Решение №06-04/6207 Жалоба признана обоснованной в части. от 2 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

ООО «Альянс»

 

Дело № 021/06/64-541/2019                                                г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 августа 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме 02 сентября 2019 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017
№ 4 в составе:

<…>;

в присутствии от заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» – <…>,

в отсутствие заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Альянс», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Альянс» (далее – ООО «Альянс») на положения аукционной документации Заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» при проведении электронного аукциона на реконструкцию здания общежития № 2 ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» с надстройкой дополнительного этажа (изв. № 0315100001019000022), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 21.08.2019 поступила жалоба ООО «Альянс» на положения аукционной документации Заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» при проведении электронного аукциона на реконструкцию здания общежития № 2 ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» с надстройкой дополнительного этажа (изв. № 0315100001019000022) (далее – Электронный аукцион).

В жалобе указывается, что аукционная документация Заказчика не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:

- проект контракта не соответствует положениям Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных работ по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ, утвержденной приказом Минстроя России от 05.07.2018 № 336/пр (далее – Методика), а именно: в графике выполнения строительно-монтажных работ отсутствует «физический объем работ», а также требования, установленные в пункте 2.9 Методики;

- пункт 11 Общей части документации об электронном аукционе предусматривает возможность представления залога в качестве обеспечения исполнения контракта;

- в проекте контракта не предусмотрено обязательное условие о том, что контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее;

- Заказчиком не указаны объемы работ и сметная стоимость видов работ согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Постановление № 570).

На основании изложенного заявитель просит провести проверку доводов, изложенных в жалобе, и выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, указал, что аукционная документация соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

14.08.2019 в 13 час. 57 мин. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещено извещение № 0315100001019000022 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции здания общежития № 2 ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» с надстройкой дополнительного этажа, с начальной (максимальной) ценой контракта 135 843 820,00 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе).

По доводу заявителя о том, что проект контракта не соответствует положениям Методики, а именно: в графике выполнения строительно-монтажных работ отсутствует «физический объем работ», а также требования, предусмотренные пунктом 2.9 Методики, установлено следующее.

Частью 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе установлено, что контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

Объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам (часть 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2.3.4 Методики График выполнения работ должен содержать заголовки граф, в том числе, физический объем работ.

Пунктом 2.9 Методики установлено, что дополнительно под табличной частью графика выполнения работ до полей для подписания его сторонами контракта в графике выполнения работ должны быть отражены даты, не позднее которых должны состояться следующие события:

2.9.1. подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта;

2.9.2. передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства;

2.9.3. передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации;

2.9.4. подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией;

2.9.5. подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.

Комиссией установлено, что в составе документации об электронном аукционе имеется Приложение № 2 к договору на реконструкцию объекта капитального строительства «График выполнения строительно-монтажных работ».

Так, в указанном графике Заказчиком предусмотрена графа «Физический объем работ». Однако данная графа Заказчиком не заполнена.

Наряду с изложенным, представителем Заказчика указано, что в составе проектной документации, также являющейся неотъемлемой частью договора, имеется проект организации строительства, определяющий продолжительность выполнения работ с разбивкой на объемы работ (пункт 18.5 Проекта организации строительства).

При этом Комиссия признает обоснованным довод об отсутствии в графике выполнения строительно-монтажных работ условий, предусмотренных пунктом 2.9 Методики.

Следовательно, Комиссия признает в действиях Заказчика нарушение части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

По доводу заявителя о том, что пункт 11 Общей части документации об электронном аукционе предусматривает возможность представления залога в качестве обеспечения исполнения контракта, Комиссией установлено следующее.

Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

Аналогичные способы обеспечения исполнения контракта предусмотрены разделом 11 проекта договора, размещенного в составе документации об электронном аукционе.

Наряду с изложенным, пунктом 11 Общей части документации об электронном аукционе установлено, что в случае если участник размещения заказа, обязанный заключить договор, выбрал в качестве обеспечения договора передачу Заказчику в залог денежных средств, данные денежные средства должны поступить на счёт Заказчика не позднее поступления проекта договора, подписанного ЭЦП данного участника размещения заказа, Заказчику.

Согласно статье 334 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества (предмета залога) преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит заложенное имущество (залогодателя).

Согласно пункту 1 статьи 336 Гражданского кодекса Российской Федерации предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.

Из изложенного следует, что часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе предусматривает обеспечение исполнения контракта в форме банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, и не предусматривает обеспечение обязательств по контракту в виде залога.

Следовательно, пункт 11 Общей части документации об электронном аукционе не соответствует требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Относительно того, что в проекте контракта не предусмотрено обязательное условие о том, что контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке, если подрядчик, чье членство в СРО обязательно, будет исключен из нее, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 3 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае отсутствия у одной из сторон договора лицензии на осуществление деятельности или членства в саморегулируемой организации, необходимых для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения убытков.

В соответствии с пунктом 13.13.1 проекта договора Заказчик обязан в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по Договору в случае если в ходе исполнения Договора установлено, что Подрядчик и (или) результат Работ не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем при определении подрядчика.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности заявленного довода.

Относительно того, что Заказчиком не указаны объемы работ и сметная стоимость видов работ согласно перечню, утвержденному Постановлением № 570, установлено следующее.

Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Пунктом 2 Постановления № 570 установлено, что:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта.

Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 4.3.1 проекта договора Подрядчик по Договору обязуется в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания Договора по согласованию с Заказчиком определить виды и объемы работ, предусмотренные Договором, которые он обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Договору с учетом требований, установленных Постановлением № 570, согласно Приложению № 6 к Договору.

Наличие в проекте договора условия о необходимости выполнения положений Постановления № 570 без фактического переписывания в положения документации видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств, по мнению Комиссии, отвечает требованиям Закона о контрактной системе, поскольку исполнения данного требования является как для Заказчика, так и для подрядчика императивным.

На основании изложенного, Комиссия признает данный довод необоснованным.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО «Альянс» обоснованной в части отсутствия в проекте договора требований, установленных в пункте 2.9 Методики, а также в связи с наличием в пункте 11 Общей части документации об электронном аукционе возможности представления залога в качестве обеспечения исполнения контракта.

При этом выявленные нарушения не могли повлиять и не повлияли на результаты проведения закупки, по итогам проведения электронного аукциона достигнута значительная экономия бюджетных средств, в связи с чем Комиссия Чувашского УФАС приходит к выводу об отсутствии необходимости для выдачи предписания.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Альянс» на положения аукционной документации Заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» при проведении электронного аукциона на реконструкцию здания общежития
    № 2 ФГБОУ ВО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» с надстройкой дополнительного этажа (изв. № 0315100001019000022) обоснованной в части
    отсутствия в проекте договора требований, установленных в пункте 2.9 Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных работ по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ, утвержденной приказом Минстроя России от 05.07.2018 № 336/пр, а также в связи с наличием в пункте 11 Общей части документации об электронном аукционе возможности представления залога в качестве обеспечения исполнения контракта.
  2. Признать в действиях Заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» нарушение части 3 статьи 96, части 7 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии                                                      <…>

 

Члены Комиссии                                                                  <…>

 

                                                                                              <…>

 

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны