Предупреждение №ВК/5039/20 Срок до 17 сентября. от 3 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат

признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

 

Чувашское УФАС России, ознакомившись с постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 20.11.2019 № 118-21/в «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Чувашской Республике для Общества с ограниченной ответственностью «МВК «Экоцентр» на 2020 год» установило следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

В соответствии со ст. 1 Закона об отходах понятие «обращение с отходами» подразумевает деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Отходы I - IV классов опасности: отходы чрезвычайно опасные (I), высокотоксичные (II), умеренно опасные (III) и малоопасные (IV), в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, способностью к самовозгоранию, высокой реакционной способностью, канцерогенностью, наличием возбудителей инфекционных заболеваний или другими установленными документально опасными свойствами), и обращение с которыми представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.

В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по сбору, обработке и удалению отходов, услуги по утилизации отходов объединены в 38 классе. В зависимости от опасности отходов, услуги по сбору отходов объединены в группы: 38.11 - для сбора неопасных отходов и 38.12 - для сбора опасных отходов, далее внутри группы в зависимости от видов отходов и возможности повторного их использования услуги по сбору отходов подразделяются на подгруппы, виды и категории (например, 38.11.1 - услуги по сбору неопасных отходов, пригодных для повторного использования и др.).

Услуги по транспортированию отходов в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности обозначены как «перевозка специальными транспортными средствами отходов и отбросов» и включены в прочие услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом (вид 49.41.19).

Согласно положениям Стандарта ГОСТ Р 53692-2009:

к отходам потребления относят все образующиеся в результате потребления и/или эксплуатации готовой продукции виды отходов, включая твердые бытовые отходы, медицинские и биологические отходы, упаковочные отходы, а также отходы, образующиеся при функционировании культурно-бытовых, учебных учреждений, организаций и предприятий торговли и общественного питания и других предприятий и организаций общественного назначения; остатки веществ, материалов, предметов, изделий, частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства в результате физического или морального износа в процессах потребления и (или) эксплуатации, а также получившие несовместимые с их дальнейшим использованием повреждения в результате нештатных ситуаций.

Твердые бытовые отходы (ТБО): отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Согласно Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов»: «твердые и жидкие бытовые отходы» - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.); «потребитель» - гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов; «исполнитель» - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору.

В Федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО) коммунальные отходы объединены в группу 7 30000 00 00 0 «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению», куда включены отходы из жилищ, отходы от уборки территории городских и сельских поселений, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, прочие твердые коммунальные отходы.

Поскольку Законом об отходах и ФККО установлен единый подход к понятию «твердые коммунальные отходы», а Стандартом и Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов предусмотрено понятие «твердые бытовые отходы», схожее с понятием «твердые коммунальные отходы», в рамках проведения данного анализа понятия «твердые бытовые отходы» и «твердые коммунальные отходы» приняты за равнозначные.

 

Согласно пункту 4 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных от-ходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. № 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила № 505), в целях сопоставления объема и массы твердых коммунальных отходов определяется средняя плотность твердых коммунальных отходов, рассчитываемая как отношение объема твердых коммунальных отходов, принятых от собственников твердых коммунальных отходов (без учета твердых коммунальных отходов, коммерческий учет которых осуществляется исходя из их массы), к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов за последний истекший календарный год, а при отсутствии таких данных - как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе (далее - средняя плотность твердых коммунальных отходов).

 

В приказе Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики №03/1-03/1012 от 14.11.2017 отсутствует средняя плотность ТКО, образующихся на территории Чувашской Республики, так как на момент принятия приказа отсутствовали данные об объеме ТКО, принятых от собственников ТКО (без учета ТКО, коммерческий учет которых осуществлялся исходя из массы) и массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов за последний истекший календарный год.

Минстроем Чувашии в 2019 году в течение 4-х сезонов совместно с органами местного самоуправления были проведены замеры по контейнерам в городах и муниципальных районах. По итогам сезонных замеров Минстрой Чувашии внес изменения в нормативы накопления твердых коммунальных отходов только по жилым зданиям городов республиканского и районного значения, поселков городского типа и жилым зданиям сельских населенных пунктов, средняя плотность по Чувашской Республике не была выведена.

 

Постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 20.11.2019 № 118-21/в «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Чувашской Республике для Общества с ограниченной ответственностью «МВК «Экоцентр» на 2020 год» установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Чувашской Республике для Общества с ограниченной ответственностью «МВК «Экоцентр» на 2020 год, а именно,

 

Пп/п

Наименование регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами

Ед. изм.

Предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, рублей (без НДС)*

 

 

с 01.01.2020 по 30.06.2020

с 01.07.2020 по 31.12.2020

 

Общество с ограниченной

ответственностью

«МВК «Экоцентр»

 

 

 

1.1

потребители, кроме населения

тонна

3 556,55

4 296,53

1.2.

население

тонна

3 556,55

4 296,53

 

Таким образом, на сегодняшний день расчетный размер платы за услуги по обращению с ТКО составляет для городского населения 63,15 рубля, для сельского населения – 47,56 рубля с человека в месяц.

С учетом утвержденных нормативов накопления отходов, плата для городских жителей будет составлять 76,28 рубля ежемесячно на человека. Плата для проживающих в сельской местности составит 57,46 рубля на человека в месяц (https://pg21.ru/news/65280).

 

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» указанный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Таким образом, действие Закона о защите конкуренции распространяется на все действия органов государственной власти, влияющие на отношения, которые связаны с защитой конкуренции вне зависимости от того, на основании какого федерального закона они осуществляют такие действия (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.09.2017 по делу № А83-5831/2016).

 

Согласно статьи 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных территорий субъекта Российской Федерации и различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с учетом других критериев, установленных Правительством Российской Федерации.

Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220 (далее - Порядок) процедура выявления товара включает, в том числе предварительное определение товара, условий договора, заключенного в отношении товара; нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.

Предварительное определение товара проводится на основе, в том числе Продуктовые границы товарного рынка определены как рынок по обращению с ТКО.

 

Согласно пункту 4.1 Порядка, географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, технологическую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).

Согласно Методическим рекомендациям ФАС России, рынок является локальным (в пределах муниципального образования, поселения, города федерального значения). Следовательно, рынок услуг может рассматриваться в пределах населенных пунктов, то есть в местах фактического предоставления услуги.

В рассматриваемом случае, услуги предоставляются на территории Чувашской Республики.

Таким образом, оказанием услуг принимаются административные границы – Чувашская Республика.

В соответствии  ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

По смыслу данной нормы запрещаются любые действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке, соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

 

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 N 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

 

В рассматриваемом случае  имеет место создание неравных условий для управляющих организаций, объемы которых замерялись и предприниматели, по которым этого не делали.

Действия по применению тарифа без учета этих решений приводит к созданию неравных условий для предпринимателей, управляющих компаний, обслуживающих многоквартирные дома и иных лиц.

Более того, тариф относительно применения единицы измерения в тоннах по ТКО неприменим для предпринимателей.

 

В связи с наличием в действиях Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам  (428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. Республики д. 2) признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженных в утверждении Постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 20.11.2019 № 118-21/в «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Чувашской Республике для Общества с ограниченной ответственностью «МВК «Экоцентр» на 2020 год» в нарушение норм действующего законодательства, в том числе и без учета средней плотности ТКО, образующихся на территории Чувашской Республики, Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рекомендует прекратить указанные действия в срок до 17 сентября 2020 года, путем приведения Постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 20.11.2019 № 118-21/в «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Чувашской Республике для Общества с ограниченной ответственностью «МВК «Экоцентр» на 2020 год» в соответствие с требованиями действующего законодательства, в части не нарушающей требования части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.

О выполнении предупреждения, с приложением документов, подтверждающих исполнение, сообщить в Чувашское УФАС России в срок до 21 сентября 2020 года.

 

Примечание:

Предупреждение выдается субъекту,  в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства, признание же факта нарушения антимонопольного законодательства выносится решением антимонопольного органа  после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Предупреждение не устанавливает факта нарушения антимонопольного законодательства и не определяет меру ответственности.

Таким образом, предупреждение не подлежит обязательному исполнению и направлено, в первую очередь, на повторную оценку лицом своих действий (бездействия). Признание факта нарушения антимонопольного законодательства выносится решением антимонопольного органа  после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (п. 8 статьи 39.1 Закона).

При этом представление ответа в установленный предупреждением срок обязательно.

За непредставление информации  по требованию антимонопольного органа предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со статьей 19.8 Кодекса об административных правонарушениях, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации),  предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны