Решение №ВК/10107/20 Установлено нарушение законодательства о рекламе. от 31 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 021/05/5-788/2020

 

 

 30 декабря  2020  г.                                                                                         г. Чебоксары

                  

        Комиссия  Чувашского УФАС  России  по рассмотрению дел по признакам

нарушения  законодательства  о  рекламе (далее Комиссия) в составе:

         председатель Комиссии:

         «…»

         члены Комиссии:

         «…»

        рассмотрев дело № 021/05/5-788/2020, возбужденное в отношении ИП Ручиной Ольги Николаевны (ИНН/ОГРИП 212407197170/311212404500010), в связи с распространением рекламы с признаками нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

         в присутствии:                                                                                         заявителя - представителя АО "Городская ритуальные услуги" – «…» (доверенность от 12.08.2020 б/н),

         в отсутствии: лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения Закона о рекламе – ИП Ручиной О.Н.,  представителей заинтересованных лиц – ИП Кононова С.Ю.,  ООО "Городская ритуальная служба", согласно представленным ходатайствам о рассмотрении дела без их участия, 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

                                                                    

         22.06.2020 (вх.№ 6293/20) в Чувашское УФАС России поступило заявление АО "Городские ритуальные услуги" (далее также Заявитель) о размещении недостоверной информации, опубликованной на первой полосе газеты «PRO город Чебоксары» от 14.12.2019 № 50 (483) следующего содержания:     «Единственная похоронная служба, имеющая контракт с администрацией города Чебоксары на перевозку тел умерших Городская Ритуальная Служба полный комплекс ритуальных услуг 44-44-44 круглосуточно».                                                                                Заявитель указывает, что исходя из смысла данной рекламной информации, следует, что иные службы, осуществляющие деятельность на рынке ритуальных услуг, не имеют возможности осуществлять перевозку тел умерших.                                    При этом, в действительности, иные специализированные службы, осуществляющие деятельность на рынке ритуальных услуг г. Чебоксары, согласно требованиям Федерального закона от 12.01.1996  № 8 – ФЗ «О погребении и похоронном деле», также  осуществляют оказание услуг по эвакуации тел умерших (погибших) в морг города Чебоксары.                                                                                                                          Из информации, представленной Заявителем следует, что ООО "Городская ритуальная служба" признано победителем электронного аукциона, проведенного уполномоченным учреждением - Муниципальным казённым учреждением «Центр организации закупок» города Чебоксары (протокол подведения итогов от 20.08.2019 № 0815300003219000802).                                                                                      Вместе с тем, согласно техническому заданию электронного аукциона  для ООО "Городская ритуальная служба" было установлено конкретное требование: «Эвакуация тел умерших (погибших) в морг города Чебоксары с мест ДТП, общественных мест (улиц, подвалов, чердаков и т. д.), трупов граждан, малоимущих или не имеющих родственников в соответствии с требованиями:        Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»,   Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».                                           В этой связи, указание в рекламе информации о том, что ООО "Городская ритуальная служба" единственная похоронная служба, имеющая контракт с администрацией города Чебоксары, на перевозку тел умерших, в том числе,  при любых обстоятельствах, не может соответствовать действительности.                              В этой связи, информация о том «Городская Ритуальная Служба Единственная похоронная служба, имеющая контракт с администрацией города Чебоксары на перевозку тел умерших» не может признаваться достоверной.                             Факт размещения указанной информации подтвержден копией страницы газеты «PRO город Чебоксары» от 14.12.2019 № 50 (483), скриншотом страницы технической части технического задания (описание объекта закупок) электронного аукциона от 20.08.2019№ 0815300003219000802.

        Из представленных пояснений ООО "Городская ритуальная служба" установлено, что общество не вступало в договорные обязательства с изданием газеты «PRO город Чебоксары» по размещению рассматриваемой рекламы.                         Кроме того номер телефонной связи 44 - 44 - 44,обозначенный в рекламе как контактный, также не принадлежит ООО "Городская ритуальная служба".

         Из информации, представленной газетой «PRO город Чебоксары», в лице ИП Кононова С.Ю., привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, установлено, что размещение рекламы осуществлялось в период с 16.11.2019 по 08.08.2020 в выпусках газеты в соответствии с договором от 26.07.2019 № 958, заключенного между ИП Кононовым С.Ю. и ИП Ручиной О.Н.

         Предметом данного договора являлось выполнение работ и/или услуг по производству и размещению рекламных материалов в газете «PRO город Чебоксары».

В то же время, на момент рассмотрения настоящего дела клиент (ИП Ручина О.Н.) продолжает размещение рекламы в газете «PRO город Чебоксары», но без содержания спорной формулировки.

Указанная информация подтверждена представленным выпуском газеты от 19.09.2020 № 38(523), содержащей следующее: «Городская Ритуальная Служба полный комплекс ритуальных услуг 44-44-44 круглосуточно».        

         Из информации ПАО "ВымпелКом" установлено, что указанный в рекламе номер телефона,  выделен в пользование ИП Краснову А.Н. (ИНН/ОГРНИП 212400369119/7213000049693).

        Таким образом, с учетом информации,  поступившей от ПАО "ВымпелКом",  ИП Кононова С.Ю.,  ИП Ручиной О.Н., установлено следующее.                               ИП Ручина О.Н.  действительно являлась инициатором размещения рекламы в газете «PRO город Чебоксары» с целью оказания услуг ООО «Городская ритуальная служба» согласно заключенному с обществом и ИП Красновым А.Н. договорам.

        Вместе с тем, содержание и опубликование рассматриваемой рекламы, ни с ООО «Городская ритуальная служба» ни с ИП Красновым А.Н., ИП Ручиной О.Н. не согласовывались.                                                                                                     Таким образом, размещение вышеуказанного рекламного модуля в газете «PRO город Чебоксары» осуществлено ИП Ручиной О.Н.

         При этом, ИП Ручина О.Н. указала, что подавая рекламу, она действительно полагала, что ООО "Городская ритуальная служба" единственная организация на перевозку тел умерших, поскольку именно это общество заключило контракт с администрацией г. Чебоксары.

         В  связи с чем, не предполагала, что размещает недостоверную информацию и тем самым нарушает требования законодательства.

       Оценив поступившие документы, исследовав в совокупности и взаимосвязи, представленные в материалы дела доказательства,  Комиссия пришла к следующим выводам.                                                                                   

Как следует из материалов дела, АО «Городские ритуальные услуги» обратилось в Чувашское УФАС России с претензией к содержанию рекламной информации, опубликованной в газете «PRO город Чебоксары» от 14.12.2019 № 50 (483), в связи с тем, что реклама содержит не соответствующие действительности сведения следующего содержания: «Единственная похоронная служба, имеющая контракт с администрацией города Чебоксары на перевозку тел умерших Городская Ритуальная Служба полный комплекс ритуальных услуг 44-44-44 круглосуточно».                       

В силу пункта 1 статьи 3 Закон о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.                                               Представленная статья является рекламой, поскольку обладает всеми признаками рекламы, поименованными пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе.

         Объектом рекламирования, в данном случае, являются ритуальные услуги, осуществляемые "Городской ритуальной службой".                                                                При этом, привлекая внимание потребителей рекламы к услугам "Городской ритуальной службы", реклама обращает внимание на то, что данная служба является «единственной похоронной службой, имеющая контракт с администрацией города Чебоксары на перевозку тел умерших».

         Поскольку оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями, потребитель вправе предположить, что вышеуказанное в рекламе утверждение является неопровержимой информацией.

         Таким образом, в рассматриваемом случае, в предмет доказывания указанной в рекламе информации, входила проверка достоверности сведений, размещенных в названной рекламе, в связи с чем, Комиссия установила следующее.

         Установлено, что ООО "Городская ритуальная служба" признано победителем электронного аукциона, проведенного уполномоченным учреждением - Муниципальным казённым учреждением «Центр организации закупок» города Чебоксары (протокол подведения итогов от 20.08.2019 № 0815300003219000802).

         Вместе с тем, согласно техническому заданию электронного аукциона  для ООО "Городская ритуальная служба" было установлено конкретное требование: «Эвакуация тел умерших (погибших) в морг города Чебоксары с мест ДТП, общественных мест (улиц, подвалов, чердаков и т. д.), трупов граждан, малоимущих или не имеющих родственников в соответствии с требованиями:        Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»,   Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». 

         В этой связи, указание в рекламе информации о том, что ООО "Городская ритуальная служба" единственная похоронная служба, имеющая контракт с администрацией города Чебоксары, на перевозку тел умерших, в том числе,  при любых обстоятельствах, необоснованно.

           Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о рекламируемом и предлагаемом товаре (услуге).

         Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, указанная реклама содержит неоднозначную информацию и вводит ее потребителей в заблуждение,

В силу части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной.                                                                               Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

          

         В качестве недостоверной может также признаваться реклама, которая хотя и не содержит напрямую не соответствующих действительности сведений об ином объекте (хозяйствующем лице), его товаре (услугах), но оказывает влияние на выбор потребителя, манипулируя отсутствием специальной информацией такого рода сведениями.  

В настоящее время на рынке оказания ритуальных услуг высокая конкуренция, таким образом, у потребителей имеется достаточная альтернатива в выборе хозяйствующего субъекта, предоставляющего данный вид услуг.

При этом, отношения в сфере рекламы должны строиться на принципах достоверности сообщаемых сведений о товарах и услугах и исходить из того, что достоверная информация о товарах и услугах позволяет потребителю сделать правильный выбор.

В тоже время, не обладая специальными сведениями о деятельности хозяйствующих субъектов на рынке реализации ритуальных услуг, потребители ориентируются на информацию, указанную в рекламе, из которой, в рассматриваемом случае, при буквальном толковании текста информация, являющейся частью рекламного сообщения, следует: «…Городская ритуальная служба" единственная похоронная служба, имеющая контракт с администрацией города Чебоксары, на перевозку тел умерших».    

В данном случае, для привлечения потенциальных потребителей к товарам и услугам общества, размещает недостоверные сведения, поскольку представленные в дело документы не свидетельствуют об указанной в рекламе информации.  

В этой связи, наличие в тексте рекламы данного утверждения не может признаваться достоверной, соответствующей действительности.

Согласно пункту 9  Постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 года N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона о рекламе" рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.

Как разъяснено в пункте 29 указанного Постановления, при решении вопроса о признании рекламы недостоверной необходимо исходить из того, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

         Рассматриваемая реклама, содержит недостоверную информацию, носящую ложный или вводящий в заблуждение характер, соответственно, подлежит пресечению, поскольку распространение недостоверной рекламы нарушает требования Закона о рекламе и влечет за собой ответственность рекламодателя в соответствии с Законом о рекламе.

           В силу требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.                                                                                                                 Согласно техническому заданию на оказание услуг, являющемуся неотъемлемой частью контракта от 03.09.2019 № 802, заключенному между Муниципальным казенным учреждением «Чебоксарское городское бюро регистрации несчастных случаев» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики и  ООО "Городская ритуальная служба", ООО "Городская ритуальная служба" может оказывать услуги эвакуация тел умерших (погибших) в морг города Чебоксары с мест ДТП, общественных мест (улиц, подвалов, чердаков и т. д.), трупов граждан, малоимущих или не имеющих родственников.                                                                  При этом,  для обыденного потребителя рассматриваемой рекламы, без указания в рекламе всей необходимой разъяснительной информации, следует, что ООО "Городская ритуальная служба", в принципе, единственная организация, на перевозку тел умерших, имеющая контракт с администрацией города Чебоксары.

         Следовательно, текст рекламы, содержащий сведения о статусе ООО "Городская ритуальная служба", как единственной организации на территории г. Чебоксары, осуществляющей услуги в ритуальной сфере на перевозку тел умерших, не соответствуют действительности.

         Комиссия пришла к выводу, что ИП Ручина О.Н., представляющая интересы ООО "Городская ритуальная служба", указав в рекламе не соответствующие действительности сведения, упустив в ней конкретную информацию при каких обстоятельствах общество реализует деятельность по эвакуации тел умерших, способствовала формированию у потребителей ложного представления об иных продавцах товара, оказывающих аналогичные услуги.                               Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении требований части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

         Ответственность за нарушение требований, установленной нормы Закона о рекламе несет рекламодатель.

В смысле части 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание лицо.

         Рекламодателем рассматриваемой рекламной информации явилась ИП Ручина О.Н. (ИНН/ОГРИП 212407197170/311212404500010).

          Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе, вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

        В связи с тем, что  распространение рекламы на момент рассмотрения дела не размещается, Комиссия пришла к выводу о нецелесообразности выдачи предписания ИП Ручиной О.Н.

            Руководствуясь  частью  2  пункта  1 статьи  33,  частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения  Закона

о рекламе, Комиссии

 

РЕШИЛА:

          

         1. Признать рекламу, опубликованную в газете «PRO город Чебоксары» в период с 16.11.2019 по 08.08.2020 содержащую информацию: «Городская Ритуальная Служба полный комплекс ритуальных услуг 44-44-44 круглосуточно»,  нарушающей часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.

         2. Признать ИП Ручину О.Н. нарушившей требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

         3. Предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе ИП Ручиной О.Н. не выдавать.

         4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях в отношении ИП Ручиной О.Н.

 

         Решение может  быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     «…»

 

Члены Комиссии                                                                                  

                                                          «…»     

Связанные организации

Связанные организации не указаны