Решение №НВ/2108/24 Решение от 22 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

ИП Григорьян Э.Л.

 

Дело № 021/06/33-239/2024 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 апреля 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме 22 апреля 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 №9 в составе:

"..."

в присутствии представителей от:

заказчика – Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Городская клиническая больница №1» Министерства здравоохранения Чувашской Республики — "..." , представителя по доверенности,

уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» - "..."  ., представителя по доверенности,

заявителя — индивидуального предпринимателя "..."  (лично),

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу индивидуального предпринимателя Григорьян Эдуарда Леонидовича (далее — Заявитель, ИП Григорьян Э.Л.) на положение извещения электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Система стабилографии), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (изв. № 0815500000524003510), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 10.04.2024 поступила жалоба ИП Григорьян Э.Л. на положения извещения электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Система стабилографии), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (изв. № 0815500000524003510) (далее – аукцион).

Заявитель считает, что описание объекта закупки сформировано таким образом, что в рамках данной закупки только товар единственного производителя Компании ООО «Неврокор» удовлетворяет заявленным требованиям, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.

Представители заказчика считают свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

04.04.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815500000524003510 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Система стабилографии), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, с начальной (максимальной) ценой контракта 4 800 000,00 рублей.

Одновременно на официальном сайте размещено извещение об электронном аукционе с описанием объекта закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;

6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;

7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;

8) описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемым товарам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона.

В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Минздрав России в письме от 08.02.2023 N 25-3/1152 «О порядке осуществления закупок медицинской продукции» указывает, что «...в соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил формирования Каталога, в позицию Каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 Правил формирования Каталога.

Указанное описание товара, работы, услуги размещается во вкладке "Описание товара, работы, услуги" позиции Каталога единой информационной системы в сфере закупок и в силу пункта 4 Правил использования Каталога, подлежит обязательному применению заказчиками при осуществлении закупки с указанной в позиции Каталога даты начала обязательного применения.

В соответствии с извещением о закупке №0815500000524003510 Заказчиком установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 878 от 10.07.2019).

Предметом закупки является поставка медицинского изделия - Система стабилографии (КТРУ 26.60.12.129-00000041 - «Система стабилографии»).

В извещении об осуществлении закупки содержится описание объекта закупки, в котором установлены характеристики к товару.

Совокупность технических характеристик, указанных в извещении о закупке, составлена таким образом, чтобы товар, который будет представлен участниками размещения заказа для поставки в рамках закупки, соответствовал текущим потребностям заказчика и нуждам конечных пользователей товара, в соответствии с которыми и была определена потребность заказчика.

Комиссия отмечает, что Заказчик вправе включить в Описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям, при этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.

Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в Описание объекта закупки требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность Заказчика в Описании объекта закупки обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам.

Кроме того, Заказчик самостоятельно определяет код по ОКПД2 или код позиции КТРУ, путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций ОКПД или КТРУ, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик.

Также согласно письму Министерства экономического развития РФ от 18.04.2016 г. № Д28и- 1033, заказчик вправе самостоятельно определять код ОКПД 2, максимально объективно описывающий объект закупки.

Из пояснений Заказчика следует, что в аукционной документации указаны показатели и иные требования, в том числе требования к поставке, единице измерения товара, соответствующие потребностям Заказчика. Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара, а также иные требования, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки для государственных нужд. При этом закон не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.

В аукционной документации установлены требования к медицинскому оборудованию с учетом собственных потребностей медицинского учреждения и исходя из специфики осуществляемой деятельности его лабораторий.

Действующее законодательство предоставляет возможность определения поставщика по закупке именно того товара, который является необходимым для Заказчика. В сложившаяся судебной практикой указанный вывод подтвержден определением Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу № А08-1545/2016, постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.11.2011 № ФО9-7616/11, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2015 по делу № A32-23367/2015 и рядом иных актов.

Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу № А08-1545/2016 «...Основной задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности Заказчика в необходимом товаре, работе, услуге...»

Также указанная позиция четко отражена в определении Верховного суда РФ от 30.10.2014 ЛФ 304КГ 14-3003: «Поскольку Заказчику предоставлено право на установление в аукционной документации требований по качеству, техническим характеристикам товара, которые ответствуют его потребностям сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа».

С учетом вышеизложенного, следует вывод, что Заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворял бы всех возможных участников закупок для государственных нужд, так как приоритетной задачей при осуществлении закупки является удовлетворение потребностей Заказчика.

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика о договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, та и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.

Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении прав их лиц, а также об ограничении числа участников закупки.

Бюджетному учреждению «Городская клиническая больница № 1» Минздрава Чувашии в рамках реализации федерального проекта «Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация» предоставлена субсидия из бюджета Чувашской Республики — Чувашии в 2024г., на оснащение (дооснащение и (или) переоснащение) медицинскими изделиями медицинских организаций, имеющих в своей структуре подразделения, оказывающие медицинскую помощь по медицинской реабилитации согласно Порядку организации медицинской реабилитации взрослых, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 788н. Список Медицинских изделий с указанием наименования оборудования, кода вида номенклатурной классификации медицинского изделия, наименование вида номенклатурной классификации медицинских изделий, а также количество медицинских изделий, закупаемых в рамках федерального проекта, утвержден Минздравом Российской Федерации для включения в Электронный бюджет. Субсидия выделена в соответствии с Законом Чувашской Республики «О Республиканском бюджете Чувашской Республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» № 86 от 30.11.2023г.

Во исполнение Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.202 № 788н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых» закупаемые медицинские изделия должны соответствовать данному порядку, в том числе коду вида Номенклатурной классификации медицинского изделия и Наименованию вида Номенклатурной классификации медицинских изделий, указанных в данном Приказе. В целях проведения мониторинга реализации федерального проекта, а также соответствия данных согласно Порядку организации медицинской реабилитации взрослых, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. 788н, медицинскими учреждениями, участвующие в реализации проекта, сведения по закупаемым медицинским изделиям вносятся в автоматизированную систему мониторинга медицинской статистики ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, расположенный по адресу http://asmms.mednet.ru (далее - АСММС), в соответствии с Методическими рекомендациями Министерства здравоохранения Российской Федерации по заполнению форм мониторинга. Список медицинских изделий, закупаемых в рамках федерального проекта, утвержденный Минздравом Российской Федерации введен в программу АСММС согласно данным Электронного бюджета.

Иным словами, в целях реализации данного проекта Заказчик может закупить лишь единицу оборудования, соответствующую наименованию оборудования, коду вида номенклатурной классификации медицинского изделия, наименованию вида номенклатурной классификации медицинских изделий согласно Порядку № 788н, имеющее действующее регистрационное удостоверение. То есть Заказчик не располагает возможностью дополнительно доукомплектовываться/дооснащаться какими-либо комплексам датчиками/модулям и иными комплектующими за счет средств субсидии и в рамках реализации федерального проекта «Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация», так как Заказчику необходимо «уместить» свою потребность в одной единице оборудования согласно утвержденного и согласованного списка.

При том несоблюдение условий соглашения о предоставлении субсидии в части приобретения медицинских изделий с кодом вида, отличным от предусмотренного таким соглашением, приведет к нарушению принципа адресномти и целевого характера бюджетных средств, что влечет за собой необходимость отражения кода вида медицинского изделия в структурированном описании объекта закупки. При направлении бюджетных средств на цели, противоречащим целям их получения, произведенные расходы могут признаны нецелевым использованием бюджетных средств, и за это Заказчика могут привлечь к административной (в соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ) или даже уголовной ответственности.

В письме от 05.07.2022 № 64401/22 ФАС России также разъяснила, что заявка на участие в закупке должна содержать информацию, соответствующую предмету закупки, в том числе код медицинского изделия, указанный регистрационном удостоверении на предлагаемый к поставке товар, должен соответствовать, указанному Заказчиком в извещении о закупки и документации о закупке.

Приказом Минздрава России от 06.06.2012 № 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий» установлена структура номенклатурной классификации медицинских изделий. Каждому медицинскому изделию, зарегистрированному на территории Российской Федерации, должен быть присвоен код вида согласно указанной классификации.

Код вида медицинского изделия — это уникальная идентификационная запись в номенклатурной классификации, представляющая собой шестизначное число. Если есть отличие хоть в одной цифре, то это уже другой вид медицинского изделия, и такие изделия не признаются взаимозаменяемыми между собой.

В список закупаемых, утвержденных и согласованных согласно Порядку № 788н оборудования также входит «Система стабилографии» (код НКМИ по № 788н 228380) «Наименование вида Номенклатурной классификации медицинских изделий - Система стабилографии».

Контрактная система согласно Закону о контрактной системе создана в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров. То есть целью регулирования является именно обеспечение потребности Заказчиков, а не удовлетворение интересов потенциальных участников закупок.

Заказчики, согласно ст. 10 Закону о контрактной системе, при осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

При планировании и осуществлении закупок Заказчики должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Законодательство не содержит как норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в документации вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг. Также закон и подзаконные акты не предусматривают определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только при условии наличия более чем одного производителя (подрядчик , исполнителя) товара, работы, услуги, необходимых Заказчику, и не допускает определение как участниками рынка, так и контрольными органами в сфере закупок потребности Заказчика в товаре, работе, услуге и их характеристик (потребительских свойств), поскольку лицо, пожелавшее принять участие в закупке вправе приобрести необходимый товар у третьих лиц для последующей поставки в рамках государственно или муниципального контракта.

Принцип обеспечения конкуренции, как указано в статье 8 Закона о контрактной системе заключается в предоставлении участникам закупки равных условий, чтоб любое заинтересованное лицо имело возможность стать поставщиком.

В соответствии со статьей 12 Закона о контрактной системе установлен принцип ответственности Заказчиков за результативность и эффективность государственных закупок, согласно которому, Заказчик при осуществлении закупок должен исходить из необходимости и достижения заданных результатов. Соответственно перед Заказчиком стоит задача не только закупит оборудование в соответствии с Приказом № 788н, полностью удовлетворяющее его потребностям, но также соблюсти принцип ответственности за результативность и эффективность данной закупки.

Исходя из данной задачи основным критерием в выборе оборудования было наличие и возможность выполнения на одном оборудовании целого комплекса исследований, диагностики тренировочных упражнений по восстановлению и развитию различных навыков координации, балансировки движений и коррекции осанки у больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями осанки, который одновременно реализует метод классической стабилометрии с использованием стабилоплатформы и пространственную стабилометрию с регистрацией колебаний сегментов тела, с проведением оценки постуральной функции.

Оценка постуральной функции - это инновационный метод, который использует технологии анализа походки, расположения таза и динамического контроля устойчивости тела для определения и коррекции дефектов осанки, опоры стоп и движения ног.

На базе БУ «Городская клиническая больница № 1» Минзрава Чувашии имеются реабилитационные отделения для постинсультных больных, для людей с черепно-мозговой травмой, с заболеванием нервной системы и опорно-двигательного аппарата. В амбулаторном отделении медицинской реабилитации пациенты проходят в том числе третий этап реабилитации, в отделения сосредоточены все виды амбулаторной реабилитации (терапевтического, хирургического профилей), в то числе и после перенесенного COVID-19.

При формировании закупки способом электронного аукциона, исследовался рынок и был проведен мониторинг наличия оборудования «Система стабилографии» соответствующего номенклатурному коду вида медицинского изделия 228380. Согласно данным официального сайта https://www.roszdravnadzor.gov.ru на момент подготовки аукционной документации в государственном реестре медицинских изделий было зарегистрировано 12 записей медицинских изделий с номенклатурным кодом вида медицинского изделия 228380, разрешенных для обращения на территории Российской Федерации.

Установленные Заказчиком показатели необходимы, крайне важны для проведения процедур.

Именно такое оборудование исходя из обозначенных технических характеристик в Описании объекта закупки позволит достичь Заказчику поставленных задач, а именно достичь выполнение оставленных целей и задач в рамках реализации федерального проекта «Оптимальная восстановления здоровья медицинская реабилитация» на оснащение (дооснащение и (или) переоснащения) медицинскими изделиями медицинских организаций, имеющих в своей структуре подразделения, оказывающие медицинскую помощь по медицинской реабилитации, согласно Порядку организации медицинской реабилитации взрослых, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. 788Н.

Касаемо довода заявителя о нарушении п. 4.5. и п. 5.2.4 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55719-2013 «Изделия медицинские электрические. Требования к содержанию и оформлению технических заданий для конкурсной документации при проведении государственных закупок высокотехнологичного медицинского оборудования» заказчик пояснил, что «Комплекс для диагностики и реабилитации навыков баланса, осанки и движений «БАЛФИТ» по ТУ 26.60.12-006-63704475-2021 с принадлежностями производителя ООО «Неврокор» не относится к категории высокотехнологичного медицинского оборудования. БУ «Городская клиническая больница № 1» МЗ ЧР не имеет лицензии на оказание высокотехнологичной медицинской помощи».

Заказчиком не установлены требования к участник закупки, которые могут ограничить возможность участия в настоящем электронном аукционе: не требуются лицензии, ни определенный штат сотрудников, ни наличие определенных навыков и уровня образования и прочие условия, необоснованно ограничивающие круг участников закупки.

Чувашское УФАС России отмечает, что исходя из положений Правил, если описание закупки (содержащее характеристики) не сформировано и не включено в позицию каталога, заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги). Предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.

При этом под отсутствием товара в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд следует понимать не только отсутствие соответствующего наименования товара, но и отсутствие в каталоге товара с необходимыми для Заказчика характеристиками.

Вышеуказанная позиция нашла свое отражение в письме Минфина России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090 "О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Заказчик вправе включать в техническое задание дополнительные требования, отражающие специфику применения медицинского изделия с учетом конкретных потребностей и особенностей Заказчика.

При отсутствии дополнительного описания объекта закупки, у Заказчика не будет возможности определить и приобрести медицинское оборудование, соответствующее потребности лечебного учреждения, что, в свою очередь, может повлечь за собой недостижение результативности осуществления закупки, а также не эффективное и не целевое расходование бюджетных средств, а в последствии простой оборудования и невозможность оказания квалифицированной медицинской помощи.

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 № 306-ЭС21-25954 по делу № А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.

В соответствии с ч. 2 ст. 98 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ), ответственность за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи несут медицинские организации, медицинские работники - а не поставщики, производители и другие участники закупки.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 4 Закон № 323-ФЗ одним из основных принципов охраны здоровья является, в том числе, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. Следовательно, Заказчик вправе устанавливать такие характеристики товара, которые наиболее полно отвечают потребностям медицинской организации и обеспечивают максимальную безопасность пациента, а также позволяют оказывать квалифицированную медицинскую помощь.

Кроме того, исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 № 11017/10, от 29.01.2013 № 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Таким образом, анализ описания объекта закупки показал, что в отношении медицинского изделия - Система стабилографии, в состав требований к товару включено указание на дополнительные характеристики, а также обоснование дополнительных характеристик товара, не содержащихся в вышеуказанных КТРУ, в соответствии с пунктом 6 Правил.

Указание Заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)). Включение Заказчиком в извещение требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).

Более того, только при закупке товара, отвечающего в полной мере потребности заказчика возможно достижение принципа эффективности и результативности закупки (статья 12 Закона о контрактной системе), что в том числе существенно отражается на качестве предоставляемых заказчиком медицинских услугах.

Таким образом, учитывая представленные от заказчика пояснения и документы, Комиссия приходит к выводу, что потребность заказчика в оборудовании, является объективной и обусловленной спецификой его деятельности.

Однозначных и бесспорных доказательств того, что оспариваемые требования к товару являются несущественными для заказчика, в материалах жалобы отсутствуют.

При формировании предмета закупки участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.

Ввиду изложенного в рассматриваемом случае в описании объекта закупки установлены требования к закупаемому товару с учетом собственной потребности Заказчика, исходя из специфики осуществляемого им вида деятельности, что не противоречит требованиям действующего законодательства.

Предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Поставщиком товара может выступить любое физическое либо юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовый поставить товар, отвечающий требованиям извещения о закупке и удовлетворяющий потребностям заказчика. Законодательство РФ не запрещает выходить с предложением на участие в торгах нескольким претендентам с продукцией одного производителя, следовательно, участников торгов может быть неограниченное количество.

Медицинские изделия, закупаемые Заказчиком, имеются в свободной продаже на территории Российской Федерации.

Заявителем документально не подтверждено отсутствие возможности приобрести закупаемый заказчиком в рамках закупки товар в целях его поставки их для нужд заказчика.

Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Также Заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в описании объекта закупки требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.

Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения и удовлетворяющий потребности Заказчика.

Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.

В ходе проведения внеплановой проверки соблюдения Закона о контрактной системе Комиссией по указанным обстоятельствам в действиях (бездействии) Заказчика нарушений не установлено.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ИП Григорьян Э.Л. необоснованной.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП Григорьян Э.Л. на положения извещения электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Система стабилографии), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (изв. № 0815500000524003510) необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики»
ИНН 2130225986, ОГРН 1212100004490
БУ "ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА №1" МИНЗДРАВА ЧУВАШИИ
ИНН 2126002610, ОГРН 1022100982056