Решение №ВК/2898/24 Решение № 021/06/26-400/2024 от 3 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

ООО «Открытый урок»

 

Дело № 021/06/23-400/2024 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 29 мая 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме 03 июня 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 №9 в составе:

"..."

в присутствии представителей от:

заказчика – Министерства образования Чувашской Республики — "..."

уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» - "..."

заявителя — общества с ограниченной ответственностью «Открытый урок» - "..."

рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Открытый урок» (далее — Заявитель, ООО «Открытый урок») на положение извещения электронного аукциона на поставку оборудования для создания и функционирования детского технопарка «Кванториум» (изв. № 0815500000524005245), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 22.05.2024 поступила жалоба ООО «Открытый урок» на положения извещения электронного аукциона на поставку оборудования для создания и функционирования детского технопарка «Кванториум» (изв. № 0815500000524005245) (далее – аукцион).

Заявитель считает, что в данной закупке Заказчику необходимо было использовать коды КТРУ для цифровых лабораторий 26.20.40.190-00000021, 26.20.40.190-00000002, 26.20.40.190-00000008, 26.20.40.190-00000007, 26.20.40.190-00000006, а также код КТРУ для робототехники 32.40.20.139-00000008. Примененный же Заказчиком код ОКПД 2 - 32.99.53.130 не только противоречит п.4-6 Правил применения кодов КТРУ ПП РФ 145, но и прямо противоречат п.2, п.12 Правил формирования и ведения в ЕИС каталога КТРУ ПП РФ 145, так как таковые под кодом КТРУ понимают (систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе ОКПД2) и включающий в себя информацию обязательную для применения. То есть код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода ОКПД 2. Таким образом, возникает прямая взаимосвязь кодов КТРУ с кодом ОКПД 2 и последующие применения кода ОКПД 2 согласно кода КТРУ в виду специализации нормы и обязательности ее исполнения над общим правилом применения кодов ОКПД 2.

Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.

Представители заказчика и уполномоченного учреждения считают действия Заказчика законными и полностью соответствующими действующему законодательству.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

14.05.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0815500000524005245 о проведении электронного аукциона на поставку оборудования для создания и функционирования детского технопарка «Кванториум», с начальной (максимальной) ценой контракта 31 309 000,00 рублей.

Одновременно на официальном сайте размещено извещение об электронном аукционе с описанием объекта закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:

- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;

- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:

- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемым товарам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона.

В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Минздрав России в письме от 08.02.2023 N 25-3/1152 «О порядке осуществления закупок медицинской продукции» указывает, что «...в соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил формирования Каталога, в позицию Каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 Правил формирования Каталога.

Указанное описание товара, работы, услуги размещается во вкладке "Описание товара, работы, услуги" позиции Каталога единой информационной системы в сфере закупок и в силу пункта 4 Правил использования Каталога, подлежит обязательному применению заказчиками при осуществлении закупки с указанной в позиции Каталога даты начала обязательного применения.

В соответствии с извещением о закупке №0815500000524005245 Заказчиком установлены следующие ограничения:

 

Предметом закупки является поставка оборудования для создания и функционирования детского технопарка «Кванториум», а именно:

1) Набор по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования (Цифровая лаборатория по экологии) - Код ОКПД 2: 32.99.53.139, позиция КТРУ: 32.99.53.130-00000047;

2) Набор по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования (Цифровая лаборатория по физиологии (профильный уровень)) - Код ОКПД 2: 32.99.53.139, позиция КТРУ: 32.99.53.130-00000047;

3) Набор по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования (Цифровая лаборатория по физике (ученическая)) - Код ОКПД 2: 32.99.53.139, позиция КТРУ: 32.99.53.130-00000047;

4) Набор по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования (Цифровая лаборатория по химии (ученическая)) - Код ОКПД 2: 32.99.53.139, позиция КТРУ: 32.99.53.130-00000047;

5) Общеобразовательный конструктор для практического изучения принципов создания электронных устройств на основе электронных компонентов и программируемых контроллеров (Образовательный конструктор с комплектом датчиков) - Код ОКПД 2: 32.99.53.139, позиция КТРУ: 32.99.53.130-00000032;

6) Общеобразовательный конструктор для практического изучения принципов создания электронных устройств на основе электронных компонентов и программируемых контроллеров (Образовательный набор по механике, мехатронике и робототехнике) - Код ОКПД 2: 32.99.53.139, позиция КТРУ: 32.99.53.130-00000032;

7) Учебный набор программируемых робототехнических платформ (Образовательный набор по электронике, электромеханике и микропроцессорной технике) - Код ОКПД 2: 32.99.53.133, позиция КТРУ: 32.99.53.130-00000345;

8) Набор для конструирования промышленных робототехнических систем (Образовательный набор для изучения многокомпонентных робототехнических систем и манипуляционных роботов) - Код ОКПД 2: 32.99.53.139, позиция КТРУ: 32.99.53.130-00000289;

9) Универсальный многофункциональный колесный робототехнической комплект (Комплект для изучения операционных систем реального времени и систем управления автономных мобильных роботов) - Код ОКПД 2: 32.99.53.139, позиция КТРУ: 32.99.53.130-00000304;

10) Робот-манипулятор учебный (Четырёхосевой учебный робот- манипулятор с модульными сменными насадками) - Код ОКПД 2: 32.99.53.110, позиция КТРУ: 32.99.53.110-00000002;

11) Общеобразовательный конструктор для практического изучения принципов создания электронных устройств на основе электронных компонентов и программируемых контроллеров (Комплект полей и соревновательных элементов) - Код ОКПД 2: 32.99.53.139, позиция КТРУ: 32.99.53.130-00000032;

12) Учебный набор программируемых робототехнических платформ (Образовательный набор для изучения технологий связи и IoT) - Код ОКПД 2: 32.99.53.133 , позиция КТРУ: 32.99.53.130-00000345

13) Набор для конструирования роботов с одноплатным компьютером (Автономный робот манипулятор с колесами всенаправленного движения) - Код ОКПД 2: 32.99.53.139, позиция КТРУ: 32.99.53.130-00000351;

14) Образовательный комплект автономных робототехнических систем (Набор для быстрого прототипирования электронных устройств на основе микроконтроллерной платформы) - Код ОКПД 2: 32.99.53.139, позиция КТРУ: 32.99.53.130-00000196;

15) Образовательный комплект автономных робототехнических систем (Набор для быстрого прототипирования электронных устройств на основе микроконтроллерной платформы со встроенным интерпретатором) - Код ОКПД 2: 32.99.53.139 , позиция КТРУ: 32.99.53.130-00000196;

16) Образовательный комплект автономных робототехнических систем (Набор для быстрого прототипирования электронных устройств на основе одноплатного компьютера) - Код ОКПД 2: 32.99.53.139, позиция КТРУ: 32.99.53.130-00000196;

17) Базовый робототехнический комплект для изучения многокомпонентных робототехнических систем и антропоморфных роботов (Базовый робототехнический набор) - Код ОКПД 2: 32.99.53.139, позиция КТРУ: 32.99.53.130-00000267;

18) Конструктор для сборки 3д-принтера (Лабораторный комплекс для изучения робототехники, 3D моделирования и промышленного дизайна) - Код ОКПД 2: 32.99.53.139, позиция КТРУ: 32.99.53.130-00000323;

19) Учебный набор программируемых робототехнических платформ (Учебно-исследовательская лаборатория биосигналов и нейротехнологий) - Код ОКПД 2: 32.99.53.132, позиция КТРУ: 32.99.53.130-00000345.

При рассмотрении представитель Заказчика пояснил следующее.

Закупаемое оборудование заказчиком определено как «приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные».

Закон о контрактной системе не содержит требований к порядку присвоения определенного кода ОКПД2. Заказчик самостоятельно определяет код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.

Товар с кодом ОКПД2 32.99.53.130, 32.99.53.133, 32.99.53.139, 32.99.53.110, и соответствующие им коды КТРУ 32.99.53.130-00000047, 32.99.53.130-00000032, 32.99.53.130-00000304, 32.99.53.110-00000002, 32.99.53.130-00000345, 32.99.53.130-00000289, 32.99.53.130-00000351, 32.99.53.130-00000196, 32.99.53.130-00000267, 32.99.53.130-00000323 входят в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (пункт 171 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные»).

Также Заказчиком были сформированы все позиции описания объекта закупки в соответствии с кодами КТРУ, а так же в соответствии с отнесением позиций с наименованием и функциональным значением с товарным рынком образовательных наборов.

Все указанные в извещении коды КТРУ не запрещают указывать дополнительные характеристики, для более точного и полного описания объекта закупки, чтобы осуществить закупку товара максимально подходящие под нужды учреждения и в соответствии с п.5 Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 145.

Заказчиком в файле описания объекта закупки обоснованы все дополнительные характеристики по позиционно, таким образом заказчиком соблюдены требования п.5 и 6 Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 145.

Довод Заявителя относительно нарушений требования национального режима также Заказчик считает необоснованным на основании следующего.

Согласно извещению Заказчиком установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Все закупаемые товары имеют общий код 32.99, относятся к продукции одного товарного рынка и закупаются для удовлетворения нужд общеобразовательных учреждений.

В соответствии с выбранным укрупненным кодом 32.99 заказчиком установлены ограничения допуска по Постановлению Правительства № 617 и условие допуска в соответствии с приказом № 126н.

Указанное в тексте жалобы Постановление Правительства №878 не может быть применено, т.к. в перечне «радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств», утвержденном Постановление Правительства №878 кода 32.99 нет, таким образом, установление ограничения по Постановлению Правительства №878 в рассматриваемом извещении не допустимо.

Частью 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Действующее законодательство не предусматривает запрет выставлять на торги единым лотом предлагаемые к поставке товары, которые в силу своей специфики могут быть поделены и на отдельные виды. В результате образовательные учреждения должны быть полностью укомплектованы необходимым инвентарем и оборудованием, для нормального организационного и учебно-воспитательного процессов в образовательных учреждениях классы должны быть приведены в пригодное состояние путем их полного оснащения.

Основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что Заказчик вправе самостоятельно определить код КТРУ (ОКПД2), объективно описывающий объект закупки. При этом позиция классификатора определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения. В данном случае код ОКПД2 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные» наибольшим образом соответствует объекту закупки.

Также согласно письму Министерства экономического развития РФ от 18.04.2016 г. № Д28и- 1033, заказчик вправе самостоятельно определять код ОКПД 2, максимально объективно описывающий объект закупки.

Согласно п. 12 Постановления Правительства 145 код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014.

В силу п. п. «д» п. 10 Постановления Правительства N 145 в позицию каталога может включаться справочная информация - коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).

Соответственно, код ОКПД 2 указывается как в коде позиции каталога, так и в справочной информации, включенной в позицию каталога. При этом указанная справочная информация не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе, указанный вывод содержится в Письме Минфина России от 12.02.2020 24-06-07/9329.

При этом позиция классификатора определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения (аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 13.03.2019 ИА/19176/19).

Товар с кодом ОКПД2 32.99.53.130 входит в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Согласно информации, размещенной в ЕИС, по позициям КТРУ, выбранным Заказчиком для описания цифровых лабораторий, указание дополнительных характеристик не запрещено.

Комиссией по результатам рассмотрения описания объекта закупки, а также сведений, размещенных в Каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нарушений требований постановления Правительства РФ от 08.02.2017 145 и статей 23, 33 Закона о контрактной системе в действиях заказчика не установлено.

Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Также Заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в описании объекта закупки требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.05.2024 № ИЭА 1 на участие в закупке было подано 2 заявки.

В ходе проведения внеплановой проверки соблюдения Закона о контрактной системе Комиссией по указанным обстоятельствам в действиях (бездействии) Заказчика нарушений не установлено.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «Открытый урок» необоснованной.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Открытый урок» на положения извещения электронного аукциона на поставку оборудования для создания и функционирования детского технопарка «Кванториум» (изв. № 0815500000524005245) необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

 

2024-3266

 

 

Связанные организации

Казенное учреждение Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики»
ИНН 2130225986, ОГРН 1212100004490
ООО "Открытый урок"
ИНН 1658144645, ОГРН 1131690011309
МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ
ИНН 2128054356, ОГРН 1042128010100