Решение №НВ/925/22 Решение №021-06-64-82-22 от 14 февраля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Алгоритм»
Дело № 021/06/64-82/2022 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 09 февраля 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 14 февраля 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 №3 в составе:
"..."
в присутствии представителей:
уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» – "..."
заказчика – Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики – "..."
от заявителя «Алгоритм» - "..."
рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу ООО «Алгоритм» на действия Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - заказчик), Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» (далее – уполномоченное учреждение), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 02.02.2022 поступила жалоба ООО «Алгоритм» на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и обезвреживанию твердых медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями) класса Б аппаратным методом (изв. №0815500000522000056) (далее – Электронный аукцион).
Заявитель считает, что извещение о проведении электронного аукциона содержит нарушения Закона о контактной системе, а именно:
- установлены требования к порядку оказания услуг, противоречащие действующим санитарным нормам,
- установлен запрет на привлечение соисполнителей,
- место обеззараживания и обезвреживания отходов ограничено территорией Чувашской Республики.
Заявитель просит провести проверку доводов, изложенных в жалобе и выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Представители заказчика и уполномоченного учреждения считают свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
25.01.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение №0815500000522000056 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и обезвреживанию твердых медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями) класса Б аппаратным методом, с начальной (максимальной) ценой контракта 840 000,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещено извещение об электронном аукционе с описанием объекта закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются, в том числе:
- функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
По доводу заявителя о том, что в пункте 1.1. описания объекта закупок заказчиком не осуществляется предварительное обеззараживание медицинских отходов класса Б химическим методом с использованием собственных дезинфицирующих средств, что противоречит 174 пункту СанПин 2.1.3684-21, Комиссия установила следующее.
Пунктом 1.1 описания объекта закупки следует, что услуги включают в себя вывоз, транспортировку, обеззараживание и обезвреживание твёрдых медицинских отходов (класса Б) аппаратным методом обеззараживания и обезвреживания, при помощи специализированной установки для обеззараживания и обезвреживания медицинских отходов при низкотемпературном воздействии, без предварительного обеззараживания химическим методом в местах их образования.
Пунктом 174 СанПиН 2.1.3684-21 определено, что медицинские отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (обезвреживанию), дезинфекции.
Выбор метода обеззараживания (обезвреживания) определяется исходя из возможностей организации и определяется при разработке Схемы.
Пунктом 200 СанПиН 2.1.3684-21 к способам и методам обеззараживания и (или) обезвреживания медицинских отходов классов Б и В предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:
а) обеззараживание, обезвреживание медицинских отходов классов Б может осуществляться централизованным или децентрализованным способом, при котором участок по обращению с отходами располагается в пределах территории организации, осуществляющей медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность;
в) физический метод обеззараживания медицинских отходов классов Б и В, включающий воздействие водяным насыщенным паром под избыточным давлением, высокой температурой, в том числе плазмой, радиационным, электромагнитным излучением, применяется при наличии специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов;
г) химический метод обеззараживания медицинских отходов классов Б и В, включающий воздействие растворами дезинфицирующих средств, обладающих бактерицидным (включая туберкулоцидное), вирулицидным, фунгицидным (спороцидным - по мере необходимости) действием в соответствующих режимах, применяется с помощью специальных установок или способом погружения отходов в промаркированные емкости с дезинфицирующим раствором в местах их образования;
д) жидкие медицинские отходы класса Б (рвотные массы, моча, фекалии, мокрота) больных туберкулезом допускается сливать без предварительного обеззараживания в систему централизованной канализации, при условии ее оснащения системой обеззараживания сточных вод. При отсутствии централизованной канализации обеззараживание данной категории отходов проводят химическим или физическим методами.
Жидкие медицинские отходы класса В (рвотные массы, моча, фекалии, мокрота от больных, инфицированных микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности) не допускается сливать в систему централизованной канализации без предварительного обеззараживания химическим или физическим методами;
е) при любом методе обеззараживания медицинских отходов классов Б и В используют дезинфекционные средства и оборудование, разрешенные к использованию в системе обращения с медицинскими отходами в соответствии с инструкциями по их применению;
ж) термическое уничтожение медицинских отходов классов Б и В может осуществляется децентрализованным способом (инсинераторы или другие установки термического обезвреживания, предназначенные к применению в этих целях). Термическое уничтожение обеззараженных медицинских отходов классов Б и В может осуществляться централизованным способом (мусоросжигательный завод);
з) при децентрализованном способе обезвреживания медицинских отходов классов Б и В установки обезвреживания медицинских отходов размещаются на территории организации, осуществляющей медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, в соответствии с требованиями Санитарных правил;
и) применение технологий утилизации, в том числе с сортировкой отходов, возможно только после предварительного аппаратного обеззараживания медицинских отходов класса Б и В физическими методами. Не допускается использование вторичного сырья, полученного из медицинских отходов, для изготовления товаров детского ассортимента, материалов и изделий, контактирующих с питьевой водой и пищевыми продуктами, изделиями медицинского назначения;
к) размещение обезвреженных медицинских отходов класса Б и В на полигоне ТКО допускается только при изменении их товарного вида (измельчение, спекание, прессование) и невозможности их повторного применения;
л) персонал медицинской организации осуществляет обеззараживание и уничтожение вакцин.
Из изложенного следует, что выбор метода обеззараживания/обезвреживания определяется организацией, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, т.е. заказчиком.
В соответствии со схемой сбора, временного хранения и транспортирования медицинских отходов БУ ЧР «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Минздрава Чувашии предварительное обеззараживание медицинских отходов класса Б Заказчик осуществляет как собственными силами, так и силами Исполнителя.
Довод о сокращении количества применяемых участником закупки физических методов обезвреживания отходов, Комиссия признает обоснованным, в силу следующего.
Согласно пункту 1.2. Технического задания документации, услуги включают в себя транспортировку и обеззараживание твёрдых медицинских отходов (класс Б) физическим методом обеззараживания, при помощи специализированной установки для обеззараживания медицинских отходов при низкотемпературном воздействии, без предварительного обеззараживания химическим методом в местах их образования.
В соответствии с описанием объекта закупки, обеззараживание и обезвреживание отходов должно осуществляться физическим методом на участке по обращению с медицинскими отходами Исполнителя.
Пунктом 2.2. Технического задания установлено, что обеззараживание отходов должно производиться Исполнителем на специализированном оборудовании с использованием технологии низкотемпературного аппаратного обеззараживания или технологией электромагнитного излучения, с изменением внешнего вида отходов, исключающим их повторное применение с целью обеспечения возможности их дальнейшей утилизации (захоронения на полигоне ГРОРО в составе ТКО).
Обеззараживание и обезвреживание отходов Заказчика должно производиться с учётом требований СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с пунктом 200 СанПиН 2.1.3684-21 одним из способов и методов обеззараживания и (или) обезвреживания медицинских отходов класса Б является физический метод обеззараживания медицинских отходов классов Б, включающий воздействие водяным насыщенным паром под избыточным давлением, высокой температурой, в том числе плазмой, радиационным, электромагнитным излучением, применяется при наличии специального оборудования - установок для обеззараживания медицинских отходов.
В данном случае в описании объекта закупки Заказчиком установлены два метода обезвреживания медицинских отходов класса "Б".
Таким образом, описание объекта закупки исключает возможность обеззараживания медицинских отходов классов Б путем воздействия водяным насыщенным паром под избыточным давлением, высокой температурой, в том числе плазмой и радиационным излучением, как это предусмотрено пунктом 200 СанПиН 2.1.3684-21.
Таким образом, описание объекта закупки не соответствует требованиям части 1 стати 33 Закона о контрактной системе.
Условие об оборудовании автотранспортного средства системой геопозиционирования, а также о предоставлении заказчику пакета документов относится к порядку исполнения договора, а не требование к участникам закупки, кроме того, включение такого условия в техническое задание не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
По доводу заявителя о том, что пункт 9.4 описания объекта закупки содержит указание на самостоятельное оказание исполнителем услуг по вывозу, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов, без привлечения третьих лиц, что нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, Комиссия установила следующее.
Пунктом 9.4 технического задания установлено, что услуги, в том числе погрузка медицинских отходов в местах образования (медицинских организациях) и выгрузка на участке по обращению с медицинскими отходами, оказываются исполнителем самостоятельно, без привлечения третьих лиц. При приемке отходов вес фиксируется в акте приема - передачи.
Требования к участникам закупки регламентированы статьей 31 Закона о контрактной системе.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 61 Закона о контрактной системе).
При этом, Законом о контрактной системе не регламентирован вопрос привлечения победителем закупки, с которым был заключен контракт, третьих лиц для исполнения контракта.
Кроме того, представитель заявителя на заседание Комиссии доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода не представил, в связи с чем, данный довод заявителя Комиссия признает несостоятельным.
Довод об ограничении территории места обеззараживания и обезвреживания медицинских отходов, Комиссия признает обоснованным и нарушающим часть 1 статьи 33 Закона о контрактной систем, в силу следующего.
Пунктом 4.10 объекта описания закупки установлено, что Исполнитель обязан обеспечить безопасность процесса оказания услуг для жизни, здоровья, имущества Заказчика, иных лиц и окружающей среды. Участок обеззараживания и обезвреживания отходов, должен располагаться на территории Чувашской Республики, с целью осуществления Заказчиком контроля за движением отходов и их последующим обезвреживанием. Контроль осуществляется методами экспедирования груза Заказчиком, а также присутствия представителей Заказчика непосредственно при обезвреживании отходов.
При этом, требование к месту оказания услуг, расположение его на территории Чувашской Республики, не относится к техническим или функциональным характеристикам товара или услуги либо к иным характеристикам, связанным с определением соответствия оказанной услуги и требуемым к включению на основании части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Такие требование также не характеризует квалификационный уровень исполнителя и может привести к необоснованному ограничению участников закупки.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО «Алгоритм» обоснованной в части установления требований к порядку оказания услуг и места обеззараживания и обезвреживания отходов, а в действиях заказчика, уполномоченного учреждения нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В целях устранения выявленного нарушения Комиссия Чувашского УФАС России считает необходимым выдать предписание.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Алгоритм» на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на оказание услуг по вывозу и обезвреживанию твердых медицинских отходов (материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями) класса Б аппаратным методом (изв. №0815500000522000056) обоснованной в части установления требований к порядку оказания услуг и места обеззараживания и обезвреживания отходов;
2. Признать в действиях заказчика - Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» нарушение части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
Председатель Комиссии "..."
Члены Комиссии "..."
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех
2022-1076