Решение №СИ/3449/21 Решение по делу № 021/07/3-494/2021 от 24 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Дело № 021/07/03-494/2021 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 19 мая 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 24 мая 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 16.11.2020 № 83/20 в составе:
"..."
в присутствии представителя заказчика – Автономное учреждение «Многофункциональный культурный центр» Красночетайского района Чувашской Республики:
- "..."
В отсутствие представителя от заявителя – ООО «Галактика», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Галактика (далее - ООО «Галактика») на документацию Заказчика - автономного учреждения «Многофункциональный культурный центр» Красночетайского района Чувашской Республики (далее – АУ «МФКЦ» Красночетайского района) при проведении открытого аукциона на капитальный ремонт здания районного Дома культуры, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Красночетайский район, с. Красные Четаи, пл. Победы, д. 9 (извещения № 32110212092), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России поступила жалоба ООО «Галактика» на документацию Заказчика – АУ «МФКЦ» Красночетайского района при проведении открытого аукциона на капитальный ремонт здания районного Дома культуры, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Красночетайский район, с. Красные Четаи, пл. Победы, д. 9 (изв. № 32110212092).
В жалобе ООО «Галактика» указывает на нарушения Закупочной комиссией Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а именно:
- заказчиком незаконно установлены в Приложении № 1 к техническому заданию Закупочной документации чрезмерные, необоснованные и излишние требования к используемым товарам и материалам, применяемым при выполнении работ по договору.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы явку своего представителя не обеспечил.
Представитель Заказчика нарушения законодательства о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц не признали, указав на необоснованность доводов заявителя и не подлежащих удовлетворению. На основании чего просили признать доводы жалобу необоснованной
Изучив представленные документы, Комиссия приходит к следующему.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Часть 10 статьи 3 Закона о закупках устанавливает право любого участника закупки обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АУ «Многофункциональный культурный центр» Красночетайского района Чувашской Республики, утвержденный Постановлением Администрации Красночетайского района «11 » июля 2019 г.
Заказчиком – АУ «МФКЦ» Красночетайского района 20.04.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 32110212092 о проведении открытого аукциона на капитальный ремонт здания районного Дома культуры, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Красночетайский район, с. Красные Четаи, пл. Победы, д. 9. Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 45 488 526 руб.
Осуществление закупки товаров, работ, услуг путем проведения запросов котировок регламентируется Главой VI Положения.
В части 18 статьи 3.2 Закона о закупках указано, что под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона"). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.
Аналогичную норму содержит пункт 1.2.10 Положения.
Частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках определено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указан в том числе установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Аналогичную норму содержит пункт 4.7.1 Положения
Согласно пункту 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации также должны содержаться требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Заявитель указывает, что требования указанные пункте «Труба типа 1», «Труба типа 2», ««Труба типа 3» в Приложении 1 Технического задания являются излишними т.к аукцион проводится на выполнение строительных работ.
Требования к характеристикам установлены в соответствии с ГОСТ 32412-2013, который имеется в открытом доступе.
В соответствии с рисунком 3 ГОСТ 32412-2013 -это толщина стенки в зоне канавки под уплотнительное кольцо. Размеры приведены в таблице 7 ГОСТ 32412-2013.
Трубы канализационные различных размеров применяются при производстве работ согласно локальной смете - Локальная смета 02-01-05 Канализация.
Законодательство не ограничивает заказчика в установлении характеристик товара к любому товару, в том числе и количеству такого товара.
Трубы водогазопроводные различных размеров применяются при производстве работ согласно локальной смете- Локальная смета 02-01-03 Отопление: п. 80-88.
Таким образом, участник закупки не ограничен в предоставлении точных и достоверных сведений о значениях показателей характеристик товара, в соответствии с требованиями, установленными Заказчиком.
На заседании комиссии представитель Заявителя подтвердил об отсутствии препятствий для подачи заявки, выразил предположение о возможности Заказчиком торгов отклонить заявку, в случае указания неточных показателей товара.
Законодательство РФ не содержит ограничений для заказчиков при описании объекта закупки по Федеральному закону 223-ФЗ, в том числе при описании характеристик применяемых товаров.
Установленные Заказчиком требования к значениям показателей применяемых в ходе выполнения работ товаров носят объективный характер, не ограничивают участников аукциона предложить эквивалент, имеющий аналогичные или улучшенные технические и функциональные характеристики, соответствующие потребностям заказчика.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки и характеристик товаров.
Федеральный закон 223-ФЗ не предусматривает ограничения по включению в документацию требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
При этом Заказчик определил свои потребности с учетом необходимых ему технических характеристик товаров на основании требований ГОСТов (при наличии) и показателей, указанных на сайтах производителей товаров в сети Интернет, опубликовал в составе документации инструкцию по заполнению заявки.
Доводы заявителя жалобы, основаны по своей сути, на нормах и практике применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который не регулирует закупки отдельными видами юридических лиц.
На основании изложенного, Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО «Галактика» необоснованной.
На основании вышеизложенного и в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чувашского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Галактика» на документацию Заказчика – автономного учреждения «Многофункциональный культурный центр» Красночетайского района Чувашской Республики при проведении открытого аукциона на капитальный ремонт здания районного Дома культуры, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Красночетайский район, с. Красные Четаи, пл. Победы, д. 9 (извещения № 32110212092) необоснованной.
Председатель Комиссии "..."
Члены Комиссии "..."
2021-4073