Решение №06-04/6795 Жалоба признана обоснованной. от 24 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

ООО «Эксперт Закупок»

 

Дело № 021/06/64-630/2019                                                                    г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 23 сентября 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 24 сентября 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 12.01.2017       № 4 в составе:

<…>

в присутствии представителя от уполномоченного органа - администрации Козловского района Чувашской Республики, <…>

в отсутствие представителей от:

заказчика – администрации Солдыбаевского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы,

заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Эксперт Закупок», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Эксперт Закупок» (далее – ООО «Эксперт Закупок») на положения аукционной документации заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги по ул. Краснознаменная, 1 Мая, Парижской Коммуны в д. Дятлино Козловского района Чувашской Республики (изв. № 0115300037319000089) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 17.09.2019 обратилось ООО «Эксперт Закупок» с жалобой на положения аукционной документации заказчика – администрации Солдыбаевского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики, уполномоченного органа – администрации Козловского района Чувашской Республики при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги по ул. Краснознаменная, 1 Мая, Парижской Коммуны в д. Дятлино Козловского района Чувашской Республики (изв. № 0115300037319000089).

Заявитель считает, что положения аукционной документации нарушают требования законодательства о контрактной системе, в связи с тем, что:

- заказчиком в документации об электронном аукционе не установлено требование о наличии опыта выполнения работ в соответствии с Постановлением Правительства № 99, что является нарушением  статьи 31 Закона о контрактной системе;

- пункты 7.3, 7.5 проекта контракта противоречат требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042;

На основании изложенного, ООО «Эксперт Закупок» просит рассмотреть жалобу по существу, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Представитель уполномоченного органа нарушения законодательства о контрактной системе не признал, указал, что аукционная документация сформирована в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе, просил признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком объявленного аукциона является администрация Солдыбаевского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики, уполномоченным органом выступила администрация Козловского района Чувашской Республики.

10.09.2019 в 13 час. 59 мин. уполномоченным органом  на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115300037319000089 о проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги по ул. Краснознаменная, 1 Мая, Парижской Коммуны в д. Дятлино Козловского района Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой контракта 11 628 444,00 руб.

Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Довод заявителя о том, что заказчиком в документации об электронном аукционе не установлено требование о наличии опыта выполнения работ в соответствии с Постановлением Правительства № 99 Комиссия признает состоятельным в силу следующего.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Во исполнение Закона о контрактной системе Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также  документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление) определены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

В соответствии с пунктом 2(3) Перечня «Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов» указанного Постановления (далее – Перечень) выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей предусматривает наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.

При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка

Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются:

- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

 Данными положениями заказчику предоставляются дополнительные гарантии надлежащего и своевременного исполнения контракта.

Учитывая, что в рассматриваемом случае начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей и предметом закупки выступает ремонт участка автомобильной дороги, в соответствии с положениями частей 2, 4 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчику надлежало установить дополнительные требования к участникам закупки,  содержащиеся в пункте 2 Перечня.

Установлено, что аукционная документация не содержит дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением № 99.

Таким образом, заказчик, не установив дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих работ в соответствии с Постановлением № 99,  нарушил требования части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Относительно довода о том, что пункты 7.3, 7.5 проекта контракта противоречат требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, Комиссия установила следующее.

Требования к проекту контракта установлены статьей 34 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе).

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях реализации требований статьи 34 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).

Пунктом 6 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Вместе с тем, пунктом 7.3 проекта контракта определено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в Контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы в размере 1 000 рублей, определенной в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017г. № 1042.

Пунктом 9 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

В нарушение пункта 9 Правил заказчиком в пункте 7.5 проекта контракта определено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается в размере 1 000 рублей за каждый факт неисполнения обязательств, определенной в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017г. № 1042.

Следовательно, заказчиком пункты 7.3, 7.5 проекта контракта изложены без учета изменений, внесенных в пункты 6 и 9 Правил.

Таким образом, Комиссия соглашается с доводом заявителя и признает в действиях заказчика нарушение частей 5, 8 статьи 34  Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «Эксперт Закупок» обоснованной и признает в действиях заказчика нарушение части 4 статьи 31, частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

В целях устранения допущенного нарушения Комиссия Чувашского УФАС России считает необходимым выдать Заказчику и Уполномоченному органу предписание об устранении выявленного нарушения.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013                    № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Эксперт Закупок» на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги по ул. Краснознаменная, 1 Мая, Парижской Коммуны в д. Дятлино Козловского района Чувашской Республики (изв. № 0115300037319000089) обоснованной;

2. Признать заказчика – администрацию Солдыбаевского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики, уполномоченный орган администрацию Козловского района Чувашской Республики  нарушившими часть 4 статьи 31, части 5, 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

3. Выдать Заказчику администрации Солдыбаевского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики, уполномоченному органу администрации Козловского района Чувашской Республики предписание об устранении выявленных нарушений.

 

 

Председатель Комиссии                                                <…>

 

Члены Комиссии                                                           <…>

 

                                                                                       <…>

 

Примечание: Решение Комиссии по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия  (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе). 

Связанные организации

Связанные организации не указаны