Решение №НВ/7252/21 Решение № 021/06/64-1043/2021 от 19 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

индивидуального предпринимателя Глаголева Н.Н.

 

Дело № 021/06/64-1043/2021 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 18 октября 2021 года.

Решение изготовлено в полном объеме 19 октября 2021 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 №3 в составе:

"..."

в присутствии представителей от:

заказчика – Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики – "..."

уполномоченного учреждения – КУ ЧР «Региональный центр закупок Чувашской Республики» – "..."

заявителя – индивидуального предпринимателя Глаголева Н.Н. (лично),

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу индивидуального предпринимателя Глаголева Н.Н. (далее – ИП Глаголев Н.Н, заявитель) на положения аукционной документации заказчика – Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики при проведении электронного аукциона и уполномоченного учреждения - КУ ЧР «Региональный центр закупок Чувашской Республики» при проведении электронного аукциона на поставку презентационного оборудования в целях создания и функционирования в общеобразовательных организациях центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» в рамках регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»» (изв. № 0815500000521000010), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 11.10.2021 обратился ИП Глаголев Н.Н. с жалобой на положения аукционной документации заказчика – Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики при проведении электронного аукциона и уполномоченного учреждения - КУ ЧР «Региональный центр закупок Чувашской Республики» при проведении электронного аукциона на поставку презентационного оборудования в целях создания и функционирования в общеобразовательных организациях центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» в рамках регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»» (изв. № 0815500000521000010) (далее – Электронный аукцион).

В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, в части установления в извещении о проведении аукциона кода по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) не в соответствии с предметом закупки, вследствие чего не установлено ограничение и условия допуска в соответствии с Постановлением № 616.

Кроме того, Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в отмене определения подрядчика с нарушением допустимых законодательством сроков.

На основании изложенного, заявитель просит приостановить процедуру осуществления закупки, выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

Представители заказчика и уполномоченного органа нарушения законодательства о контрактной системе не признали, указали на отсутствие нарушений в положениях аукционной документации. Просили признать жалобу необоснованной.

07.10.2021 Уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815500000521000010 о проведении электронного аукциона на поставку презентационного оборудования в целях создания и функционирования в общеобразовательных организациях центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» в рамках регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»», с начальной (максимальной) ценой контракта 10 656 000,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещена документация об электронном аукционе.

Довод Заявителя о необоснованном установлении в извещении о проведении электронного аукциона кода из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2 не в соответствии с предметом закупки вследствие чего не установлено ограничение и условия допуска в соответствии с Постановлением № 616, Комиссия признает состоятельным в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Заказчики для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем отнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.

При этом, выбор кода из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2 не должен осуществляться с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть, в случае указания неверного кода.

В извещении о проведении электронного аукциона установлен код ОКПД 2 32.99.53.130 - Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные.

Между тем, согласно Техническому заданию Заказчику к поставке требуются ноутбуки.

Однако, данный товар имеет самостоятельный код ОКПД 2 26.20.11 -компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие, как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника.

Кроме того, согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе).

Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

Во исполнение требований статьи 14 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление № 616).

Приложением к Постановлению № 616 утвержден Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень № 616).

Установлено, что товары имеющие ОКПД 2 26.20.11 содержатся в Перечне товаров, являющемся приложением к Постановлению № 616 (пункт 25(3) Перечня).

Комиссией установлено, что пунктом 7.1 Информационный карты аукционной документации установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением № 616 Уполномоченным учреждением не установлены.

Следовательно, при установлении в извещении о проведении электронного аукциона кода ОКПД2, не соответствующего предмету закупки, повлекло нарушение Уполномоченным учреждением и Заказчиком части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

Относительно довода Заявителя об отмене определения подрядчика с нарушением допустимых законодательством сроков, Комиссией установлено следующее.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе, заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки. При проведении электронных процедур оператор электронной площадки возвращает заявки участникам закупки в течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением в форме электронного документа участника электронной процедуры об отмене такой процедуры. В случае отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.

Установлено, что дата и время окончания подачи заявок определены 15.10.2021 в 08 час 00 мин.

Следовательно, крайняя допустимая дата для отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 08.10.2021.

При этом, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 13.10.2021 в 08 час 42 минуты на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.10.2021 № ИО1.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона о контрактной системе, по истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 настоящей статьи и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

Однако, случаев возникновения у заказчика обстоятельств непреодолимой силы, послуживших отмене электронного аукциона, в соответствии с гражданским законодательством, Комиссией не установлено.

В связи с вышеизложенным, действия Заказчика, отменившего определение поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением установленного в Законе о контрактной системе срока, нарушают часть 1 статьи 36 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ИП Глаголева Н.Н. обоснованной, а в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 14, части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе.

В целях устранения допущенного нарушения Комиссия Чувашского УФАС России считает необходимым выдать Заказчику и Уполномоченному Учреждению предписание об устранении выявленного нарушения.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Глаголева Н.Н. на положения аукционной документации заказчика и уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на поставку презентационного оборудования в целях создания и функционирования в общеобразовательных организациях центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» в рамках регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»» (изв. № 0815500000521000010) обоснованной;

2. Признать Заказчика – Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, Уполномоченное учреждение - КУ ЧР «Региональный центр закупок Чувашской Республики» нарушившим части 3 статьи 14, части 1 статьи 36 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

3. Выдать Заказчику – Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики и Уполномоченному учреждению - КУ ЧР «Региональный центр закупок Чувашской Республики» предписание об устранении выявленных нарушений.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

2021-8403

 

 

Связанные организации

Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики»
ИНН 2130225986, ОГРН 1212100004490
МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ
ИНН 2128054356, ОГРН 1042128010100