Решение №НВ/7906/23 Решение № 021/10/104-1040/2023 от 21 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

по результатам рассмотрения обращения о включении

сведений в Реестр недобросовестных поставщиков

(подрядчиков, исполнителей)

 

Дело № 021/10/104-1040/2023 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 18 декабря 2023 года

Решение изготовлено в полном объеме 21 декабря 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 10.02.2023 № 9 в составе:

"..."

в присутствии представителей от:

Заказчика — Муниципального бюджетного учреждения «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары Чувашской Республики "..."

Исполнителя — индивидуального предпринимателя Никольского М.Е.,

рассмотрев обращение, представленное Муниципальным бюджетным учреждением «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – Реестр) сведений об индивидуальном предпринимателе Никольском Михаиле Евгеньевиче ("...") (ИНН 212703682708, ОГРНИП 323210000037340),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии 12.12.2023 поступило обращение Муниципального бюджетного учреждения «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары Чувашской Республики о включении в Реестр сведений об Муниципального бюджетного учреждения «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары Чувашской Республики (далее – ИП Никольский М.Е., Исполнитель) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).

В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации факта ненадлежащего исполнения контракта и соблюдения, предусмотренных Законом о контрактной системе, процедуры и сроков для одностороннего отказа от исполнения контракта.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП № 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.

В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.

Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.

Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

20.07.2023 между Муниципальным бюджетным учреждением «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары Чувашской Республики и индивидуальным предпринимателем Никольским Михаилом Евгеньевичем заключен контракт на оказание услуги по расчету сметной стоимости строительно-монтажных работ на объекте «Строительство общеобразовательной школы поз. 37 в мкр. 3 района «Садовый» г. Чебоксары Чувашской Республики» (контракт № 032 от 20.07.2023) (далее Контракт).

Согласно пункту 1.1. Контракта Исполнитель принял на себя обязательства на оказание услуги по расчету сметной стоимости строительно-монтажных работ на объекте «Строительство общеобразовательной школы поз. 37 в мкр. 3 района «Садовый» г. Чебоксары Чувашской Республики» согласно описанию объекта закупки (Приложение к настоящему Контракту), которое является неотъемлемой частью настоящего Контракта.

Цена Контракта определена в пункте 2.1. Контракта и составляет "..." руб. 00 коп., в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке - (-) процентов, а в случае, если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена контракта НДС не облагается.

Согласно пункта 4.1. Исполнитель производит оказание услуг в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение к настоящему Контракту) и Календарным планом оказания услуг (Приложение № 2 к настоящему Контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта.

Срок исполнения Исполнителем своих обязательств по настоящему Контракту с момента заключения Контракта по 07.08.2023 (пункт 4.2. Контракта).

Согласно Приложению № 1 к Контракту Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по расчету сметной стоимости строительно-монтажных работ, необходимых для завершения строительства объекта «Строительство общеобразовательной школы поз. 37 в мкр. 3 района «Садовый» г. Чебоксары Чувашской Республики»:

1. Определить фактическую стоимость, виды и объемы работ, по каждому конструктиву (элементу) отдельно, необходимые для завершения строительства объекта, получения заключения о соответствии построенного объекта и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, исходя из проектно-сметной документации прошедшей государственную экспертизу и экспертное сопровождение на дату подписания настоящего контракта и актов выполненных строительно-монтажных работ на объекте на дату подписания настоящего контракта, представленных Исполнителю, которые должны быть согласованны с Акционерным обществом «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Чувашской Республики» в рамках контракта № 07 от 14.07.2023 на строительство общеобразовательной школы поз. 37 в мкр. 3 района «Садовый» г. Чебоксары Чувашской Республики. Требования к расчету:

- Сметная стоимость должна быть определена на основании сборников территориальных единичных расценок (ТЕР-2001) и территориальных единичных расценок на монтаж оборудования (ТЕРм-2001) (редакции 2014 г.), и согласована с Акционерным обществом «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Чувашской Республики» в рамках контракта № 07 от 14.07.2023 на строительство общеобразовательной школы поз. 37 в мкр. 3 района «Садовый» г. Чебоксары Чувашской Республики.

- Пересчет смет из базы 2001 г. в текущий уровень цен должен быть выполнен с применением индексов изменения сметной стоимости строительства во 2 квартале 2023 г. по Чувашской Республике: (Письмо Минстроя России от 11.05.2023 № 26728-ИФ/09), и согласован с Акционерным обществом «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Чувашской Республики» в рамках контракта № 07 от 14.07.2023 на строительство общеобразовательной школы поз. 37 в мкр. 3 района «Садовый» г. Чебоксары Чувашской Республики.

2. В результате должны быть предоставлены: локальные сметные расчеты на каждый конструктив (элемент) отдельно, ведомость объемов работ (ВОР) на каждый конструктивный элемент отдельно, объектный сметный расчет, сводный сметный расчет стоимости строительно-монтажных работ, которые должны быть согласованы с Акционерным обществом «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Чувашской Республики» в рамках контракта № 07 от 14.07.2023 на строительство общеобразовательной школы поз. 37 в мкр. 3 района «Садовый» г. Чебоксары Чувашской Республики.

3. С участием уполномоченного представителя Акционерного общества «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Чувашской Республики» выходить на объект строительства и фиксировать актом технического осмотра объекта капитального строительства виды и объемы ранее выполненных работ на объекте, техническое состояние строительных конструкций, инженерного оборудования, общий объем строительной готовности объекта, виды и объемы некачественно выполненных работ, описание дефектов (при наличии), а также фиксируются объемы имеющихся на строительной площадке материалов, изделий, конструкций и оборудования.

Исполнитель обязан передать Заказчику сметные расчёты по результатам оказания услуги в 2-х экземплярах - 1 экземпляр в письменном виде, подписанный Исполнителем, 1экземпляр в электронном виде с двух форматах: в формате Ехсеl и в формате сметной программы.

Из пояснений Заказчика следует, что по состоянию на 29.11.2023 Исполнитель не выполнил взятые на себя обязательства по настоящему Контракту, результаты выполненной работы (локальные сметные расчеты на каждый конструктив (элемент) отдельно, ведомость объемов работ (ВОР) на каждый конструктивный элемент отдельно, объектный сметный расчет, сводный сметный расчет стоимости строительно-монтажных работ, которые должны быть согласованы с Акционерным обществом «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Чувашской Республики» в рамках контракта № 07 от 14.07.2023 на строительство общеобразовательной школы поз. 37 в мкр. 3 района «Садовый» г. Чебоксары Чувашской Республики) не предоставил. Что в свою очередь приводит к срыву сроков завершения строительства объекта «Строительство общеобразовательной школы поз. 37 в мкр. 3 района «Садовый» г. Чебоксары Чувашской Республики» (объект является социально значимым для региона).

В адрес Исполнителя неоднократно направлялись письма с замечаниями на предоставленные выполненные работы (№ 2014 от 08.08.2023, № 1561 от 24.08.2023, № 2261, 2283 от 31.08.2023, № 2372 от 14.09.2023). Замечания так и не были устранены, результаты выполненной работы по Контракту не предоставлены.

Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ ”О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ (далее - Закон о контрактной системе) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункту 8.2. Контракта, Расторжение настоящего Контракта допускается по Соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренными частями 9 — 23 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии с п. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное пе установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работ. Согласно п. 3 ст. 708 ГК РФ указанные в п. 2 ст.405 ГК РФ последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.

Согласно ч. 1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Согласно ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 8.2. контракта, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик 29.11.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 032 от 20.07.2023, заключенного с ИП Никольским М.Е. ИНН 212703682708.

Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен специальный порядок изменения, расторжения государственного и муниципального контракта (ов).

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика вступило в законную силу 12.12.2023, и с этой даты Контракт считается расторгнутым.

Представителем поставщика были даны следующие пояснения:

01 августа 2023 г. ИП Никольским М.Е. в соответствии с условиями Контракта от 20 июля 2023 г. №032 на оказание услуги по расчету сметной стоимости строительно-монтажных работ на объекте «Строительство общеобразовательной школы поз. 37 в мкр. 3 района «Садовый» г. Чебоксары Чувашской Республики» (далее- Контракт), заключенного с соблюдением требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и иного законодательства Российской Федерации и Чувашской Республики, по электронной почте, что не противоречит п. 12.1 Контракта, были направлены сметы по каждому конструктиву (элементу) в МБУ УКСиР и Акционерном обществе «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Чувашской Республики». Замечаний не поступило, но и согласования со стороны АО «Специализированный застройщик «ИКЧР» также не последовало (согласно условиям контракта №032 п.-3.1.1 и Приложению № 1 к Контракту - Описание объекта закупки).

Письмом от 07 августа 2023 г. ИП Никольским М.Е. сообщалось о том, что в связи с отсутствием возможности влияния на сроки рассмотрения смет в Акционерном обществе «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Чувашской Республики» как это предусмотрено п. 31.1. Контракта и предложено принять решение или о приемке смет для завершения строительства в том виде, в каком они были отправлены или о продлении срока контракта, путем подписания дополнительного соглашения, ответа со стороны МБУ УКСиР не последовало.

07.09.2023 были отправлены сметы и ведомости объемов работ на адрес МБУ УКСиР на бумажном носителе. Каких-либо вопросов и/или предложений ни со стороны МБУ УКСиР, ни со стороны АО «Специализированный застройщик «ИКЧР» на предоставленные сметы и ведомости объемов работ не поступило.

12.09.2023 от АО «Специализированный застройщик «ИКЧР» в адрес МБУ «УКСиР» поступило письмо №1660 о невозможности принятия смет в том виде, в котором они представлены ИП Никольским М.Е. (пересчет смет из базы 2001 г. в текущий уровень цен осуществлялся согласно Приложению №1 к Контракту — Описание объекта закупки с применением индексов изменения сметной стоимости строительства во 2 квартале 2023 г. по Чувашской Республике: (Письмо Минстроя России от 11.05.2023 г. № 26728-ИФ/09), предложением пересчитать их согласно методике определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации на территории Российской Федерации утверждённой приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 августа 2020 «421/пр (методика №421/пр — расчет по конъюнктурному анализу), которое было перенаправлено ИП Никольскому М.Е..

ИП Никольским М.Е. сообщалось в МБУ «УКСиР», что в случае расчета по методике №421/пр будут изменены условия контракта, согласно описанию объекта закупки:

Пересчет смет из базы 2001 г. в текущий уровень цен должен быть выполнен с применением индексов изменения сметной стоимости строительства во 2 квартале 2023 г. по Чувашской Республике: (Письмо Минстроя России от 11.05.2023 г. № 26728-ИФ/09), и согласован с Акционерным обществом «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Чувашской Республики» в рамках контракта № 07 от 14.07.2023 на строительство общеобразовательной школы поз. 37 в мкр. 3 района «Садовый» г. Чебоксары Чувашской Республики.

Со стороны АО «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Чувашской Республики» на представленные ИП Никольским М.Е. на согласование сметы выполненные с применением индексов изменения сметной стоимости строительства во 2 квартале 2023 г. по Чувашской Республике: (Письмо Минстроя России от 11.05.2023 г. № 26728-ИФ/09), был получен ответ о необходимости пересчета смет по конъюнктурному анализу (методика №421/пр), что со стороны Заказчика было отклонено (письмо №2372 от 14.09.2023), таким образом, однозначного ответа по расчету смет на сегодня не имеется.

На отправленные Заказчиком по электронной почте письма с замечаниями на предоставленные выполненные работы со стороны ИП Никольского М.Е. давались пояснения, однако каких-либо ответов со стороны Заказчика, кроме необходимости согласования с АО «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Чувашской Республики» подготовленных мной смет и ведомостей объемов работ не поступило.

По состоянию на сегодняшний день работы выполнены, а причиной задержки в сдаче результата услуг является несвоевременное согласование со стороны Акционерного общества «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Чувашской Республики» рабочей документации:

Вместе с тем, ИП Никольский М.Е. информировал МБУ «УКСиР» о своем намерении исполнить принятые по контракту обязательства, в связи с чем ИП Никольским М.Е. повторно были направлены в адрес Акционерного общества «Специализированный застройщик «Ипотечная корпорация Чувашской Республики» предложения по сметам и ведомостям объемов работ, с приложением ответа заказчика об отклонении необходимости перерасчета смет по конъюнктурному анализу, на что был получен ответ письмо №2178 от 12.12.2023 о том, что Корпорация готова к совместной корректировке смет по объекту в соответствии с фактической стоимостью строительно-монтажных работ и материалов на период выполнения работ (по конъюкторному анализу) согласно условиям контракта.

При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:

- факта нарушения законодательство о контрактной системе;

- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;

- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;

- последствия нарушения для заказчика;

- соразмерность меры ответственности.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.

С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.

В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.

Ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий Реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.

По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.

Исследовав представленные сторонами доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия установила, что ИП Никольским М.Е. осуществлялись действия, направленные на фактическое исполнение контракта и свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от исполнения принятых на себя обязательств по контракту.

Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.

Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения об уклонении ИП Никольского М.Е. от исполнения контракта.

Реализация положений статьи 104 Закона о контрактной системе, требует комплексной оценки действиям (бездействию) заказчика и его контрагента ввиду критерия добросовестного стремления того и другого к надлежащему (скорому и качественному) исполнению условий Контракта.

Учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия антимонопольного органа, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Исполнителя на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.

Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078 “О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации” статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные заказчиком – Муниципальным бюджетным учреждением «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары Чувашской Республики о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об индивидуальном предпринимателе Никольском Михаиле Евгеньевиче ("...") (ИНН 212703682708, ОГРНИП 323210000037340), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

2023-9035

 

 

Связанные организации

МБУ "УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ" ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ
ИНН 2130175037, ОГРН 1162130061543