Предупреждение №НВ/3100/21 Срок до 27 мая. от 12 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат

признаки нарушения антимонопольного законодательства

В Чувашское УФАС России поступило обращение Чувашского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (вх. Управления от 27.04.2021 № 4396-ЭП/21)09.12.2020 № 000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 на действия администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики относительно размещения в публичном доступе при проведении торгов проектов договоров с нарушением действующего законодательства.

По итогам рассмотрения установлено следующее. Администрацией города Новочебоксарска проводятся аукционы по предоставлению в аренду муниципальных земельных участков в целях строительства, которые размещаются в открытом доступе на сайте города Новочебоксарска, а именно: http://www.nowch.cap.ru/action/activity/land_and_estate/privatizaciya-aukcioni-konkursi/zemly а/ aukcioni/2021_god.

Так, на 27.04.2020 размещены три объявления по проведению Аукционов:

1. ул. Промышленная, 56Г - 30 марта 2021 г. в 09.00 часов (21:02:010225:131);

2. ул. Промышленная, 14Б - 30 марта 2021 г. в 11.00 часов (21:02:010209:41):

3. ул. Советская - 27 апреля 2021 г. в 10.00 часов (21:02:010108:836).

Во всех вышеуказанных случаях, в п. 2.3 проектов договоров аренды дополнительно предусмотрена ежегодная индексация арендной платы, а именно, размер арендной платы, сроки и порядок внесения арендной платы могут быть пересмотрены Арендодателем в одностороннем порядке без внесения соответствующих изменений в Договор. Не ранее чем через год после заключения настоящего Договора, ежегодный размер арендной платы изменяется в одностороннем порядке Арендодателем на размер уровня среднегодового индекса потребительских цен, установленного в прогнозе социально-экономического развития Чувашской Республики на текущий год, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор (в случае заключения договора по начальной цене предмета аукциона).

Между тем, согласно п. 14 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона.

По результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется ежегодный размер арендной платы (п. 16 ст. 39.11 ЗК РФ).

Таким образом, ежегодный размер платы определяется исключительно по результатам аукциона.

В пункте 18 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 ”06 отдельных вопросах практики правил ГК РФ о договоре аренды” в редакции от 25.01.2013 N 13 разъяснено, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.

В соответствии частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Условия п.2.3 проектов договоров являются дискриминационными по отношении к участникам рынка, осуществляющим заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов, и фактически устанавливает не предусмотренные законодательством РФ условия.

Учитывая изложенное, действия администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики содержат признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. № 220 (далее - Порядок) процедура выявления товара включает, в том числе предварительное определение товара. условий договора, заключенного в отношении товара; нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.

Предварительное определение товара проводится на основе, в том числе продуктовые границы товарного рынка определены как рынок землепользования.

Согласно пункту 4.1 Порядка, географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, технологическую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок).

Согласно Методическим рекомендациям ФАС России, рынок является локальным (в пределах муниципального образования, поселения, города федерального значения). Следовательно, рынок услуг может рассматриваться в пределах населенных пунктов, то есть в местах фактического предоставления услуги.

В рассматриваемом случае, услуги предоставляются на территории города Новочебоксарска Чувашской Республики.

Таким образом, оказанием услуг принимаются административные границы – город Новочебоксарск Чувашской Республики.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.

Из данного положения следует, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещено принимать не только акты и совершать действия, которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, но и те из них, которые могут привести к таким последствиям, поскольку достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 N 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, условия п.2.3 проектов договоров являются дискриминационными по отношении к участникам рынка, осуществляющим заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов, и фактически устанавливает не предусмотренные законодательством РФ условия.

 

В связи с наличием в действиях администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики (428000, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Винокурова д. 14) признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженных в размещении при проведении торгов проектов договоров с нарушением действующего законодательства, Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения указанных действий в срок до 27 мая 2021 года, путем приведения п. 2.3 проектов договоров по предоставлению в аренду муниципальных земельных участков в целях строительства в соответствие с требованиями действующего законодательства, в части не нарушающей требования части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, исключив пункт 17.

 

О выполнении предупреждения, с приложением документов, подтверждающих исполнение, сообщить в Чувашское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Примечание:

Предупреждение выдается субъекту, в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства, признание же факта нарушения антимонопольного законодательства выносится решением антимонопольного органа после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Предупреждение не устанавливает факта нарушения антимонопольного законодательства и не определяет меру ответственности.

Таким образом, предупреждение не подлежит обязательному исполнению и направлено, в первую очередь, на повторную оценку лицом своих действий (бездействия). Признание факта нарушения антимонопольного законодательства выносится решением антимонопольного органа после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (п. 8 статьи 39.1 Закона).

При этом представление ответа в установленный предупреждением срок обязательно.

За непредставление информации по требованию антимонопольного органа предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со статьей 19.8 Кодекса об административных правонарушениях, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

"..."    

 

 

 

 

Связанные организации

Администрация г. Новочебоксарска Чувашской Республики
ИНН 2124009899, ОГРН 1022100913130