Решение №А79-9321/2022 Постановление суда от 20 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Владимир

 

«20» июня 2023 года                                                   Дело № А79-9321/2022

 

Резолютивная часть постановления объявлена 13.06.2023.

Полный текст постановления изготовлен 20.06.2023.

 

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 05.04.2023 по делу № А79-9321/2022,

принятое по заявлению муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского учета города Чебоксары» (ИНН 2130230753, ОГРН 1222100001617) о признании недействительными пунктов 2, 4 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от 11.07.2022 № 021/10/104-658/2022,

при участии в деле третьих лиц – акционерного общества «ТЭК-Торг», общества с ограниченной ответственностью «Матрица-Сервис», общества с ограниченной ответственностью «Айтискул».

 

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.

 

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее – Управление, антимонопольный орган) 04.07.2022 поступило обращение муниципального казенного учреждения «Центр бухгалтерского учета города Чебоксары» (далее – Учреждение, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Матрица-Сервис» (далее – ООО «Матрица-Сервис») в связи уклонением от заключения контракта.

Антимонопольным органом установлено, что 14.06.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение № 0815500000522005699 о проведении электронного аукциона на приобретение системных блоков, с начальной (максимальной) ценой 840 000 руб.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.06.2022 № ИЭА1 победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки № 19 (ООО «Матрица-Сервис») с минимальным ценовым предложением 316 600 руб. Снижение составило 62,31% от начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно информации с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.06.2022 размещен в единой информационной системе 21.06.2022.

Заказчик 23.06.2022 разместил в единой информационной системе (БИС) и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта № 5699.

ООО «Матрица-Сервис» 30.06.2022 разместило в единой информационной системе протокол разногласий. В этот же день заказчиком был размещен документ «Доработанный проект контракта».

ООО «Матрица-Сервис» 30.06.2022 подписало усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта, одновременно разместив на электронной площадке подписанный проект контракта.

Однако, при размещении информации, подтверждающей добросовестность ООО «Матрица-Сервис», последним была допущена техническая ошибка.

В этой связи заказчик не смог подписать усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт.

Ввиду того, что контракт не был подписан, заказчиком 01.07.2022 принято решение о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта.

На основании принятого решения комиссией по осуществлению закупки составлен протокол от 01.07.2022 о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и в этот же день на сайте единой информационной системе размещена информация об отмене процедуры заключения контракта.

Антимонопольный орган счел, что победитель закупки был лишен возможности корректного подписания контракта в предоставленный законодательством срок (до 23 часов 59 минут 01.07.2022), поскольку заказчиком инициировано досрочное рассмотрение вопроса о признании участника электронного аукциона уклонившимся от заключения договора, по результатам которого принято решение о признании ООО «Матрица-Сервис» уклонившимся от заключения договора, оформленное протоколом от 01.07.2022.

  Управление пришло к выводу о том, что заказчиком нарушены требования пункта 2 части 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).

В соответствии с решением от 11.07.2022 по делу № 021/10/104-658/2022 комиссия Управления решила: Сведения, представленные Учреждением в отношении ООО «Матрица-Сервис», членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при проведении электронного аукциона на приобретение системных блоков (извещение № 0815500000522005699), не включать (пункт 1); признать в действиях заказчика нарушения пункта 2 части 6 статьи 51 Федерального закона № 44-ФЗ (пункт 2); выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе (пункт 3); передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности (пункт 4).

Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными пунктов 2, 4 решения Управления от 11.07.2022 № 021/10/104-658/2022.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество «ТЭК-Торг» (далее – ООО «ТЭК-Торг»), ООО «Матрица-Сервис», общество с ограниченной ответственностью «Айтискул».

Решением от 05.04.2023 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил заявленное Учреждением требование.

Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.

Заявитель апелляционной жалобы считает, что составив и разместив протокол о признании участника уклонившимся от заключения договора до истечения представленного ООО «Матрица-Сервис» законодательством о контрактной системе срока выполнения требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик тем самым нарушил пункт 2 части 6 статьи 51 Федерального закона № 44-ФЗ.

Управление поясняет, что во время рассмотрения обращения заказчика, а также в своем пояснении от 07.07.2022 ООО «Матрица-Сервис» указало, что после получения протокола признания его уклонившимся, 01.07.2022 ООО «Матрица-Сервис» обратилось в службы технической поддержки площадки. Оператор технической поддержки пояснил, что нарушение регламентированных сроков допущено заказчиком и участнику необходимо обратиться к заказчику.

Управление утверждает, что возможность или невозможность размещения участником дополнительных документов в единой информационной системе не влияет на обязанность заказчика совершить определенные пунктом 2 части 6 статьи 51 Федерального закона № 44-ФЗ действия только после истечения установленного законодательством срока выполнения участником закупки требований по подписанию контракта.

Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.

Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона № 44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом «а» пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с названным Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.

В силу пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона № 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 названного Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 51 Федерального закона № 44-ФЗ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 названной статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:

1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с названным Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом).

При этом такой участник закупки:

а) в случаях, предусмотренных статьей 37 названного Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;

б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);

2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:

а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 названной статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;

б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 названной статьи;

3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 названного Федерального закона.

Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, что в первоначальном проекте контракта, размещенном заказчиком 23.06.2022, была некорректно указана фамилия директора ООО «Матрица-Сервис».

Победитель закупки, воспользовавшись правом, предоставленным ему пунктом 2 части 3 статьи 51 Федерального закона № 44-ФЗ, в 11 часов 08 минут 30.06.2022 разместил на электронной площадке соответствующий протокол разногласий.

 Согласно пункту 2 части 4 статьи 51 Федерального закона № 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 51 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик в 13 часов 13 минут 30.06.2022 сформировал с использованием единой информационной системы (далее – ЕИС) и разместил в ЕИС без своей подписи доработанный проект контракта с учетом информации, содержавшейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт.

Согласно части 5 статьи 51 Федерального закона № 44-ФЗ не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 указанной статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 указанной статьи.

С учетом приведенной нормы права ООО «Матрица-Сервис» имело возможность в срок не позднее 23 час. 59 мин. 01.07.2022 вносить изменения и разместить на официальном сайте проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени ООО «Матрица-Сервис», усиленной электронной подписью.

 В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 данной статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта; заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 данной статьи формирует с использованием ЕИС, подписывает УЭП и размещает в ЕИС и на электронной площадке протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки; формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в ЕИС протокола, предусмотренного подпунктом «а» данного пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 6 статьи 51 Федерального закона №44-ФЗ).

Как следует из материалов дела, ООО «Матрица - Сервис» во исполнение требований части 5 статьи 51 Федерального закона № 44-ФЗ в 15 часов 33 минуты 30.06.2022 подписало со своей стороны размещенный заказчиком проект контракта с учетом информации, содержавшейся в протоколе разногласий, и представило в соответствии с частью 8.1 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ информацию о трех исполненных контрактах в качестве обеспечения исполнения контракта. При этом один из представленных контрактов (с реестровым номером 1121502128119000021) был исполнен ранее трех лет до даты подачи заявки участника закупки, что не соответствовало требованиям части 8.1 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ.

Заказчиком 01.07.2022 принято решение о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта.

На основании принятого решения комиссией по осуществлению закупки составлен протокол от 01.07.2022 о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и в этот же день на сайте единой информационной системе размещена информация об отмене процедуры заключения контракта.

Из ответа акционерного общества «ТЭК-Торг» от 20.01.2023 № 113-01 следует, что согласно журналу событий на электронной торговой площадке по закупочной процедуре № 0815500000522005699 протокол уклонения от заключения контракта с ЕИС поступил 01.07.2022 17:37:06 (МСК). Извещение об отмене процедуры заключения контракта получено 01.07.2022 17:37:07 (МСК).

С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что поскольку ООО «Матрица - Сервис» доработанный проект контракта подписан 30.06.2022, то возможность вносить в него какие-либо изменения с указанной даты утрачена, а у Учреждения, в свою очередь, отсутствовала возможность возвратить на доработку проект контракта, в связи с чем Учреждение 01.07.2022 приняло обоснованное решение о признании такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта.

Между тем, из письма акционерного общества «ТЭК-Торг» от 20.01.2023 № 113-01 одновременно следует, что после размещения заказчиком в ЕИС протокола уклонения от заключения контракта по закупочной процедуре возможность размещения поставщиком документов недоступна.

В своих объяснениях ООО «Матрица - Сервис» указывало, что 01.07.2022 оно обращалось в службу технической поддержки электронной торговой площадки; оператор технической поддержки пояснил, что нарушение регламентированных сроков допущено заказчиком.

  В рассматриваемом случае заказчик, разместив до истечения регламентированного частью 5 статьи 51 Федерального закона № 44-ФЗ срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Федерального закона №44-ФЗ, протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, ограничил  ООО «Матрица - Сервис» в возможности выполнить соответствующие требования и нарушил  положения часть 6 статьи 51 Федерального закона №44-ФЗ), преждевременно инициировав процедуру признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта.

Вывод Управления о том, что возможность или невозможность размещения участником дополнительных документов в ЕИС не влияет на обязанность заказчика совершить определенные пунктом 2 части 6 статьи 51 Федерального закона № 44-ФЗ действия только после истечения установленного законодательством срока выполнения участником закупки требований по подписанию контракта, является правильным, а выводы суда первой инстанции об обратном ошибочными.

При таких обстоятельствах антимонопольный орган пришёл к правомерному выводу о нарушении заказчиком положений пункта 2 части 6 статьи 51 Федерального закона №44-ФЗ.

В этой связи решение Управления от 11.07.2022 по делу № 021/10/104-658/2022 в оспоренной заказчиком части является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения заявленных Учреждением требований не имеется.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения норм материального права, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.

 Нарушений норм процессуального права, являющихся  в силу  части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Управление от уплаты государственной пошлины освобождено.

Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 05.04.2023 по делу № А79-9321/2022 отменить.

В удовлетворении заявленного требования муниципальному казенному  учреждению «Центр бухгалтерского учета города Чебоксары» отказать.                      

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

 

Председательствующий судья                                     А.М. Гущина

 

Судьи                                                                                  Т.А. Захарова

 

                                                                                             Т.В. Москвичева

Связанные организации

Связанные организации не указаны