Решение №ВК/4190/22 Решение по делу №021/01/10-931/2021 от 15 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

 

Дело№ 021/01/10-931/2021 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 09 июня 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 15 июня 2022 года

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 021/01/10- 931/2021 (далее — Комиссия) по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

"..."

Членов Комиссии:

"..."

в присутствии представителя ответчика АО «Ситиматик»:

-"..."

в отсутствии надлежащим образом извещенных ООО «МВК «Экоцентр», Региональное отделение Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики,

 

рассмотрев дело № 021/01/10-931/2021, возбужденное по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в прекращении приема ТКО на объект обработки и захоронения ТКО,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии поступило обращение Регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», ООО «МВК «Экоцентр», направленное Волжско-Камским межрегиональным управлением Росприроднадзора, Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики на действия АО «Ситиматик», выразившиеся в неправомерном прекращении приема отходов, поступающих на полигон ТКО, в том числе с территории Мариинско-Посадского района.

В ходе рассмотрения обращений и имеющейся информации установлено следующее.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 17.12.2019 №955-тс «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами в Чувашской Республике» приказ Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 22 сентября 2016 № 1036 и изменения к нему признаны утратившими силу и утверждена новая территориальная схема обращения с отходами в Чувашской Республике. Указанный приказ вступает в силу с 1 января 2020 года.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 26.01.2021 №41 действующая территориальная схема в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Чувашской Республике была откорректирована.

В соответствии с территориальной схемой на объектах осуществляется прием отходов для захоронения в течении всего срока действия договора, заключенного региональным оператором с владельцем объекта, оказание услуг носит стабильный характер.

В соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Закона об отходах операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

В откорректированной Территориальной схеме, в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики №41 (раздел 7) представлено три варианта схемы потоков твердых коммунальных отходов: 1. Действующая – (Приложение 7.1) 2. Перспективная – период с 2021 года (Приложение 7.3); 3. Аварийная – действующая в случае выведения из эксплуатации или временного приостановления деятельности Объектов размещения отходов (Приложение 7.2).

В соответствии с действующей территориальной схемой на объект АО «Ситиматик» завозятся с районов: Чебоксарский, Новочебоксарский городские округа, Чебоксары, Мариинско-Посадский, Красноармейский, Цивильский муниципальные районы.

Согласно информации и обращениям установлено, что 13.05.2021 был приостановлен прием ТКО из Мариинско-Посадского района, 14.05.2021 — в полном объеме прекращен прием ТКО, в том числе с г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, Чебоксарского района.

Также указано, что 07.06.2021 была приостановлена подача электроэнергии на объекте переработки и размещения ТКО в г. Новочебоксарск и мусороперегрузочной станции в г. Чебоксары по причине задолженности АО «Ситиматик» за потребленные энергоресурсы перед АО «Чувашская энергосбытовая компания».

По информации АО «Ситиматик» задолженность образовалась ввиду прекращения платежей региональным оператором ООО «МВК «Экоцентр» за оказываемые услуги по обработке и захоронению ТКО, поскольку в настоящее время между ними имеется спор относительно объемов оказанных услуг и их оплаты за предыдущие периоды.

Между АО «Ситиматик» и ООО «МВК «Экоцентр» заключен договор на оказание услуг по обработке и захоронению твердых коммунальных отходов №15 согласно которому АО «Ситиматик» обязуется обеспечить на объекте размещения отходов прием отходов для обработки и захоронения.

При этом единственным возможным случаем отказа от приемки является несоответствие ТКО Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 №242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов».

Возможность отказа в приемке ТКО по иным причинам не предусмотрено.

Срок действия договора продлевался дополнительными соглашениями до 31.03.2021.

После указанного срока стороны осуществляли фактические действия по исполнению условий договора вплоть до мая 2021 года.

В соответствии с проведенным анализом рынка оказания услуг захоронения и обработки твердых коммунальных отходов IV-V класса опасности АО «Ситиматик» занимает доминирующее положение на рынке в границах г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, Чебоксарский район, Мариинско-Посадский район с долей 100%.

Таким образом, действия АО «Ситиматик» по отказу в приемке ТКО на объект обработки и захоронения имеют признаки наущения пункта 4 части 1 стати 10 Закона о защите конкуренции, в силу чего приказом №107 от 09.09.2021 Чувашским УФАС России возбуждено дело № 021/01/10-931/2021 в отношении АО «Ситиматик».

В ходе рассмотрения дела представитель заявителя ООО «МВК «Экоцентр» поддержала изложенные в обращении доводы и пояснила, что действующее законодательство не предусматривает временное прекращение приема ТКО. В случае отказа полигона в приеме ТКО, он везется по аварийной схеме, предусмотренной территориальной схемой. При этом региональным оператором были приобретены в лизинг тестовые машины для оценки технических характеристик при эксплуатации. Данные машины являются собственностью завода-изготовителя и представляются для апробации. Региональный оператор направлял в АО «Ситиматик» обращения с просьбой допустить указанные машины, однако в ответ АО «Ситиматик» указало на невозможность допуска, поскольку собственником не является ни региональный оператор, ни перевозчик.

В части функционирования программы TrackTrashPoligon было указано, что правом доступа имеется как у регионального оператора, так и у АО «Ситиматик».

ООО «МВК «Экоцентр» письмами от 10.08.2021 №5047 (вх. Управления 8458/21), от 27.09.2021 №5994 (вх. Управления 10060/21), 23.11.2021 №7212 (вх. Управления 2021-10305 11979/21) и №7212 от 23.11.2021 (вх. Управления 11979/21) (том 2), №7272 от 25.11.2021 (вх. Управления 12156/21) (том 3), 24.02.2022 №928 (вх. Управления №1802-ЭП/22) (том 9) представлены письменные пояснения и представлены документы подтверждающие доводы о незаконном отказе в допуске АО «Ситиматик» транспортных средств на объект переработки и захоронения отходов г. Новочебоксарск.

Представитель АО «Ситиматик» с доводами регионального оператора не согласился по доводам изложенным в письменных пояснения, в том числе от 30.09.2021 (вх. Управления 10211-ЭП/21), 26.10.2021 (вх. Управления 11116-ЭП/21), от 20.05.2022 (вх. Управления 5536-ЭП/22) (том 10) представленных в материалы дела. Также указал, что в настоящий момент сторонами договор на оказание услуг не подписан, имеется судебный спор по условиям договора.

При этом АО «Ситиматик» не оспаривает направления писем об отказе в допуске тестовых машин. Объект захоронения является охраняемым объектом и не любое транспортное средство может быть допущено на территорию. Региональному оператору указывалось на необходимость подтверждения, что машина принадлежит перевозчику или региональному оператору, поскольку региональный оператор требует подтверждения принятия каждой партии и в документах должна быть указана конкретная машина.

29.11.2021 АО «Ситиматик» предоставлены дополнительные пояснения (вх. Управления № 12166-ЭП/21), согласно которым ответчик указывает, что в соответствии с Едиными требованиями к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 1657, на объектах размещения ТКО должны осуществляться меры по защите от свободного доступа посторонних лиц и обеспечению контроля доступа на территорию и к техническим средствам объекта. ТКО на объекты Новочебоксарского филиала поступают только от регионального оператора лично либо от операторов, осуществляющих транспортирование, заключивших с региональным оператором соответствующий договор. В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 1657 АО «Ситиматик» обязан истребовать у регионального оператора, осуществляющего транспортирование ТКО, данные на транспортные средства для обеспечения допуска, а в случае привлечения иных операторов по транспортированию на объекты АО «Ситиматик» также документов, подтверждающих соблюдение требований Федерального закона № 89-ФЗ и наличие договорных отношений. ООО «МВК «Экоцентр» не предоставил ни дат, ни времени, ни данных транспортных средств, которые не были допущены, ни каких-либо иных подтверждающих эти факты документов. Предоставленные региональным оператором акты не могут являться допустимыми доказательствами, подтверждающими какие-либо факты.

В части эксплуатации программы TrackTrashPoligon указано, что у АО «Ситиматик» имеется лишь доступ пользователя для заполнения сведений. Модификация, в том числе и удаление сведений есть только у ООО «МВК «Экоцентр» и в том случае, если будут вноситься изменения АО «Ситиматик» об этом проинформировано не будет.

Между тем, сам региональный оператор намеренно уклоняется от заключения договора с АО «Ситиматик» на обработку и захоронение ТКО, а также уклоняется от подписания актов приемки оказанных услуг, а также на протяжении длительного времени уклоняется от осуществления оплаты услуг АО «Ситиматик» несмотря на то, что по информации Регионального оператора сбор с населения и юридических лиц денежных средств составляет более чем 90%. Начиная с апреля 2021 года до июля 2021 года Региональный оператор полностью прекратил платежи за оказанные услуги АО «Ситиматик», тогда как АО «Ситиматик» оказание услуг по обработке и захоронению ТКО не приостанавливало. Также ответчик указывает, что именно уклонение ООО «МВК «Экоцентр» от заключения договора на обработку и захоронение твердых коммунальных отходов под различными надуманными предлогами, содержит признаки нарушения региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

23.01.2022 (вх. Управления 568-ЭП/22 от 25.01.2022) (том 9) 24.02.2022 (вх. Управления 1765-ЭП/22 от 24.02.2022) АО «Ситиматик представлена позиция, согласно которой результаты анализа рынка захоронения отходов, в части доминирования на локальном рынке Мариинско-Посадского района, необоснованные, ссылаясь на проведенные расчеты по данным, предоставленным региональным оператором и приложение 10.1 территориальной схемы «Матрица плеч». Также указано, что со стороны регионального оператора нарушена схема движения ТКО, утвержденная Минприроды Чувашии.

 

Комиссия Чувашского УФАС России выслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и сведения установила следующее.

1. Согласно листу записи ЕГРЮЛ наименование АО «Управление отходами» (ИНН 7725727149) было изменено на АО «Ситиматик» (ИНН 7725727149) 08.04.2021.

2. По результатам проведенного открытого конкурса, 01.07.2014 года между Чувашской Республикой в лице Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (Концедент) и АО «Ситиматик» (Концессионер) (на момент заключения соглашения - АО «Управление отходами») заключено Концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры- межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Чувашской Республики. Согласно пунктам 4.1, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3. Концессионного соглашения объектом является подлежащая созданию и последующей эксплуатации межмуниципальная система переработки и утилизации (захоронения) ТБО на территории Чувашской Республики для обеспечения услугами Концессионера потребителей Обязательной территории Обслуживания, состоящая из 2-ой карты складирования мощностью не менее 100 тысяч тонн в год, Мусоросортировочного комплекса мощностью не менее 150 тысяч тонн в год, Мусороперегрузочной станции мощностью не менее 150 тысяч тонн в год.

Созданная межмуниципальная система по обращению с ТКО, в том числе, обеспечивает качественной коммунальной услугой и снижает негативное воздействие на окружающую среду от отходов, образуемых более 700 тыс. человек, проживающих в г. Чебоксары, г. Новочебоксарск и в Чебоксарском районах. Концессионные объекты принимают порядка 75% ТКО, образуемых по всей Чувашской Республике.

Письмом от 28.05.2021 №343/21 - исх. АО «Ситиматик» сообщило в адрес Минприроды Чувашии о приостановке работы Концессионного соглашения с указанием, что причиной является полное прекращение с 13.04.2021 платежей за оказываемые услуги по обработке и захоронению отходов Региональным оператором ООО «МВК «Экоцентр» и имеющейся значительной задолженности на протяжении 8 месяцев, вследствие чего у АО «Ситиматик» отсутствует возможность осуществлять текущие расходы на эксплуатацию объектов Концессионного соглашения, и иные обязательные платежи, и у Филиала возникла задолженность по оплате потребленной электрической энергии. В соответствии с письмом АО «ЧЭСК» №06-16-19574-ЮД от 26.05.2021 с 07.06.2021 будет введено ограничение режима потребления электроэнергии на объектах Новочебоксарского филиала АО «Ситиматик», что неизбежно влечет за собой приостановку.

Письмом от 28.05.2021 ООО «МВК «Экоцентр» направил в адрес Минприроды Чувашии платежные поручения об оплате заложенности перед АО «Ситиматик» в размере "..." рублей.

Письмом от 31.05.2021 №03/23-6173 Минприроды Чувашии на обращение Новочебоксарского филиала АО «Ситиматик» указало о направлении ООО «МВК «Экоцентр» платежных поручений об оплате заложенности с указанием, что не согласовывает сокращение времени работы объектов Концессионного соглашения: мусороперегрузочной станции в г. Чебоксары и объекта переработки и захоронения ТКО в г. Новочебоксарск, включая мусоросортировочный комплекс.

Письмом от 09.06.2021 №05/13-6584 (том 1) Минприроды Чувашии в адрес Прокуратуры Чувашской Республики и Чувашского УФАС России указало, что 07 июня 2021 года была приостановлена подача электроэнергии на объекте переработки и размещения ТКО в г. Новочебоксарск и мусороперегрузочной станции в г. Чебоксары по причине задолженности АО «Ситиматик» за потребленные энергоресурсы перед АО «Чувашская энергосбытовая компания».

Чувашским УФАС России была рассмотрена информация, поступившая 09.06.2021 (вх. 6122-ЭП/21) по итогам оперативного совещания с участием всех заинтересованных лиц, в том числе правоохранительных органов по вопросу приостановления подачи электроэнергии на объекте переработки и размещения ТКО в г. Новочебоксарск и мусороперегрузочной станции в г. Чебоксары по причине задолженности АО «Ситиматик» за потребленные энергоресурсы перед АО «Чувашская энергосбытовая компания».

Письмом от 29.06.2021 №ВК/4491/21 (том 9) Чувашское УФАС России отказало в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в силу следующего.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ). Статьями 5 и 6 Федерального закона № 35-ФЗ определено технологическое единство электроэнергетики, обеспечение бесперебойного и надежного функционирования энергетики, единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами. В соответствии с пунктом 29 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 сетевая организация в порядке и по основаниям, указанным в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, вводит ограничение режима потребления электрической энергии потребителем, что не влечет за собой расторжения договора.

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности), определены соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила ограничения). В соответствии с пунктом 2 указанных Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении определенных обстоятельств, в том числе при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).

Между АО «Чувашская энергосбытовая компания» и АО «Ситиматик» заключен договор энергоснабжения №01-01/66-715 от 01.01.2016.

По информации АО «Чувашская энергосбытовая компания» (вх. 6349-ЭП/21 от 16.06.2021) размер задолженности за потребленные энергоресурсы Новочебоксарского филиала АО «Ситиматик» составил "..." рублей 11 копеек. Счета на оплату в адрес Новочебоксарского филиала АО «Ситиматик» направлены посредством электронного документооборота (в рамках заключенного соглашения) 13.04.2021 и 16.05.2021.

В связи с невыполнением обязательств по оплате Новочебоксарским филиалом АО «Ситиматик» задолженности АО «Чувашская энергосбытовая компания» направлены уведомления о планируемом введении ограничения режима потребления.

В силу пункта 6 Правил ограничения в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, не имеющего в отношении этих устройств и (или) объектов акта согласования технологической и (или) аварийной брони и не относящегося к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, вводится полное ограничение режима потребления не ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления указанного потребителя о введении полного ограничения режима потребления.

Уведомлением от 26.05.2021 №06/16-19574-ЮЛ Новочебоксарскому филиалу АО «Ситиматик» направлено уведомление о введении ограничения режима потребления с 07.06.2021 (при непогашении задолженности до 06.06.2021).

В связи с неоплатой задолженности на объектах Новочебоксарского филиала АО «Ситиматик» введено полное ограничение режима потребления.

После обращения Минприроды Чувашии гарантирующим поставщиком возобновлена подача электрической энергии на объекты Новочебоксарского филиала АО «Ситиматик» (уведомление от 08.06.2021 №06/16-19861-ЮЛ). При этом, задолженность со стороны Новочебоксарского филиала АО «Ситиматик» не погашена. Какие — либо предложения об отсрочке, рассрочке, реструктуризации долга в адрес гарантирующего поставщика не поступали.

АО «Ситиматик» (вх. 6356-ЭП/21 от 16.06.2021) подтвердила сведения изложенные выше, дополнительно приложив к ответу исковое заявление и определение о принятии его к производству №А79-3765/2021 к ООО «МВК «Экоцентр» о взыскании 32 795 053 руб.

Пунктами 5,6,10 (В) определен порядок ограничения в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони.

В Перечень потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям на территории Чувашской Республики, утвержденный Председателем Кабинета Министров Чувашской Республики 04 марта 2020 года, объекты переработки и размещения ТКО в г. Новочебоксарск и мусороперегрузочная станция в г. Чебоксары Новочебоксарского филиала АО «Ситиматик» не включен. Акты технологической и аварийной брони отсутствуют.

Следовательно, ограничение режима потребления на объектах Новочебоксарского филиала АО «Ситиматик» осуществляется по общим правилам введения режима ограничения потребления.

Пункт 6 Правил ограничения гарантирующим поставщиком при направлении уведомления от 26.05.2021 №06/16-19574-ЮЛ Новочебоксарскому филиалу АО «Ситиматик» соблюден (уведомление о введении ограничения режима потребления направлено 26.05.2021 с 07.06.2021).

Согласно пунктом 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами. При этом, направление уведомлений поставщиком ресурса с последующим введением ограничения режима потребления не противоречит Правилам ограничения, основание введения режима ограничения также соответствует указанным Правилам.

На основании изложенного, основания для возбуждения дела в отношении АО «ЧЭСК» о нарушении антимонопольного законодательства отсутствовали.

Учитывая изложенное выше, прекращение приема ТКО на объекты обработки и захоронения ТКО АО «Ситиматик» с 07.06.2021 по 08.06.2021 обусловлено объективными причинами (прекращение электроснабжения в установленном порядке), в силу чего такие действия по прекращению приема ТКО с 07.06.2021 по 08.06.2021 не могут быть рассмотрены на предмет нарушения антимонопольного законодательства, а именно пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3. В части вопроса отказа в допуске заезда тестовых машин ООО «МВК «Экоцентр» на территорию объекта АО «Ситиматик» Комиссия Чувашского УФАС России приходит к следующему.

В соответствии с письмом ООО «МВК «Экоцентр» №5047 от 10.08.2021 (вх. Управления 8458/21 от 10.08.2021) (том1) АО «Ситиматик» отказало ООО «Мвк Экоцентр» письмом от 08.07.2021 №431-исх. в допуске машины ООО «Экологический центр» и потребовало представления надлежаще заверенных копий договоров с ООО «Экологический центр», подтверждающих договорные отношения между региональным оператором и ООО «Экологический центр». При этом ООО «МВК «Экоцентр указывает, что 30.12.2020 №11053 в адрес АО «Ситиматик» был направлен перечень операторов, заключивших договор с региональным оператором на транспортирование ТКО и осуществляющих транспортирование ТКО на объекты АО «Ситиматик», перечень специализированных транспортных средств используемых для транспортирования отходов операторами.

30.12.2019 ООО МВК «Экоцентр» и АО «Управление отходами» в лице директора филиала АО «Управление отходами» в г. Новочебоксарск заключен договор №15 на оказание услуг по обработке и захоронению ТКО (том 1) с условиями:

Оператор обязуется осуществлять сбор, обработку и захоронение ТКО на объекте размещения отходов, расположенном по адресу: г. Новочебоксарск Шоршелский пр. вл. 16А № объекта размещения отходоов в ГРОРО 21-00036-З-00113-010317, а Региональный оператор - ООО «МВК «Экоцентр» обязуется оплачивать услуги по обработке и захоронению ТКО по предельному тарифу, установленному в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.

Оператор обязуется принимать отходы от операторов, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО в зоне деятельности Регионального оператора, согласно Территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, на территории Чувашской Республики, утвержденной приказом Минприроды Чувашии от 22.09.2016 №1036 с изменениями, утвержденными приказом Минприроды Чувашии №677 от 31.07.2018, №969 от 29.10.2018, №1130 от 20.12.2018.

Дополнительным соглашением от 30.12.2020 стороны продлили срок действия договора №15 на оказание услуг по обработке и захоронению ТКО до 31.01.2021; дополнительным соглашением №2 от 29.01.2021 - до 28.02.2021; дополнительным соглашением №3 от 26.02.2021 - до 31.03.2021.

Исходя из условий заключенного договора стороны договорились о порядке сбора, обработки и захоронения ТКО на объекте размещения отходов, расположенном по адресу: г. Новочебоксарск Шоршелский пр. вл. 16А № объекта размещения отходов в ГРОРО 21-00036-З-00113-010317. При этом положения договора не содержат условий о порядке допуска на объект захоронения тестовых машин перевозчиков, регионального оператора.

В соответствии с пунктом 29 Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 N 1657"О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов" на объектах обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов должны осуществляться меры по защите от свободного доступа посторонних лиц, обеспечению контроля доступа на территорию и к техническим средствам объектов.

Учитывая изложенное, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу об обоснованности доводов АО «Ситиматик», что ТКО на объекты Новочебоксарского филиала поступают только от регионального оператора лично либо от операторов, осуществляющих транспортирование, заключивших с региональным оператором соответствующий договор. АО «Ситиматик» имеет право истребовать у регионального оператора, осуществляющего транспортирование ТКО, данные на транспортные средства для обеспечения допуска, а в случае привлечения иных операторов по транспортированию на объекты АО «Ситиматик» также документов, подтверждающих соблюдение требований Федерального закона № 89-ФЗ и наличие договорных отношений. При этом ООО «МВК «Экоцентр» не предоставлены достаточные доказательства подтверждающие, что действия по недопуску тестовых машин перевозчиков (ООО «Экологический центр») на объекты АО «Ситиматик» совершены с превышением предоставленных прав владельцу объекта захоронения.

3. В соответствии со статьей 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора, (статья 1 Закона об отходах).

Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 09 октября 2017 г. № 03/1-03/885 «Об утверждении документации о конкурсном отборе по присвоению статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики» утверждена конкурсная документация об отборе регионального оператора.

По результатам проведенного конкурсного отбора выбран Региональный оператор – ООО «МВК «Экоцентр» (далее – Региональный оператор) и 27 апреля 2018 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Чувашской Республики (далее – Соглашение) между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и ООО «МВК «Экоцентр».

По указанному Соглашению ООО «МВК «Экоцентр» обязуется организовать и осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории Чувашской Республики в соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе ТКО, и региональной программой в области обращения с ТКО.

В соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Закона об отходах операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Сторонами заключен договор №9 от 30.08.2018 на оказание услуг по обработке и захоронению ТКО согласно которому (пункт 1.1 договора) АО «Управление отходами» обязуется осуществлять сбор, обработку и захоронение ТКО на объекте размещения отходов, расположенном по адресу: г. Новочебоксарск Шоршелский пр. вл. 16А № объекта размещения отходоов в ГРОРО 21-00036-З-00113-010317, а Региональный оператор - ООО «МВК «Экоцентр» обязуется оплачивать услуги по обработке и захоронению ТКО по предельному тарифу, установленному в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.

Оператор обязуется принимать отходы от операторов, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО в зоне деятельности Регионального оператора, согласно Территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, на территории Чувашской Республики, утвержденной приказом Минприроды Чувашии от 22.09.2016 №1036 с изменениями, утвержденными приказом Минприроды Чувашии №677 от 31.07.2018.

28.10.2018 ООО МВК «Экоцентр» и АО «Управление отходами» в лице директора филиала АО «Управление отходами» в г. Новочебоксарск заключен договор №14 на оказание услуг по обработке и захоронению ТКО с аналогичными условиями указанными выше.

30.12.2019 ООО МВК «Экоцентр» и АО «Управление отходами» в лице директора филиала АО «Управление отходами» в г. Новочебоксарск заключен договор №15 на оказание услуг по обработке и захоронению ТКО с условиями:

Оператор обязуется осуществлять сбор, обработку и захоронение ТКО на объекте размещения отходов, расположенном по адресу: г. Новочебоксарск Шоршелский пр. вл. 16А № объекта размещения отходоов в ГРОРО 21-00036-З-00113-010317, а Региональный оператор - ООО «МВК «Экоцентр» обязуется оплачивать услуги по обработке и захоронению ТКО по предельному тарифу, установленному в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики.

Оператор обязуется принимать отходы от операторов, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО в зоне деятельности Регионального оператора, согласно Территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, на территории Чувашской Республики, утвержденной приказом Минприроды Чувашии от 22.09.2016 №1036 с изменениями, утвержденными приказом Минприроды Чувашии №677 от 31.07.2018, №969 от 29.10.2018, №1130 от 20.12.2018.

Дополнительным соглашением от 30.12.2020 стороны продлили срок действия договора №15 на оказание услуг по обработке и захоронению ТКО до 31.01.2021; дополнительным соглашением №2 от 29.01.2021 - до 28.02.2021; дополнительным соглашением №3 от 26.02.2021 - до 31.03.2021ю

В материалы дела представлен договор №16 от 16.12.2020 на оказание услуг по обработке и захоронению ТКО (том 2) со сроком действия с 01.04.2021 до 31.12.2021. Договор подписан сторонами с указанием, что со стороны ООО «МВК «Экоцентр» договор подписан с протоколом разногласий.

По условиям оператор обязуется принимать отходы в местах приема ТКО, согласно действующей Территориальной схеме обращения с отходами в Чувашской Республике.

Таким образом, условиями договора стороны договорились об исполнении обеими сторонами действующей территориальной схемы.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 22 сентября 2016 № 1036 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Чувашской Республики» утверждена территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Чувашской Республики.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 17.12.2019 №955-тс «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами в Чувашской Республике» приказ Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 22 сентября 2016 № 1036 и изменения к нему признаны утратившими силу и утверждена новая территориальная схема обращения с отходами в Чувашской Республике. Указанный приказ вступает в силу с 1 января 2020 года.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 26.01.2021 №41 действующая территориальная схема в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Чувашской Республике была откорректирована, начало ее действия с 01 января 2021 года.

Представлено три варианта схемы потоков твердых коммунальных отходов:

  1. Действующая – (Приложение 7.1)

  2. Перспективная – период с 2021 года (Приложение 7.3);

  3. Аварийная – действующая в случае выведения из эксплуатации или временного приостановления деятельности Объектов размещения отходов (Приложение 7.2).

Учитывая изложенное, в соответствии с разделом 7 и приложениям к нему территориальной схемы выделяются отдельные локальные рынки (в соответствии с действующей схемой потоков):

  1. Чебоксарский городской округ, Чебоксарский муниципальный район, Новочебоксарский городской округ, Мариинско-Посадский район, Цивильский муниципальный район, Красноармейский муниципальный район

  2. Алатырский городской округ, Алатырский муниципальный район

  3. Канашский городской округ, Канашский муниципальный район, Цивильский муниципальный район, Мариинско-Посадский район, Красноармейский муниципальный район

  4. Янтиковский муниципальный район

  5. Шумерлинский городской округ, Шумерлинский муниципальный район, Красночеатйский муниципальный район, Ядринский муниципальный район

  6. Аликовский муниципальный район, Вурнарский муниципальный район

  7. Батыревский муниципальный район, Комсомольский муниципальный район, Шемуршинский муниципальный район, Яльчикский муниципальный район

  8. Ибресинский муниципальный район, Канашский городской округ, Канашский муниципальный район,

  9. Козловский муниципальный район

  10. Красноармейский муниципальный район

  11. Моргаушский муниципальный район,

  12. Порецкий муниципальный район

  13. Урмарский муниципальный район, Канашский городской округ, Канашский муниципальный район.

В соответствии с перспективной схемой выделяются локальные рынки:

1. Моргаушский муниципальный район, Ядринский муниципальный район, Алатырский городской округ, Шумерлинский городской округ, Алатырский муниципальный район, Аликовский муниципальный район, Красночетайский муниципальный район, Порецкий муниципальный район, Шумерлинский муниципальный район, Ядринский муниципальный район

2. Чебоксарский городской округ, Чебоксарский муниципальный район, Новочебоксарский городской округ, Мариинско-Посадский район, Канашский городской округ, Батыревский муниципальный район, Цивильский муниципальный район, Вурнарский муниципальный район, Ибресинский муниципальный район, Канашский муниципальный район, Козловский муниципальный район, Урмарский муниципальный район, Комсомольский муниципальный район, Шемуршинский муниципальный район, Красноармейский муниципальный район, Яльчикский муниципальный район, Янтиковский муниципальный район.

Таким образом, в 2021 году действующая схема потоков ТКО предусматривала направление ТКО, образовавшихся на территории Мариинско-Посадского района, Красноармейского района, Цивильского района на объекта обработки и захоронения как АО «Ситиматик», так и ООО «Мой дом», МУП ЖКХ «Красноармейского района» (только ТКО с Красноармейского района).

В ходе опроса владельцев объектов размещения ТКО установлено, что в период 2021 года на объекты размещения завозились ТКО с муниципальных районов по схеме отличной от схемы движения потоков, определенной разделом 7 и приложениям к нему территориальной схемы.

При этом согласно письму АО «Ситиматик» от 16.07.2021 №446/21-исх (вх. Управления 7550-ЭП/21 от 16.07.2021), поступившее в ходе проведения анализа рынка, на объект обработки и захоронения АО «Ситиматик» в 2021 году (январь- июнь) поступило ТКО с территории:

-"..."

Согласно пояснениям сторон, представленным в ходе рассмотрения дела, установлено, что при эксплуатации программы TrackTrashPoligon у АО «Ситиматик» имеется лишь доступ пользователя для заполнения сведений. Модификация, в том числе и удаление сведений есть только у ООО «МВК «Экоцентр» и в том случае, если будут вноситься изменения АО «Ситиматик» об этом проинформировано не будет. При этом ни одна сторона не опровергла информацию о том, что данная программа содержит сведения, о том с какого муниципального образования региональный оператор доставил ТКО на обработку или захоронение. Представленная в материалы дела выгрузка из программы TrackTrashPoligon сдержит указание на зону обслуживания, например, Мариинско-Посадский район.

Письмо от 24.02.2022 №97 (том 9) ООО «Мой дом» в адрес ООО «МВК «Экоцентр» сообщило, что в 2019-2020 года на санкционированную свалку Цивильского района ТКО с территории Мариинско-Посадского района не поступали.

Согласно выгрузке (01.01.2021-31.12.2021) из программы TrackTrashPoligon по полигону ООО «Мой дом» ТКО с зоны обслуживания Мариинско-Посадский район с 30.04.2021 по 19.12.2021 поступали на объект захоронения ООО «Мой дом». При этом согласно выгрузке (01.01.2021-30.04.2021) из программы TrackTrashPoligon по полигону АО «Ситиматик» ТКО с зоны обслуживания Мариинско-Посадский район поступали с 01.01.2021по 29.04.2021.

Письмом от 18.03.2022 №130/22 АО «Ситиматик» представлены выгрузки из программы TrackTrashPoligon за апрель-июль 2021 года (том 9). Также аналогичная выгрузка из программы TrackTrashPoligon за апрель-июль 2021 года (том 8) представлена ООО «МВК «Экоцентр».

Согласно выгрузке установлено, что в апреле 2021 года на территорию объекта захоронения АО «Ситиматик» завезено ТКО с территории Мариинско-Посадского района:

-"..."

Учитывая изложенное, отказы в приеме ТКО с Мариинско-Посадского района с период с 01 по 29 апреля 2021 года по данным выгрузки из программы TrackTrashPoligon не установлено.

Выгрузка из программы TrackTrashPoligon (том 8) за 30.04.2021 не содержит информации о завозе на территорию объекта АО «Ситиматик» ТКО с Мариинско-Посадского района.

В материалы дела представлены путевые листы №3359 от 30.04.2021 мусоровоза "..." (том 2, 7), №3363 от 30.04.2021 мусоровоза "..." (том 5) с отметкой об отказе полигона Новочебоксарск в приеме ТКО и перенаправлении ТКО на свалку в Цивильск, также представлена выгрузка из системы Глонасс по данному транспортному средству, отражающее данные сведения.

В период с 01.05.2021 по 31.05.2021 на территорию объекта АО «Ситиматик» ТКО с Мариинско-Посадского района завезены 20.05.2021 (15:37) мусоровозом "..."; в период с 01.06.2021 по 30.06.2021 — мусоровозом "..." (11:53); в период с 01.07.2021 по 30.07.2021 — завоз осуществлен не был, что также подтверждается письмом ООО МВК «Экоцентр» №1861 от 14.04.2022 (вх. Управления 4196/22) (том 9).

В материалы дела представлены путевые листы (том 2,4,5,6,7), с отметкой об отказе полигона Новочебоксарск в приеме ТКО с Мариинско-Посадского района и перенаправлении ТКО на свалку в Цивильск — приложение №1 к заключению.

Согласно письму ООО «Экологический центр» от 05.05.2022 №165 (вх. Управления 4998/22 от 06.05.2022) действительно с 30.04.2021 по 08.08.2021 по устному решению руководства АО «Ситиматик» было отказано в приеме ТКО из Мариинско-Посадского района Чувашской Республики. По согласованию с региональным оператором ООО «МВК «Экоцентр» с 30.04.2021 мусоровозы ООО Экологический центр» с ТКО из Мариинско-Посадского района Чувашской Республики перенаправлялись для разгрузки на свалку Цивильского района Чувашской Республики. По факту недопуска мусоровозов с государственными регистрационными номерами "..." были составлены акты в присутствии представителей АО «Ситиматик», которые от подписи отказались. Кроме того факт недопуска был зафиксирован на видео 30 апреля, 13 и 14 мая 2021 года.

Учитывая изложенное, Комиссией установлено, что АО «Ситиматик» с 30.04.2021 был прекращен прием ТКО с Мариинско-Посадского района на объект захоронения.

Пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, регулируется гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных антимонопольным законодательством.

В отношении предпринимательской деятельности такого хозяйствующего субъекта сохраняют свое действие принципы, установленные статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), такие как равенство участников гражданских отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав.

В частности, такой хозяйствующий субъект сохраняет свободу в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении условий договора с учетом положений иных федеральных законов.

Вместе с тем на действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, также распространяются и предусмотренные гражданским законодательством обязанности, а именно действовать добросовестно при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей, не извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Доминирующее положение АО «Ситиматик»

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Как указано ранее в настоящем решении, на объекты обработки и захоронения АО «Ситиматик» поступают в том числе ТКО с муниципальных образований Мариинско-Посадского, Цивильского и Красноармейского районов.

Довод АО «Ситиматик» о том, что информация об источниках образования отходов, в том числе с какого муниципального образования региональный оператор доставил их на обработку или захоронение, известна лишь ООО «МВК «Экоцентр», и что операторы, осуществляющие деятельность по обращению с ТКО, не имеют данных о месте образования отходов, поступивших обработку и захоронение признается Комиссией необоснованной.

Согласно пояснениям сторон, представленным в ходе дела, установлено, что при эксплуатации программы TrackTrashPoligon указано, что у АО «Ситиматик» имеется лишь доступ пользователя для заполнения сведений. Модификация, в том числе и удаление сведений есть только у ООО «МВК «Экоцентр» и в том случае, если будут вноситься изменения АО «Ситиматик» об этом проинформировано не будет. При этом ни одна сторона не опровергла информацию о том, что данная программа содержит сведения, о том с какого муниципального образования региональный оператор доставил ТКО на обработку или захоронение. Представленная в материалы дела выгрузка из программы TrackTrashPoligon сдержит указание на зону обслуживания — Мариинско-Посадский район.

В соответствии с проведенным анализом рынка оказания услуг захоронения и обработки твердых коммунальных отходов АО «Ситиматик» занимает доминирующее положение на рынке в границах г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, Чебоксарский район, Мариинско-Посадский район с долей "..."% (2020 год) и "..."% (2021год).

Таким образом, на АО «Ситиматик» распространяются запреты предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Прекращение приема ТКО и ущемление интересов других лиц. (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей

Пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, а именно экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Как указывалось ранее в соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Закона об отходах операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Следовательно, при наличии утвержденной территориальной схемы, которая определяется схему потоков ТКО, и определенного перечня объектов захоронения на которые завозятся ТКО с определенных районов, наличии фактического осуществления транспортирования ТКО, возможность отказа от приема ТКО у владельца объекта захоронения отсутствует.

Прекращение приема ТКО оказывает влияние на всю цепочку обращения с ТКО, поскольку такое прекращение приема ТКО ущемляют интересы как регионального оператора, так и хозяйствующих субъектов, оказывающих транспортирование ТКО права и обязанности которых определены заключенному по договору с региональным оператором, создают угрозу ущемления их прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, а также интересы неопределенного круга потребителей услуг регионального оператора, оплачивающих из надлежащим образом и что может привести к невозможности вывоза ТКО, и создании угрозы для санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Занимая доминирующее положение АО «Ситиматик» обладает рыночной властью, влияющей на правила обращения товара (в данном случае оказание услуги) на рынке.

Документы и доказательства, свидетельствующие что указанные действия АО «Ситиматик» являются допустимым поведением, которое экономически выгодно для его контрагентов в результате взаимодействия с ним не представлены, равно как и не представлены доказательства экономической и технологической обоснованности прекращения приема ТКО с Мариинско-Посадского района Чувашской Республики.

Учитывая изложенное, АО «Ситиматик» совершило действия выйдя за пределы осуществления гражданских прав, необоснованно, в отсутствии экономически или технологически обоснованных причин прекратил прием ТКО, пользуясь своим доминирующим положением на рынке, поскольку в отсутствие такого положения их совершение могло быть исключено.

Комиссией Чувашского УФАС России в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции принято и направлено сторонам заключение об обстоятельствах дела (31.05.2022 №ВК/3832/22).

АО «Ситиматик» 08.06.2022 направлены письменные пояснения на заключение об обстоятельствах дела (вх. Управления 6310/22 от 08.06.2022) и дополнительные пояснения от 07.06.2022 (вх. Управления №6366-ЭП/22 от 09.06.2022).

В возражениях на заключение об обстоятельствах дела АО «Ситиматик», указывая на отсутствие доминирующего положения, ссылается на то, что именно региональный оператор по обращению с ТКО определяет порядок транспортирования ТКО направление его на определенный объект размещения отходов. АО «Ситиматик» ни в коей мере не может влиять на количество ТКО, поступающие на его объекты, так как это находится в ведении регионального оператора.

Также ответчиком указывается, что в соответствии с приложением 7.1 к территориальной схеме по обращению с отходами «действующая схема потоков ТКО» отходы с Мариинско-Посадского, а также Цивильского, Красноармейского районов могут быть направлены как на объект обработки и размещения отходов в г. Новочебоксарск, так и на Санкционированную свалку Цивильского района. Согласно Приложению 10.1 «Матрица плеч» определены предпочтительные объекты размещения, на которые должны быть направлены ТКО.

Комиссия Чувашского УФАС России считает приведенные доводы необоснованными, поскольку Приложением 10.1 «Матрица плеч» определены предпочтительные объекты размещения, на которые должны быть направлены ТКО, в то время как именно разделом 7 территориальной схемы, которую в соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Закона об отходах операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать, определена схема потоков ТКО, и согласно которой в 2021 году объектом конечного размещения является объект размещения отходов АО «Ситиматик» для ТКО Чебоксарского городского округа, Чебоксарского муниципального района, Новочебоксарского городского округа, Мариинско-Посадского района, Цивильского муниципального района, Красноармейского муниципального района.

Ответчик указывает, что между АО «Ситиматик» и ООО «МВК «Экоцентр» договор №16 на оказание услуг по обработке и захоронению ТКО заключен не был, при этом делая акцент на то, что прием ТКО на объекты может осуществляться только на основании заключенного договора.

При этом, комиссией Чувашского УФАС России установлено, что в соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Закона об отходах операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами и, что Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, обязаны принимать твердые коммунальные отходы только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

При этом сторонами осуществлялись конклюдентные действия, а именно АО «Ситиматик» осуществлял сбор, обработку и захоронение ТКО на объекте размещения отходов, расположенном по адресу: г. Новочебоксарск Шоршелский пр. вл. 16А № объекта размещения отходов в ГРОРО 21-00036-З-00113-010317, а Региональный оператор - ООО «МВК «Экоцентр» оплачивал услуги по обработке и захоронению ТКО, что свидетельствует о воле обеих сторон совершить сделку.

Также АО «Ситиматик» указывает на отсутствие доказательств уклонения Общества от приема ТКО, а также ущемление интересов других лиц, однако по мнению Комиссии, сведения и доказательства являются достаточными, подтверждающими как факт уклонения, так и ущемление интересов других лиц. (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Комиссия Чувашского УФАС России изучив в полном объеме представленные возражения приходит к выводу о необоснованности и недоказанности доводов, опровергаемых в том числе имеющимися материалами дела.

Комиссия, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, представленные возражения на заключение об обстоятельствах дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, приходит к окончательному выводу о нарушении АО «Ситиматик» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции».

Поскольку на момент вынесения решения стороны подтвердили прекращение действий со стороны АО «Ситиматик» по отказу от приема ТКО на объект захоронения, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу отсутствии необходимости выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия, руководствуясь статьями 23,частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях АО «Ситиматик» (ИНН 7725727149, 117447, город Москва, улица Большая Черемушкинская, дом 13, строение 4, этаж 2, пом. II, ком. 1,3,4) нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022-4954

 

 

Связанные организации

АО "Ситиматик"
ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232
АО "Ситиматик" Новочебоксарский филиал
ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232
ООО "МВК "Экоцентр"
ИНН 2130132322, ОГРН 1142130001430
Министерство природных ресурсов и экологии ЧР
ИНН 2128039728, ОГРН 1022101141700
Общероссийское общественное движение «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» Региональное отделение в Чувашской Республике
ИНН 2130996153, ОГРН 1142100000096