Решение №А79-13254/2018 Судебное решение. от 4 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

«04» июня 2019 года                                                 Дело № А79-13254/2018

 

Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2019.

Полный текст постановления изготовлен 04.06.2019.

 

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВИП-технологии» на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.03.2019 по делу № А79-13254/2018,

принятое судьей Щетинкиным А.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВИП-технологии» о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии от 20.11.2018 № 288-К-2018,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - казенного учреждения Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, общества с ограниченной ответственностью «РТС-тендер», Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике, публичного акционерного общества «Ростелеком», Министерства внутренних дел по Чувашской Республике.

 

В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «ВИП-технологии» – Егоров В.Ю. – директор, на основании протокола общего собрания учредителей от 16.07.2016 № 3.

 

 

Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

 

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью «ВИП-технологии», Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

 

Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (далее – Госслужба) 31.10.2018 в 14 час. 51 мин. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115200001118003372 о проведении электронного аукциона на предоставление услуг связи по передаче информации по проводным телекоммуникационным сетям стационарных комплексов автоматической фотофиксации нарушений ПДД РФ, с начальной (максимальной) ценой контракта 6 301 200 руб. Одновременно размещена документация об электронном аукционе. Заказчиком, осуществляющим закупку, выступило казенное учреждение Чувашской Республики «Управление автомобильных дорог Чувашской Республики» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее – Учреждение, заказчик).

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее – Управление, антимонопольный орган) 09.11.2018 обратилось общество с ограниченной ответственностью «ВИП-технологии» (далее – Общество) с жалобой на положения аукционной документации заказчика - Учреждения, уполномоченного органа -  Госслужбы при проведении электронного аукциона на предоставление услуг связи по передаче информации по проводным телекоммуникационным сетям стационарных комплексов автоматической фотофиксации нарушений ПДД РФ (извещение № 0115200001118003372).

В жалобе Общество сообщало, что положения аукционной документации не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе по следующим основаниям: пункты 2.1 и 2.2 Технического задания аукционной документации содержат избыточное требование в части выполнения лицензионных требований в полном объеме; требование об оказании услуг путем передачи данных по оптоволоконным линиям связи ограничивает потенциальный круг участников закупки, поскольку услуга передачи данных может оказываться, в том числе по радиоканалам.

Антимонопольный орган пришел к выводам о необоснованности доводов Общества на положения аукционной документации заказчика - Учреждения, уполномоченного органа - Госслужбы при проведении электронною аукциона на предоставление услуг связи по передаче информации по проводным телекоммуникационным сетям стационарных комплексов автоматической фотофиксации нарушений ПДД РФ (извещение  № 0115200001118003372).

Решением от 20.11.2018 по делу № 288-К-2018 комиссия Управления признала жалобу Общества необоснованной.

Общество не согласилось с решением антимонопольного органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления от 20.11.2018 № 288-К-2018.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Учреждение, Госслужба, общество с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» (далее – ООО «РТС-тендер»), Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике, публичное акционерное общество «Ростелеком» (далее - ПАО «Ростелеком»), Министерство внутренних дел по Чувашской Республике (далее – Министерство).

 Решением от 04.03.2019 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в удовлетворении заявленного требования отказал.

Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.

По утверждению заявителя жалобы, в закупочную документацию внесены избыточные требования к участнику закупки, не входящие в компетенцию ни государственного заказчика, ни уполномоченного органа, а именно выполнение лицензионных требований в полном объеме (пункты 2.1, 2.2 аукционной документации).

Общество считает, что определение способа передачи данных по оптоволоконным линиям связи ограничивает конкуренцию среди операторов связи, имеющих возможность участвовать в аукционе, поскольку создает возможность для участия в аукционе только тем операторам связи, которые обладают проводными телекоммуникационными сетями (оптоволоконные линии связи), в частности ПАО «Ростелеком».

Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Учреждения, Госслужбы, ООО «РТС-тендер», Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике, ПАО «Ростелеком», Министерства.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки установлен главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» определено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд. Федеральная антимонопольная служба осуществляет указанную деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено,  что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе  вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе  заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;

3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона (часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе).

Требования ко второй части заявки установлены пунктом 10.1 Информационной карты Общей части документации о рассматриваемом  электронном аукционе.

Так, во второй части заявки необходимо представить, в том числе  документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, или копии этих документов: лицензия на оказание услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, действующей на территории оказания услуг; лицензия на оказание телематических услуг связи, действующей на территории оказания услуг.

Согласно пункту 2.1 Технического задания аукционной документации для оказания услуг победителю закупки необходимо наличие лицензии на предоставление «услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации», действующей на территории оказания услуг, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, выполнение лицензионных требований в полном объеме.

Пунктом 2.2 Технического задания аукционной документации установлена необходимость наличия лицензии на предоставление  телематических услуг связи, действующей на территории оказания услуг, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, выполнения лицензионных требований в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон о связи) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи

При этом положения, установленные разделом 3 «Условия предоставления услуг связи» Технического задания аукционной документации, не содержат в себе перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации или перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи, следовательно,   установленные   Заказчиком  требования  не   имеют  под  собой оснований для проведения контроля за исполнением лицензионных требований при исполнении контракта.

Общество считает, что в пунктах 2.1, 2.2 Технического задания установлены избыточные требования - выполнение лицензионных требований в полном объеме, что привело к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, повлекших сокращение их количества.

Между тем условие о выполнении лицензионных требований в полном объеме указывает на необходимость соблюдения действующего законодательства, а именно - соблюдение требований лицензий на услуги связи на стадии исполнения контракта. При этом требования относятся только к стадии исполнения контракта и не влияют на возможность потенциального участника принять участие в закупке.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе  конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В пункты 2.1 и 2.2 Технического задания включены требования по специальной правоспособности потенциального участника - наличие лицензии, что не могло привести к необоснованному ограничению числа участников закупки.

По мнению Общества, условие, изложенное в пункте 3.9 Технического задания, относительно способа передачи данных по оптоволоконным линиям связи и в наименовании объекта закупки - по проводным телекоммуникационным сетям ограничивает круг лиц, способных оказать услуги по передаче данных, и устанавливает избыточные требования к участнику закупки.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе  документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 3.9 Технического задания документации об электронном аукционе передача данных осуществляется по цифровому каналу связи (по оптоволоконным линиям связи), организованного с использованием технологии широкополосного доступа, с даты предоставления услуг.

Учреждение в разделе 1 Технического задания разъяснил специфику оказываемых услуг, в соответствии с которой предоставление услуг связи необходимо для передачи информации со стационарных комплексов автоматической фото-видеофиксации дорожного движения Российской Федерации «АвтоУраган», «Азимут», «VokordTraffic», «Кордон-М», «ТРАФИК-СКАНЕР-СМ», «ТРАФИК-СКАНЕР-К», «Поток-ПДД», «Кречет-С», «СКАТ», «Арена» в узел связи, расположенный в здании Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике.

В данном случае требование об осуществлении передачи данных по цифровому каналу связи (по оптоволоконным линиям связи) установлено в связи с тем, что передача информации подобным образом наиболее удобна для заказчика, что подтверждается письмами Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике.

Исходя из смысла части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Таким образом, Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к услуге, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.

Установление Заказчиком требования к способу передачи данных не нарушает правил описания объекта закупки, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе, поскольку включает требования исходя из своей хозяйственной необходимости, не ограничивая при этом участников закупки.

Суд первой инстанции обоснованно отметил, что у заказчика отсутствует обязанность описывать предмет закупки таким образом, чтобы угодить всем имеющимся на рынке поставщикам (подрядчикам, исполнителям).

При таких обстоятельствах Управление правомерно признало жалобу Общества на положения аукционной документации необоснованной.

Кроме того, как следует из материалов дела, согласно сведениям реестра контрактов Единой информационной системы в сфере закупок (№ реестровой записи 2213002412618000111), 03.12.2018 между заказчиком и ПАО «Ростелеком» заключен контракт № 20 на предоставление услуг связи по передаче информации по проводным телекоммуникационным сетям стационарных комплексов автоматической фотофиксации нарушений ПДД РФ.

Тем самым заявленные требования Общества не приведут к восстановлению его прав и законных интересов.

Вопрос законности отказа Обществу в принятии обеспечительных мер при рассмотрении настоящей апелляционной жалобы не подлежит разрешению.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении требования о признании недействительным решения Управления от 20.11.2018 № 288-К-2018.

Апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество. Излишне уплаченная по платежному поручению от 11.03.2019 № 65 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.03.2019 по делу № А79-13254/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВИП-технологии» – без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ВИП-технологии» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 11.03.2019 № 65.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

 

 

Председательствующий судья                                    А.М. Гущина

 

Судьи                                                                                 М.Б. Белышкова

 

                                                                                            Т.В. Москвичева

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны