Решение №ВК/6665/23 Решение № 021/07/3-866/2023 от 7 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

Дело № 021/07/3-861/2023 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 01 ноября 2023 года

Решение изготовлено в полном объеме 07 ноября 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 № 10 в составе:

"..."

при участии представителей от заказчика – автономного учреждения Чувашской Республики «Центр информационных технологий» Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики – "..."

заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Национальный центр информатизации» - "..."

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) посредством видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью «Национальный центр информатизации» (далее — ООО «НЦИ», Заявитель) на действия заказчика при проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по созданию Государственной информационной системы Региональная платформа «АПК «Безопасный город» Чувашской Республики на территории пилотных муниципальных образований г. Чебоксары и г. Новочебоксарск» (изв. 32312805234),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 19.10.2023 поступила жалоба ООО «НЦИ» (вх. № 8489-ЭП/23) на действия заказчика при проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по созданию Государственной информационной системы Региональная платформа «АПК «Безопасный город» Чувашской Республики на территории пилотных муниципальных образований г. Чебоксары и г. Новочебоксарск» (изв. 32312805234).

31.10.2023 в Чувашское УФАС России поступило дополнение к жалобе (вх. № 8947-ЭП/23).

Из жалобы и дополнения к ней следует, что в конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в закупке, а именно:

- из порядка оценки по показателю 2.1 «Квалификация работников участника закупки» критерия «Квалификация» следует, что специалисты, работающие по договору ГПХ, по совместительству или устроенные официально, которые будут привлечены на момент исполнения контракта не будут учитываться;

- по показателю 2.2 «Квалификация участника закупки» критерия «Квалификация» для начисления баллов необходимо представить сведения о контракте (договоре), исполненном в интересах заказчика регионального уровня. Однако факт исполнения такого контракта (договора) в интересах заказчиков иных уровней (федерального, муниципального) никаким образом не влияет на качество его исполнения;

- из Порядка оценки заявок на участие в конкурсе следует, что «информация об опыте оказания услуг (выполнению работ) подтверждается представлением в составе заявке копий договоров (контрактов) на оказание услуг (выполнение работ) за период 2018-2023 гг. без применения штрафных санкций, Актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) и копий экспертного заключения Совета главных конструкторов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». При этом получение экспертного заключения указанного Совета не является установленным законом требованием ко всем системам АПК Безопасный город, а носит лишь рекомендательный характер.

При рассмотрении жалобы представитель ООО «НЦИ» сообщила, что в связи с внесением изменений в конкурсную документацию, заявитель отказывается от доводов жалобы в отношении квалификация работников участника закупки и требования о наличии опыта исполнения только регионального контракта (договора).

Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание для устранения допущенного нарушения.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд автономного учреждения Чувашской Республики «Центр информационных технологий» Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики, утвержденного Наблюдательным советом автономного учреждения Чувашской Республики «Центр информационных технологий» Министерства цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики (протокол от «24» июля 2023 года № 5) Приказом АУ «ЦИТ» Минцифры Чувашии от 24.07.2023 № 97 (далее - Положение о закупке).

Заказчиком 28.09.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru. размещено извещение № 32312805234 о проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по созданию Государственной информационной системы Региональная платформа «АПК «Безопасный город» Чувашской Республики на территории пилотных муниципальных образований г. Чебоксары и г. Новочебоксарск», с начальной (максимальной) ценой договора 312 314 629,98 рублей.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 2 статьи 3 Закона о закупках установлено, что положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Согласно части 3.1 статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения о закупке закупка осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме (далее - конкурс), когда необходимо закупить товары, работы, услуги в связи с конкретными потребностями Заказчика (в том числе если предмет договора носит технически сложный характер). При этом для выбора наилучших условий исполнения договора Заказчик использует несколько критериев оценки заявок на участие в конкурсе, предусмотренных пунктом 2.4 Положения.

Пунктом 2.4.1 Положения о закупке установлено, что чтобы определить лучшие условия исполнения договора, Заказчик оценивает и сопоставляет заявки на участие в конкурсе по критериям, указанным в документации о закупке.

Согласно пункту 2.4.2 Положения о закупке критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:

1) цена договора, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) качественные и (или) функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, качество работ, услуг;

3) расходы на эксплуатацию товара;

4) расходы на техническое обслуживание товара;

5) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

6) срок, на который предоставляются гарантии качества товара, работ, услуг;

7) деловая репутация участника закупок;

8) наличие у участника закупок производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

9) квалификация участника закупки;

10) квалификация работников участника закупки.

Пунктом 2.4.6 Положения о закупке установлено, что для оценки и сопоставления заявок по критериям, указанным в подпунктах 2, 7 - 10 пункта 2.4.2 Положения, в конкурсной документации устанавливаются:

1) показатели (подкритерии), по которым будет оцениваться каждый критерий;

2) минимальное и максимальное количество баллов, которое может быть присвоено по каждому показателю;

3) правила присвоения баллов по каждому показателю. Такие правила должны исключать возможность субъективного присвоения баллов;

4) значимость каждого из показателей.

Совокупная значимость всех показателей по одному критерию должна быть равна ста процентам.

Предложениям участников конкурса по показателям присваиваются баллы по следующей формуле:

ПБi = Пi / Пmax x ЗП,

где ПБi - количество баллов по показателю;

Пi - предложение участника, которое оценивается;

Пmax - предложение, за которое присваивается максимальное количество баллов;

ЗП - значимость показателя.

Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме, их содержание и значимость установлены разделом 5 Конкурсной документации (в редакции от 26.10.2023).

Так, заказчиком установлен стоимостной критерий «Цена договора» со значимостью критерия — 30%, а также нестоимостные критерии «Квалификация» со значимостью критерия — 70%.

Заказчиком установлены следующие показатели нестоимостного критерия «Квалификация»:

- Показатель №1 «Квалификация работников участника закупки», значимость показателя - 30;

- Показатель №2 «Общее количество исполненных участником закупки договоров», значимость показателя - 20;

- Показатель №3 «Общая цена исполненных участником закупки договоров», значимость показателя - 50.

Таким образом, в соответствии с пунктом 2.4.6 Положения о закупке по нестоимостному критерию «Квалификация» заказчиком установлены показатели (подкритерии), по которым будет оцениваться каждый критерий; правила присвоения баллов по каждому показателю; значимость каждого из показателей.

По показателю №2 «Общее количество исполненных участником закупки договоров» установлено, что «при оценке заявки участника закупки по данному показателю оценивается наличие у него опыта успешного выполнения договоров (контрактов) по следующим направлениям оказания услуг (выполнению работ):

- по внедрению информационных систем АПК «Безопасный город», созданию опытных участков АПК «Безопасный город», на основании проектной документации и/или технического задания, получивших положительное экспертное заключение Совета главных конструкторов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

Предельное максимальное кол-во договоров (Пmax) – 2 договора.

Информация об опыте оказания услуг (выполнению работ) подтверждается представлением в составе заявки копий исполненных договоров (контрактов) на оказание услуг (выполнение работ), копии Актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) и копии положительного экспертного заключения Совета главных конструкторов на проектную документацию и/или техническое задание на основании которых производились работы, оказывались услуги по приложенному договору (контракту).

Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок по настоящей закупке;Количество присваиваемых баллов по Показателю №2 рассчитывается по следующей формуле:

ПБi = Пi / Пmax x ЗП,

где ПБi - количество баллов по показателю;

Пi - предложение участника, которое оценивается;

Пmax - предложение, за которое присваивается максимальное количество баллов;

ЗП - значимость показателя.

При предложении участником закупки по показателю оценки «общее количество исполненных участником закупки договоров» количества договоров более установленного предельного максимального значения (более 2 двух) – баллы присваиваются как за максимальное предельное значение согласно формуле».

По показателю №3 «Общая цена исполненных участником закупки договоров» установлено, что «при оценке заявки участника закупки по данному показателю оценивается наличие у него опыта успешного выполнения договоров (контрактов) по следующим направлениям оказания услуг (выполнению работ):

- по внедрению информационных систем АПК «Безопасный город», созданию опытных участков АПК «Безопасный город», на основании проектной документации и/или технического задания, получивших положительное экспертное заключение Совета главных конструкторов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

Оценивается сумма в рублях всех исполненных договоров, представленных участником.

Информация об опыте оказания услуг (выполнению работ) подтверждается представлением в составе заявки копий исполненных договоров (контрактов) на оказание услуг (выполнение работ), копии Актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) и копии положительного экспертного заключения Совета главных конструкторов на проектную документацию и/или техническое задание на основании которых производились работы, оказывались услуги по приложенному договору (контракту).

Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок по настоящей закупке;

Количество присваиваемых баллов по Показателю №3 рассчитывается по формуле:

ПБi = Пi / Пmax x ЗП,

где ПБi - количество баллов по показателю;

Пi - предложение участника, которое оценивается;

Пmax - предложение, за которое присваивается максимальное количество баллов;

ЗП - значимость показателя».

Из изложенного следует, что критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме, их содержание и значимость установлены в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупке. Правила присвоения баллов по каждому показателю распространены в одинаковой степени на всех участников закупки. Разработанные заказчиком правила не влекут за собой возможность субъективного присвоения баллов.

При этом Комиссия Чувашского УФАС России соглашается с доводами заказчика о том, что АПК «Безопасный город» представляет собой высокотехнологичный комплекс средств автоматизации, на базе которого создается инновационная комплексная информационная система, обеспечивающая прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и происшествий на территории муниципального образования.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р «О концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на федеральном уровне главным координатором по вопросам внедрения и развития комплекса аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации является МЧС России.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 2014 г. № 39 «О Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» (далее – АПК «Безопасный город») организационно -техническое и методическое сопровождение аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» также возложено на МЧС России.

Руководствуясь данным поручением МЧС России разработало и утвердило Методические рекомендации АПК «Безопасный город» построение (развитие), внедрение и эксплуатация, утв. 22 февраля 2015 года № 2-4-87-12-14. (далее – Методические рекомендации). Согласно главе 5 Методических рекомендаций Техническое задание на создание АПК «Безопасный город» разрабатывается уполномоченным органом местного самоуправления или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части функциональных и технических требований к системам, обеспечивающим комплексную безопасность на уровне субъекта Российской Федерации, и согласовывается с территориальным органом управления МЧС России.

Согласованное с территориальным органом управления МЧС России ТЗ утверждается руководителем муниципального образования и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и направляется на согласование в Совет главных конструкторов автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на базе ресурса Национального центра управления в кризисных ситуациях (далее - СГК АИУС РСЧС), функционирующего на базе Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (федеральный центр науки и высоких технологий).

Таким образом, Заказчик обязан разрабатывать, согласовывать и утверждать установленным порядком Техническое задание на создание АПК «Безопасный город» с Советом главных конструкторов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

Следовательно, Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что требование о предоставлении копий экспертного заключения Совета главных конструкторов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» не направлено на ограничение количества участников закупки, а обусловлено спецификой предмета закупки.

Кроме того, Законом о закупках заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

При этом уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО «НЦИ» необоснованной и приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания заказчику.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Национальный центр информатизации» на действия заказчика при проведении конкурса в электронной форме на выполнение работ по созданию Государственной информационной системы Региональная платформа «АПК «Безопасный город» Чувашской Республики на территории пилотных муниципальных образований г. Чебоксары и г. Новочебоксарск» (изв. 32312805234) необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии "..."

 

Члены Комиссии "..."

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

2023-7694

 

 

Связанные организации

АО "ЕЭТП"
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353
АУ "Центр информационных технологий" Министерства цифрового развития информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики
ИНН 2130176633, ОГРН 1162130063501
ООО "Национальный центр информатизации"
ИНН 7703810139, ОГРН 1147746450994