Решение №НВ/925/22 Решение №021-06-64-82-22 от 14 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Алгоритм»

 

Дело № 021/06/64-82/2022 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 09 февраля 2022 года

Решение изготовлено в полном объеме 14 февраля 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 №3 в составе:

"..."

в присутствии представителей:

уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» – "..."

заказчика – Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики"..."

от заявителя «Алгоритм» - "..."

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу ООО «Алгоритм» на действия Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - заказчик), Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» (далее – уполномоченное учреждение), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 02.02.2022 поступила жалоба ООО «Алгоритм» на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и обезвреживанию твердых медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями) класса Б аппаратным методом (изв. №0815500000522000056) (далее – Электронный аукцион).

Заявитель считает, что извещение о проведении электронного аукциона содержит нарушения Закона о контактной системе, а именно:

- установлены требования к порядку оказания услуг, противоречащие действующим санитарным нормам,

- установлен запрет на привлечение соисполнителей,

- место обеззараживания и обезвреживания отходов ограничено территорией Чувашской Республики.

Заявитель просит провести проверку доводов, изложенных в жалобе и выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Представители заказчика и уполномоченного учреждения считают свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

25.01.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение №0815500000522000056 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и обезвреживанию твердых медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями) класса Б аппаратным методом, с начальной (максимальной) ценой контракта 840 000,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещено извещение об электронном аукционе с описанием объекта закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются, в том числе:

- функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

По доводу заявителя о том, что в пункте 1.1. описания объекта закупок заказчиком не осуществляется предварительное обеззараживание медицинских отходов класса Б химическим методом с использованием собственных дезинфицирующих средств, что противоречит 174 пункту СанПин 2.1.3684-21, Комиссия установила следующее.

Пунктом 1.1 описания объекта закупки следует, что услуги включают в себя вывоз, транспортировку, обеззараживание и обезвреживание твёрдых медицинских отходов (класса Б) аппаратным методом обеззараживания и обезвреживания, при помощи специализированной установки для обеззараживания и обезвреживания медицинских отходов при низкотемпературном воздействии, без предварительного обеззараживания химическим методом в местах их образования.

Пунктом 174 СанПиН 2.1.3684-21 определено, что медицинские отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (обезвреживанию), дезинфекции.

Выбор метода обеззараживания (обезвреживания) определяется исходя из возможностей организации и определяется при разработке Схемы.

Пунктом 200 СанПиН 2.1.3684-21 к способам и методам обеззараживания и (или) обезвреживания медицинских отходов классов Б и В предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

а) обеззараживание, обезвреживание медицинских отходов классов Б может осуществляться централизованным или децентрализованным способом, при котором участок по обращению с отходами располагается в пределах территории организации, осуществляющей медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность;

в) физический метод обеззараживания медицинских отходов классов Б и В, включающий воздействие водяным насыщенным паром под избыточным давлением, высокой температурой, в том числе плазмой, радиационным, электромагнитным излучением, применяется при наличии специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов;

г) химический метод обеззараживания медицинских отходов классов Б и В, включающий воздействие растворами дезинфицирующих средств, обладающих бактерицидным (включая туберкулоцидное), вирулицидным, фунгицидным (спороцидным - по мере необходимости) действием в соответствующих режимах, применяется с помощью специальных установок или способом погружения отходов в промаркированные емкости с дезинфицирующим раствором в местах их образования;

д) жидкие медицинские отходы класса Б (рвотные массы, моча, фекалии, мокрота) больных туберкулезом допускается сливать без предварительного обеззараживания в систему централизованной канализации, при условии ее оснащения системой обеззараживания сточных вод. При отсутствии централизованной канализации обеззараживание данной категории отходов проводят химическим или физическим методами.

Жидкие медицинские отходы класса В (рвотные массы, моча, фекалии, мокрота от больных, инфицированных микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности) не допускается сливать в систему централизованной канализации без предварительного обеззараживания химическим или физическим методами;

е) при любом методе обеззараживания медицинских отходов классов Б и В используют дезинфекционные средства и оборудование, разрешенные к использованию в системе обращения с медицинскими отходами в соответствии с инструкциями по их применению;

ж) термическое уничтожение медицинских отходов классов Б и В может осуществляется децентрализованным способом (инсинераторы или другие установки термического обезвреживания, предназначенные к применению в этих целях). Термическое уничтожение обеззараженных медицинских отходов классов Б и В может осуществляться централизованным способом (мусоросжигательный завод);

з) при децентрализованном способе обезвреживания медицинских отходов классов Б и В установки обезвреживания медицинских отходов размещаются на территории организации, осуществляющей медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, в соответствии с требованиями Санитарных правил;

и) применение технологий утилизации, в том числе с сортировкой отходов, возможно только после предварительного аппаратного обеззараживания медицинских отходов класса Б и В физическими методами. Не допускается использование вторичного сырья, полученного из медицинских отходов, для изготовления товаров детского ассортимента, материалов и изделий, контактирующих с питьевой водой и пищевыми продуктами, изделиями медицинского назначения;

к) размещение обезвреженных медицинских отходов класса Б и В на полигоне ТКО допускается только при изменении их товарного вида (измельчение, спекание, прессование) и невозможности их повторного применения;

л) персонал медицинской организации осуществляет обеззараживание и уничтожение вакцин.

Из изложенного следует, что выбор метода обеззараживания/обезвреживания определяется организацией, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, т.е. заказчиком.

В соответствии со схемой сбора, временного хранения и транспортирования медицинских отходов БУ ЧР «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Минздрава Чувашии предварительное обеззараживание медицинских отходов класса Б Заказчик осуществляет как собственными силами, так и силами Исполнителя.

Довод о сокращении количества применяемых участником закупки физических методов обезвреживания отходов, Комиссия признает обоснованным, в силу следующего.

Согласно пункту 1.2. Технического задания документации, услуги включают в себя транспортировку и обеззараживание твёрдых медицинских отходов (класс Б) физическим методом обеззараживания, при помощи специализированной установки для обеззараживания медицинских отходов при низкотемпературном воздействии, без предварительного обеззараживания химическим методом в местах их образования.

В соответствии с описанием объекта закупки, обеззараживание и обезвреживание отходов должно осуществляться физическим методом на участке по обращению с медицинскими отходами Исполнителя.

Пунктом 2.2. Технического задания установлено, что обеззараживание отходов должно производиться Исполнителем на специализированном оборудовании с использованием технологии низкотемпературного аппаратного обеззараживания или технологией электромагнитного излучения, с изменением внешнего вида отходов, исключающим их повторное применение с целью обеспечения возможности их дальнейшей утилизации (захоронения на полигоне ГРОРО в составе ТКО).

Обеззараживание и обезвреживание отходов Заказчика должно производиться с учётом требований СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).

В соответствии с пунктом 200 СанПиН 2.1.3684-21 одним из способов и методов обеззараживания и (или) обезвреживания медицинских отходов класса Б является физический метод обеззараживания медицинских отходов классов Б, включающий воздействие водяным насыщенным паром под избыточным давлением, высокой температурой, в том числе плазмой, радиационным, электромагнитным излучением, применяется при наличии специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов.

В данном случае в описании объекта закупки Заказчиком установлены два метода обезвреживания медицинских отходов класса "Б".

Таким образом, описание объекта закупки исключает возможность обеззараживания медицинских отходов классов Б путем воздействия водяным насыщенным паром под избыточным давлением, высокой температурой, в том числе плазмой и радиационным излучением, как это предусмотрено пунктом 200 СанПиН 2.1.3684-21.

Таким образом, описание объекта закупки не соответствует требованиям части 1 стати 33 Закона о контрактной системе.

Условие об оборудовании автотранспортного средства системой геопозиционирования, а также о предоставлении заказчику пакета документов относится к порядку исполнения договора, а не требование к участникам закупки, кроме того, включение такого условия в техническое задание не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

По доводу заявителя о том, что пункт 9.4 описания объекта закупки содержит указание на самостоятельное оказание исполнителем услуг по вывозу, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов, без привлечения третьих лиц, что нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, Комиссия установила следующее.

Пунктом 9.4 технического задания установлено, что услуги, в том числе погрузка медицинских отходов в местах образования (медицинских организациях) и выгрузка на участке по обращению с медицинскими отходами, оказываются исполнителем самостоятельно, без привлечения третьих лиц. При приемке отходов вес фиксируется в акте приема - передачи.

Требования к участникам закупки регламентированы статьей 31 Закона о контрактной системе.

Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 61 Закона о контрактной системе).

При этом, Законом о контрактной системе не регламентирован вопрос привлечения победителем закупки, с которым был заключен контракт, третьих лиц для исполнения контракта.

Кроме того, представитель заявителя на заседание Комиссии доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода не представил, в связи с чем, данный довод заявителя Комиссия признает несостоятельным.

Довод об ограничении территории места обеззараживания и обезвреживания медицинских отходов, Комиссия признает обоснованным и нарушающим часть 1 статьи 33 Закона о контрактной систем, в силу следующего.

Пунктом 4.10 объекта описания закупки установлено, что Исполнитель обязан обеспечить безопасность процесса оказания услуг для жизни, здоровья, имущества Заказчика, иных лиц и окружающей среды. Участок обеззараживания и обезвреживания отходов, должен располагаться на территории Чувашской Республики, с целью осуществления Заказчиком контроля за движением отходов и их последующим обезвреживанием. Контроль осуществляется методами экспедирования груза Заказчиком, а также присутствия представителей Заказчика непосредственно при обезвреживании отходов.

При этом, требование к месту оказания услуг, расположение его на территории Чувашской Республики, не относится к техническим или функциональным характеристикам товара или услуги либо к иным характеристикам, связанным с определением соответствия оказанной услуги и требуемым к включению на основании части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Такие требование также не характеризует квалификационный уровень исполнителя и может привести к необоснованному ограничению участников закупки.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО «Алгоритм» обоснованной в части установления требований к порядку оказания услуг и места обеззараживания и обезвреживания отходов, а в действиях заказчика, уполномоченного учреждения нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В целях устранения выявленного нарушения Комиссия Чувашского УФАС России считает необходимым выдать предписание.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Алгоритм» на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и обезвреживанию твердых медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями) класса Б аппаратным методом (изв. №0815500000522000056) обоснованной в части установления требований к порядку оказания услуг и места обеззараживания и обезвреживания отходов;

2. Признать в действиях заказчика - Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» нарушение части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.

 

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех

 

 

 

 

2022-1076

 

 

Связанные организации

Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики»
ИНН 2130225986, ОГРН 1212100004490
Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики
ИНН 2125008440, ОГРН 1122138000489
ООО "АЛГОРИТМ"
ИНН 9731034770, ОГРН 1197746212872