Решение №НВ/7747/20 Жалоба признана обоснованной. от 8 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

ООО «Гранит»

Дело № 021/06/64-1061/2020                                                  г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 05 октября 2020 года.

Решение изготовлено в полном объеме 08 октября 2020 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:

<...>;

<...>;

<...>;

в присутствии:

представителя уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам<...>

представителя заказчика – Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики —<...>

представителя заявителя ООО «Гранит» - <...>,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Гранит» (далее – ООО «Гранит», Общество, Заявитель) на положения аукционной документации заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для пищеблоков муниципальных общеобразовательных организаций (изв. № 0115200001120001684), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 28.09.2020 обратилось ООО «Гранит» с жалобой на положения аукционной документации заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона поставку оборудования для пищеблоков муниципальных общеобразовательных организаций (изв. № 0115200001120001684) (далее – Электронный аукцион).

В жалобе ООО «Гранит» указывается, что аукционная документация Заказчика не соответствует требованиям Закона о Контрактной системе в связи с тем, что Заказчиком в аукционную документацию включены требования к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие спецификации использования такого товара является нарушением положения статьи 33 Закона о контрактной системе, в частности:

  • установлены избыточные и конкретизированные требования по ряду условий к параметрам оборудования:

  • пароконвектомат - должен иметь сенсорную панель и систему самодиагностики, что в настоящее время предоставлено только у моделей пароконвектоматов Abat.;

  • котел пищеварительный, показатели по которым подходят к производителю Abat - заказчик установил требование к форме сосуда - цельнотянутая цилиндрическая диаметром не менее 650 мм, что так же ограничивает большинство производителей котлов пищеварочных, например, производящих котлы пищеварочные с формами рабочего сосуда прямоугольной или квадратной формы, не уступающих по своим функциональным и эксплуатационным свойствам указанному выше котлу пищеварочному (невозможны к поставке котлы производителей ОАО «Завод «Проммаш», Итерма и др. с объемом от 160 литров).

  • тестомес спиральный имеет ограничения по габаритным диапазонам, на основании которых к поставке возможен исключительно тестомес Abat ТМС-40НН-2Ц

  • машина посудомоечная по описанию соответствует исключительно Abat МПК-1400К. 

  • шкаф расстоечный с предъявленными требованиями к габаритным размерам соответствует исключительно Abat ШРТ-12.

На основании вышеизложенного, ООО «Гранит» просит рассмотреть жалобу по существу и выдать предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.

Представители Заказчика и уполномоченного органа нарушений законодательства о контрактной системе в своих действиях не признали, указали, что документация сформирована в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе. Просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком объявленного аукциона является Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, уполномоченным органом выступила Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.

18.09.2020 в 13 час. 49 мин. Уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115200001120001684 о проведении электронного аукциона на поставку оборудования для пищеблоков муниципальных общеобразовательных организаций, с начальной (максимальной) ценой контракта 142 872 176,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещена аукционная документация.

На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

В соответствии с извещением о проведении аукциона, объектом закупки является: поставка оборудования для пищеблоков муниципальных общеобразовательных организаций.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, заказчиком в документации о закупке устанавливаются функциональные, технические и качественные характеристики поставляемого товара или товара, используемого для выполнения работы или оказания услуги по контракту, в том числе соответствие указанных характеристик требованиям, предусмотренным техническими регламентами и стандартами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации.

Исходя из положений Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации), указанный Закон регулирует отношения в сфере стандартизации, возникающие при разработке документов по стандартизации, в которых указываются общие характеристики объекта стандартизации (продукции), а также правила и общие принципы в отношении такой продукции.

Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), указанный Закон регулирует отношения, возникающие при разработке и применении обязательных требований к продукции, процессам производства работ, оказанию услуг.

Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара устанавливаются государственными стандартами (далее - ГОСТ).

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Данным правилом призвано упорядочить информацию о закупке, установить однозначно понимаемую и непротиворечивую информацию и тем самым обеспечить взаимопонимание между Заказчиком и участниками закупки (поставщиками), контролирующими органами и другими субъектами экономической деятельности, применяющими нормативные документы.

Пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

Таким образом, Заказчик вправе определить в своей заявке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, поскольку потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.

Следовательно, при формировании технического задания Заказчику, в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению характеристик, услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Вместе с тем, Заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом излагать требования к заявленным товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товаров именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Таким образом, Заказчик формирует объект закупки в соответствии с собственными нуждами, при этом руководствуясь требованиями Закона о контрактной системе. При этом, описание функциональных, технических и качественных характеристик товара не должно содержать излишних требований, двусмысленных толкований, противоречий, недостоверных и несуществующих характеристик.

Объектом объявленной закупки является поставка оборудования для пищеблоков.

Пунктом 2 раздела 1 Технического задания аукционной документации (2. Требования к техническим, функциональным характеристикам поставляемого товара) установлены, требования к пароконвектомату в комплекте:

Материал корпуса - нержавеющая сталь

Тип парообразования - бойлер

Номинальная потребляемая мощность - не менее 12,5 кВт

Наличие панель управления на русском языке

Номинальное напряжение - 400 В

Максимальная температура внутри камеры не менее 270 С

Тип гастроемкостей - GN 1/1

Количество устанавливаемых гастроемкостей - не менее 10 штук

Количество воздушных ТЭНов - не менее 3 штук

Режим работы "Низкотемпературный пар" – наличие

Режим работы "Разогрев" – наличие

Режим работы "Регенерация" – наличие

Режим работы "Охлаждение" – наличие

Режим работы "Расстойка" – наличие

Режим многоуровневого приготовления с возможностью выставления таймера для каждого уровня – наличие

Количество скоростей вращения вентилятора - не менее 5

Реверс вентилятора – наличие

Количество встроенных программ приготовления, шт - не менее 120

Количество собственных программ приготовления, шт - не менее 360

Тип панели управления – электронная сенсорная панель

Система охлаждения слива – наличие

Вентилируемая дверца с двойным остеклением – наличие

Двухходовый механизм открывания двери – наличие

Система самодиагностики – наличие

Разъем USB для записи данных – наличие

Полуавтоматическая мойка с применением режима "Пар" - наличие Автоматическая мойка – наличие

Количество режимов автоматической мойки, шт - не менее 3

Душ – наличие

Степень защиты камеры от проникновения влаги – не ниже IPX5

Освещенность в камере пароконвектомата, ЛК - не менее 300

Таймер - до 10 ч;

Регулируемые ножки – Наличие

Глубина, мм - не более 800; Ширина, мм - не более 840; Высота, мм - не более 1055

Комплектация:

1. Подставка под пароконвектомат:

Материал - нержавеющая аустенитная сталь; Размер вмещаемых гастроемкостей - GN 1/1; Количество вмещаемых гастроемкостей, шт - не менее 10; Допустимая нагрузка на столешницу, кг - не менее 200; Длина, мм - не более 840; Ширина, мм - не более 700; Высота, мм - не менее 600 и не более 700.

2. Гастроемкость – не менее 2 штук:

Тип гастроемкости - GN 1/1. Глубина, мм – не менее 20; Материал - нержавеющая сталь; Толщина стали, мм - не менее 0,8.

3. Гастроемкость – не менее 10 штук:

Тип гастроемкости - GN 1/1; Глубина, мм – не менее 40; Материал - нержавеющая сталь; Толщина стали, мм - не менее 0,8.

4. Гастроемкость – не менее 2 штук: Тип гастроемкости - GN 1/1; Глубина, мм – не менее 65; Материал - нержавеющая сталь; Толщина стали, мм - не менее 0,8;

Год выпуска (изготовления) не ранее 2019 года

Техническим заданием аукционной документации установлены, требования к Котлу пищеварочному электрическому:

Номинальный объём котла, л. - Не менее 160

Номинальная потребляемая мощность, кВт. - Не менее 18

Номинальное напряжение, В – 400

Частота тока, Гц – 50

Количество ТЭН-ов, шт. - Не менее 6

Время разогрева воды в варочном котле с 20 ℃ до 95 ℃, мин - Не более 60

Давление в пароводяной «рубашке», кПа (кгс/см2) - Не более 60(0,6)

Объём заливаемой воды в пароводяную «рубашку», л - не более 12

На столешнице должно иметься отверстие для отвода жидкости, попадающей на столешницу

Режим работы, шт - Не менее 3

Материал корпуса и чаши - Нержавеющая аустенитная сталь

Форма сосуда - Для исключения скапливания в углах пищевых отходов, а также для удобства санитарной обработки, сосуд должен иметь цельнотянутую форму.

Регулируемые по высоте ножки – Наличие

Длина, мм - Не менее 840 и не более 1000; Ширина, мм - Не менее 1000 и не более 1050; Высота, мм - Не более 900

Год выпуска (изготовления) не ранее 2019 года

 

Проанализировав требования к товарам, установленным Заказчиком, Комиссия отмечает, что требования Заказчика установлены не в соответствии с ГОСТ. Вместе с тем, следует отметить, что обоснование необходимости установленных требований к товарам в аукционной документации не содержится.

При этом исходя из принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленное пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системы требование об объективном описании объекта закупки не может сводиться к формальному воспроизведению заказчиком в документации о закупке объективно существующих (возможных) показателей товара, а должно быть мотивированным, основанным на реальных, необходимых при выполнении соответствующих государственных или муниципальных функций, потребностях заказчика, которые заказчик в силу возложенной на него обязанности объективного описания объекта закупки, должен быть готов обосновать. При этом объективное описание объекта закупки не должно затруднять (исключать) возможность однозначного восприятия соответствующего требования потенциальными участниками закупки, а также возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях.

При рассмотрении жалобы представитель Заказчика не отрицал, что данные требования по описанию объекта закупки соответствуют продукции Abat, так как только она есть в реестре промышленной продукции. В прошлом году Заказчиком была осуществлена закупка данной продукции и она зарекомендовала себя с положительной стороны.

Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заказчика не опроверг доводы Заявителя, а также не представил доказательств возможности поставки товаров, входящих в предмет закупки, с указанными в документации характеристиками, иного производителя.

Кроме того, при рассмотрении дела, Комиссией установлено, что на участие в закупке № 0115200001120001684 была подана 1 заявка.

 

Учитывая изложенное, заслушав пояснения представителей Заказчика, Уполномоченного орган, Заявителя, Комиссия признает жалобу ООО «Гранит» основанным, а в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

 

В целях устранения выявленных нарушений Чувашское УФАС России считает необходимым выдать Заказчику предписание.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Гранит» на положения аукционной документации заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона поставку оборудования для пищеблоков муниципальных общеобразовательных организаций (изв. № 0115200001120001684) обоснованной.

    1. Признать в действиях заказчика Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для пищеблоков муниципальных общеобразовательных организаций (изв. № 0115200001120001684) нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать заказчику Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики по Чувашской Республике – Чувашии предписание об устранении выявленного нарушения.

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии                                                                   <...>

 

                                                                                              <...>

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны