Решение №ВК/6851/21 Решение № 021/06/64-990/2021 от 6 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы ООО «КВАДРАТ»

 

Дело № 021/06/64-990/2021 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 04 октября 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 05 октября 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 28.01.2021 № 3 в составе:

"..."

в присутствии представителей от:

заказчика – Министерства здравоохранения Чувашской Республики – "..."

заявителя – общества с ограниченной ответственностью «КВАДРАТ», "..."

в отсутствие представителей от уполномоченного органа – Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью «КВАДРАТ» на положения аукционной документации Заказчика и Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия – очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, стационарный, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. № 0115200001121001895) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 28.09.2021 обратилось общество с ограниченной ответственностью «КВАДРАТ» (далее – ООО «КВАДРАТ», Заявитель, Общество) с жалобой на положения аукционной документации Заказчика и Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия – очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, стационарный, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. № 0115200001121001895) (далее – Электронный аукцион).

В жалобе Общество сообщает, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе в связи с тем, что технические характеристики требуемого к поставке оборудования соответствуют только модели единственного производителя, а именно: ООО "Аэросервис" (товарный знак Tion) что, по мнению заявителя, приводит к ограничению количества участников закупки.

На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику и Уполномоченному органу предписание об устранении выявленных нарушений.

Представитель Заказчика с доводом жалобы не согласился, указав на отсутствие нарушений законодательства о контрактной системе в аукционной документации, просила признать жалобу необоснованной.

Заседание Комиссии по рассмотрению жалобы назначено на 04.10.2021.

В связи с необходимостью предоставления заявителем и заказчиком дополнительных пояснений, срок рассмотрения жалобы продлен на 1 рабочий день и заседание Комиссии назначено на 14 час 00 мин. 05.10.2021.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

20.09.2021 Уполномоченным органом на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115200001121001895 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия – очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, стационарный, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, с начальной (максимальной) ценой контракта 651 210,00 рублей. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Требования к описанию Заказчиком объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, при составлении описания объекта закупки необходимо использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Данным правилом призвано упорядочить информацию о закупке, установить однозначно понимаемую и непротиворечивую информацию и тем самым обеспечить взаимопонимание между заказчиком и участниками закупки (поставщиками), контролирующими органами и другими субъектами экономической деятельности, применяющими нормативные документы.

Пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Описание объекта закупки, а также требования к качеству, техническим характеристикам оборудования, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) оборудования, требования к размерам, упаковке установлены Техническим заданием Технической части документации об электронном аукционе.

Техническим заданием аукционной документации Заказчиком установлены технические характеристики к требуемому к поставке медицинскому оборудованию.

Из жалобы Заявителя следует, что по совокупности характеристик, указанных в техническом задании данному оборудования соответствует оборудование единственного производителя: очиститель воздуха производства ООО "Аэросервис" (товарный знак Tion).

Представителями заказчика пояснено, что технические характеристики, указанные в Техническом задании аукционной документации соответствуют рециркуляторам как минимум 2 (двух) производителей зарегистрированных на территории РФ - ТИОН и Амбилайф.

Вместе с тем из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку документация об аукционе содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям заказчика.

Кроме того, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков.

Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар конкретных производителей, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.

Исходя из положений Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.

В данном случае в рамках формирования закупки заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; заказчиком учитывалась необходимость конечного результата – обеспечение необходимой техникой, которая необходима для осуществления профессиональной деятельности заказчика.

Исходя, из системного толкования норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование и определение показателей, позволяющих определить соответствие закупаемого, исходя из потребностей последнего. Необходимость отражения тех или иных требований к товару в аукционной документации и заявке продиктована не одной лишь формализацией объекта закупки, а законными интересами заказчика как покупателя товара определенного качества, с определенными характеристиками.

Кроме того, действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.

Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных и муниципальных нужд.

При этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в аукционной документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.

Указанием на определенные показатели требуемого товара, заказчик проинформировал участников закупки о требованиях к товарам, необходимым для исполнения работ.

Таким образом, поскольку в качестве участников закупок могут выступать не только производители, но и поставщики, нарушения в части ограничения круга потенциальных участников отсутствуют.

Следовательно, принцип конкурентности заказчиком не нарушен, ни в отношении изготовителей, ни в отношении поставщиков, так как оба производителя не имеют эксклюзивных дилеров и их продукция представлена на рынке без ограничения ценовой политики.

При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в деле доказательств, Комиссия не находит оснований для вывода о том, что приведенное в аукционной документации описание объекта закупки не соответствует имеющимся у заказчика потребностям, обусловленным спецификой его деятельности. Включение в техническое задание спорных характеристик оборудования, обусловленных его спецификой не может рассматриваться как нарушение Закона о контрактной системе.

Таким образом, Комиссия признает данный довод Заявителя несостоятельным.

В ходе проведения внеплановой проверки соблюдения Закона о контрактной системе Комиссией по указанным обстоятельствам в действиях (бездействии) Заказчика нарушений не установлено.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «КВАДРАТ» необоснованной.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «КВАДРАТ» на положения аукционной документации Заказчика и Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия – очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, стационарный, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие (изв. № 0115200001121001895) необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

 

 

Примечание: Решение Комиссии по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе).

 

 

 

 

2021-7947

 

 

Связанные организации

ООО "КВАДРАТ"
ИНН 5406598373, ОГРН 1155476138641
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ИНН 2128015420, ОГРН 1022101143624
Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам
ИНН 2128054518, ОГРН 1042128010660