Решение №НВ/7085/20 Внеплановая проверка. от 15 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения информации

следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республики

 

Дело № 021/06/99-810/2020                                                       г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 11 сентября 2020 года.

Решение изготовлено в полном объеме 15 сентября 2020 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:

<…>

в присутствии представителя от заказчика – Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, <…>, представителя по доверенности,

в отсутствие представителей от уполномоченного органа – Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, надлежащим образом извещённых о времени, месте и форме рассмотрения информации,

рассмотрев путем видео-конференц-связи информацию следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республики о нарушении Заказчиком – Государственным комитетом Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, уполномоченным органом – Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при проведении электронного аукциона на поставку ручных металлодетекторов (изв. № 0115200001118001474)  требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии поступила информация следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республики о нарушении Заказчиком – Государственным комитетом Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, уполномоченным органом – Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при проведении электронного аукциона  на поставку ручных металлодетекторов (изв. № 0115200001118001474) требований Законодательства о контрактной системе.

Из обращения следует, что требования технического задания  аукционной документации ограничивают количество участников закупки.

В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком объявленного аукциона является Государственный комитет Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Уполномоченным органом выступила Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.

08.05.2018 13 час. 40 мин. уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115200001118001474 о проведении электронного аукциона на поставку ручных металлодетекторов, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 230 000,00 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Требования к описанию Заказчиком объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, заказчиком в документации о закупке устанавливаются функциональные, технические и качественные характеристики поставляемого товара или товара, используемого для выполнения работы или оказания услуги по контракту, в том числе соответствие указанных характеристик требованиям, предусмотренным техническими регламентами и стандартами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации.

Исходя из положений Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации), указанный Закон регулирует отношения в сфере стандартизации, возникающие при разработке документов по стандартизации, в которых указываются общие характеристики объекта стандартизации (продукции), а также правила и общие принципы в отношении такой продукции.

Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), указанный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке и применении обязательных требований к продукции, процессам производства работ, оказанию услуг.

Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара устанавливаются государственными стандартами (далее - ГОСТ).

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Данным правилом призвано упорядочить информацию о закупке, установить однозначно понимаемую и непротиворечивую информацию и тем самым обеспечить взаимопонимание между Заказчиком и участниками закупки (поставщиками), контролирующими органами и другими субъектами экономической деятельности, применяющими нормативные документы.

Из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.

Таким образом, документация разрабатывается, исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.

При этом, описание функциональных, технических и качественных характеристик товара не должно содержать излишних требований, двусмысленных толкований, противоречий, недостоверных и несуществующих характеристик.

Объектом объявленной закупки является поставка ручных металлодетекторов.

Технической частью технического задания аукционной документации предусмотрена таблица требований к характеристикам «Ручной металлодетектор», которой в действующей редакции установлены в т.ч. следующие требования к товару:

В приборе должна быть реализована возможность оперативного снижения чувствительности вдвое. В приборе должна быть реализована возможность ручной настройки максимального уровня чувствительности («режим специалиста»).

В приборе должна присутствовать функция автоматического выключения питания при отсутствии движения прибора в течение не более 10 секунд. Прибор должен автоматически включаться и быть готов к работе не более, чем через 2 секунды после возникновения движения. Факт наличия движения должен индицироваться предназначенным для этого светодиодным индикатором.

Установлено, что требования к металлодетекдерам регламентированы ГОСТ Р 53705-2009 «Системы безопасности комплексные. Металлообнаружители стационарные для помещений. Общие технические требования. Методы испытаний».

Проанализировав требования к металлодетекдерам, установленным Заказчиком, Комиссия отмечает, что требования Заказчика установлены не в соответствии с вышеназванным ГОСТ.

Вместе с тем, следует отметить, что необходимость обоснования установленных требований в аукционной документации не содержится.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия признает в Заказчика нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Комиссия считает необходимым отметить, что ранее, при рассмотрении жалобы  ООО «Локаторная техника» в качестве доказательств о наличии функциональных возможностей ручных металлодетекторов, предусмотренных Техническим заданием аукционной документации, представитель Заказчика предоставила Комиссии паспорта ручных металлодетекторов моделей: «Феникс», «Detecta», «CEIA».

Вместе с тем, из информации СУ СК России по Чувашской Республике следует, что реализуемые под торговой маркой  «СЕ1А» арочные многозонные металлодетекторы имеют в наименовании иную буквенную аббревиатуру (например  «СЕ1А   HI-PE   Multi  Zone»).

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России принимает решение о завершении внеплановой проверки на основании поступившей информации следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республики, признает заказчика нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Принимая во внимание, что контракт на поставку ручных металлодетекторов подписан и исполнен, и с момента заключения указанного контракта публично-правовые отношения между заказчиком и хозяйствующим субъектом прекращены и возникли иные (обязательственные) правоотношения, которые основаны на самостоятельной гражданско-правовой сделке, Комиссия Чувашского УФАС России не считает возможным выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Исследовав представленные документы, заслушав пояснение представителей заказчика, Комиссия, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях заказчика – Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям нарушение пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при проведении электронного аукциона  на поставку ручных металлодетекторов (изв. № 0115200001118001474);

2. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии                                                      <…>

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны