Решение №НВ/4461/20 Производство по делу прекращено. от 10 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 21/01/15-58/2019 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

03 июня 2020 года                                                                                                       г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 21/01/15-58/2019 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

при отсутствии на заседании Комиссии заявителя- «…»

при отсутствии на заседании Комиссии заявителя- Государственной службы по конкурентной политике и тарифам;

при отсутствии на заседании Комиссии ответчика– администрации г. Чебоксары Чувашской Республики;

при отсутствии на заседании Комиссии лица, располагающего сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств:

 – ООО «Городские Маршрутные Перевозки»,

- ООО «ПШФ «Швейзер»,

 

рассмотрев материалы дела № 21/01/15-58/2019, возбужденного в отношении администрации г. Чебоксары Чувашской Республики по признакам нарушения пункта 7 части 1  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России  поступило обращение «…», перенаправленное письмом Прокуратуры г. Чебоксары Чувашской Республики от  17.09.2019 № 73-26/1222-19  на действия администрации г. Чебоксары Чувашской Республики  относительно повышения цен за пользование общественным транспортом.

Аналогичное обращение также поступило от Государственной службы по конкурентной политике и тарифам от 13.09.2019 № 05/02-2384.

 

В связи с наличием в действиях администрации г. Чебоксары Чувашской Республики признаков нарушения  пункта 7 части 1 статьи 15  Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженных в  создании преференции по исполнению  муниципального контракта № Ф.2018.542843 от 19.11.2018  (идентификационный код закупки 183213009747721300100100370014931244)  со роком его исполнения  01.12.2018 по 30.11.2026, заключенного между Управлением ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары Чувашской Республики и ООО «Городские Маршрутные Перевозки»- маршрут № 47 (г. Чебоксары Чувашской Республики),  Чувашским УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало предупреждение от 08.11.2019 № ВК/7829/19 о необходимости прекратить указанные действия в срок до 26 ноября 2019 года, путем   внесения изменений в постановление администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 24.05.2019 № 1135 «О регулируемых тарифах  на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования города Чебоксары» в части повышения тарифа по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом

 

Письмом от 21.11.2019 № 18474  (вх. Управления от 22.11.2019 № 7262/19) администрация г. Чебоксары Чувашской Республики  сообщила, что администрацией ведется работа по переоценке обоснованности тарифов, установленных постановлением от 24.05.2019 № 1135 «О регулируемых тарифах  на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования города Чебоксары» в части повышения тарифа на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом  путем повторного сбора информации и расчетов по прогнозным показателям от ООО «ГМП», а также фактически сложившихся  финансовых результатов от других перевозчиков, осуществляющих деятельность по регулируемым тарифам  на перевозки в г. Чебоксары.

Поступление информации ожидается  в срок до 25.12.2019.

Таким образом, на сегодняшний день, как сообщила администрация исполнить предупреждение не представляется возможным.

 

Статьей 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от  13 декабря 2019 года  № 127 возбуждено дело № 21/01/15-58/2019 в отношении администрации г. Чебоксары Чувашской Республики по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

- предупреждает монополистическую              деятельность недобросовестную конкуренцию другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

 

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пунк 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции определены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Законом Чувашской Республики №48 от 29.12.2003 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» определено, что регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органами местного самоуправления (пункт 8 статьи 4).

 

Пункт 1 статьи 424 ГК РФ устанавливает, что в предусмотренных законом случаях применяются тарифы, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Пунктом 55 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184 – ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определено, что органы исполнительной власти субъектов РФ уполномочены на установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и осуществление контроля за их применением.

Постановлением администрации города Чебоксары от 30.10.2018 № 2096 утверждена методика расчёта уровня регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования города Чебоксары.

Согласно методике, регулирование тарифов осуществляется по заявительному принципу. При этом основным методом государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом является метод экономически обоснованных затрат, т.е. пересмотр тарифов производится исходя из расходов и доходов хозяйствующего субъекта с учетом финансового результата перевозочной деятельности.

В соответствии с Методическими рекомендациями по регулированию тарифов, экономически обоснованные тарифы – тарифы, рассчитанные исходя из затрат хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемую деятельность, на перевозку пассажиров, и объема перевозок, определённого с учётом всех перевезённых пассажиров.

В соответствии с методикой расчёта уровня регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования города Чебоксары, утверждённой постановлением администрации города Чебоксары от 30.10.2018 №2096 расчет осуществляется на принципах применения на всей территории г. Чебоксары Чувашской Республики единой структуры и системы построения тарифов для определения их эффективного уровня с учетом платёжеспособного спроса населения.

 

Во исполнение требований предупреждения Чувашского УФАС России от 08.11.2019 № ВК/7829/19 администрацией города Чебоксары проведена работа по переоценке обоснованности тарифов, установленных постановлением администрации города Чебоксары от 24.05.2019 № 1135 «О регулируемых тарифах на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования города Чебоксары» (далее - постановление № 1135) в части повышения тарифа на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом путем повторного сбора информации и расчетов по прогнозным показателям, а также фактически сложившихся финансовых результатов от ООО «Городские маршрутные перевозки» и других перевозчиков, осуществляющих деятельность по регулируемым тарифам на перевозки в городе Чебоксары.

В администрацию города Чебоксары представлены расчеты тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом следующими перевозчиками:

- по фактическим данным за 9 месяцев 2019 года (в соответствии с пунктом 3.5 Порядка установления регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования города Чебоксары (далее - Порядок), утвержденным постановлением администрации города Чебоксары от 30.10.2018 № 2096):

ИП Васильев О.Г. - за безналичный расчет - 21 руб., за наличный расчет - 25 руб. (средний тариф - 22 руб.);

ООО «Городские маршрутные перевозки» - за безналичный расчет - 21 руб., за наличный расчет - 25 руб. (средний тариф - 22 руб.);

ООО «Крокус Авто» - за безналичный расчет - 36 руб., за наличный расчет - 40 руб. (средний тариф - 37 руб.);

ООО «ТМК» - за безналичный расчет - 18 руб., за наличный расчет - 22 руб. (средний тариф - 19 руб.);

- по прогнозным данным на 2020 год (в соответствии с пунктом 3.11 Порядка, утвержденного постановлением администрации города Чебоксары от 30.10.2018 № 2096 (на основании распоряжения Минтранса России от 18.04.2013 № НА-37-р «О введении в действие Методических рекомендаций по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования»):

ООО «ПШФ «Швейзер» - за безналичный расчет - 21 руб., за наличный расчет - 25 руб. (средний тариф - 22 руб.).

Средний тариф по 5 перевозчикам составил 24 руб., за безналичный расчет - 23 руб., за наличный расчет - 27 руб.

На территории города Чебоксары перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом осуществляются 13 перевозчиками. При этом в общее количество подвижного состава входит 303 единицы. Количество подвижного состава по перевозчикам, представившим расчеты тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом - 196 единиц, что составляет 64,7 % от общего количества подвижного состава.

Анализ расчетов тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по итогам 9 месяцев 2019 года, представленный вышеуказанными перевозчиками, показывает, что средний тариф на перевозки на 2 руб. больше тарифа, установленного постановлением № 1135.

В целях дальнейшего анализа стоимости проезда в автомобильном транспорте в настоящее время перевозчиками ведется подготовка расчетов тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по фактическим данным за 2019 год.

Одновременно сообщено, что ранее при формировании в мае 2019 года тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, установленных постановлением № 1135, принято обращение от 30.04.2019 от ООО «Городские маршрутные перевозки» с заявлением об установлении тарифов на перевозки в размере 21,0 руб. за безналичный расчет и 25,0 руб. за наличный расчет. В связи с тем, что до пересмотра регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа по предусмотренным муниципальным контрактам маршрутам выполнялись менее года, перевозчиком представлены расчеты и обосновывающие документы согласно п. 3.11. Порядка на основании планируемых показателей в соответствии с методом нормативных затрат.

В основу данного метода положены действующие нормы расхода материальных ресурсов, расчетные удельные расходы на 1 км пробега пассажирского транспортного средства, содержащиеся в Методических рекомендациях по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, утвержденных распоряжением Минтранса России от 18.04.2013 № НА-37-р. В данном случае перевозчики не обязаны представлять формы бухгалтерской, статистической, налоговой отчетности и другие документы, указанные в п. 3.5. Порядка при расчете тарифа на основании фактически произведенных затрат за определенный период времени (если перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок выполнялись не менее года).

Порядком, утвержденным постановлением администрации города Чебоксары от 30.10.2018 № 2096, не определены условия и ограничения по количеству обращений перевозчиков в администрацию города Чебоксары по установлению и изменению регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

 

Следует отметить, что установленный постановлением администрации города Чебоксары от 24.04.2019 №1135 тариф на перевозки пассажиров и багажа распространяет свое действие на всех перевозчиков в городе Чебоксары, осуществляющих перевозки по муниципальным контрактам, заключенным с Управлением ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары.

Обоснованность тарифа подтверждена экспертным заключением.

Проект постановления прошёл антикоррупционную экспертизу в прокуратуре Чувашской Республики.

Постановлением администрации города Чебоксары на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом установлен единый для всех перевозчиков тариф при приобретении билета в салоне в размере 25 руб, при оплате проезда картами для безналичной оплаты проезда - 21 руб.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенного пункта.

В соответствии со статьей 1 Закона Чувашской Республики от 24.11.2004 №37 «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городского округа» город Чебоксары с входящими в его состав населенными пунктами наделен статусом городского округа.

Несмотря на протяженность маршрутов тариф на перевозки пассажиров не зависит от расстояния, так как тариф в городском сообщении устанавливается на поездку независимо от того, сколько остановок проехал пассажир.

 

Согласно Закону о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

 

Пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещено федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации    предоставлять государственные или муниципальные преференции в нарушение порядка, установленного Законом о защите конкуренции.

 

Постановление от 24.05.2019 №1135 обязательно для применения всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозки пассажиров и багажа, т.к тарифы утверждены на одном уровне для применения всеми перевозчиками, и все перевозчики имеют возможность конкурировать между собой в равных тарифных условиях.

Данные вывод согласуется с судебной практикой (А79-1561/2016).

 

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу, что в действиях администрации г. Чебоксары Чувашской Республики отсутствует нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции отсутствие нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

Руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

 

Производство по делу № 21/01-15-58/2019, возбужденное в отношении администрации г. Чебоксары Чувашской Республики (428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Маркса д. 36, ИНН 2126003194, ОГРН 1022101150037), прекратить.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   «…»

 

Члены Комиссии:                                                                                                      «…»

 

 

 

 

Решение может  быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны