Решение №НВ/4231/24 Решение по делу №021/07/3.4-606/2024 от 7 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

Дело № 021/07/3.4-606/2024 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 02 августа 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме 07 августа 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 № 10 в составе:

"..."

в присутствии представителей от:

заказчика – Автономного учреждения Чувашской Республики «Физкультурно-оздоровительный центр «Росинка» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики (далее – Заказчик, АУ "ФОЦ Росинка" Минспорта Чувашии) – "...", представителя по доверенности,

в отсутствие, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения представителя общества с ограниченной ответственностью «Стройсвет» (далее – ООО «Стройсвет», Заявитель),

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) посредством видео-конференц-связи жалобу ООО «Стройсвет» на конкурсную документацию автономного учреждения Чувашской Республики «Физкультурно-оздоровительный центр «Росинка» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики при проведении конкурса в электронной форме на капитальный ремонт спальных корпусов № 1, №2 и № 6 АУ "ФОЦ Росинка" Минспорта Чувашии (изв. 32413825861),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 24.07.2024 поступила жалоба ООО «Стройсвет» (вх. № 6601-ЭП/24) на конкурсную документацию при проведении конкурса в электронной форме на капитальный ремонт спальных корпусов №1, №2 и №6 АУ "ФОЦ Росинка" Минспорта Чувашии (изв. 32413825861).

В жалобе ООО «Стройсвет» указывает, что согласно конкурсной документации о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по объекту: «Капитальный ремонт спальных корпусов № 1, № 2, № 6 АУ Чувашии «ФОЦ «Росинка» Минспорта Чувашии» установлены особенности участия в закупке коллективных участников (Требования к коллективному участнику закупки) п 7б.

Заявитель сообщает, что Заявка Коллективного участника создаст преимущественные условия и нарушает права и законные интересы иных участников Конкурса. Кроме того проект договора не соответствует положению о закупке товаров, работ, услуг автономного учреждения Чувашской Республики «Физкультурно-оздоровительный центр «Росинка» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики (с изменениями, утвержденными протоколом Наблюдательного совета № 13 от 08.12.2023 г., № 5 от 20.05.2024 г.). Также, в проекте контракта(договора) отсутствуют п. 1.11.9-1.11.22 Положения, которые должны быть включены в проект договора.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении допущенного нарушения.

При рассмотрении жалобы представители Заказчика, просили признать жалобу необоснованной.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Организация закупочной деятельности заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг автономного учреждения Чувашской Республики «Физкультурно-оздоровительный центр «Росинка» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики, утвержденным наблюдательным советом автономного Учреждения Чувашской Республики «Физкультурно-оздоровительный центр «Росинка» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики, Протокол № 8 от «24» июля 2023 г. (с изменениями, утвержденными протоколом Наблюдательного совета №13 от 08.12.2023, №5 от 20.05.2024) (далее — Положение о закупке).

Заказчиком 19.07.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. (далее - ЕИС) размещено извещение № 32413825861 о проведении конкурса в электронной форме на капитальный ремонт спальных корпусов №1, №2 и №6 АУ "ФОЦ Росинка" Минспорта Чувашии, с начальной (максимальной) ценой договора 186 017 461,52 рублей.

Относительно довода Заявителя о неправомерном включении в Закупочную документацию условия об участии в закупке среди субъектов малого и среднего предпринимательства коллективных участников, Комиссия отмечает следующее.

Подпунктом 1 пункта 7б Извещения и подпункта 1 пункта 7.2 Конкурсной документации определено, что при проведении закупки допускается участие коллективных участников, а именно «Допускается участие в процедурах закупки нескольких юридических лиц, нескольких физических лиц, в том числе нескольких индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника процедуры закупки на основании заключенного договора.

При проведении конкурентной закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства требование подпункта 7.2.4 пункта 7 Положения о закупке товаров, работ, услуг автономного учреждения Чувашской Республики «Физкультурно-оздоровительный центр «Росинка» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики (далее – Положение) распространяется на каждого участника закупки, входящего в состав коллективного участника закупки.»

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".

При этом статьей 3.4 Закона N 223-ФЗ установлены особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее соответственно - конкурентная закупка с участием субъектов МСП, субъекты МСП).

Особенности осуществления таких закупок детализированы в утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 Положении об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее — Положение).

Согласно пункту 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее соответственно - положение о закупке, Федеральный закон), торгов, иных способов закупки:

а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;

б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;

в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Частью 19.1 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ определен перечень информации и документов, обязанность представления которых заказчик вправе установить в документации о конкурентной закупке с участием субъектов МСП.

Вместе с тем статья 3.4 Закона N 223-ФЗ не содержит положений о возможности участия в конкурентной закупке с участием субъектов МСП нескольких юридических лиц или нескольких индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Таким образом, проведение конкурентной закупки с участием субъектов МСП не предполагает коллективное участие субъектов МСП в такой закупке.

Аналогичная позиция отражена в письме Минфина России от 16.03.2023 N 24-07-08/22356 "О рассмотрении обращения" - проведение конкурентной закупки с участием субъектов МСП не предполагает коллективного участия в закупке таких субъектов.

Указанная позиция также изложена в письме ФАС России от 22.06.2023 N 28/48914/23.

Учитывая вышеизложенное, при проведении закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства коллективное участие недопустимо.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о несоответствии действий Заказчика требованиям части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках.

Вместе с тем, Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что в пункте Раздела 7 Извещения «Требования, предъявляемые к участникам закупки, в том числе дополнительные требования» указано следующее:

«Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».

Таким образом, рассматриваемый конкурс не проводится только среди субъекты малого или среднего предпринимательства по нормам статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ. Следовательно, допущенное заказчиком нарушение не препятствовало подаче заявки на участие в конкурсе и не повлекло ограничение количества участников. В виду изложенного, Комиссия Чувашского УФАС России считает возможным предписание об устранении нарушения не выдавать.

По доводу заявителя об отсутствии в проекте контракта(договора) п. 1.11.9-1.11.22 Положения, которые должны быть включены в проект договора, Комиссией Чувашского УФАС России установлено следующее.

Согласно письму ФАС России от 25.06.2019 N МЕ/53183/19, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Из приведенной позиции следует, что обжалование положений документации в независимости от того является ли лицо участником Закупки или нет, допускается исключительно в срок до окончания подачи заявок, установленный извещением.

Комиссия отмечает, что жалоба была подана 24.07.2024 в отношении Закупочной документации, которая действовала на момент подачи жалобы.

При этом 25.07.2024 Заказчиком были внесены изменения в Закупочную документацию, проект контракта приведен в соответствие с п. 1.11.9-1.11.22 Положения.

В свою очередь Комиссия поясняет, что указанные обстоятельства не являются препятствием для подачи жалобы на актуальные положения Закупочной документации в рамках срока, установленного извещением о проведении Закупки.

При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Управление отмечает, что оспаривание положений закупочной документации которые, по мнению Заявителя, противоречат действующему законодательству Российской Федерации, подлежали обжалованию до публикации новой версии Закупочной документации.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что у Заявителя отсутствуют правовые основания для оспаривания недействующей редакции Закупочной документации.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

 

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В силу вышеизложенного, Комиссия признает жалобу ООО «Стройсвет» на конкурсную документацию при проведении конкурса в электронной форме на капитальный ремонт спальных корпусов №1, №2 и №6 АУ "ФОЦ Росинка" Минспорта Чувашии (изв. 32413825861) обоснованной.

Одновременно, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для выдачи предписания, так как условие к коллективном участнику закупки в данном случае не повлияет на результат проведения закупки.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Стройсвет» на конкурсную документацию при проведении конкурса в электронной форме на капитальный ремонт спальных корпусов №1, №2 и №6 АУ "ФОЦ Росинка" Минспорта Чувашии (изв. 32413825861) обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика Автономного учреждения Чувашской Республики «Физкультурно-оздоровительный центр «Росинка» Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 3, части 19.1 статьи 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Направить материалы должностному лицу Чувашского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

2024-4778

 

 

Связанные организации

ООО "Стройсвет"
ИНН 2124041268, ОГРН 1152124001556
Автономное учреждение Чувашской Республики "Физкультурно-оздоровительный центр "Росинка" Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики
ИНН 2127011110, ОГРН 1022100984498