Решение №НВ/9863/20 Жалоба признана обоснованной в части. от 23 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Реамед»

 

Дело № 021/06/64-1391/2020 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 18 декабря 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 23 декабря 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:

 

в присутствии представителей от:

заказчика – Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Канашская центральная районная больница им. Ф. Г. Григорьева» Министерства здравоохранения Чувашской Республики

заявителя общества с ограниченной ответственностью «Реамед»

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Реамед» (далее – ООО «Реамед», Заявитель, Общество) на положения аукционной документации заказчика - бюджетного учреждения Чувашской Республики «Канашская центральная районная больница им. Ф. Г. Григорьева» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее — Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку диагностических реагентов для нужд клинико-диагностической лаборатории БУ "Канашская ЦРБ" Минздрава Чувашии (изв. № 0315300001620000134) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 11.12.2020 обратилось ООО «Реамед» с жалобой на положения аукционной документации Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку диагностических реагентов для нужд клинико-диагностической лаборатории БУ "Канашская ЦРБ" Минздрава Чувашии (изв. № 0315300001620000134) (далее – Электронный аукцион).

В жалобе Общество указывает, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Техническом задании документации об аукционе требования к химическому составу реагентов для анализатора Mindray BC-3200, которые являются излишними и ограничивают количество участников закупки.

Кроме того, заявитель сообщает, что требования к характеристикам товара, не соответствуют каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).

На основании изложенного, Общество просит провести проверку осуществляемой заказчиком закупки и выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, по основаниям изложенным в отзыве, указав на отсутствие нарушений законодательства о контрактной системе в аукционной документации, просил признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

02.12.2020 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0315300001620000134 о проведении электронного аукциона на поставку диагностических реагентов для нужд клинико-диагностической лаборатории БУ "Канашская ЦРБ" Минздрава Чувашии, с начальной (максимальной) ценой контракта 211 293,34 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.

Требования к описанию Заказчиком объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, Заказчик вправе определить в своей заявке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, поскольку потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.

Следовательно, при формировании технического задания Заказчику, в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению характеристик, услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Вместе с тем, Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом излагать требования к заявленным товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товаров именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

В соответствии с разделом 2 Технического задания аукционной документации поставке подлежит товар со следующим наименованием и характеристиками:

 

п/п

Наименование товара

КТРУ/ОКПД 2

Показатели товара (технические характеристики)

Ед.

изм-я.

Кол-во

1

Изотонический разбавитель

Содержание действующих веществ в водном растворе: сульфат и хлорид натрия не более 0,8%, буферы и стабилизаторы, консерванты и поверхностно-активные вещества (ПАВ), в т.ч. соли ЭДТА, лимонная кислота, противомикробные вещества не более 0,8%. Физические свойства: Бесцветная жидкость. Упаковка: Мягкая пластиковая канистра (контейнер). Запайка горлышка фольгой для исключения протекания реагента при транспортировке и хранении и обеспечения контроля первого вскрытия. Объем канистры не менее 10 л. Маркировка: Соответствие на упаковке объема, номера лота, срока годности, условий хранения. Совместимость: Изотонический разбавитель предназначен для использования на анализаторе Mindray BC-3200, имеющегося у Заказчика.


 


 


 


 

Шт.


 


 

70

2

Промывающий раствор

Содержание действующих веществ в водном растворе: натриевые соли, в т.ч. сульфаты, хлориды, гипохлориты не более 1,5%, буферы и стабилизаторы, сурфактанты, в т.ч. соли ЭДТА, противомикробные и предохраняющие вещества не более 0,9%. Физические свойства: Бесцветная жидкость. Упаковка: Пластиковая бутыль из первичного полиэтилена. Запайка горлышка фольгой для исключения протекания реагента при транспортировке и хранении и обеспечения контроля первого вскрытия Объем бутыли не менее 10 л. Маркировка: Соответствие на упаковке объема, номера лота, срока годности, условий хранения. Совместимость: Раствор предназначен для использования на анализаторе Mindray BC-3200, имеющегося у Заказчика.


 


 


 


 

Шт.


 

36

 

Согласно доводам заявителя, в описание объекта закупки по названным пунктам Технического задания включены избыточные требования в отношении химического и компонентного состава реагентов. Анализаторы Mindray BC-3200 не имеют специфики использования, которая предполагает обязательное применение реагентов с тем или иным конкретным химическим составом. При одинаковом назначении реагентов они способны выполнять одинаковые функции вне зависимости от такого состава.

Как следует из приведенных пояснений, заказчиком в Техническом задании аукционной документации установлены требования к химическому составу реагентов и объему упаковок поскольку, они являются значимыми для заказчика и полностью совместимы с имеющимся у заказчика гематологическим анализатором.

Вместе с тем, Комиссия Управления обращает внимание на то, что установление соответствующих требований к химическому составу, упаковке закупаемых реагентов по рассматриваемым позициям не обосновано спецификой (особенностями) используемого заказчиком анализатора, необходимость использования конкретных реагентов не следует из позиции производителя используемого медицинского изделия, не подтверждена документально, не подтверждена научными исследованиями, испытаниями и т.д.

Требования заказчика подробно описать в заявке путем предоставления показателей и (или) их значений в виде одного значения, химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара ограничивают доступ к участию в закупке.

Химический состав и (или) компоненты товара могут быть известны участнику закупки только при наличии товара и сопроводительных документов на него (паспорта продукции, сертификата, результатов лабораторных испытаний), что недопустимо в соответствии с Законом о контрактной системе требовать от участника закупки на стадии заполнения заявки.

При этом исходя из принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленное пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системы требование об объективном описании объекта закупки не может сводиться к формальному воспроизведению заказчиком в документации о закупке объективно существующих (возможных) показателей товара, а должно быть мотивированным, основанным на реальных, необходимых при выполнении соответствующих государственных или муниципальных функций, потребностях заказчика, которые заказчик в силу возложенной на него обязанности объективного описания объекта закупки, должен быть готов обосновать. При этом объективное описание объекта закупки не должно затруднять (исключать) возможность однозначного восприятия соответствующего требования потенциальными участниками закупки, а также возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях.

При невозможности закупить иной товар (кроме товара единственного конкретного производителя), данная невозможность должна быть должным образом подтверждена, в частности, подготовлено исчерпывающее обоснование потребности заказчика в закупке товара, чего заказчиком сделано не было.

Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что заказчиком при описании объекта закупки допущены нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Относительно довода заявителя об установлении в техническом задании несоответствующих характеристик товара позициям каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В описании объекта закупки, Заказчиком установлен код ОКПД2 «реагенты сложные диагностические или лабораторные прочие, не включенные в другие группировки» - 20.59.52.199.

Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства 102) установлен перечень товаров, при закупке которых устанавливаются ограничения допуска в отношении товаров, происходящих из иностранных государств. Так, в данном перечне содержатся медицинские изделия, соответствующие коду по ОКПД2 20.59.52.199.

 

 

Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 №145 (далее - Правила №145), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В соответствии с пунктом 5 Правил №145 Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке иную и (или) дополнительную информацию, а также дополнительные и (или) иные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

При этом пунктом 6 Правил №145 определено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил № 145, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Изучив, представленные Обществом, позиции КТРУ: 21.20.23.110-00005037 подсчет клеток крови ИВД, реагент; 21.20.23.110-00005044 подсчет клеток крови ИВД, реагент; 21.20.23.110-00005578 моющий/чистящий раствор ИВД, для автоматизированных / полуавтоматизированных систем; 21.20.23.110-00005413 моющий/чистящий раствор ИВД, для автоматизированных / полуавтоматизированных систем, Комиссия установила, что обязательное применение каталога КТРУ по данным позициям установлено с 10.12.2020.

 

Закупка на поставку диагностических реагентов для нужд клинико-диагностической лаборатории БУ "Канашская ЦРБ" Минздрава Чувашии, размещена заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru, 02.12.2020.

Таким образом, вышесказанный довод заявителя, Комиссия признает необоснованным.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «Реамед» обоснованной в части описания объекта закупки, а в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В целях устранения выявленного нарушения Комиссия Чувашского УФАС России считает необходимым выдать предписание.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Реамед» на положения аукционной документации заказчика при проведении электронного аукциона на поставку диагностических реагентов для нужд клинико-диагностической лаборатории БУ "Канашская ЦРБ" Минздрава Чувашии (изв. № 0315300001620000134) обоснованной в части описания объекта закупки;

2. Признать в действиях заказчика - Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Канашская центральная районная больница им. Ф. Г. Григорьева» Министерства здравоохранения Чувашской Республики нарушение пункта 1 части 1, части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

3. Выдать заказчику - Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Канашская центральная районная больница им. Ф. Г. Григорьева» Министерства здравоохранения Чувашской Республики предписание об устранении выявленного нарушения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны