Решение №НВ/2743/20 Жалоба признана обоснованной в части. от 8 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Монолит»

 

Дело № 021/06/64-403/2020                                                                                         г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 07 апреля 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 08 апреля 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 №4 в составе:

<…>

заказчика – администрации Буртасинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

заявителя – ООО «Монолит», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «Монолит» на положения аукционной документации заказчика – администрации Буртасинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики  при поведении электронного аукциона на строительство сельского дома культуры на 150 мест в д. Буртасы Вурнарского района Чувашской Республики (изв. № 0115300005520000001), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о Контрактной системе),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 25.03.2020 обратилось ООО «Монолит» с жалобой на положения аукционной документации Заказчика – администрации Буртасинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики  при поведении электронного аукциона на строительство сельского дома культуры на 150 мест в д. Буртасы Вурнарского района Чувашской Республики (изв. № 0115300005520000001) (далее – Электронный аукцион).

В жалобе указывается, что аукционная документация Заказчика не соответствует требованиям Закона о Контрактной системе в связи с тем, что:

- Заказчиком не установлено требование по предоставлению Подрядчиком обеспечения исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе;

- дата проведения аукциона установлена в нарушение части 3 статьи 68 Закона о Контрактной системе;

- заказчиком в проект государственного контракта не включена возможность изменения существенных условий контракта при его исполнении, предусмотренная пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе;

- в проекте контракта не установлена ответственность за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту;

- условие об обеспечении исполнения контракта, содержащееся в пункте 12.5 проекта контракта, не соответствует положениям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, ООО «Монолит» просит рассмотреть жалобу по существу и выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о Контрактной системе.

ООО «Монолит», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку полномочного представителя в заседание Комиссии не обеспечило.

Заказчик в письменных пояснениях нарушения законодательства о Контрактной системе не признал, указал, что извещение и аукционная документация сформированы в соответствии с требованиями законодательства о Контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о Контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком объявленного аукциона является администрация Буртасинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики.

19.03.2020 года заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115300005520000001о проведении электронного аукциона на строительство сельского дома культуры на 150 мест в д. Буртасы Вурнарского района Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой Контракта 28 056 975,76 руб. Одновременно на официальном сайте размещена документация об электронном аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о Контрактной системе Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

По доводу Заявителя о том, что Заказчиком не установлено требование по предоставлению Подрядчиком обеспечения исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Комиссия Чувашского УФАС установила, что пунктом 12.9 проекта контракта установлено, что если участником закупки в ходе ее проведения предложена цена Контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены Контракта, Контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения Контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения Контракта, указанный в пункте 12.4 Контракта, или информации, подтверждающей добросовестность Подрядчика на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона № 44-ФЗ, и обеспечение исполнения контракта в размере, указанном в пункте 12.4 Контракта.

Принимая во внимание, что начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 28 056 975,76 рублей, замена 1,5 кратного обеспечения исполнения контракта информацией, подтверждающей добросовестность, не соответствует части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, указанный довод заявителя Комиссия признает обоснованным, а в действиях Заказчика усматривает нарушения положений части 1 статьи 37, пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

По доводу Заявителя об установлении даты проведения аукциона в нарушение части 3 статьи 68 Закона о Контрактной системе, Комиссия установила следующее.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 63 Закона о Контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о Контрактной системе, указываются, в том числе, дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о Контрактной системе. В случае, если дата проведения такого аукциона приходится на нерабочий день, день проведения такого аукциона переносится на следующий за ним рабочий день.

В силу части 3 статьи 68 Закона о Контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.

Учитывая, что заказчиком в составе документации об аукционе размещена смета на выполнения работ, которая является частью проектной документации, заказчик на основании приведенной выше нормы обязан установить дату проведения аукциона не позднее 4 часов после окончания срока подачи заявок.

Вместе с тем, как следует из аукционной документации, а также информации, размещенной в единой информационной системе дата и время окончания подачи заявок - 26.03.2020 в 17 час. 00 мин., дата проведения аукциона в электронной форме - 31.03.2020.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком допущено нарушение части 3 статьи 68 Закона о Контрактной системе.

Относительно довода заявителя о том, что заказчиком в проект государственного контракта не включена возможность изменения существенных условий контракта при его исполнении, предусмотренная пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, что, по мнению Заявителя, нарушает права потенциального победителя закупки, комиссия установила следующее.

Требования к содержанию документации установлены частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Статьей 34 Закона о контрактной системе определены положения, которые Заказчик обязательно должен включить в контракт.

Пунктом 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта допускается при условии, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом.

Пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе также предусмотрен следующий порядок изменение условий контракта: если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта.

Как видно из приведенных положений Закона, в пункте 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено условие изменения положений контракта при предварительном установлении такой возможности в документации и контракте, в пункте же 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлена возможность изменений условий контракта при наступлении независящих от сторон обстоятельств либо при нарушении срока исполнения обязательств по вине подрядчика, т.е. при втором обстоятельстве изменений условий контракта априори допустимо в силу Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные требования вводят участников закупки в заблуждение и влекут за собой ограничение количества участников закупки, не представил, в связи с чем, довод в отношении вышеуказанных показателей не нашел своего подтверждения.

По доводу заявителя о неустановлении в проекте контракта ответственности за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, Комиссия установила следующее.

Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Требования к проекту контракта установлены статьей 34 Закона о контрактной системе.

В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Подпунктом в) пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства № 570) установлен порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.

В соответствии с пунктом 7 Постановления № 1042 за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

На заседании Комиссии установлено, что проект не содержит размер штрафа за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Таким образом, довод заявителя Комиссия признает обоснованным, а в действиях заказчика нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя о том, что условие об обеспечении исполнения контракта, содержащееся в пункте 12.5 проекта контракта, не соответствует положениям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено требование к банковской гарантии и ее содержанию, а именно: банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать следующую информацию:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

Пунктом 12.5 Проекта контракта аукционной документации указано, что срок предоставления банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц.

Учитывая вышеизложенное, срок действия банковской гарантии, установленный заказчиком в пункте 12.5 Проекта контракта, не соответствует части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о Контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО «Монолит» обоснованной в части доводов неустановления требования по предоставлению Подрядчиком обеспечения исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе, неверного установления даты проведения аукциона, неустановления в проекте контракта ответственности за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, условие об обеспечении исполнения контракта, не  в соответствии с положением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, а в действиях Заказчика нарушение требований части 8 статьи 34, части 1 статьи 37, пункта 8 части 1 статьи 6, части 3 статьи 68, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

В целях устранения допущенных нарушений, Комиссия считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О Контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать жалобу ООО «Монолит» на положения аукционной документации заказчика при проведении электронного аукциона на строительство сельского дома культуры на 150 мест в д. Буртасы Вурнарского района Чувашской Республики (изв. № 0115300005520000001)  обоснованной в части доводов неустановления требования по предоставлению Подрядчиком обеспечения исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе, неверного установления даты проведения аукциона, неустановления в проекте контракта ответственности за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, условие об обеспечении исполнения контракта, не  в соответствии с положением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе;
  2. Признать в действиях Заказчика – администрации Буртасинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики  нарушение требований части 8 статьи 34, части 1 статьи 37, пункта 8 части 1 статьи 6, части 3 статьи 68, части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О Контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  3. Выдать Заказчику – администрации Буртасинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики   предписание об устранении выявленных нарушений.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     <…>        

 

 

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О Контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны