Решение №НВ/1895/24 Решение от 11 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

по результатам рассмотрения обращения о включении сведений

в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

 

Дело № 021/10/104-221/2024 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 8 апреля 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме 11 апреля 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 10.02.2023 №9 в составе:

"..."

в присутствии представителей от:

заказчика – Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Республиканская клиническая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики "..."

победителя закупки — ИП Мохирева Д.Е.,

рассмотрев в режиме ВКС обращение, представленное Бюджетным учреждением Чувашской Республики «Республиканская клиническая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее — Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Реестр) сведений об индивидуальном предпринимателе Мохиреве Денисе Евгеньевиче (далее – ИП Мохирев Д.Е), находящемся по адресу: "..." (ИНН 420533463863 ; ОГРНИП 323784700224321).

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее — Управление) 01.04.2024 поступило от Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Республиканская клиническая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики о включении в Реестр сведений об ИП Мохиреве Д.Е в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).

В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации факта ненадлежащего исполнения контракта и соблюдения, предусмотренных Законом о контрактной системе, процедуры и сроков для одностороннего отказа от исполнения контракта.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее — Постановление № 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.

В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.

Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.

Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

20.11.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www. zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815500000523010920 о проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для стерилизации 1 , с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 1 301 943,75 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.11.2023 №ИЭА1 участник с идентификационным номером № 3(ИП Мохирев Д.Е.) признан победителем.

11.12.2023 г. Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Республиканская клиническая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики и ИП Мохирев Д.Е. с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании результатов аукциона в электронной форме (реестровый номер аукциона 0815500000523010920-2-1, протокол подведения итогов от 29 ноября 2023 года), ИКЗ 232213003189221300100103460013250244, заключен контракта22130031892 23 000403 на поставку расходного материала для стерилизации 1 (далее Контракт), согласно которому Подрядчик принял на себя обстоятельство выполнить работы на общую сумму "...", без учета НДС, Заказчик, в свою очередь, принял на себя обязательство по оплате выполненной работы.

Согласно пункту 4.7. Контракта поставка товара производится согласно графику поставки товара (Приложение №7 к Контракту), в случае экстренной необходимости возможна дополнительная поставка по заявке Заказчика. Приложением 7 к контракту определены следующие периоды поставки:

1 партия – с момента заключения контракта до 29.12.2023 г

2 партия – с 01.02.24 до 10.02.2024 г

3 партия с 01.04.2024 г. до 10.04.2024 г.

Поставщиком в первой партии поставлен товар на сумму "..." руб.

- документ о приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов, в том числе этапов), оказанных услуг в электронной форме №2112-1 от 26.12.2023 на сумму "..."руб. Заказчик принял товар 09.01.2023 г.

В ходе приемки товара по УПД 2112-1 от 26.12.2023 г. Заказчиком установлено, что по позициям 7 и 8 спецификации к контракту поставлен товар, технические характеристики которого не соответствуют требованиям контракта, о чем Поставщику направлен акт рекламаций от 29.12.2023г.

Выявлены аналогичные несоответствия в позициях 7 (пакет комбинированный жаропрочный плоский само запечатывающийся для медицинской паровой, газовой (этиленоксид), радиационный и воздушной стерилизации (15 мм *280мм) и 8 (пакет комбинированный жарюпрочный плоский само запечатывающийся для медицинской паровой, газовой (этиленоксид), радиационной и воздушной стерилизации (250 мм*4000мм).

В сроки, указанные в Акте рекламации товар поставщиком не заменен.

Заказчиком сделан запрос производителю товара ООО Компания «ТерраМед» и получен ответ, что указанные пакеты, зарегистрированные в Росздравнадзоре №РЗН 2022/16876 от 08.04.2022 не обладают необходимыми характеристиками:

1. Нанесенный на пакет товарный знак и наименование предприятия — изготовителя;

2. Указанный на пакете срок сохранения стерильности;

3. Термический шов с 3 полосами спайки.

ООО Компания «ТерраМед» пояснено, что информация по пунктам 1-2 на продукцию не нанесена.

По пункту 3 (термический шов с 3 полосами спайки) - на пакетах ООО Компания «ТерраМед»используется сплошной шов, что является улучшением характеристики, так как при вариации шва с несколькими полосами остается нерабочее пространство между ними и ширина реальной склеивающей зоны в действительности становится меньше заявленной.

13.03.2023 г. Поставщиком поставлен товар по УПД № 0920-1 от 13.03.2024 г. На сумму "..." руб. При приемки выявлены несоответствия оставленного товара.

Заказчиком направлен Акт рекламации от 14.03.2023 г.

По состоянию на 18.03.2024 г. поставка по заявкам не производилась. Контракт исполнен на "..." руб.

Неисполнение принятых на себя Поставщиком обязательств повлекло нарушение прав и законных интересов заказчика, поскольку последний в значительной степени лишился того на что был вправе рассчитывать при заключении контракта.

На основании пункта 8.2. Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с п. 8.3 Контракта Заказчик обязан отказаться от исполнения Контракта в одностороннем внесудебном порядке, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно п. 8.4. Контракта Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем внесудебном порядке в случаях:

8.4.1. Поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок.

8.4.2. Нарушения Поставщиком сроков поставки товара свыше, чем на 5 дней.

8.4.3. Неоднократного (2 и более раза) ненадлежащего исполнения Поставщиком принятых на себя обязательств по настоящему Контракту.

8.4.4. В иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством.

В силу пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен специальный порядок изменения, расторжения государственного и муниципального контракта.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

  1. заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

  2. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

  3. поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 приведенной статьи Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

19.03.2024 Заказчик, в силу пунктов 8.2, 8.4 Контракта, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В этот же день принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок во вкладке «Решение об одностороннем отказе».

Анализ положений частей 12.2, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.

Следовательно, обязанности по направлению Поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и опубликованию его в единой информационной системе с целью надлежащего уведомления Поставщика о принятом решении Заказчиком соблюдены.

Располагая возможностью в десятидневный срок после получения уведомления о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Поставщик не исполнил договорные обязательства: не поставил товары, предусмотренные Контрактом.

Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 19.03.2024 вступило в силу, и контракт считается расторгнутым с 01.04.2024, что подтверждается размещенной 01.04.2024 информацией о расторжении Контракта на официальном сайте в карточке контракта с реестровой записью № 22130031892 23 000403, реестровая запись Контракта в реестре контрактов переведена на статус "Исполнение прекращено".

Следовательно, Заказчиком исполнены требования Закона в части порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

Согласно части 2 статьи 104 Закона, в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

01.04.2024 Заказчиком в Управление было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Следовательно, Заказчиком в полной мере исполнены требования статьи 104 Закона относительно сроков направления в антимонопольный орган информации для включения в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта.

Уведомлением НВ/1683/24 о месте и времени рассмотрения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) рассмотрение дела было назначено на 8 апреля 2024 в 10 час. 00 мин . Уведомление, а также информация о проведении внеплановой проверки в соответствии с подпунктом "г" пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 01.04.2024 размещены в ЕИС.

При этом, в силу подпункта "д" пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) такое уведомление считается надлежащим уведомлением Поставщика о месте, дате и времени рассмотрения обращения, и проведении проверки.

Вышеуказанным уведомлением ИП Мохиреву Д.Е. предлагалось представить надлежащим образом оформленные (заверенные) документы и информацию:

- контактные данные представителя (в обязательном порядке номер телефона, в том числе мобильного, для возможности дистанционного рассмотрения);

- доверенность представителя на представление интересов;

- мотивированное письменное пояснение на заявление Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Мохиреве Д.Е.

Документы и пояснения ИП Мохирева Д.Е. в адрес Комиссии Чувашского УФАС России поступили, явку представителя на заседании Комиссии Чувашского УФАС России ИП Мохирев Д.Е. обеспечил.

Также Поставщиком было отправлено возражение на заявление Заказчика, в котором указано следующее.

На настоящий момент контракт исполнен на "..." руб. (из "..."). Поставщиком было увеличено количество поставляемого товара до подписания контракта. В наличии есть весь оставшийся товар для полного исполнения данного контракта. Однако, Поставщику стало известно, что заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик в своем решении ссылается на несоответствие технических характеристик требованиям Контракта 7 и 8.

Пункт № 1: Пакеты, в соответствии с требуемыми Заказчиком характеристиками, являются жаропрочными и выдерживать высокие температур в течение длительного времени. Таким образом, материалы, из которых они изготовлены невозможно соединить при помощи термической спайки, т.к материалы не поддаются плавлению. В настоящий момент ни один производитель в мире не имеет жаропрочных пакетов, соединенных термическим методом.

Пункт № 2: Изучив последний контракт Заказчика в ЕИС по аналогичным позициям, а именно позиции 26 и 27 (Контракт № 265-ЭА от 30.08.2022, номер закупки 0815500000522007363), поставщик пришел к выводы, что данные требования были указаны в виду технической ошибки Заказчика, так как описаны характеристики данных товаров, которые были приняты Заказчиком без замечаний, указаны точно такие же требования, хотя пакеты производства ООО «Мегатехника» (Регистрационное удостоверение Росздравнадзора РЗН 2019/8832 от 14.10.2021 года являются абсолютно такими же, как и те, что предложены к поставке).

Пункт № 3:

1. Предлагаемые к поставке пакеты ООО Компания «ТерраМед» имеют наименование предприятия — изготовителя на общей упаковке (100 шт.).

2. У пакетов ООО Компания «ТерраМед» нет товарного знака. Это абсолютно не влияет на эксплуатационные и технические характеристики товара.

3. Срок сохранения стерильности ИМН в жаропрочных пакетах ООО Компания «ТерраМед» - 5 лет. Согласно методическим указаниям по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения, утвержденным Руководителям Департамента госсанэпиднадзора Минздрава России от 30 декабря 1998 г. N МУ-287-113- срок сохранения стерильности изделий не превышает 60 суток. Таким образом, любое простерилизованное изделие будет сохранять стерильность на порядок, а именно в 20 раз дольше, чем это необходимо лечебному учреждени.

Также ссылаются на несоответствии технических характеристик требованиям Контракта позиции 2 товара. В контракте указан: индикатор для контроля качества предстерилизационной очистки (ЭкоТест-Контроль Фенолфталеин, 1% спиртовой раствор Э-50351) ООО «ЭКО-СЕРВИС», Россия 2 шт. (сумма "..." руб). Представитель ИП Мохирева Д.Е. пояснил, что им ошибочно был поставлен другой индикатор для контроля, качества предстерилизационной очистки (ЭкоТест-Контроль Азопирам Биореагенг >-50101). ООО «ЭКО-СЕРВИС», Россия. Это техническая ошибка. Упаковки имеют практически одинаковый вид. Однако, в связи с принятием заказчиком решения о расторжении контракта поставщик не успел заменить заказчику данный товар.

На заявление Заказчика, что последний в процессе исполнения контракта установил, что при определении поставщика, поставщик предоставил недостоверную информацию о соответствии поставляемого товара требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке, что позволило ему стать победителем определением поставщика, ИП Мохирев пояснил:

Стать победителем определения поставщика позволило лишь то, что ИП Мохирев предлагает к поставке только качественный товар производства России по низким ценам, что позволяет значительно сократить бюджетные расходы и максимально соблюсти Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Комиссия Чувашского УФАС России изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон приходит к следующему.

При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:

- факта нарушения законодательство о контрактной системе;

- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;

- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;

- последствия нарушения для заказчика;

- соразмерность меры ответственности.

В силу части 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее – Правила № 1078).

В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

На основании представленных доказательств, учитывая фактические обстоятельства дела, следует, что ИП Мохирева Д.Е. осуществлялись действия, направленные на фактическое исполнение контракта и свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от исполнения принятых на себя обязательств по контракту.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.

С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.

В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139- О, от 2024-1777 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.

Ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий Реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.

По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.

Исследовав представленные сторонами доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия установила, что ИП Мохиревым Д.Е. осуществлялись действия, направленные на фактическое исполнение контракта и свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от исполнения принятых на себя обязательств по контракту.

ИП Мохиревым Д.Е. были предприняты действия по поставке товаров, предусмотренных контрактом. Довод Учреждения о том, что указанный в заявке ИП Мохирева Д.Е. товар не соответствовал условиям извещения и описанию предмета закупки сам по себе не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, наличии его вины и отсутствии необходимой степени заботливости и добросовестности, поскольку ИП Мохиревым Д.Е. к заявке на участие в электронном аукционе приложены свидетельства о государственной регистрации на предлагаемые товары, а на сайте Росздравнадзора размещены инструкции к указанным изделиям, в которых отражены параметры предлагаемых товаров, в связи с чем у заказчика имелась возможность отклонить заявку ИП Мохирева Д.Е. На основании вышеизложенного Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ИП Мохирева Д.Е. не являются намеренными и целенаправленными на уклонение от исполнения Контракта в соответствии с определенным предметом закупки, включение в реестр недобросовестных поставщиков будет носить чрезмерную, несоразмерную произведенным ИП Мохиревым Д.Е. действиям санкцию.

Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок. Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения о преднамеренном уклонении ИП Мохиревым Д.Е. от исполнения контракта.

Реализация положений статьи 104 Закона о контрактной системе, требует комплексной оценки действиям (бездействию) заказчика и его контрагента ввиду критерия добросовестного стремления того и другого к надлежащему (скорому и качественному) исполнению условий Контракта.

Учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия антимонопольного органа, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Исполнителя на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда. Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

 

Исследовав представленные сторонами доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия установила, что ИП Мохирев Д.Е. осуществлялись действия, направленные на фактическое исполнение контракта и свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от исполнения принятых на себя обязательств по контракту.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078 “О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации” статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

РЕШИЛА:

 

1. Сведения, представленные Бюджетным учреждением Чувашской Республики «Республиканская клиническая больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики об индивидуальном предпринимателе Мохиреве Денисе Евгеньевиче, находящемся по адресу: "..." (ИНН 420533463863 ; ОГРНИП 323784700224321), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

"..."

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

2024-2100

 

 

Связанные организации

БУ ЧР Республиканская клиническая больница
ИНН 2130031892, ОГРН 1072130020082
Электронная торговая площадка «Фабрикант»
ИНН 7703561549, ОГРН 1057748006139