего дня, согласно полученной заявки от Заказчика. Товар должен быть изготовлен и поставлен на склад Поставщика для дальнейшей поставки Заказчику в срок до 30 апреля 2022 г.

В соответствии с пунктом 2 Проекта Договора поставка Товара должна производится партиями по заявкам Заказчика в течение 3 (трех) дней с момента подачи Заявки. Заявка направляется Поставщику любым доступным средством связи, в том числе по email, факсом, по телефону. Дата и время направления Заявки считается датой и временем подачи Заявки. Поставка (доставка, погрузочноразгрузочные работы) Товаров будет осуществляться только в будние дни с 09-00 до 18-00 или по согласованному графику с Заказчиком. При поставке Товаров Поставщик обязан соблюдать действующий внутренний трудовой распорядок, контрольно-пропускной режим Заказчика. Поставщик обязан уведомить Заказчика о готовности к поставке в полном объеме товара, согласно Техническому заданию (Приложение № 1 к настоящему Договору), в течение 1 (одного) рабочего дня, согласно полученной заявки от Заказчика. Товар должен быть изготовлен и поставлен на склад Поставщика для дальнейшей поставки Заказчику в срок до 30 апреля 2022 г.

При этом, согласно Разделу 5 Документации к поставке требуется 144 видов комплексного оборудования, включающие в себя количество от 1 до 42 штук.

Стоит отметить, что Закон о закупках не регламентирует срок поставки товаров, при этом, при его установлении следует руководствоваться принципом разумности.

Так, из анализа Протокола № 32211109077/1 от 25.02.2022 и пункта 2 Проекта договора, следует, что товар должен быть изготовлен и поставлен на склад Поставщика для дальнейшей поставки Заказчику в течении менее 2 месяцев.

Следовательно, хозяйствующему субъекту, обладающему меньшим объемом финансовых средств, нежели крупный поставщик, будет сложнее осуществить поставку оборудования на свой склад для дальнейшей поставки в столь короткие сроки.

Таким образом, очередной раз находит свое подтверждение вывод о том, что укрупнение лота закупки, путем включения в себя различных мест поставки, может оказать негативное влияние на количество потенциальных участников торгов, что в свою очередь может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке, хозяйствующих субъектов, обладающих меньшими материальными, техническими и трудовыми ресурсами, при этом желающие принять участие в проводимой Заказчиком закупке.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, в действиях АНО «Институт территориального развития Чувашской Республики», выразившихся в укрупнении закупки усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",


ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Назначить дело № 021/01/17-468/2022 к рассмотрению на 14 июня 2022 года в 14 часов 00 минут (адрес: г. Чебоксары, Московский проспект, д. 2).

  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя Индивидуального предпринимателя Ващенко Виталия Александровича (ИНН 773271002265, адрес регистрации: 1119634, г. Москва, ул. Лукинская, д. 1, кв. 92).

  3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика – Автономную некоммерческую организацию «Институт территориального развития» (ИНН 2130227285, юридический адрес: 428003, Чувашская Республика - Чувашия, г. Чебоксары, ул. Гагарина Ю., д. 2).

  4. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица — Общество с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление «Прогресс» (ИНН 7713794888, юридический адрес: 127591, г. Москва, Керамический проезд, д.53, корп. 3, комн. 18).

  5. Лицам, участвующим в деле, представить письменные мотивированные пояснения, документы (при наличии) по рассматриваемому делу.

Лица, участвующие в деле, вправе участвовать в рассмотрении указанного дела в дистанционном режиме.

Лица, участвующие в деле, вправе участвовать в рассмотрении указанного дела в дистанционном режиме.

Лицу, изъявившему желание участвовать в дистанционном режиме необходимо пройти в указанное в настоящем письме время (22 декабря 2021 года в 10 час. 00 мин.) по адресу (ссылке): https://fas1.tconf.rt.ru/c/2824914829.

Инструкция по дистанционному участию находится по следующему адресу: https://fas.gov.ru/spheres/5.



Председатель Комиссии




В.В. Котеев





2022-4053


Связанные организации

АНО "ИНСТИТУТ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧР"
ИНН 2130227285, ОГРН 1212100006249