Решение №06-04/3677 Жалоба признана обоснованной в части. от 23 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Контракт»

 

Дело № 021/06/64-175/2019                                                                                         г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 мая 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 23 мая 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 №4 в составе:

<…>

в присутствии от заказчика – отдела архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики – <…>

 в отсутствие представителей от заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Контракт», (далее – ООО «Контракт»), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «Контракт» на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на оказание  услуг по благоустройству многофункциональной спортивно-игровой площадки на территории стадиона "Спутник" по ул. 3-го Интернационала в г. Алатырь Чувашской Республики (изв. № 0115300044219000014), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 16.05.2019 обратилось ООО «Контракт» с жалобой на положения аукционной документации заказчика - отдела архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики при проведении электронного аукциона на оказание  услуг по благоустройству многофункциональной спортивно-игровой площадки на территории стадиона "Спутник" по ул. 3-го Интернационала в г. Алатырь Чувашской Республики (изв. № 0115300044219000014) (далее – Электронный аукцион).

В жалобе ООО «Контракт» сообщает, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, по следующим основаниям:

- срок подачи заявок на участие в электронном аукционе при внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не соответствует части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе;

- позиции 4, 26, 27 технического задания аукционной документации содержат конкретные показатели, требуемого к поставке товара, что не соответствуют требованиям действующих стандартов;

- условия изменения контракта, содержащиеся в пункте 12.1 проекта контракта, не соответствуют Закону о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, ООО «Контракт» просит рассмотреть жалобу по существу, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об аннулировании данной закупки.

Представитель заказчика нарушения законодательства о контрактной системе не признала,  просила  признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком объявленного аукциона является Отдел архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики.

19.04.2019 в 10 час. 38 мин. заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение                     № 0115300044219000014 о проведении электронного аукциона на оказание  услуг по благоустройству многофункциональной спортивно-игровой площадки на территории стадиона "Спутник" по ул. 3-го Интернационала в г. Алатырь Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой контракта 6 699 880, 00 руб. Одновременно на официальном сайте размещена документация об электронном аукционе.

На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Довод Заявителя о том, что срок подачи заявок на участие в электронном аукционе при внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не соответствует части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе, Комиссия признает состоятельным в силу следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно части 7 статьи 66 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.

Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе)

В силу статьи 191 Гражданского кодекса РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока (часть 1 статьи 194 Гражданского кодекса РФ).

Установлено, что начальная (максимальная) цена вышеуказанной закупки составляет  6 699 880, 00 руб. в связи с чем, срок окончания подачи заявок должен истекать не ранее, чем через пятнадцать дней.

Извещение о проведении закупки размещено 19.04.2019г., Заказчиком срок окончания подачи заявок  установлен 07.05.2019 в 09 час. 00 мин., что  соответствует требованиями части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.

Согласно части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Установлено, что 07.05.2019 в 08 час. 54 мин заказчик по собственной инициативе внес изменение в извещение о проведении электронного аукциона путем продления срока приема подачи заявок на участие в данной закупке.

Таким образом,  изменения в извещение о проведении закупки размещено 07.05.2019 г., Заказчиком срок окончания подачи заявок  установлен 17.05.2019 в 09 час. 00 мин., при этом в соответствии с требованиями части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе, последним днем подачи заявок надлежало установить 22.05.2019 г в 23 час. 59 мин.

Согласно пояснениям представителя заказчика по окончании срока подачи заявок не было подано ни одной заявки на участие в данной закупке, в связи с чем, заказчик продлил срок подачи заявок на 10 дней.

В связи с тем, что объект закупки реализуется за счет средств федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» и  в соответствии с письмом Минстроя России от 23.04.2019 № 14771-МЕ/06 предельная дата заключения муниципального контракта является 01.07.2019.

При этом, Комиссия чувашского УФАС России отмечает, что Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность продления срока подачи заявок на участие в закупке, а предусмотрено лишь внесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона и аукционную документацию.

Установлено, что заказчик внес изменение в извещение о проведении электронного аукциона путем изменения даты окончания срока подачи заявок и даты проведения электронного аукциона.

Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России признает в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе.

По доводу Заявителя о  том, что позиции 4, 26, 27 технического задания аукционной документации содержат конкретные показатели, требуемого к поставке товара, что не соответствуют требованиям действующих стандартов, Комиссия установила следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, заказчиком в документации о закупке устанавливаются функциональные, технические и качественные характеристики поставляемого товара или товара, используемого для выполнения работы или оказания услуги по контракту, в том числе соответствие указанных характеристик требованиям, предусмотренным техническими регламентами и стандартами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации.

Исходя из положений Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации), указанный Закон регулирует отношения в сфере стандартизации, возникающие при разработке документов по стандартизации, в которых указываются общие характеристики объекта стандартизации (продукции), а также правила и общие принципы в отношении такой продукции.

Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), указанный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке и применении обязательных требований к продукции, процессам производства работ, оказанию услуг.

Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара устанавливаются государственными стандартами (далее - ГОСТ).

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Данным правилом призвано упорядочить информацию о закупке, установить однозначно понимаемую и непротиворечивую информацию и тем самым обеспечить взаимопонимание между Заказчиком и участниками закупки (поставщиками), контролирующими органами и другими субъектами экономической деятельности, применяющими нормативные документы.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Описание функциональных, технических и качественных характеристик товара не должно содержать излишних требований, двусмысленных толкований, противоречий, недостоверных и несуществующих характеристик.

Технической частью аукционной документации предусмотрена таблица требований к материалам, используемых при производстве работ (далее - Таблица).

Позицией 4 Таблицы заказчиком  установлены следующие требования к баскетбольной системе:

 

4

Баскетбольная система (регулируемая высота 2,3 - 3,05)

Стойка изготовлена из профильной трубы 1008100*4 мм и покрыта полимерно-порошковой краской синего цвета… Сетка капроновая толщиной 5 мм.

 

Комиссией установлено, что ГОСТ Р 56434-2015 «Оборудование для спортивных игр. Оборудование баскетбольное. Функциональные требования, требования безопасности и методы испытаний» распространяется на баскетбольное оборудование классов А-Е. Стандарт устанавливает функциональные требования, требования безопасности и методы испытаний баскетбольного оборудования.

В соответствии с пунктом 3.1.2.10 ГОСТ Р 56434-2015 нити для плетения сетей должны иметь диаметр не менее 4,5 мм.

Относительно размера стойки представитель заказчика пояснила, что произошла техническая ошибка, согласно локальной смете размеры трубы установлены 100х100х4 мм.

Позицией 26 Таблицы заказчиком установлены требования к хоккейной коробке:

 

26

Хоккейная коробка

… Толщина – 7 мм, высота  - 1220 мм, длина 2440 мм…

 

Позицией 27 Таблицы установлены требования к воротам хоккейным игровым.

 

27

Ворота хоккейные игровые

Нити 2,5 мм

 

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что бремя доказывания обоснованности жалобы возлагается на заявителя жалобы, учитывая, что заявитель на заседании Комиссии не явился, в составе жалобы документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем довод по позициям 26, 27 не нашел своего подтверждения.

Таким образом, установленные заказчиком по позиции 4 требования не соответствуют нормативным значениям стандарта.

Следовательно, заказчиком при описании объекта закупки использованы показатели не в соответствии с действующими требованиями государственных стандартов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о стандартизации,  в связи с чем, Комиссия признает данный довод обоснованным и признает в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя о том, что пункт 12.1 проекта контракта об изменении срока исполнения контракта противоречит положениям Закона о контрактной системе, Комиссия признает несостоятельным в силу следующего.

Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.

Пунктом 12.1 проекта контракта установлено, что если в ходе выполнения работ обнаруживается невозможность исполнения Сторонами обязательств по Контракту вследствие обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, массовые беспорядки и военные действия, а также запретительные меры государства и др.), которые Стороны не могли предвидеть и неблагоприятные последствия которых не могут предотвратить в предусмотренные  Контрактом сроки, Стороны обязаны в трехдневный срок письменно известить друг друга о наступлении таких обстоятельств, принять все возможные  меры по уменьшению их неблагоприятных последствий  на выполнение обязательств по Контракту и вступить в переговоры о продлении или прекращении действия Контракта, либо об изменении его условий. В результате переговоров составляется двухсторонний акт, подписанный Сторонами.

Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что в силу части 3 статьи 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Частью 9 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), утвержденным постановлением Правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 23.12.2015 № 173-14, обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажор) являются чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).

В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.

 Таким образом, пункт 12.1 проекта контракта, которым предусмотрено изменение существенных условий, возможность изменения срока выполнения обязательств по контракту в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, не является нарушением законодательства о контрактной системе.

 В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «Контракт» обоснованной в части неверного установления срока подачи заявок на участие в электронном аукционе при внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона, установления конкретных показателей, требуемого к поставке товара, не соответствующих требованиям действующих стандартов, в действиях заказчика признает нарушение пункта 2 части 1 статьи 33, части 6 статьи 63 Закона о контрактной системе.

Учитывая, что данные нарушения не повлияли на результаты закупки, т.к. срок подачи заявок на участие в электронном аукционе составил 18 дней, а также изменения в извещение о проведении электронного аукциона внесены в части даты окончания подачи заявок и даты проведения электронного аукциона Комиссия Чувашского УФАС России не усматривает необходимости в выдаче предписания.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Контракт» на положения аукционной документации Заказчика при проведении электронного аукциона на оказание  услуг по благоустройству многофункциональной спортивно-игровой площадки на территории стадиона "Спутник" по ул. 3-го Интернационала в г. Алатырь Чувашской Республики (изв. № 0115300044219000014) обоснованной в части неверного установления срока подачи заявок на участие в электронном аукционе при внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона, установления конкретных показателей, требуемого к поставке товара, не соответствующих требованиям действующих стандартов.

2. Признать заказчика – отдел архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33, часть 6 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                  <…>

 

                                                                                                                                 <…>        

 

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны