Решение №05-04/5682 Установлено нарушение законодательства о защите конкуренции. от 9 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

 

Дело № 06/05-АМЗ-2019                                                                                    г. Чебоксары

                                                                                                                    

 

Резолютивная часть решения оглашена 09 августа 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме 09 августа 2019 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 06/05-АМЗ-2019 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«…»

Члены Комиссии:

«…»

 

при отсутствии на заседании Комиссии заявителя- ООО «Городская Служба Контроля»;

при отсутствии на заседании Комиссии ответчика- администрация Малобуяновского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики,

 

рассмотрев материалы дела № 06/05-АМЗ-2019, возбужденного в отношении администрации Малобуяновского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

                                                    

В Чувашское УФАС России поступило обращение ООО «Городская Служба Контроля» на действия администрации Малобуяновского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики, перенаправленное письмом Батыревского межрайонного следственного отдела от 22.02.2019 № 03-16-19 (вх. Управления от 26.02.2019 № 05-14/1121) о  нарушении антимонопольного законодательства, выраженное в нарушении при проведении торгов по строительству автомобильной дороги по улице Бараева в с. Трехизб-Шемурша в Шемуршинском районе Чувашской Республике, а также не приемке работ, незаконном изменении условий договора.

 

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 11.03.2019 № 22 возбуждено дело № 06/05-АМЗ-2019 в отношении администрации Малобуяновского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие  нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает монополистическую деятельность с целью соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

 

В Единой информационной системе (zakupki.gov.ru- № 0115300007618000006 ) размещено следующее: извещение о торгах; документация об аукционе, которая включает информационную карту; рекомендуемую форму декларации в соответствии СМП требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; описание объекта закупки (техническое задание); техническая характеристика объекта; инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе; перечень нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ; обоснование начальной (максимальной) цены контракты;  проект контракта.

Согласно информации о торгах. Дата проведения электронного аукциона: 09.07.2018.

Дата заключения муниципального контракта: 25.07.2018 г.

Объект закупки: строительство автомобильной дороги в д. Трехизб-Шемурша по ул. Бараева Шемуршинского района Чувашской Республики.

Цена контракта: 11 113 752,00 руб. (Одиннадцать миллионов сто тринадцать тысяч семьсот пятьдесят два) руб. 00 коп.

Объем выполненных работ составляет 2 559 866.00

Срок исполнения контракта: 01 ноября 2018 г.

Дата расторжения контракта: 29 ноября 2018 г.

Идентификационный код закупки: 83211702135921170100100230014211414.

   

Администрация Малобуяновского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики (далее - Заказчик) и Общество с ограниченной ответственностью «Городская Служба Контроля» (далее - Подрядчик) заключили муниципальный контракт от 25 июля 2018 года № 2 (далее контракт), срок исполнения контракта 1 ноября 2018 года.

 

1 ноября 2018 года Администрация Малобуяновского сельского поселения вручило письмо директору ООО «ГСК» «…» от 01 ноября 2018 г. № 219 с просьбой письменно дать обоснованный ответ по ходу дальнейших действий и сроку завершения работ по строительству автомобильной дороги по ул. Бараева в с. Трехизб-Шемурша Шемуршинского района.

  1 ноября 2018 года получен ответ от ООО «ГСК» о том, что работы будут выполнены в полном объеме течении 20 дней (Исх. № 57 от 01 ноября 2018 г.).           

  После истечения 20 дней Подрядчиком не были выполнены работы в полном объеме.

 

  В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона 44-ФЗ Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено Контрактом.

  Согласно пункта 8.2.6 Контракта Заказчик, представители Заказчика, строительного контроля, иных контролирующих и надзорных органов вправе принять (при необходимости) решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.

   Согласно п. 17.4 Контракта в случае задержки Подрядчиком окончания выполнения работ более чем на 5 (пять) рабочих дней по причинам, не зависящим от Заказчика, Заказчик в праве принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

   29 ноября 2018 года Заказчик воспользовался правом одностороннего отказа от исполнения контракта, так как Подрядчик своевременно не выполнил работы по Контракту.

 

  Как указывалось ранее, в Единой информационной системе (zakupki.gov.ru- № 0115300007618000006) размещено следующее: извещение о торгах; документация об аукционе, которая включает информационную карту; рекомендуемую форму декларации в соответствии СМП требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; описание объекта закупки (техническое задание); техническая характеристика объекта; инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе; перечень нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ; обоснование начальной (максимальной) цены контракты;  проект контракта.

  Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

   Перечень работ утвержден Приказом Министерства регионального развития  Российской Федерации от 30 декабря 2009года № 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".

   В соответствии со статьей 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также капитальному ремонту.

 

Строительство автомобильных дорог – это трудоемкий и длительный процесс, начинающийся  с проектирования проектной документации на строительство автомобильной дороги.

Статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

 

Согласно ч. 8 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

 

Согласно п. 4.7 СП 47.13330.2012 «Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11 -02-96», утв. Приказом Госстроя России от 10.12.2012 N 83/ГС, основные виды инженерных изысканий (инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-геотехнические, инженерно-гидрометеорологические и инженерно-экологические) выполняют раздельно или в комплексе.

Согласно  Общероссийского классификатора видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 03.08.2017) "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)  Раздел F. Строительство включает подраздел 42. Эта группировка включает в том числе:

- строительство новых сооружений, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт, дополнения и изменения, монтаж сборных конструкций на строительном участке, а также строительство временных сооружений;

- строительство таких сооружений, как автомобильные дороги, в том числе улично-дорожную сеть, искусственные сооружения на них, трамвайные пути, объекты дорожного сервиса, железные дороги, взлетно-посадочные полосы аэропортов и космодромов, водные сооружения, ирригационные системы, системы водоснабжения и сети водоотведения, промышленные предприятия, трубопроводы, линии связи и электропередач, спортивные сооружения и т.д.

 

Согласно письма ФАС  России от 09.03.2016 N АЦ/14427/16, в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Проектная документация определяет объем, содержание работ в другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации,

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87.

Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Из анализа Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости),

Таким образом, документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.

На основании вышеизложенного, при проведении закупки на выполнение строительных работ в соответствии с Законом о контрактной системе отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт) нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

 

По вопросу о размещении проектно-сметной документации при проведении закупок строительных работ в соответствии с Законом о закупках ФАС России сообщает.

Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пунктам 1, 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на Официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом, при проведении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства в соответствии с Законом о закупках проектно-сметная документация должна быть размещена в полном объеме на Официальном сайте (http://www.consultant.ru/law/hotdocs/46813.html/ © КонсультантПлюс, 1997-2017).

 

Между тем, размещенные заказчиком документы-  техническая характеристика объекта; перечень нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ; не являются проектно-сметной документацией, а представляют собой некую информацию относительно предмета торгов.

 

Согласно письма ФАС России № АЦ/14427/16 от 9 марта 2016 г. можно сделать вывод: при закупках строительных работ по Закону N 44-ФЗ в состав документации, которая размещается в единой информационной системе (ЕИС), заказчик должен включить проектно-сметную документацию (ПСД) в полном объеме. Ее отсутствие нарушает Закон N 44-ФЗ и влечет для должностного лица штраф 3 тыс. руб.

Минэкономразвития придерживается сходного мнения и указывает: отсутствие ПСД в закупочной документации может привести к тому, что участники не сформируют предложения по исполнению контракта.

В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Проектная документация определяет объем, содержание работ в другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации,

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87.

Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Из анализа Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости),

Таким образом, документация о закупке должна содержать описание выполняемых работ, требования к качеству и объему выполняемых работ.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.

На основании вышеизложенного, при проведении закупки на выполнение строительных работ в соответствии с Законом о контрактной системе отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт) нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

 

Президиум Верховного суда РФ от 27.06.2017 разъяснил, что при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в полном объеме, так как без наличия полного комплекта проектной документации участники госзакупки не имеют возможности формировать предложения, касающиеся исполнения контракта, а это значит, что заказчики нарушают требования по описанию объекта закупки (ст. 33 Закона № 44).

 

Кроме того, к размещенным закупкам отсутствуют положительные заключения экспертизы проектной документации.  Однако, это-  важнейший документ, сопровождающий процедуру официального оформления строительства на первоначальном этапе.

Проектная документация — это комплект текстовых документов, схем и картографических материалов, необходимых для определения архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических характеристик планируемого объекта строительства. Однако просто разработать проектную документацию недостаточно. Необходимо, чтобы сформированная проектная работа получила оценку специалистов. Для этого проектная документация сдается на экспертизу.

Экспертиза проектной документации (может быть проведена как государственной организацией, так и негосударственной) — это установленная законодательством совокупность исследований, проводимых в отношении разработанного проекта для определения его соответствия действующим законодательным и техническим нормам и требованиям. В ходе экспертизы могут быть выявлены:

- существенные нарушения норм действующего законодательства;

- нарушения, способные стать причиной потери прочности и разрушения конструкции;

- нарушения, потенциально опасные возможными аварийными ситуациями.

  Кроме того, необходимым и предваряющим фактическое начало строительства запланированного объекта этапом является подготовка и получение:

- проектной документации;

- положительного заключения экспертизы;

- разрешения на строительство.

   Таким образом, цель экспертизы состоит не только в выявлении допущенных при проектировании ошибок и несоответствий, но и в получении благоприятного заключения, необходимого для получения разрешения на строительство.

   По итогам проведения экспертного анализа проектной документации выдается заключение, в котором содержится один из выводов:

- Документация соответствует существующим требованиям, нормам и регламентам (такой вывод говорит о положительном заключении экспертизы проектной документации).

- Документация не соответствует необходимым требованиям и нормам (такое заключение будет отрицательным).

    Вопросы, касающиеся проведения экспертизы проектной документации, в том числе порядка оформления заключения по результатам исследований, достаточно подробно отражены в законодательстве. К нормативным актам, регулирующим эту область строительства, можно отнести:

- Градостроительный кодекс РФ;

- Постановление Правительства «Об утверждении положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации…» от 31 марта 2012 года № 272;

- Постановление Правительства «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации…» от 5 марта 2007 года № 145;

- Приказ Минстроя России «Об утверждении требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации…» от 9 декабря 2015 года № 887/пр.

 

На основании части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

 Задачей данной нормы Закона о защите конкуренции является предотвращение возможных злоупотреблений заказчиков, формирующих условия тендерной документации непосредственно под конкретного поставщика, что обычно достигается путем укрупнения лотов, в результате чего только один поставщик соответствует всем критериям тендерной документации и действительно может обеспечить поставку требуемой продукции.

 Любая конкурентная среда предполагает значимые границы и субъектный состав (пункт 1, 3, 4 и 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

 В соответствии с пунктом 17 части 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 Закон о закупках регулирует обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупах (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

 Следовательно, основной задачей законодательства является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать комплексным целям соответствующего правового регулирования.

 

Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.

 

При указанных выше обстоятельствах, участник закупки не обладает всей информации о закупке.

 

В производстве Арбитражного суда Чувашской Республики находится исковое заявление ООО «Городская Служба Контроля» к администрации Малобуяновского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики о признании незаконным одностороннего отказа от исполнения контракта, обязании исполнить установленные контрактом обязательства, взыскании задолженности (Дело № А79-54/2019).

По итогам рассмотрения, решением Арбитражного суда чувашской Республики от 25.06.2019 по делу № А79-54/2019 суд признал незаконным односторонний отказ администрации Малобуяновского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики от исполнения контракта от 25.07.2018 № 2, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Городская Служба Контроля". В своем решении суд указывает следующее. В ходе выполнения строительных работ заказчик письмом от 21.09.2018 № 191 в ответ на письмо подрядчика сообщил последнему о согласовании изменений лотков, предусмотренных проектом, на трубы железобетонные раструбные ТС 50.25-3 ГОСТ 6482-2011 с резиновыми кольцами без изменения сметной стоимости.

В ответ подрядчик направил заказчику письмо от 20.09.2018 № 35 с просьбой согласовать изменение лотков на трубы железобетонные раструбные, в связи с чем просил срочно внести изменения в проектно-сметную документацию (ПСД), представить подрядчику чертежи и смету на данные работы и заключить дополнительное соглашение. Впоследствии, при выполнении работ подрядчиком было выявлено расхождение ПСД со сводной ведомостью основных объемов работ (приложение 1 к техническому заданию контракта), о чем письмом от 08.10.2018 истец сообщил ответчику, при этом указал, что в сводной ведомости отсутствуют такие работы, которые приведут к ухудшению удерживающей способности конструкции, что приведет к разрушению трубы в будущем и, как следствие, разрушению проезжей части дорожного полотна.

Просил согласовать дополнительные работы по устройству портальных и откосных стенок. В ответном письме от 12.10.2018 № 204 заказчик указал, в целях недопущения разрушения железобетонной трубы в будущем и разрушения проезжей части дорожного полотна согласовывает работы при "Строительстве железобетонной трубы d=1,0м", отсутствующие в сводной ведомости основных объемов работ при строительстве объекта.

Одновременно с названным письмом заказчик направил подрядчику претензионное письмо от 12.10.2018 № 205 с просьбой ускорить ведение строительных работ на объекте во избежание штрафных санкций.

В возражение на данное претензионное письмо подрядчик ответил, что в соответствии с пунктом 3 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик, обнаруживший в ходе строительства, не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.

Подрядчиком разрешение на проведение работ по установке портальных и откосных стенок получено, работы выполнены. Сославшись на пункт 2 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядчик просил определить представителей заказчика для комиссионного согласования окончательных сроков выполнения работ.

Согласно части 1 статьи 753 заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.

Письмами от 22.10.2018 № 49, 24.10.2018 № 50, 29.10.2018 № 51, 01.11.2018 № 57, 08.11.2018 № 67, 23.11.2018 № 73, 30.11.2018 подрядчик просил о проведении со стороны заказчика освидетельствования выполненных работ и подписания актов о приемке выполненных работ.

29.11.2018 ответчик в комиссионном составе принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, о чем уведомил истца.

На день принятия решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта предусмотренные контрактом обязательства исполнены истцом частично.

Были выполнены работы по:

- строительству железобетонной трубы d=l,0M и устройство футляров для защиты существующего водопровода были (приняты заказчиком 12.10.2018);

- по акту о приемке выполненных работ No1/1 от 12.10.2018. на сумму 40 906 руб. 00 коп., №1/2 от 12.10.2018г. на сумму 229 084 руб. 00 коп., No1/4 от 12.10.2018г. на сумму 504 513 руб. 00 коп., No1/5 от 12.10.2018г. на сумму 303 197 руб. 00 коп., оплачены платежными поручениями No289737 от 15.10.2018г. в сумме 30 650 руб. 00 коп., № 396365 от 30.10.2018г. в сумме 1 047 050 руб. 00 коп.;

- по устройству пешеходных дорожек были (приняты заказчиком 24.10.2018 актом о приемке выполненных работ № 2 от 24.10.2018 в сумме 1 041 146 руб. 00 коп.), оплачены платежным поручением № 370861 от 25.10.2018г. в сумме 29 611 руб. 00 коп., платежным поручением №556165 от 21.11.2018г. в сумме 1 011 535 руб. 00 коп.;

- по строительству железобетонных труб d=0,5 м, на ПК4+30, ПК8+26,6, ПК10+53,5, ПК10+76,7, ПК13+98,4 (приняты заказчиком 12.11.2018 актом о приемке выполненных работ № 3 в сумме 441 020 руб. 00 коп.), оплачены платежным поручением № 497850 от 14.11.2018г. в сумме 46 069 руб. 00 коп., платежным поручением № 685373 от 07.12.2018г. в сумме 394 951 руб. 00 коп.

Кроме того истцом выполнены работы, но не принятые ответчиком:

- по устройству щебеночного покрытия щебнем М400 на съездах выполнены по акту о приемке выполненных работ No4/1 от 15.11.2018г. в сумме 186 895 руб. 00 коп.;

- по укреплению плоских днищ и откосов входных оголовков на железобетонной трубе d=0,lM выполнены по акту о приемке выполненных работ № 4/2 от 15.11.2018г. в сумме 56 796 руб. 00 коп.;

- земляные работы по устройству обочин выполнены по акту о приемке выполненных работ № 4/3 от 15.П.2018г. в сумме 144 257 руб. 00 коп.,

- работы по статье временные здания и сооружения выполнены по акту о приемке выполненных работ № 4/4 от 15.11.2018г. в сумме 38 398 руб. 00 коп.,

- работы по устройству тротуаров выполнены по акту о приемке выполненных работ № 4/5 от 15.11.2018г. в сумме - 168 527 руб. 00 коп.

Задолженность заказчика перед подрядчиком составила 257 819 руб.

Условиями контракта от 25.07.2018 установлено, что начало выполнения работ: с момента заключения контракта, а окончание выполнения работ: 01.11.2018 (пункт 6.1 контракта).

Пунктом 2 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае не предоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.

Должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора (пункт 3 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктами 1, 2 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность подрядчика осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.

Пунктом 3 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.

В соответствии с условиями контракта подрядчик обязан выполнить работы по строительству автомобильной дороги по улице Бараева в с. Трехизб -Шемурша в Шемуршинском Чувашской Республики (далее -строительство и/или Объект) в соответствии с утвержденной проектной документацией (далее -Проект), Техническим заданием (Приложение №8 к Контракту).

При этом заказчик обязан передать подрядчику необходимую документацию, по акту строительную площадку (пункты 8.1.2, 8.1.4контракта).

Как следует из материалов дела, приступив к выполнению работ, подрядчик обнаружил, что выполнение работ, указанных в Приложении № 3к контракту, невозможно без выполнения ряда работ, не предусмотренных контрактом.

В частности, в письменном обращении от 08.10.2018 № 45 к ответчику истец указал, о выявленном расхождении ПСД со сводной ведомостью основных объемов, то есть отсутствуют портальные и откосные стенки, а также работы по их устройству, отсутствие которых приведет к ухудшению удерживающей способности конструкции, что приведет к разрушению трубы в будущем и, как следствие, разрушению проезжей части дорожного полотна.

Кроме того для выполнения работ по укреплению кюветов щебневанием, асфальтобетоном, монолитным бетоном, устройству быстротоков и устройству очистных сооружений необходимо земельные участки очистить от строительного мусора, имущества, стройматериалов, не имеющих отношения к строительству дороги. В надлежащем состоянии земельные участки заказчик подрядчику не представил.

 

Решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 180 АПК РФ).

Апелляционная жалоба на вышеназванное решение суда сторонами не направлялась, соответственно, решение вступило в законную силу.

 

С учетом изложенного, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что администрацией Малобуяновского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики нарушено требование части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции  Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа выдавать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.

 

Администрация Малобуяновского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики (далее - Заказчик) и Общество с ограниченной ответственностью «Городская Служба Контроля» (далее - Подрядчик) заключен муниципальный контракт от 25 июля 2018 года № 2 (далее контракт), который по решению Арбитражного суда Чувашской Республики (Дело № А79-54/2019) не расторгнут (суд признал незаконным односторонний отказ администрации Малобуяновского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики от исполнения контракта от 25.07.2018 № 2, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Городская Служба Контроля").

Вышеизложенное свидетельствует  о возникновении обязательных правоотношений, Комиссией принято решение об отсутствии в необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49, статьями 45, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Признать действия администрации Малобуяновского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики (429170, Чувашская Республика, Шемуршинский район, д. Малое Буяново, ул. К. Маркса, 32, ИНН 2117021359, КПП 211701001, ОГРН 1052132013350)  нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии                                                                           «…»

 

Члены Комиссии                                                                                         «…»

 

 

 

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны