Решение №НВ/5114/21 Решение №021-06-64-756-2021 от 27 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по результатам рассмотрения жалобы ИП Глаголева Н.Н.

 

Дело № 021/06/64-756/2021 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 июля 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 27 июля 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 №3 в составе:

"..."

в присутствии представителей от:

уполномоченного органа – Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее - уполномоченный орган) - "...", представителя по доверенности,

заказчика – Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее- заказчик)"...", представителя по доверенности,

от заявителя – индивидуального предпринимателя Глаголева Николая Николаевича (далее - ИП Глаголев Н.Н., Заявитель),

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу ИП Глаголева Н.Н. на положения аукционной документации заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку ноутбуков в целях создания и функционирования в общеобразовательных организациях центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» в рамках регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»» (изв. №0115200001121001432) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 15.07.2021 обратился ИП Глаголев Н.Н. с жалобой на положения аукционной документации заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку ноутбуков в целях создания и функционирования в общеобразовательных организациях центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» в рамках регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»» (изв. №0115200001121001432) (далее – Электронный аукцион).

Для всестороннего рассмотрения дела, на заседании Комиссии был объявлен перерыв до 11 час.00 мин. 22 июля 2021 года.

В жалобе Общество сообщает, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а именно заказчик ненадлежащим образом обосновал невозможность соблюдения ограничения, установленного постановлением № 878.

ИП Глаголев Н.Н. поддержал жалобу в полном объеме, просил признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику и Уполномоченному органу предписание об устранении выявленного нарушения.

Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводом жалобы не согласились, указав на отсутствие нарушений законодательства о контрактной системе в аукционной документации, просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком объявленного аукциона является Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, уполномоченным органом выступила Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.

12.07.2021 уполномоченным органом на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение №0115200001121001432 о проведении электронного аукциона на поставку ноутбуков в целях создания и функционирования в общеобразовательных организациях центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» в рамках регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»», с начальной (максимальной) ценой контракта 12 160 000,00 рублей. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Требования к описанию Заказчиком объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, при составлении описания объекта закупки необходимо использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, заказчиком в документации о закупке устанавливаются функциональные, технические и качественные характеристики поставляемого товара или товара, используемого для выполнения работы или оказания услуги по контракту, в том числе соответствие указанных характеристик требованиям, предусмотренным техническими регламентами и стандартами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации.

Объектом объявленной закупки является поставка ноутбуков.

Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе).

Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

Пунктом 7.1 Информационной карты аукционной документации установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления № 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень), содержащий в том числе товары с кодом ОКПД2 "26" " Оборудование компьютерное, электронное и оптическое".

В соответствии с пунктом 2 порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденного Постановлением Правительства № 878, обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:

а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;

б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

Согласно пункту 3 Порядка, обоснование должно содержать указание на:

а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;

б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;

г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).

В силу пункта 5 Порядка обоснование размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Комиссией установлено, что на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронного оборудования, происходящего из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с которым радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой закупке радиоэлектронной продукции.

В обосновании невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчиком указано, что радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям в аукционной документации.

Представителем, заказчика при рассмотрении дела, представлена сравнительная таблица из 10 позиций разных моделей ноутбуков, в соответствии с которой заказчиком был сделан анализ о несоответствии ноутбуков: Аquarius Cmp NS183, Аquarius Cmp NS483, Аquarius Cmp NS483R, DERO, Гравитон, RAYbook Si1512, Аquarius Cmp NS685U, Аquarius Cmp NS585, требованиям аукционной документации.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что в единый реестр радиоэлектронной продукции включены 26 реестровые записи производителей ноутбуков (ООО "ПК Аквариус", ООО «АйСиЭл Техно», АО «НПО Ангстрем», ОАО «Рикор», Электроникс», ООО «Деловой Офис», ООО "ДЕПО Электроникс", ООО «Новый Ай Ти Проект»:

- порядковые номера реестровых записей (РЭ-2229/20; РЭ-2320/20; РЭ-2743/20; РЭ-2745/20, РЭ-449/21, РЭ-453/21, РЭ-849/21, РЭ-1046/21,,РЭ-1146/21, РЭ-1147/21, РЭ-1148/21, РЭ-1522/21, РЭ-1523/21, РЭ-1524/21, РЭ-1525/21, РЭ-1526/21, РЭ-1527/21, РЭ-1528/21 ,РЭ-1534/21 ,РЭ-1535/21, РЭ-1536/21, РЭ-1537/21, РЭ-1538/21, РЭ-1539/21, РЭ-2248/20, РЭ-2383/20, РЭ-1166/21, РЭ- 1167/21.

Следовательно, заказчиком не рассмотрены на соответствие требованиям к планируемой закупке радиоэлектронной продукции все реестровые записи ноутбуков.

Таким образом, Заказчик ненадлежащим образом обосновал невозможность соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронного оборудования, происходящего из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, следовательно, в действиях заказчика усматривается нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ИП Глаголева Н.Н. обоснованной, в действиях заказчика признает нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и считает необходимым выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении выявленного нарушения.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Глаголева Н.Н. на положения аукционной документации заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку ноутбуков в целях создания и функционирования в общеобразовательных организациях центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» в рамках регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»» (изв. №0115200001121001432) обоснованной;

2. Признать в действиях заказчика – Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики нарушение части 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

3. Выдать заказчику - Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики, Уполномоченному органу – Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам предписание об устранении выявленного нарушения;

4. Передать материалы дела должностному лицу Чувашского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Примечание: Решение Комиссии по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе).

 

 

 

 

2021-5924

 

 

Связанные организации

Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам
ИНН 2128054518, ОГРН 1042128010660
МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ
ИНН 2128054356, ОГРН 1042128010100